Жилой комплекс Чанов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2017 г. ) |
на Жилые комплексы Чанов окраине Моста в Усти-над-Лабемском крае были построены чехословацкими коммунистическими властями в конце 1970-х годов как средство размещения большей части цыганского населения, проживавшего в старом королевском городе Мост. Город был снесен в 1970-х и 1980-х годах для добычи залежей бурого угля , лежащих под ним. Реконструкция города и необходимость переселения цыганского населения дали коммунистическим властям возможность попытаться «превратить всех жителей в продуктивных и современных социалистических граждан». Коммунисты считали, что переселение цыган в современное жилье положит конец поведению, которое коммунисты считали нецивилизованным, и решит «цыганскую проблему». [ 1 ]
Жилой комплекс Чанов в наши дни воспринимается многими чехами как один из худших примеров геттоизации чешского цыганского населения и описывается как «жилой комплекс ужаса», «гигиеническая бомба замедленного действия», «черное пятно» и «чешский дом». Бронкс». [ 2 ]
Расположение
[ редактировать ]Жилой комплекс расположен не в самой деревне Чанов в муниципалитете Обрнице , а рядом с деревней в Мосте .
Цыгане в старом городе Моста
[ редактировать ]Социологическое исследование цыганского населения старого города Моста было опубликовано в 1975 году и во многом основано на результатах исследования, проведенного в 1972 году. Описание цыган, полученное в этом исследовании, легло в основу решения коммунистических властей о переселении. Цыганские семьи, когда город был полностью снесен. [ 2 ] Это социологическое исследование было проведено по заказу городских и районных национальных комитетов Моста и написано командой, состоящей, в частности, из сотрудников Института марксизма-ленинизма в Усти-над-Лабем и Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии . рецензентом исследования был представитель Института марксизма и ленинизма Чешского технического университета в Праге . [ 3 ] По мнению историков, опубликованное исследование выявило «абсолютное невежество» авторов относительно социокультурного строя, традиций и современных проблем цыганского населения, а их взгляды и выводы просто отражали верность марксистско-ленинской идеологии коммунистического режима. в годы «нормализации». [ 3 ] Управление документации и расследования преступлений коммунизма в отчете использовало псевдонауку для оправдания намерения государства построить цыганский жилой комплекс. [ 3 ]
Однако, несмотря на сомнительную методологию, использованную в отчете, некоторые его выводы оказались верными. Исследование установило, что около 80% цыган, живших в Мосте в 1970-е годы, переехали туда из бедных таборов в Словакии в поисках работы и жилья в конце 1940-х и 1950-х годах, что противоречит представлению о том, что цыгане вели постоянно кочевой образ жизни. Коммунистические власти сочли это положительным выводом, поскольку это повышало вероятность того, что цыганское население будет готово пустить корни в «легко контролируемых городских условиях». [ 1 ] Согласно отчету 1975 года, в отличие от других районов Чехословакии, цыгане в регионе Моста были сконцентрированы в городах, и большая часть тех, кто проживал в Мосте, относились к цыганам категории II и категории III. Эти категории были созданы правительством в 1968 году в результате национального обследования, проведенного в 1965 году среди чехословацких цыган и условий их жизни. Это выделило три категории цыган в зависимости от того, насколько они усвоили более широкие социальные нормы и привычки: [ 1 ]
- Категория I: Цыгане (термин, использованный в отчете), которые больше не живут в цыганских центрах, прочно утвердились среди населения в целом, соблюдают базовые стандарты гигиены и пытаются адаптироваться к своему окружению, жилью, рабочей силе, одежде, и ведение домашнего хозяйства, но которым необходимо закрепить эти привычки;
- Категория II: Те, кто пытается включиться в рабочий процесс, приобретает квартиру, учится гигиеническим привычкам и находится на пути избавления от своего цыганского образа жизни. Семьи этой группы в основном проживают в цыганских центрах и пригодны для планового расселения;
- Категория III: Самая отсталая часть цыганского населения, ведущая типичный цыганский образ жизни в цыганских центрах, не имела никакого интереса к выходу из этой среды и работала совершенно бессистемно, если вообще работала. Менее вежливо цыган III категории также «описывали как «рецидивистов, слабоумных, алкоголиков», преступников, безработных или незаинтересованных в работе», и которые «преобладали в районе Мост». [ 1 ]
Одним из главных стимулов для их переезда на промышленный север Богемии из Словакии был лучший доступ к лучшему жилью. Поэтому они пытались улучшить свой уровень жизни, однако приобретаемые мигрантами квартиры были самого низкого качества – в основном это были самые старые и ветхие квартиры в историческом центре старого Моста. Однако сами цыгане в основном были довольны этими квартирами и считали их подходящими, так как расположение давало больше возможностей, чем они привыкли, с точки зрения коммунальных услуг и транспорта, парков, магазинов и других удобств. У них также был очень низкий уровень арендной платы, максимум 150 чешских крон. Это было низко по сравнению со средним семейным доходом в 1 500–2 500 чешских крон в месяц, а четверть всех цыганских семей зарабатывали более 3 701 чешских крон в месяц. [ 2 ]
Исследователи в 1972 году также сосредоточили внимание на жилищной культуре местных цыган и, в частности, на визуальном представлении их квартир. Это свидетельствовало о том, что хотя большинство из них проживало в квартирах в плохом состоянии, две трети имели хорошо оборудованные и ухоженные помещения. В каждой квартире обычно проживало шесть и более человек, что не соответствовало стереотипу о цыганах, живущих гораздо большими семьями. Их квартиры были хорошо меблированы и обслуживались, и они ожидали, что любая новая квартира, предложенная им взамен, будет так же хорошо оборудована.
Согласно ответам самих цыган на опрос 1972 года, они не проживали в старом городе изолированной группой, а были рассредоточены по городу. Отношения с белым населением и между самими цыганами были теплыми. Ситуация только ухудшилась в результате концентрации городских властей цыганских семей на нескольких улицах по мере продолжения сноса старого города.
Формальное образование играло второстепенную роль в традиционной цыганской культуре, как и в старом Мосте. По данным исследования 1972 года, более 90% не имели образования или имели неполное начальное образование. Только 5% успешно закончили начальную школу. Столь низкая квалификация отразилась на характере их занятости. Почти все респонденты, которые были кормильцами или главой домохозяйства, отнесли себя к разнорабочим, а остальные - к пенсионерам или домохозяйкам. Работающие цыгане в основном работали на местных угольных шахтах, химическом заводе в Залужи или технических службах города Моста.
Проблема переселения цыганских семей из старого Моста
[ редактировать ]В 1960-е годы цыганское и нецыганское население в основном без проблем сосуществовало. Однако в связи с предстоящим сносом старого Моста Районный национальный комитет ( чеш . Okresní národní výbor ) в Мосте принял решение (на основании «Постановления правительства № 502/65»), которое издало инструкцию о приоритетах решения проблемы жизни цыганского населения) установить график достижения следующих целей: [ 2 ]
- роспуск нежелательных цыганских центров
- план неотложных требований по исправлению гигиенических привычек и других недостатков в цыганских центрах
- план комплексного решения цыганского вопроса в области образования, социального обеспечения и здравоохранения
- план расселения цыганского населения по уезду и Северочешскому краю.
Дополнительная резолюция № 180/64 подтвердила постепенный снос старого Моста. Таким образом, «цыганская проблема» стала заметной проблемой, требующей немедленного внимания местных властей. С 1965 года власти начали переселять цыганское население во вновь построенные части Моста, и старый город постепенно обезлюдел. Однако там осталось значительное количество цыган, а другие цыганские семьи из окрестных деревень были переселены туда, поскольку их дома были снесены, чтобы освободить место для горнодобывающих работ. Таким образом, 170 семей были сосредоточены в последней оставшейся части старого Моста перед дальнейшим переселением.
Были рассмотрены четыре основных варианта переселения оставшихся семей из Старого Моста (известного как «цыганская проблема»):
- Расселение семей по существующим жилым домам
- Строительство нетипового ОИП в районе
- Строительство нетипичного отдельно стоящего жилого комплекса внутри города
- Строительство типового отдельно стоящего жилого комплекса в черте города
Первый вариант использовался только для цыган «Категории I», которые были расселены вместе с большинством населения по недавно построенным зданиям города. Таким образом были переселены сто двадцать семь «дисциплинированных» (как их называла местная пресса) цыганских семей, а еще 14 семей «первой категории» были переселены в районы Либерец и Ческа-Липа . [ 2 ] Существовали более обширные планы по переселению большинства цыган в другие районы Северной Чехии, такие как Литомержице и Яблонец-над-Нисой , но им яростно сопротивлялось белое население в целевых городах. [ 2 ] а также несколькими работодателями города Мост, которые использовали местных цыган как источник ручного труда .
Другим вариантом было переселение большей части оставшихся цыган в существующие дома в Обрнице -у-Мосту, а остальных переселили в старые дома в новых частях Моста. Однако жители Обрнице отказались жить с такой большой группой цыган, да и сами цыгане также отвергли этот вариант.
Вторым предложением было построить в Седлеце отдельный жилой комплекс , но оно было отвергнуто самими цыганами, так как считало его слишком изолированным от города и сконцентрировавшим бы слишком много цыган на небольшой территории. Они также выдвинули множество требований, таких как строительство индивидуальных семейных домов, которые власти не выполнили.
Третьей потенциальной альтернативой было строительство отдельно стоящего загородного жилого комплекса с четырехэтажными панельными домами на 284 квартиры для цыган «II» и «III категории», в котором также будут размещаться белые граждане с «низкой жилищной культурой». ". [ 2 ] Центром новых квартир должна была стать большая кухня, и они были спроектированы так, чтобы их можно было адаптировать для больших семей. Однако этот план так и не был реализован, поскольку результаты социологического исследования 1972 года убедили власти в том, что строительство нетипичного жилого комплекса будет шагом назад с точки зрения интеграции цыганского населения. Таким образом, коммунистические власти предпочли четвертый вариант строительства отдельного жилого комплекса из стандартных многоквартирных домов либо в Рудолице , либо в Чанове.
Строительство жилого массива Чанов
[ редактировать ]Решение сконцентрировать оставшиеся 170 семей большинства цыган в Чанове находилось в прямом противоречии с политикой более широкого расселения цыган среди остального населения. Однако местные городские власти потребовали срочного решения из-за немедленной необходимости сноса старого города и нежелания других городов и районов помочь, поэтому строительство отдельного жилого массива в Чанове было признано «наименее плохим вариантом». " и вариант "единственно возможный".
Первоначальный план заключался в том, чтобы жилые дома были построены в соответствии с самыми высокими государственными требованиями, поскольку высококачественные интерьеры и мебель будут способствовать «перевоспитанию цыган из самого молодого поколения». [ 2 ] Эти планы включали 12 жилых кварталов, большой местный супермаркет , детский сад на 120 детей, начальную школу с 10 классами и столовыми, поликлинику и ресторан с развлекательными заведениями. В целях безопасности было также запланировано открытие отделения местной полиции. Планы были утверждены в 1975 году и начали реализовываться с января 1976 года.
Однако строительство было отложено, и первоначальные планы были пересмотрены, и в него был включен еще один блок с квартирами меньшего размера. Кроме того, строительство всех социальных сетей серьезно затянулось, и они стали доступны только через несколько месяцев после заселения первых жильцов. Например, весь первый этаж блока 7 пришлось временно вывести из жилого фонда, чтобы обеспечить помещения для рынка, школы, административные помещения, поликлиника, помещения для персонала общественного транспорта. Между тем, детей, которых уже перевезли в Чанов, приходилось каждый день возить на автобусе обратно в старый Мост, чтобы они могли посещать школу.
Приход новых арендаторов
[ редактировать ]Первые новые жильцы в Чанове получили ключи от своих новых квартир в марте 1978 года, а к концу мая все квартиры были сданы. В каждом случае передача сопровождалась инструктажем об основных правилах проживания в совместном проживания, использовании квартир и соблюдении правил внутреннего распорядка.
Переезд в Чанов из старого Моста стал болезненным опытом для многих новых жителей, поскольку большинство не хотели переезжать, несмотря на то, что жили в ветхих условиях в старом городе. Многие старались остаться в своих старых квартирах как можно дольше, но большинство семей в итоге смирились с переездом. Хотя сами квартиры произвели на них впечатление, они были недовольны стоимостью своих новых квартир, которая во многих случаях превышала их предыдущую арендную плату в три или четыре раза, а также поведением некоторых из их новых соседей.
Первоначально Чанов не был исключительно цыганским поместьем. В соответствии с первоначальными планами, белые семьи также предлагали здесь квартиры, но большинство отказались от них, когда узнали, что в поместье будут проживать в основном цыгане. Те, кто принял квартиры, переехали в три из первоначальных блоков, а цыганские семьи заняли остальные девять. Многие белые семьи не смогли смириться с сосуществованием со своими соседями-цыганами, и вскоре почти все они уехали. Их освободившиеся квартиры были переданы другим цыганским семьям, не только из старого Моста, но и из других городов, и таким образом Чанов стал известен как «цыганское гетто».
Несмотря на трудный период акклиматизации к новой среде и образу жизни, первые дни существования усадьбы были спокойными и относительно гармоничными. Однако вскоре возникли проблемы из-за больших различий в образе жизни, уровне жизни , социальном статусе , уровне благосостояния, а также семейной и групповой принадлежности среди цыганских семей, переехавших в Чанов.
Для некоторых новых жильцов проблемой было само жилье. В старом Мосте привыкли к квартирам низкой категории, в которых сжигали уголь. Современные квартиры высшей категории с центральным отоплением были для них полной новинкой. Это было названо одной из причин последующего разрушения жилого фонда в Чанове: поскольку люди не могли эффективно использовать современные квартиры, они приспособили их к тому, какими, по их мнению, они должны были быть. [ 2 ]
Хотя большинство жителей знали друг друга еще со старого Моста, отношения между отдельными семьями не всегда были теплыми. Этот фактор был принят во внимание в ходе исследования 1972 года, в ходе которого респондентам задавался вопрос: «С кем бы вы определенно хотели/не хотели бы жить в одном доме?». Оценка ответов на этот вопрос в исследовании не публиковалась, но была доступна городским властям. Однако они предпочли не использовать его при распределении квартир семьям, что могло стать причиной многих конфликтов в многоквартирных домах.
Еще одним негативным фактором, влияющим на новых жильцов, стала изолированность жилого массива, находящегося в 1 км от нового города Мост. Таким образом, все занятия в свободное время были ограничены территорией поместья. Многие пожилые цыгане в ответ замыкались в себе и избегали социальных контактов с другими, в то время как остальные пытались создавать свои собственные развлечения внутри поместья.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Глассхейм, Э. (2007) Мост, Город, который переехал: уголь, коммунисты и «цыганский вопрос» в послевоенной Чехословакии, Окружающая среда и история, т.13, 447-476
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хаушилд, Дж. (2008) Проблема Коржены Чановского… [Корни проблем Чанова] в Якубеке, М. и Будилковой, Л., Ромаве и Цикани - Незнай и Знами: Междисциплинарная перспектива. Лед
- ^ Перейти обратно: а б с Павелчикова, Н. (2004) Рома на чешских землях 1945-1989 [Рома на чешских землях 1945-1989], стр. 117-125. Бюро документации и расследования преступлений коммунизма