Jump to content

Эффект модальности

Эффект модальности — это термин, используемый в экспериментальной психологии , чаще всего в областях, связанных с памятью и обучением , для обозначения того, как успеваемость учащегося зависит от способа представления изучаемых предметов.

Описание

[ редактировать ]

Модальность может относиться к ряду характеристик представленного учебного материала. Однако этот термин обычно используется для описания улучшенного запоминания последних элементов списка, когда этот список представлен устно по сравнению с визуальным представлением. Эффект проявляется при свободном воспроизведении (припоминание элементов списка в любом заданном порядке), серийном припоминании (припоминание элементов списка в порядке изучения), кратковременном припоминании предложений (припоминание конкретных слов из предложений со схожим значением) и парном ассоциированном воспоминании. отзыв (отзыв пары по представлению одного из ее участников). Для парных партнеров эффект ограничивается увеличением вероятности вспоминания последних 2 или 3 изученных пар. [1] При свободном воспроизведении и серийном воспроизведении эффект модальности рассматривается как просто преувеличенный эффект новизны в тестах, где представление является слуховым. В исследованиях краткосрочного запоминания предложений акцент делается на словах из списка отвлекающих слов при запросе информации из запомнившегося предложения. Это показывает, что эффект модальности может быть не только слуховым или визуальным. [2]

При последовательном воспроизведении эффект модальности проявляется в увеличении объема памяти для списков, представленных на слух. Объем памяти определяется как максимальное количество элементов, которые участники правильно вспоминают в 50% испытаний. Обычно исследования показывают, что это семь цифр, шесть букв и пять слов. [3] В исследовании, проведенном Древновски и Мердоком, было обнаружено, что визуальный список английских слов обеспечивает немедленное запоминание 4,82 слов, в то время как слуховое представление того же списка приводит к продолжительности памяти 5,36, что является статистически значимым отклонением. [4]

В некоторых исследованиях термин «модальность» используется для обозначения общей разницы в производительности, основанной на способе презентации. Например, Гиббонс продемонстрировал эффекты модальности в эксперименте, заставляя участников считать либо звуковые сигналы, либо визуально представленные точки. Число, которое необходимо запомнить, определялось по количеству подсчитанных точек или звуковых сигналов. [5] В экспериментах с памятью эффект модальности является примером кластеризации источников, которая относится к тенденции элементов, представленных в одной и той же модальности, группироваться вместе во время вспоминания. [6] Манипулирование модальностью внутри списка влияет на вероятность воспоминания, порядок воспоминания и группировку. [7]

Беннет Мердок использовал базовую парадигму свободного запоминания с различными типами списков, смешивая слова, представленные на слух и визуально. Результаты, которые он получил, показали, что модальность улучшала недавность , но не влияла на запоминание элементов, которые были до недавнего использования. Этот эффект был несколько сильнее, когда предметы для изучения предъявлялись быстрее. [8] Однако при представлении смешанных списков (списки, представленные как аудиально, так и визуально за один период исследования) превосходство аудиального изучения наблюдается во всех серийных позициях, а не только в новизне. Мердок интерпретирует это как свидетельство существования отдельных кратковременных хранилищ зрительной и слуховой памяти .

Гленберг [9] показали, что эффект модальности также преобладает в долговременной памяти , показав, что пары слов, которые необходимо запомнить, которые разделены действием отвлекающего фактора, лучше запоминаются, если они представлены аудиально, а не визуально. Используя методы, аналогичные парадигме свободного вспоминания Мердока, а также добавляя различное количество времени отвлечения (заполненного обратным счетом), Гленберг показал, что на эффект модальности не влияет разрушительная задача и, следовательно, теоретически он не ограничивается кратковременной памятью .

В своей книге о преподавании математики Крейг Бартон ссылается на эффект модальности, утверждая, что учащиеся учатся лучше, когда изображения или повествования представлены вместе с устным повествованием, а не с текстом на экране. [10] Это связано с тем, что текст изначально будет обрабатываться как изображение, что добавит к работе, уже проделанной мозгом при обработке другого изображения. Напротив, повествование обрабатывается «Фонологической петлей», тогда как «Зрительно-пространственный блокнот» работает отдельно с исходным изображением, и, следовательно, обе части информации могут обрабатываться одновременно. Таким образом, учителя могут стараться избегать перегрузки рабочей памяти учащихся, не используя слайды, содержащие одновременно много изображений и текста.

Для обозначения влияния модальности на новизну использовалось несколько терминов. Краудер и Мортон [11] называйте его PAS, или предкатегорическим акустическим хранилищем. Этот и другие подобные термины ( эхоическая память , фонологическая петля ) используются для объяснения специализированного хранилища системы кратковременной памяти для фонологической информации. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мердок, Беннет Б. (1972). Кратковременная память . Психология обучения и мотивации. Том. 5. стр. 67–127. дои : 10.1016/s0079-7421(08)60440-5 . ISBN  9780125433051 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  2. ^ Гулкасян, Паула; Пол В. Фос; Мирренда Итон (2009). «Эффекты модальности при запоминании предложений». Журнал общей психологии . 136 (2): 205–224. дои : 10.3200/GENP.136.2.205-224 . ПМИД   19350835 . S2CID   25834024 .
  3. ^ Крэннелл, CW; Пэриш, Дж. М. (1957). «Сравнение объема непосредственной памяти для цифр, букв и слов». Журнал психологии . 44 (2): 319–327. дои : 10.1080/00223980.1957.9713089 .
  4. ^ Древновски, Адам; Мердок, BB (1980). «Роль слуховых особенностей в объеме памяти слов». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (3): 319–332. дои : 10.1037/0278-7393.6.3.319 . ПМИД   7373250 .
  5. ^ Гиббонс, Джеффри А.; Велки, Эндрю К.; Партин, Кэтрен Т. (январь 2008 г.). «Влияние процедур припоминания на эффект модальности чисел и перечисляемых стимулов». Журнал общей психологии . 135 (1): 84–104. дои : 10.3200/genp.135.1.84-104 . ПМИД   18318410 . S2CID   957109 .
  6. ^ Кахана, Майкл Дж.; Полин, Шон М.; Норман, Кейт А. (2009). «Модель поддержания и поиска контекста организационных процессов в свободном отзыве» . Психологический обзор . 116 (1): 129–156. дои : 10.1037/a0014420 . ПМЦ   2630591 . ПМИД   19159151 .
  7. ^ Мердок, Бенет Б.; Уокер, Кейт Д. (1969). «Эффекты модальности в свободном воспоминании». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (5): 665–676. дои : 10.1016/s0022-5371(69)80120-9 .
  8. ^ Мердок, Беннет Б.; Уокер, Кеннет Д. (1969). «Эффекты модальности в свободном воспоминании». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 8 (5): 665–676. дои : 10.1016/s0022-5371(69)80120-9 .
  9. ^ Гленберг, Артур М. (январь 1984 г.). «Поисковый отчет о долгосрочном эффекте модальности». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (1): 16–31. дои : 10.1037/0278-7393.10.1.16 . ПМИД   6242733 .
  10. ^ Бартон, Крейг (2018). Как бы мне хотелось преподавать математику: уроки, извлеченные из исследований, бесед с экспертами и 12 лет ошибок . Мелтон, Саффолк. ISBN  978-1911382492 . OCLC   1007075648 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Краудер, Роберт Г.; Мортон, Джон (1969). «Докатегориальное акустическое хранилище (PAS)» . Восприятие и психофизика . 5 (6): 365–373. дои : 10.3758/bf03210660 .
  12. ^ Баддели, AD (1986). Рабочая память . Оксфорд, Англия: Clarendon Press.
  • Нит И., Сурпренант А.М. (2003). Человеческая память: введение в исследования, данные и теорию (2-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e95b99e8c70fa8560bd92c4546dcf05a__1673743140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/5a/e95b99e8c70fa8560bd92c4546dcf05a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modality effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)