Хапоэль Хацаир
Молодой рабочий Молодой Хапоэль | |
---|---|
Основатели | А.Д. Гордон Йосеф Спринзак Джозеф Ахроновиц |
Основан | 1905 |
Растворенный | 1930 |
Объединено в | Рабочая партия Земли Израиля |
Идеология | Демократический социализм Лейбористский сионизм |
Политическая позиция | Левый |
Хапоэль Хацаир ( ивр . הפועל הצעיר , «Молодой рабочий») — сионистская группа, действовавшая в Палестине с 1905 по 1930 год. [ 1 ] Она была основана А.Д. Гордоном , Йосефом Ароновичем , Йосефом Спринзаком и следовала немарксистской , сионистской, социалистической программе. Хапоэль Хацаир была пацифистской, антимилитаристской группой, которая стремилась создать еврейский плацдарм в Палестине посредством ручного труда и сельскохозяйственных поселений.
История
[ редактировать ]
Хапоэль Хацаир была основана в 1905 году десятью членами второй волны еврейских иммигрантов в Палестину , прибывших между 1904 и 1914 годами. [ 2 ] [ 3 ] Четверо основателей были выходцами из Плоньска в Российской империи . [ 4 ] Новые иммигранты стремились построить еврейскую социалистическую родину в Палестине и сформировали для этого две группы: марксистскую Поале Цион (Рабочие Сиона) и Хапоэль Хацаир. [ 5 ] К 1906 году Хапоэль Хацаир вырос до 90 членов. [ 6 ] [ 3 ] В 1907 году была основана одноименная газета. [ 3 ] К 1910 году группа выросла, хотя и не до огромных размеров. Всего в Хапоэль Хацаир и Поале Цион входило всего 500 членов. [ 6 ] Приверженность Хапоэля Хацаира практическому сионизму и трудовым завоеваниям привела к созданию группы, которая посвятила себя созданию новых еврейских сельскохозяйственных общин. Хапоэль Хацаир заселил землю, купленную у арабских эфенди (землевладельцев) Еврейским национальным фондом в соответствии с социалистическими принципами. [ 7 ]
Конкуренция с Ахдут ха-Авода
[ редактировать ]Когда в 1919 году была сформирована «Ахдут ха-Авода» , «Хапоэль Хацаир» решил не присоединяться, хотя некоторые члены все же ушли, чтобы присоединиться к «Ахдут ха-Авода». [ 8 ] Лидеры Хапоэль Хацаир считали, что Профсоюз, имевший сильные политические амбиции, будет доминировать в любой объединенной группе, и они не хотели, чтобы это заставило их поставить под угрозу роль Хапоэля Хацаира как совести рабочего движения. [ 9 ] Не присоединившись к «Ахдут ха-Авода», «Хапоэль Хацаир» был вынужден вступить в движение городских рабочих. Несмотря на свое влияние среди сельскохозяйственных рабочих, Хапоэль Хацаир не имел большого количества последователей в городах; однако у них было значительное количество последователей среди писателей, учителей и других интеллектуалов, что, хотя и не помогло на политической арене, но принесло группе больший престиж. [ 10 ]
Со временем члены «Хапоэль Хацаир» и «Ахдут ха-Авода» поняли, что дублируют работу. Поскольку обе группы существовали как рабочая группа, а также как политическая партия, у них были отдельные биржи труда, организации взаимопомощи, культурные и социальные клубы и больничные кассы. [ 6 ] В 1920 году было предложено объединиться. Это привело к формированию Гистадрута , который представлял собой единую рабочую организацию для контроля труда. [ 8 ] Хотя эти партии объединили свои рабочие организации в Гистадрут, они продолжали бороться за доминирование в этой группе. На первых выборах 1924 года Хапоэль Хацаир получил 27 мест, уступив только Ахдут ха-Аводе, имевшему 38 мест. [ 11 ] Хотя Ахдут ха-Авода был крупнее, Хапоэль Хацаир был более могущественным; В 1921 году Йосеф Спринзак из «Хапоэль Хацаир» был первым членом рабочего движения, избранным в сионистский исполнительный орган . [ 10 ]
Вечеринка Мапай
[ редактировать ]К концу 1920-х годов Ахдут ха-Авода с помощью Давида Бен-Гуриона завоевал контроль над Гистадрутом. [ 8 ] Экономические проблемы конца 1920-х годов заставили Гистадрут оказать сильное давление на еврейские компании, в которых работали арабы. [ 8 ] Многие евреи рассматривали это как угрозу своему существованию. Таким образом, Гистадрут столкнулся с оппозицией, и Бен-Гурион увидел, что объединенный Гистадрут будет более сильным против оппозиции. Таким образом, в декабре 1930 года он объединил Ахдут ха-Авода и Хапоэль Хацаир, чтобы создать партию Мапай , положив конец Хапоэлю Хацаиру. [ 12 ] Одним из лидеров Хапоэль Хацаир, который присоединился к высшим эшелонам Мапай, был Хаим Арлозоров .
Женское движение
[ редактировать ]Ведущие женщины-члены Хапоэль Хацаир были среди лидеров еврейского феминистского движения. В то время как единственными женщинами-делегатами первого Гистадрута были члены Ахдут ха-Авода , члены Хапоэль Хацаир, Ада Фишман-Маймон и Яэль Гордон были приглашены присутствовать в качестве гостей. [ 13 ] Находясь там, Ада Маймон, которая была лидером борьбы за избирательное право женщин в еврейских учреждениях, возражала против того факта, что ни один делегат в Гистадрут не был выбран работницами и, следовательно, они не представляли этих женщин. Заручившись поддержкой ведущих партий, включая ее собственную «Хапоэль Хацаир», она получила должность в Гистадруте, а два места были зарезервированы для делегатов, избранных самими работницами. [ 11 ]
На международном уровне
[ редактировать ]В марте 1920 года на конгрессе в Праге Всемирный союз Хапоэль Хацаир и Зейрей Цион образовал Хитахдут Оламит (известный как Хитахдут ). В 1926 году на третьем конгрессе в Берлине ее название было изменено на Всемирная сионистская рабочая партия Хитахдут . Ее молодежное движение было названо «Гордония» , в честь А.Д. Гордона . В 1932 году она объединилась с Поале Цион и создала «Ихуд Олами» — Всемирный союз сионистов-социалистов. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Приложение B, Израиль, Серия региональных справочников, Страновые исследования, Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса, http://rs6.loc.gov/frd/cs/israel/il_appnb.html
- ^ Чарльз Д. Смит, Палестина и арабо-израильский конфликт , Бедфорд/Сент. Мартинс, Бостон, 2007 г. ISBN 978-0-312-43736-7 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Рафаэль Медофф, Хаим И. Ваксман, Исторический словарь сионизма , Routledge, 5 сентября 2013 г.
- ^ Бар-Зоар, Михаил (1978) Бен-Гурион . Перевод Переца Кидрона . Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN 0-297-77401-8 . Первоначально опубликовано в Израиле в 1977 г., с. 17
- ^ Чарльз Д. Смит, Палестина и арабо-израильский конфликт , Бедфорд/Сент. Мартинс, Бостон, 2007 г. ISBN 978-0-312-43736-7 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Вальтер Лакер, История сионизма, издательская группа Knopf, 2003 г., ISBN 978-0-8052-1149-8 , стр.282.
- ^ 6. Чарльз Д. Смит, Палестина и арабо-израильский конфликт, Бедфорд/Сент. Мартинс, Бостон, 2007 г. ISBN 978-0-312-43736-7 , стр.40.
- ^ Jump up to: а б с д Чарльз Д. Смит, Палестина и арабо-израильский конфликт, Бедфорд/Сент. Мартинс, Бостон, 2007 г. ISBN 978-0-312-43736-7 , стр.121.
- ^ Уолтер Лакер, История сионизма, Knopf Publishing Group, 2003, ISBN 978-0-8052-1149-8 , стр.304-305.
- ^ Jump up to: а б Вальтер Лакер, История сионизма, издательская группа Knopf, 2003 г., ISBN 978-0-8052-1149-8 , стр.305.
- ^ Jump up to: а б Перлмуттер, Амос (1977). «Берл Кацнельсон и теория и практика революционного конструктивизма». Ближневосточные исследования . 13 (1): 71–89. дои : 10.1080/00263207708700335 . JSTOR 4282621 .
- ^ Чарльз Д. Смит, Палестина и арабо-израильский конфликт, Бедфорд/Сент. Мартинс, Бостон, 2007 г. ISBN 978-0-312-43736-7 , стр.122.
- ^ Израэли, Дафна Н. (1981). «Сионистское женское движение в Палестине, 1911–1927: социологический анализ». Знаки . 7 (1): 87–114. дои : 10.1086/493863 . JSTOR 3173511 . S2CID 144673044 .
- Лейбористский сионизм
- Сионизм в Подмандатной Палестине
- Сионистские организации
- Еврейские политические партии
- Еврейский социализм
- Политические партии, основанные в 1905 году.
- Социалистические партии в Азии
- Сионистские политические партии в Израиле
- Заведения 1905 года в Османской империи
- Сионизм в Османской Палестине
- Социализм в Подмандатной Палестине