Шайба Бельвиля
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Шайба Бельвиля , также известная как пружина с коническим диском , [1] коническая пружинная шайба , [2] Дисковая пружина , тарельчатая пружина или тарельчатая пружинная шайба представляет собой коническую оболочку, которая может нагружаться вдоль своей оси статически или динамически. Шайба Бельвиля представляет собой пружину, имеющую форму шайбы . Именно форма конуса усеченного придает шайбе характерную пружину.
Название «Бельвиль» происходит от изобретателя Жюльена Бельвиля , который в Дюнкерке , Франция, в 1867 году запатентовал конструкцию пружины, которая уже содержала принцип тарельчатой пружины. [1] [3] Настоящий изобретатель шайб Бельвиля неизвестен.
За прошедшие годы было разработано множество профилей тарельчатых пружин. На сегодняшний день наиболее распространенными являются профили с или безконтактные лыски, в то время как некоторые другие профили, такие как тарельчатые пружины с трапециевидным поперечным сечением, потеряли значение.
Особенности и использование
[ редактировать ]В различных областях, если они используются в качестве пружин или для приложения гибкой предварительной нагрузки к болтовому соединению или подшипнику, тарельчатые шайбы могут использоваться как одна пружина или как пакет. В пакете пружин тарельчатые пружины могут быть уложены в одинаковой или попеременной ориентации, и, конечно же, можно штабелировать пакеты из нескольких пружин, уложенных в одном направлении.
Дисковые пружины обладают рядом преимущественных свойств по сравнению с другими типами пружин: [4]
- Очень большие нагрузки могут выдерживаться при небольшом монтажном пространстве.
- Благодаря практически неограниченному количеству возможных комбинаций отдельных тарельчатых пружин характеристическую кривую и длину стойки можно дополнительно варьировать в дополнительных пределах.
- Высокий срок службы при динамической нагрузке, если пружина правильно подобрана.
- При условии, что допустимое напряжение не превышено, недопустимой релаксации не происходит.
- При соответствующем расположении можно достичь большого эффекта демпфирования (высокого гистерезиса).
- Поскольку пружины имеют кольцевую форму, передача усилия абсолютно концентрическая.
Благодаря этим выгодным свойствам тарельчатые шайбы сегодня используются во многих областях, некоторые примеры приведены ниже.
В военной промышленности тарельчатые пружины используются, например, в ряде мин, например, в американских М19 , М15 , М14 , М1 и шведских Трет-Ми.59. Цель (человек или транспортное средство) оказывает давление на тарельчатую пружину, в результате чего она превышает порог срабатывания и переворачивает соседний ударник вниз, образуя ударный детонатор , запуская как его, так и окружающий ускорительный заряд и основное взрывчатое вещество.
Шайбы Бельвиля использовались в качестве возвратных пружин в артиллерийских орудиях , одним из примеров является линейка французских морских/прибрежных пушек Кане конца 1800-х годов (75 мм, 120 мм, 152 мм).
Некоторые производители винтовок с продольно-скользящим затвором используют пакеты тарельчатых шайб в затворе вместо более традиционной пружины для освобождения ударника, поскольку они сокращают время между срабатыванием спускового крючка и ударом ударника по патрону. [5]
Тарельчатые шайбы без зубцов, которые могут повредить зажимную поверхность, не обладают значительной фиксирующей способностью при использовании болтов. [6]
На самолетах (обычно экспериментальных) с деревянными винтами тарельчатые шайбы, используемые на крепежных болтах, могут быть полезны в качестве индикатора набухания или усадки древесины. Затягивая соответствующие болты, чтобы обеспечить определенный зазор между наборами шайб, расположенных «верхними концами» друг к другу, изменение относительного содержания влаги в древесине гребного винта приведет к изменению зазоров, которое часто достаточно велико, чтобы его можно было обнаружить. визуально. Поскольку баланс винта зависит от одинакового веса лопастей, радикальная разница в зазорах шайб может указывать на разницу в содержании влаги – и, следовательно, в весе – в соседних лопастях.
В авиационной и автомобильной промышленности (в том числе Формулы-1) в автомобилях [7] [ нужен лучший источник ] ) дисковые пружины используются в качестве виброгасящих элементов из-за возможности их чрезвычайно детальной настройки. В самолетах серии Cirrus SR2x используется тарельчатая шайба для гашения колебаний передней стойки шасси (или «шимми»). [8]
В строительной отрасли Японии комплекты тарельчатых пружин использовались под зданиями в качестве демпферов вибраций при землетрясениях. [9]
Шайбы Бельвиля используются в некоторых регуляторах подачи воздуха высокого давления, например, в пейнтбольных маркерах и воздушных баллонах.
Укладка
[ редактировать ]Несколько тарельчатых шайб могут быть установлены друг на друга для изменения жесткости пружины (или жесткости пружины) или величины отклонения . Укладка в одном направлении параллельно добавит жесткость пружины, создавая более жесткое соединение (с тем же прогибом). Укладка в переменном направлении аналогична последовательному добавлению обычных пружин, что приводит к снижению жесткости пружины и большему отклонению. Смешивание и согласование направлений позволяют получить определенную жесткость пружины и прогибающую способность.
Обычно, если n тарельчатых пружин сложены параллельно (в одном и том же направлении), выдерживая нагрузку, прогиб всей стопки равен прогибу одной тарельчатой пружины, деленному на n , тогда для получения такого же прогиба одного диска Прикладываемая пружина нагрузка должна быть в n раз больше, чем у одной тарельчатой пружины. С другой стороны, если n шайб сложены последовательно (лицом в разных направлениях), выдерживая нагрузку, прогиб будет в n раз больше, чем у одной шайбы, в то время как нагрузка должна быть приложена ко всей стопке, чтобы получить такое же отклонение одной шайбы. Дисковая пружина должна представлять собой одну тарельчатую пружину, разделенную на n .
Вопросы производительности
[ редактировать ]В параллельном пакете возникает гистерезис (потери нагрузки) из-за трения между пружинами. Потери на гистерезис могут быть выгодны в некоторых системах из-за дополнительного демпфирования и рассеяния энергии вибрации. Эти потери из-за трения можно рассчитать с помощью методов гистерезиса. В идеале параллельно следует располагать не более 4 пружин. Если требуется большая нагрузка, необходимо увеличить коэффициент запаса прочности, чтобы компенсировать потерю нагрузки из-за трения. Потери на трение не являются такой уж серьезной проблемой при серийных сборках.
В последовательном пакете прогиб не совсем пропорционален количеству пружин. Это происходит из-за эффекта нижнего предела , когда пружины сжимаются до плоского состояния, поскольку площадь контактной поверхности увеличивается, когда пружина отклоняется более чем на 95%. Это уменьшит плечо момента, и пружина будет оказывать большее сопротивление. Гистерезис можно использовать для расчета прогнозируемых отклонений в последовательном пакете. Количество пружин, используемых в последовательном пакете, не является такой большой проблемой, как в параллельных пакетах, даже если, как правило, высота пакета не должна превышать внешний диаметр тарельчатой пружины более чем в три раза. Если невозможно избежать более длинной стопки, ее следует разделить на 2 или, возможно, 3 частичных стопки с помощью подходящих шайб. Эти шайбы должны направляться как можно точнее.
Как было сказано ранее, тарельчатые шайбы полезны для регулировки, поскольку их можно менять местами разной толщины, и их можно настроить так, чтобы обеспечить практически бесконечную настройку жесткости пружины, заполняя при этом лишь небольшую часть ящика с инструментами технического специалиста. Они идеальны в ситуациях, когда требуется большая сила пружины с минимальной свободной длиной и сжатием до достижения солидной высоты. Однако недостатком является вес, и их ход сильно ограничен по сравнению с обычной винтовой пружиной, когда свободная длина не является проблемой.
Волнистая шайба также действует как пружина, но волнистые шайбы сопоставимого размера не создают такой большой силы, как тарельчатые шайбы, и их нельзя устанавливать последовательно.
Тарельчатые пружины с контактными плоскостями и уменьшенной толщиной
[ редактировать ]Для тарельчатых пружин толщиной более 6,0 мм стандарт DIN 2093 в дополнение к закругленным углам предписывает небольшие контактные поверхности в точках I и III (т.е. в точке приложения нагрузки и в точке, где нагрузка касается земли). Эти контактные лыски улучшают определение точки приложения нагрузки и, особенно для пакетов пружин, уменьшают трение на направляющем стержне. Результатом является значительное уменьшение длины плеча рычага и соответствующее увеличение нагрузки пружины. Это, в свою очередь, компенсируется уменьшением толщины пружины.
Приведенная толщина определяется в соответствии со следующими условиями: [4]
- Общая высота остается неизменной.
- Ширина контактных площадок (то есть ширина кольцевого пространства) должна составлять примерно 1/150 наружного диаметра.
- Нагрузка, прикладываемая к пружине уменьшенной толщины для получения прогиба, равного 75 % свободной высоты (неуменьшенной пружины), должна быть такой же, как и у неуменьшенной пружины.
Поскольку общая высота не уменьшается, пружины с уменьшенной толщиной неизбежно имеют увеличенный угол боковой поверхности и большую высоту конуса, чем пружины того же номинального размера без уменьшенной толщины. [4] Поэтому характеристическая кривая изменяется и становится совершенно другой.
Расчет
[ редактировать ]Начиная с 1936 г., когда Ж. О. Альмен и А. Ласло опубликовали упрощенную методику расчета, [10] Всегда появлялись более точные и сложные методы для включения в расчеты тарельчатых пружин с лысками контакта и уменьшенной толщиной. Итак, хотя сегодня существуют более точные методы расчета, [11] Наиболее часто используются простые и удобные формулы DIN 2092, поскольку для стандартных размеров они дают значения, которые хорошо соответствуют результатам измерений.
Учитывая тарельчатую шайбу наружного диаметра , внутренний диаметр , высота и толщина , где - свободная высота, то есть разница между высотой и толщиной, получаются следующие коэффициенты:
Уравнение для расчета нагрузки, приложенной к одной дисковой пружине для получения прогиба является: [12]
Обратите внимание, что для тарельчатых пружин постоянной толщины равно и, следовательно, это 1.
Что касается тарельчатых пружин с контактными плоскостями и уменьшенной толщиной, следует отметить, что в статье, опубликованной в июле 2013 года, показано, что Уравнение, определенное в стандартных нормах, неверно, так как в результате каждая уменьшенная толщина будет считаться правильной, а это, конечно, невозможно. Как написано в той статье следует заменить новым коэффициентом, , что зависит не только от соотношение, но и от боковых углов пружины. [13]
Жесткость пружины (или жесткость пружины) определяется как:
Если игнорировать эффекты трения и опускания, жесткость пружины стопки одинаковых тарельчатых шайб можно быстро приблизительно определить. Считая от одного конца стопки, группируйте по количеству соседних параллельно шайб. Например, в стопке шайб справа группировка 2-3-1-2, потому что параллельно идет группа из 2 шайб, затем группа из 3, затем одна шайба, затем еще группа из 2 шайб. .
Общий коэффициент пружины составляет:
Где
- = количество шайб в i-й группе
- = количество групп
- = жесткость пружины одной шайбы
Таким образом, стопка 2-3-1-2 (или, поскольку сложение коммутативно, стопка 3-2-2-1) дает жесткость пружины 3/7 от жесткости одиночной шайбы. Эти самые 8 шайб можно расположить по схеме 3-3-2 ( ), конфигурация 4-4 ( ), конфигурация 2-2-2-2 ( ) и различные другие конфигурации. Количество уникальных способов сложения шайб определяется целочисленной статистической суммой p ( n ) и быстро увеличивается с увеличением , что позволяет точно настроить жесткость пружины. Однако каждая конфигурация будет иметь разную длину, что в большинстве случаев требует использования прокладок .
Стандарты
[ редактировать ]- DIN EN 16983 ранее DIN 2092 — Тарельчатые пружины — Расчет
- DIN EN 16984 ранее DIN 2093 — Тарельчатые пружины. Характеристики производства и качества [14]
- DIN 6796 — Шайбы пружинные конические для болтовых соединений. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шигли, Джозеф Эдвард; Мишке, Чарльз Р.; Браун, Томас Х. (2004), Стандартное руководство по проектированию машин (3-е изд.), McGraw-Hill Professional, стр. 640, ISBN 978-0-07-144164-3 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Кэрролл (1990), Справочник Кэрролла Смита по гайкам, болтам, крепежу и сантехнике , MotorBooks/MBI Publishing Company, стр. 116, ISBN 0-87938-406-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бхандари, В.Б. (2010), Проектирование элементов машин (3-е изд.), Тата МакГроу-Хилл, стр. 441, ISBN 978-0-07-068179-8 .
- ^ Jump up to: а б с Справочник Шнорра , Шнорр, 2016 г., заархивировано из оригинала 3 октября 2016 г. , получено 4 октября 2016 г.
- ^ Actionclear Современные винтовки
- ^ Барретт, Ричард Т. (март 1990 г.). «Руководство по проектированию крепежа» (PDF) .
- ^ Инфинити Ред Булл РБ10 Рено
- ^ Руководство по техническому обслуживанию самолетов Cirrus (PDF) , Cirrus Aircraft , 2014 г., стр. 32, 34, заархивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2016 г. , получено 4 октября 2016 г.
- ^ Накамура, Такаши; Сузуки, Тецуо; Нобата, Арихиде (1998), Исследование характеристик реакции на землетрясение здания с изолированным основанием с использованием фрикционных демпферов с коническими дисковыми пружинами (PDF) , Материалы 10-го симпозиума по сейсмостойкой инженерии, стр. 2901–2906.
- ^ Алмен, Дж.О.; Ласло, А. (1936), Дисковая пружина однородного сечения , ASME 58, стр. 305–314.
- ^ Курти, Грациано; Орландо, М. (1979), Новый расчет конических кольцевых дисковых пружин , Wire (28) 5, стр. 199–204.
- ^ DIN 2092: Тарельчатые пружины. Расчет , DIN, 2006 г.
- ^ Феррари, Джаммарко (2013), «Новый метод расчета тарельчатых пружин с контактными плоскостями и уменьшенной толщиной» , Международный журнал производства, материалов и машиностроения , 3 (2), IJMMME 3 (2): 63–73, дои : 10.4018/ijmmme.2013040105
- ^ «Продукты» . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 г.