Хендрик Андриссен

Хендрик Андриссен , известный как Манкен Хейн («Хромой Генри») [ 1 ] ( Антверпен , 1607 — Антверпен или Зеландия , 1655) — фламандский художник-натюрмортист. Он известен своими натюрмортами vanitas , состоящими из предметов, указывающих на ненадежность жизни, и натюрмортами «курильщиков» (так называемые «toebackjes»), на которых изображены курительные принадлежности. Художник работал в Антверпене и, вероятно, также в Голландской республике . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни и карьере художника известно очень мало. [ 3 ] Хендрик Андриссен родился в Антверпене , где он был крещен 23 октября 1607 года. [ 2 ] Он был известен как Манкен Хейн ( Хромой Генри ), что указывает на то, что он, должно быть, страдал каким-то физическим дефектом. [ 4 ]

Считается, что это был Хендрик Андрисен, который был зарегистрирован как «леерджонген» (ученик) в Гильдии Святого Луки Антверпенского в 1637–1638 годах. В реестре Гильдии не записано, у какого мастера он учился. [ 2 ] [ 5 ]
По стилистическим соображениям предполагается, что художник проводил время в Северных Нидерландах (Голландская республика), возможно, в районе Зеландии. [ 3 ] Место его смерти достоверно не известно. Традиционно считалось, что он умер в Зеландии. [ 4 ] Однако некоторые искусствоведы полагают, что существует связь между Андриссеном и художником-натюрмортом Питером ван дер Виллигеном, работавшим в Антверпене. В частности, одни и те же атрибуты присутствуют в подписанных работах двух художников. Вполне возможно, что ван дер Виллиген возглавил студию Андриссена после его смерти в 1655 году. Это означало бы, что Андриссен на момент своей смерти жил в Антверпене. Многие картины, ранее приписывавшиеся Питеру ван дер Виллигену, теперь переданы Андриссену. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]
Андриссен был специалистом по натюрмортам. Его натюрморты обычно относятся к категории картин vanitas . Кроме того, он написал ряд натюрмортов «курильщиков» (так называемые «toebackjes»), на которых изображены принадлежности для курения. [ 2 ] Известны лишь несколько работ художника. Количество работ, приписываемых Андриссену, варьируется от шести до девяти, из которых пять, как сообщается, подписаны. Андриссен подписывал свои картины по-разному, используя свою полную подпись, инициалы или монограмму. [ 3 ]
Приписывание ему работ иногда оспаривается. Примером может служить « Ванитас» с черепом и мавританским мальчиком, держащим портрет художника (ок. 1650, Художественный музей Джонсона ), который на сайте музея приписывают Дэвиду Байи , но Фред Г. Мейер приписывает Андриссену ( 1985). [ 6 ] [ 7 ] ( Натюрморт «Ванитас» с черепом, разбитым «Ремером», розой, песочными часами, раковиной наутилуса, карманными часами и другими предметами - все на драпированном столе на аукционе Christie's 25–26 ноября 2014 г., Амстердам, лот). 79) Фред Г. Мейер (1996) приписывает «анонимному Антверпену 1630-1640 гг.», а доктор Сэм Сигал определил его. как характерный образец творчества Андриссена. [ 8 ] [ 9 ]

Большая часть известного творчества Андриссена относится к категории vanitas натюрмортов . Этот жанр натюрморта предлагает размышление о бессмысленности земной жизни и бренности всех земных благ и занятий. Этот смысл передается в этих натюрмортах посредством использования стандартных символов, отсылающих к быстротечности вещей и, в частности, к бесполезности земных богатств: череп, мыльные пузыри, свечи, пустые стаканы, увядающие цветы, насекомые, дым, часы, зеркала, книги, песочные часы и музыкальные инструменты, различные дорогие или эксклюзивные предметы, такие как ювелирные изделия и редкие ракушки. Термин «ванитас» происходит от знаменитой фразы «Ванитас, Ванитас». Et omnia Vanitas', в книге Экклезиаста в Библии, которая в версии короля Иакова переводится как «Суета сует, все есть суета» . [ 10 ] [ 11 ] Мировоззрение, лежащее в основе картин vanitas, заключалось в христианском понимании мира как временного места мимолетных удовольствий и горестей, от которого человечество могло спастись только через жертву и воскресение Христа . Хотя большинство этих символов отсылают к земному существованию (книги, научные инструменты и т. д.) или к быстротечности жизни и смерти (черепа, мыльные пузыри), некоторые символы, используемые в картинах Vanitas, несут двойное значение: роза в равной степени относится к краткости. жизни, поскольку это символ воскресения Христа и, следовательно, вечной жизни. [ 12 ] Эта двойственность значений показана в натюрморте Хендрика Андриссена «Ванитас» с черепом, вазой с цветами и курительными принадлежностями в нише (ок. 1635–1650, Музей изящных искусств, Гент ), на котором изображена роза, возвышающаяся над черепом. его роль цветка воскресения. [ 13 ] В большинстве натюрмортов vanitas Андриссена череп является одним из ключевых реквизитов. [ 12 ]

Одна из самых известных работ Андриссена — натюрморт «Ванитас» с глобусом, скипетром, черепом, увенчанным соломой (ок. 1650, Художественный музей колледжа Маунт-Холиок ). Из-за присутствия в натюрморте черепа, короны, скипетра и других связанных с ними предметов это считается ссылкой на смерть от обезглавливания короля Англии Карла I. [ 14 ] Предметы в этом натюрморте vanitas не только передают обычные моральные уроки натюрмортов vanitas, но и отсылают к судьбе казненного английского короля. В композиции сочетаются жанры натюрморта, портрета и исторической живописи. Андриссен разместил на картине на краю стола письмо, предположительно написанное самой Смертью, в котором рассказывалось зрителю, как судьба Карла I продемонстрировала тщетность стремления к богатству и власти. Косящийся череп в натюрморте почти подобен портрету мертвого короля, который бросает на зрителя свой приковывающий взгляд. Слева от черепа помещены стандартные символы быстротечности, такие как увядающие цветы, пузыри, погасшая свеча и роскошные карманные часы, ожидающие завода. Справа от черепа Андриссен изобразил символы королевской власти Карла, такие как золотая корона, орден Подвязки и золотой скипетр. Художник поместил автопортрет на серебряный подсвечник. Вполне возможно, что Андриссен создал именно эту работу, когда жил в Голландской республике. В Северных Нидерландах казненный король испытывал большую симпатию среди многочисленной общины изгнанных английских роялистов и значительного числа голландских граждан. Картина явно предназначалась для эрудированного покровителя, который смог бы оценить ее многочисленные неясные отсылки и символизм, а также сложный политический и философский посыл. [ 3 ] Другие фламандские художники-натюрморты также создавали натюрморты vanitas после смерти короля Карла I для голландского рынка. Примером может служить натюрморт «Ванитас» со стихотворением о смерти Карла I работы Годфридта ван Бохутта (подписано и датировано 1668 годом, на аукционе Bonhams от 23 октября 2019 года, Лондон, лот 67TP. [ 15 ]
В качестве исключительного примера сотрудничества между художниками в Антверпене Николаес ван Верендал в 1679 году добавил цветы к черепу и курительным приборам, нарисованным Хендриком Андриссеном в 1640-х годах, чтобы создать натюрморт Vanitas с букетом цветов, свечой, курительными принадлежностями и череп (Галерея Академии Венеции). [ 16 ]
Хендрик Андриссен был одним из антверпенских художников, сотрудничавших над картинным кабинетом ( Королевская коллекция , Англия) с Якобом де Форментру . Эта картина, датированная 1654–1659 годами, представляет собой художественную галерею с работами выдающихся антверпенских мастеров и может рассматриваться как тщательно продуманная реклама современного таланта и прошлого наследия антверпенской школы живописи. Включение в коллекцию художественной галереи работы Хендрика Андриссена, изображающей натюрморт vanitas (слева внизу на правой стене, монограмма HA), показывает, что в то время он считался ведущим художником Антверпена. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Также известен как: Манке Хейн Андриеш; Варианты написания имени: Хендрик Андриссен, Хендрик Андриссен, Хендрик Андрис, Хендрик Андриссенс, Хендрик Андрисс., Хендрик Андрисен.
- ^ Jump up to: а б с д и Хендрик Андриссен из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Н. С. Баадж, «Портрет» короля Карла I работы Хендрика Андрисена , в: The Burlington Magazine 151 (2009), стр. 22–27.
- ^ Jump up to: а б Корнелис Де Би , Золотой кабинет благородного свободного художника const, содержащий восхваления выдающихся живописцев, архитекторов, живописцев и живописцев этого века , Ян Мейсенс, 1661, с. 176 (на голландском языке)
- ^ Ложь и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки. [ постоянная мертвая ссылка ] Том 2, автор: Ph. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, Юлиус де Конинк, 1871, с. 93, в книгах Google (на голландском языке)
- ^ Дэвид Байи, Ванитас в Художественном музее Джонсона
- ^ Хендрик Андриссен, Натюрморт Ванитас на круглом столе с черепом, цветами, лютней, палитрой с кистями, книгами, курительными принадлежностями, часами, солнечными часами, диктофоном, письмом, песочными часами, подсвечником, мыльными пузырями и справа мавританцем. мальчик с портретом художника в руке в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Аноним, Антверпен, 1630-40-е годы, Натюрморт Ванитас с черепом, розой и бокалами, 1630-40-е годы, в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Хендрик Андриссен, Натюрморт Vanitas с римским стаканом, розой и черепом. Архивировано 13 июня 2018 года в Wayback Machine в Коллере (Цюрих), 14–19 сентября 2015 года, лот 3039 (на немецком языке).
- ^ Рэтклифф, Сьюзен (13 октября 2011 г.). Оксфордская сокровищница поговорок и цитат . Оксфорд : ОУП . п. 127 . ISBN 978-0-199-60912-3 .
- ^ Делаханти, Эндрю (23 октября 2008 г.). От Бонбона до Ча-ча. Оксфордский словарь иностранных слов и фраз . Оксфорд: ОУП. п. 360 . ISBN 978-0-199-54369-4 .
- ^ Jump up to: а б Кристин Кузин, Натюрморты Хармена Стинвика Vanitas: метафорический реализм , Edwin Mellen Press, 1990, стр. vi-vii
- ^ Артур К. Уилок-младший, От ботаники к букетам: цветы в северном искусстве , Каталог выставки, состоявшейся в 1999 году в Вашингтоне (Национальная галерея искусств), Вашингтон (Национальная галерея искусств), 1999, стр. 67 и 80.
- ^ Хендрик Андриссен, «Натюрморт Ванитас» , ок. 1650 год в Художественном музее колледжа Маунт-Холиок.
- ^ Годфридт ван Бохаут Натюрморт Ванитас со стихотворением о смерти Карла I , запись в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Хендрик Андриссен и Николаес ван Верендал, Натюрморт Ванитас с букетом цветов, подсвечником, курительными принадлежностями и черепом в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Надя Сера Баадж, Чудовищные существа и разнообразные странные вещи »: Любопытное искусство Яна ван Кесселя Старшего (1626–1679) , Диссертация, представленная в частичном выполнении требований для получения степени доктора философии (истории искусства) в Мичиганский университет, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы, связанные с: Хендриком Андриссеном Викискладе есть