Гвеагальский щит
Щит Гвеагала — это щит австралийских аборигенов , сброшенный воином -гвеагалом , противостоявшим Джеймса Кука десантному отряду в заливе Ботани 29 апреля 1770 года. Щит был найден Джозефом Бэнксом и доставлен обратно в Англию, но неясно, существует ли он до сих пор. . Щит аборигенов, хранящийся в Британском музее и когда-то считавшийся щитом Гвеагала, скорее всего, происходит из области дальше на север. В настоящее время он является предметом кампании по его репатриации в Австралию. [1]
История
[ редактировать ]Щит «Гвеагал»
[ редактировать ]Во время его первого открытия высадке Джеймса Кука в заливе Ботани 29 апреля 1770 года противостояли два воина-аборигена из клана Гвеагал. Кук и его десантный отряд попытались сообщить о своем желании воды и предложили воинам-аборигенам подарки в виде гвоздей и бус. Два воина запустили камни и копья в десант, который ответил небольшими выстрелами из мушкетов. Один из воинов был ранен, и они оба отступили, оставив после себя копья и щит. Джозеф Бэнкс собрал 40–50 копий, и вполне вероятно, что он также взял с собой в Англию щит. [2] [3]
Щит «из Новой Голландии», «пробитый [так в оригинале]… недалеко от центра», был среди артефактов, которые Бэнкс привез обратно в Лондон в 1771 году. Есть свидетельства того, что щит мог перейти из рук Бэнкса в руки его слуги. Джеймс Робертс, который сопровождал его в путешествии «Индевор» , а затем был приобретен либеральным политиком и коллекционером Джоном Боузом (1811–1885). Хотя щита больше нет в музее Боуз, Николас Томас заключает: «Не следует предполагать, что щит окончательно утерян. Он вполне мог попасть в другой музей, где может сохраниться среди коллекций, которые не были полностью каталогизированы. или сфотографировать». [4]
Щит аборигенов в Британском музее
[ редактировать ]В Британском музее хранится щит аборигенов, который ранее был идентифицирован как, вероятно, тот, который был приобретен в заливе Ботани в 1770 году. Щит был предоставлен Национальному музею Австралии в Канберре для выставки под названием «Встречи: раскрытие историй о предметах аборигенов и жителей островов Торресова пролива». из Британского музея , с ноября 2015 года по март 2016 года. Доктор Шейн Уильямс, старейшина гвигала из общины Лаперуз в заливе Ботани, увидел щит, подумал, что он не типичен для щитов местного производства, и попросил Британский музей провести дальнейшее расследование. его происхождение. [5]
В ноябре 2016 года Британский музей начал расследование происхождения хранящегося у них щита. Они провели семинар с участием различных экспертов, в том числе кураторов Британского и Австралийского музеев, ученых из Королевской оружейной палаты , Кембриджа и Австралийского национального университета , а также двух представителей аборигенов из общины Лаперуз . Результаты расследования были опубликованы в 2018 году. [6] Испытание щита показало, что его древесина представляет собой красное мангровое дерево , которое можно добыть только как минимум в 500 километрах к северу от залива Ботани. Отверстие в щите осмотрел эксперт по баллистике, который пришел к выводу, что оно не было сделано огнестрельным оружием. [7] Николас Томас, директор и куратор Музея археологии и антропологии в Кембридже, также обнаружил, что щит в Британском музее не совсем соответствует подробному рисунку щита 1771 года, собранному Бэнксом. На основании имеющихся свидетельств Томас заключает, что щит в Британском музее — это не тот щит, взятый из залива Ботани в апреле 1770 года. [8] Мария Ньюджент и Гэй Скалторп заявляют, что свидетельств связи между щитом в Британском музее и Джеймсом Куком относительно мало. [9] Однако Шейн Уильямс утверждает, что, скорее всего, это щит Гугу Йимидхирра, приобретенный Куком во время его пребывания на реке Индевор в северном Квинсленде (регион, где много красных мангровых зарослей). [5]
Кампания по репатриации
[ редактировать ]После выставки «Встречи» Родни Келли, житель Гвегала из Бермаги, начал кампанию за возвращение щита в Австралию вместе с некоторыми копьями аборигенов, хранившимися в Кембридже . С тех пор его кампания за его возвращение включала три визита в Великобританию: один в 2016 году и два в 2017 году. Предложения, спонсируемые Партией зеленых в поддержку кампании г-на Келли, были приняты как в Законодательном совете Нового Южного Уэльса, так и в Сенате Австралии. [10] [11] Николас Томас заявляет, что его вывод о том, что щит в Британском музее не является щитом Гвеагала, не означает, что щит не следует репатриировать. [12] Британский музей отклонил просьбу о репатриации, поскольку британское законодательство не позволяет ему этого сделать. [5] Гэй Скалторп, куратор Британского музея по делам коренных народов, утверждает, что щит должен оставаться в музее, поскольку он рассказывает историю британцев и аборигенов Австралии, и важно, чтобы история и культура аборигенов понимались во всем мире. [5] Ноэлин Тимбери, председатель местного земельного совета аборигенов Лаперуза, заявляет, что, хотя она понимает, что щит не существовал бы, если бы он не был сохранен в Британском музее, она поддерживает его возвращение в Австралию. [5]
Копья, оставленные двумя воинами-гвеагалами, противостоявшими отряду Кука в апреле 1770 года, и собранные Джозефом Бэнксом, в следующем году были подарены Тринити-колледжу в Кембридже. С 1914 года за ними присматривал Музей археологии и антропологии Кембриджского университета. В марте 2023 года сообщалось, что Тринити-колледж согласился репатриировать копья местной коренной общине и что они будут выставлены в новом центре для посетителей [1].
Культурное значение
[ редактировать ]Ньюджент и Скалторп заявляют, что предполагаемая связь щита с жестоким столкновением между аборигенами и командой «Индевор» в заливе Ботани в 1770 году сделала его мощным символом травмирующей истории несправедливых колониальных отношений. Они утверждают, что, несмотря на свидетельства того, что щит в Британском музее не связан с Куком, он ценен как самый ранний сохранившийся щит, использовавшийся аборигенами на восточном побережье Австралии, и как пример типа щита, о котором мало что известно. [13] По словам Томаса, «щит в Британском музее, независимо от его конкретного происхождения, безусловно, является редким, ранним образцом и, несомненно, весьма значительным выражением наследия конкретных соответствующих групп аборигенов». [12] Шейн Уильямс заявляет, что «щит… будет иметь большое значение для аборигенов по всей стране, а также для жителей островов Торресова пролива». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас, Николас (2018). «Дело идентичности: артефакты встречи в Камай (Ботанический залив) 1770 года». Австралийские исторические исследования . 49:1 : 4–27 – через Тейлора и Фрэнсиса Онлайн.
- ^ Блейни, Джеффри (2020). Эпическое путешествие капитана Кука . Викинг. стр. 141–43. ISBN 9781760895099 .
- ^ Томас, Николас (2018). стр. 7-11
- ^ Томас, Николас (2018). стр. 11, 24-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Выстрелы» . Национальное радио ABC . 13 ноября 2020 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018) Щит, наполненный историей: встречи, предметы и выставки, Австралийские исторические исследования, 49: 1, 28-43, DOI: 10.1080/1031461X.2017.1408663
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018). стр. 38-39
- ^ Томас, Николас (2018). стр. 10, 13-23
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018). п. 31
- ^ Томас, Николас (2018). стр. 7, 9
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018). п. 36
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Николас (2018). п. 10
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018). стр. 31, 43
- ^ Мария Ньюджент и Гэй Скалторп (2018). п. 30