Риенци Крус
Риенци Крус | |
---|---|
Рожденный | Галле , Шри-Ланка | 17 октября 1925 г.
Умер | 8 сентября 2017 г. | ( 91 год
Национальность | Канадский |
Риенци Крус (17 октября 1925 — 8 сентября 2017) — канадский поэт. Крус родился в Галле , Цейлон (ныне Шри-Ланка ), иммигрировал в Торонто , Канада, в 1965 году и вскоре после этого начал публиковать стихи. Хотя его поэзия затрагивает широкий спектр человеческого опыта, Крус наиболее известен своими стихами, освещающими его опыт иммиграции, миграции и отчуждения в изгнании . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]В детстве семья Круса переехала в Коломбо , где он учился в средней школе при колледжах Св. Иосифа и Св. Петра. Образование Круса давалось на английском языке, и он познакомился со многими канонами западной литературы, включая Шекспира, Мильтона и Дилана Томаса (с которым его иногда сравнивают), что позже повлияло на его творчество. Тем не менее, в его стихах Шри-Ланка упоминается как место воспоминаний и тоски, буддизм в «Карме» и других стихотворениях, звуки барабана рабана и классический шри-ланкийский танец, хотя, как он сказал в интервью 2014 года, его работы «не книга путешествий». Его католическое воспитание также сильно повлияло на его поэзию, особенно «Игры с божественным». [2]
Образование и трудоустройство
[ редактировать ]Крус получил степень бакалавра искусств по истории в Университете Коломбо в 1948 году. В 1951 году Крус отправился в Англию, чтобы изучать библиотечное дело в Школе библиотечного дела и архивов Лондонского университета в качестве стипендиата плана Коломбо . После возвращения из Англии Крус работал в Центральном банке Цейлона главным справочным библиотекарем до тех пор, пока не иммигрировал в Канаду в 1965 году. По прибытии Крус получил степень бакалавра библиотечного дела в Университете Торонто , а затем получил степень магистра искусств в области истории в Университете Торонто. Университет Ватерлоо . Он оставался в Университете Ватерлоо до 1993 года в качестве старшего библиотекаря по разработке справочных материалов и коллекций. Его библиотечная работа сильно повлияла на его научно-популярные публикации. [2] [3]
Раннее литературное творчество
[ редактировать ]Крус начал свою литературную карьеру как рассказчик для своих троих детей. В Шри-Ланке он написал «Бумпис, волшебный слон», в котором Канада изображена как убежище. Челва Канаганаякам описывает эту раннюю историю как «пророческую», поскольку она предвещает его более поздний опыт иммиграции и изгнания. [4]
После прибытия в Канаду Крус был вдохновлен продолжать писать Ирвингом Лейтоном , затем опубликовал свои первые стихи в нескольких литературных журналах и журналах, таких как The Fiddlehead , The Malahat Review и Canadian Forum . [5]
«Плоть и шип» , вышедший в печать в 1974 году с рисунками пером и тушью Вирджила Бёрнетта , является первым опубликованным сборником стихов Крусса. Хотя большая часть работ Крус описывается как автобиографическая, именно «Плоть и шип» больше всего перекликается с личной жизнью Крус.
«Слон и лед» , второй сборник стихов Круса, был опубликован в 1980 году и переиздан ограниченным тиражом в 2005 году в 500 пронумерованных и подписанных экземпляров. Чаще всего его использовали для изучения сравнений Крусом Канады и Шри-Ланки. Работы Круса полны двойственностей, наиболее очевидными из которых являются его «переговоры» по Канаде и Шри-Ланке и его позиция по отношению к каждой стране. Даже название этой книги двоично : «Слон» означает Шри-Ланку, а «Лед» — Канаду. [6] Критик Арун Мукерджи пишет в эссе «Песни иммигранта», что бинарные файлы Крусса показывают, что он разделен в своей лояльности и что он использует свое шри-ланкийское прошлое, чтобы «тщательно изучить свою жизнь в Канаде». [7] Как постколониальный поэт, Крус задается вопросом об обеих родинах, Шри-Ланке и Канаде, но мало упоминает о своем студенческом пребывании в Англии.
Позже литературное творчество
[ редактировать ]Крус опубликовал еще несколько томов стихов: «Пение против ветра» (1985, переиздание в 2005 году), «Время любви» (1986), «Все еще близко к ворону» (1989, переиздание в 2008 году), «Дождь не идет». «Знай меня больше» (1992), «Блаженство льда» (1995; переиздано в 2008 году) и «Инсургентный дождь: избранные стихи 1974–1996» (1997) перед публикацией «Владыка горы: Стихи сардиэля» (1999), «Любовь там, где ночи зеленые». (2007), «Теперь достаточно быть смертным» (2009), «Не говорите мне, что я не слон» (2012), «Как танцевать в этом разреженном воздухе» (2017). Рукопись новых и неопубликованных стихов «В сумерках моих костей» ожидает публикации.
«Повелитель горы» — аномалия среди произведений Крусса, смешанное по жанру (проза и поэзия) произведение о жизни, суде и смерти шри-ланкийского Робин Гуда Сардиэля . Сардиэль был известным шри-ланкийским бандитом середины девятнадцатого века, который грабил богатых, чтобы помочь бедным. Он был схвачен и повешен в 1864 году. Сардиэля обычно почитают в Шри-Ланке как национального героя; О нем написано много рассказов и статей, и он является любимой историей шри-ланкийских детей. [8] [9]
Как и в популярных историях, рассказанных о Сардиэле, Крус первоначально прославляет Сардиэля в «Повелителе горы» , написав о Сардиэле как о «защитнике проигравших» и показывая, как Сардиэль возмущался и сопротивлялся оккупации колониальных британцев. В «Некрологе Накоти Четтиара», где «тело одного из самых богатых торговцев города было найдено в жестоко изуродованном состоянии у подножия огромного дерева бо недалеко от буддийского храма», и в «Бланке белого араба» где «один, два, три раза зазубренный клинок [Сардиэля] вспыхивает и находит свою цель» в теле арабского торговца лошадьми, однако Крус усложняет характер Сардиэля, раскрывая также его аморальную сторону: Крус изображает некоторые подвиги Сардиэля как не обязательно ради общего блага. [10] Например, когда в стихотворении «Какой путь?» Сардиэль начинает сомневаться в благородстве своих преступлений, [11] у читателя тоже есть основания сомневаться в добродетели Сардиэля в его действиях как преступника и после поимки. Крус также подчеркнул обращение Сардиэля из буддизма в христианство после его пленения в «Повелителе горы» . Этот исторический факт подчеркивает дихотомию в этой работе и заставляет читателей критически задуматься о сложных мотивах принятия христианства шри-ланкийцами в условиях колониального правления. В частной переписке Крус назвал обращение Сардиэля «мужественным». [8] Как и в «Собрании сочинений Билли Кида» Ондатже, симпатии читателей изначально привязаны к бандиту как главному герою, но позже их подвергают сомнению, не обязательно привязываясь к антагонисту.
Научно-популярная работа
[ редактировать ]Крус также опубликовал несколько научно-популярных книг, среди которых следует отметить книгу « Ральф Нейдер: библиография, 1960–1982» , опубликованную в то время (первое издание, 1973 г.), когда Ральфа Нейдера взгляды против торжествующего потребительства получали понимание среди общественности.
Критический прием
[ редактировать ]После того, как Крус отправил Ирвингу Лейтону несколько произведений, когда он только начал писать, Лейтон сказал о них: «Стихи действительно очень хороши». [12] В «Темных антонимах и раю» , наиболее полной на сегодняшний день книге о творчестве Круса, [ когда? ] Челва Канаганаякам показал, что Крус вполне законно использует темы иммиграции и отчуждения. [13] Работы Круса появляются на сингальском и английском языках в Шри-Ланке, в переводе на французский язык в «Ce qu'Ile dit» и в книге МакГроу-Хилла «Конструирование смысла: навыки понимания современных текстов». Как шри-ланкийский писатель в Канаде, некоторые [ ВОЗ? ] сравнил бы его с Майклом Ондатже .
Дальнейшее чтение и архивы
[ редактировать ]- Канаганаякам, Челва. Темные антонимы и рай: Поэзия Риенци Круша . Торонто: ЦАР, 1997.
- Публикации ЦАР [14]
- Архив Риенци Крус в Университете Ватерлоо [15]
Работает
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Плоть и шип . Стратфорд, Онтарио: Pasdeloup Press, 1974.
- Слон и лед . Эрин, Онтарио: Перо Дикобраза, 1980.
- Пение против ветра . Эрин, Онтарио: Перо Дикобраза, 1985.
- Время для любви . Торонто: ЦАР, 1986.
- Все еще близко к Ворону . Торонто: ЦАР, 1989.
- Дождь меня больше не знает . Торонто: ЦАР, 1992.
- Блаженства льда . Торонто: ЦАР, 1995.
- Повелитель горы: Стихи Сардиэля . Торонто: ЦАР, 1999.
- Игра с Божественным . Торонто: ЦАР, 2003.
- Любовь «Там, где ночи зеленые» . Стратфорд: Pasdeloup Press, 2007.
- Достаточно быть смертным сейчас». Торонто, ЦАР, 2009.
- Не говорите мне, что я не слон . Ватерлоо: Издательство Элвина Хилла, 2012.
- «Как танцевать в этом разреженном воздухе». Торонто: Дом Мавензи (ЦАР), 2017 г.
Научная литература
[ редактировать ]- Бизнес: руководство по выбору справочных источников . Ватерлоо, Онтарио: Библиотека Университета Ватерлоо, 1978.
- Ральф Надер: библиография, 1960–1982 гг . 2-е издание. Ватерлоо, Онтарио: Библиотека Университета Ватерлоо, 1982.
- «Памяти Майкла Чарльза Круза, Некролог, 9 августа 1959 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Риенци Уинстон Джеральд Крус» . Похоронное бюро Генри Уолзера . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкберн, Ди Ган (2002). Гуйю Хуан (ред.). Азиатско-американские поэты: биобиблиографический критический справочник . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 89. ИСБН 0-313-31809-3 .
- ^ Камбурели, Смаро (1996). Изменение ситуации: канадская мультикультурная литература . Торонто: Издательство Оксфордского университета. стр. 86 . ISBN 0-19-541078-5 .
- ^ Канаганаякам, Челва (1997). Темные антонимы и рай: поэзия Риенци Круша . Торонто: ЦАРЬ. стр. 62 . ISBN 0-920661-68-8 .
- ^ Канаганаякам, Челва (1997). Темные антонимы и рай: поэзия Риенци Круша . Торонто: ЦАРЬ. стр. 15 . ISBN 0-920661-68-8 .
- ^ Канаганаякам, Челва (1997). Темные антонимы и рай: Поэзия Риенци Круша . Торонто: ЦАРЬ. стр. 30 . ISBN 0-920661-68-8 .
- ^ Мукерджи, Арун (1986–87). «Песни иммигранта: Поэзия Риенци Крус». Токи . 4 : 19–21.
- ^ Перейти обратно: а б Крус, Риенци. «Почему бандит Сардиэль». Неопубликованный документ .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Фернандо, WTA Лесли (5 мая 2002 г.). «Сарадиэль – Робин Гуд Шри-Ланки». Воскресный обозреватель.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Канаганаякам, Челва (1997). Темные антонимы и рай: поэзия Риенци Круша . Торонто: ЦАРЬ. стр. 65 . ISBN 0-920661-68-8 .
- ^ Крус, Риенци (1999). Повелитель горы: стихи сардиэлей . Торонто: ЦАРЬ. ISBN 0-920661-82-3 .
- ^ Парамешваран, Ума (1992). «Поющая метафора: Поэзия Риенци Крус». Канадская литература (132): 146.
- ^ Канаганаякам, Челва (1997). Темные антонимы и рай: Поэзия Риенци Крус . Торонто: ЦАРЬ. ISBN 0-920661-68-8 .
- ^ «TSAR Publications — Издательство Канады и мира» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 6 июня 2011 г.
- ^ «Библиотека UW — фонды Риенци Круша» . www.lib.uwaterloo.ca . Архивировано из оригинала 21 мая 2000 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Фонд Риенци Круша» . База данных архивов . Специальные коллекции и архивы Университета Ватерлоо . Проверено 17 мая 2024 г.