Эффект модальности
Эффект модальности — это термин, используемый в экспериментальной психологии , чаще всего в областях, связанных с памятью и обучением , для обозначения того, как успеваемость учащегося зависит от способа представления изучаемых предметов.
Описание
[ редактировать ]Модальность может относиться к ряду характеристик представленного учебного материала. Однако этот термин обычно используется для описания улучшенного запоминания последних элементов списка, когда этот список представлен устно по сравнению с визуальным представлением. Эффект проявляется при свободном воспроизведении (припоминание элементов списка в любом заданном порядке), серийном припоминании (припоминание элементов списка в порядке изучения), кратковременном припоминании предложений (припоминание конкретных слов из предложений со схожим значением) и парном ассоциированном воспоминании. отзыв (отзыв пары по представлению одного из ее участников). Для парных партнеров эффект ограничивается увеличением вероятности вспоминания последних 2 или 3 изученных пар. [1] При свободном воспроизведении и серийном воспроизведении эффект модальности рассматривается как просто преувеличенный эффект новизны в тестах, где представление является слуховым. В исследованиях краткосрочного запоминания предложений акцент делается на словах из списка отвлекающих слов при запросе информации из запомнившегося предложения. Это показывает, что эффект модальности может быть не только слуховым или визуальным. [2]
При последовательном воспроизведении эффект модальности проявляется в увеличении объема памяти для списков, представленных на слух. Объем памяти определяется как максимальное количество элементов, которые участники правильно вспоминают в 50% испытаний. Обычно исследования показывают, что это семь цифр, шесть букв и пять слов. [3] В исследовании, проведенном Древновски и Мердоком, было обнаружено, что визуальный список английских слов обеспечивает немедленное запоминание 4,82 слов, в то время как слуховое представление того же списка приводит к продолжительности памяти 5,36, что является статистически значимым отклонением. [4]
В некоторых исследованиях термин «модальность» используется для обозначения общей разницы в производительности, основанной на способе презентации. Например, Гиббонс продемонстрировал эффекты модальности в эксперименте, заставляя участников считать либо звуковые сигналы, либо визуально представленные точки. Число, которое необходимо запомнить, определялось по количеству подсчитанных точек или звуковых сигналов. [5] В экспериментах с памятью эффект модальности является примером кластеризации источников, которая относится к тенденции элементов, представленных в одной и той же модальности, группироваться вместе во время вспоминания. [6] Манипулирование модальностью внутри списка влияет на вероятность воспоминания, порядок воспоминания и группировку. [7]
Беннет Мердок использовал базовую парадигму свободного запоминания с различными типами списков, смешивая слова, представленные на слух и визуально. Результаты, которые он получил, показали, что модальность улучшала недавность , но не влияла на запоминание элементов, которые были до недавнего использования. Этот эффект был несколько сильнее, когда предметы для изучения предъявлялись быстрее. [8] Однако при представлении смешанных списков (списки, представленные как аудиально, так и визуально за один период исследования) превосходство аудиального изучения наблюдается во всех серийных позициях, а не только в новизне. Мердок интерпретирует это как свидетельство существования отдельных кратковременных хранилищ зрительной и слуховой памяти .
Гленберг [9] показали, что эффект модальности также преобладает в долговременной памяти , показав, что пары слов, которые необходимо запомнить, которые разделены действием отвлекающего фактора, лучше запоминаются, если они представлены аудиально, а не визуально. Используя методы, аналогичные парадигме свободного вспоминания Мердока, а также добавляя различное количество времени отвлечения (заполненного обратным счетом), Гленберг показал, что на эффект модальности не влияет разрушительная задача и, следовательно, теоретически он не ограничивается кратковременной памятью .
В своей книге о преподавании математики Крейг Бартон ссылается на эффект модальности, утверждая, что учащиеся учатся лучше, когда изображения или повествования представлены вместе с устным повествованием, а не с текстом на экране. [10] Это связано с тем, что текст изначально будет обрабатываться как изображение, что добавит к работе, уже проделанной мозгом при обработке другого изображения. Напротив, повествование обрабатывается «Фонологической петлей», тогда как «Зрительно-пространственный блокнот» работает отдельно с исходным изображением, и, следовательно, обе части информации могут обрабатываться одновременно. Таким образом, учителя могут стараться избегать перегрузки рабочей памяти учащихся, не используя слайды, содержащие одновременно много изображений и текста.
Для обозначения влияния модальности на новизну использовалось несколько терминов. Краудер и Мортон [11] называйте его PAS, или предкатегорическим акустическим хранилищем. Этот и другие подобные термины ( эхоическая память , фонологическая петля ) используются для объяснения специализированного хранилища системы кратковременной памяти для фонологической информации. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мердок, Беннет Б. (1972). Кратковременная память . Психология обучения и мотивации. Том. 5. стр. 67–127. дои : 10.1016/s0079-7421(08)60440-5 . ISBN 9780125433051 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гулкасян, Паула; Пол В. Фос; Мирренда Итон (2009). «Эффекты модальности при запоминании предложений». Журнал общей психологии . 136 (2): 205–224. дои : 10.3200/GENP.136.2.205-224 . ПМИД 19350835 . S2CID 25834024 .
- ^ Крэннелл, CW; Пэриш, Дж. М. (1957). «Сравнение объема непосредственной памяти для цифр, букв и слов». Журнал психологии . 44 (2): 319–327. дои : 10.1080/00223980.1957.9713089 .
- ^ Древновски, Адам; Мердок, BB (1980). «Роль слуховых особенностей в объеме памяти слов». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (3): 319–332. дои : 10.1037/0278-7393.6.3.319 . ПМИД 7373250 .
- ^ Гиббонс, Джеффри А.; Велки, Эндрю К.; Партин, Кэтрен Т. (январь 2008 г.). «Влияние процедур припоминания на эффект модальности чисел и перечисляемых стимулов». Журнал общей психологии . 135 (1): 84–104. дои : 10.3200/genp.135.1.84-104 . ПМИД 18318410 . S2CID 957109 .
- ^ Кахана, Майкл Дж.; Полин, Шон М.; Норман, Кейт А. (2009). «Модель поддержания и поиска контекста организационных процессов в свободном отзыве» . Психологический обзор . 116 (1): 129–156. дои : 10.1037/a0014420 . ПМЦ 2630591 . ПМИД 19159151 .
- ^ Мердок, Бенет Б.; Уокер, Кейт Д. (1969). «Эффекты модальности в свободном воспоминании». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (5): 665–676. дои : 10.1016/s0022-5371(69)80120-9 .
- ^ Мердок, Беннет Б.; Уокер, Кеннет Д. (1969). «Эффекты модальности в свободном воспоминании». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (5): 665–676. дои : 10.1016/s0022-5371(69)80120-9 .
- ^ Гленберг, Артур М. (январь 1984 г.). «Поисковый отчет о долгосрочном эффекте модальности». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (1): 16–31. дои : 10.1037/0278-7393.10.1.16 . ПМИД 6242733 .
- ^ Бартон, Крейг (2018). Как бы мне хотелось преподавать математику: уроки, извлеченные из исследований, бесед с экспертами и 12 лет ошибок . Мелтон, Саффолк. ISBN 978-1911382492 . OCLC 1007075648 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Краудер, Роберт Г.; Мортон, Джон (1969). «Докатегориальное акустическое хранилище (PAS)» . Восприятие и психофизика . 5 (6): 365–373. дои : 10.3758/bf03210660 .
- ^ Баддели, AD (1986). Рабочая память . Оксфорд, Англия: Clarendon Press.
- Нит И., Сурпренант А.М. (2003). Человеческая память: введение в исследования, данные и теорию (2-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эффект модальности в мультимедийных инструкциях.
- Когнитивная теория мультимедийного обучения: последствия для принципов проектирования
- Уоткинс О.К., Уоткинс М.Дж. (сентябрь 1980 г.). «Эффект модальности и эхоическая настойчивость». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 109 (3): 251–78. дои : 10.1037/0096-3445.109.3.251 . ПМИД 6447188 .