Хаим Арлосоров
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: общие стандарты. ( январь 2020 г. ) |
Хаим Арлосоров | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Виталий Арлозоров 23 февраля 1899 г. |
Умер | 16 июня 1933 г. | ( 34 года
Причина смерти | Убийство выстрелом |
Место отдыха | Кладбище Трумпельдор , Тель-Авив |
Гражданство | Россия |
Образование | Берлинский университет Гумбольдта |
Род занятий | Экономист, писатель и политический деятель |
Политическая партия | Хапоэль Хацаир , Мапай |
Супруг | Сима Рубин |
Хаим Арлозоров (23 февраля 1899 — 16 июня 1933; также известный как Хаим Арлозоров ; иврит : חיים ארלוזורוב ) был социалистическим сионистским лидером ишува во время британского мандата в Палестине , до создания Израиля , и главой политический отдел Еврейского агентства . В 1933 году Арлозоров был убит во время пробежки на пляже в Тель-Авиве .
Биография
[ редактировать ]Хаим Арлосоров родился 23 февраля 1899 года в еврейской семье в Ромнах , Украина (тогда входившая в состав Российской империи ). В России он был известен как Виталий, русский эквивалент Хаима. Когда он жил в Германии, его знали как Виктор. [1] Дедушкой Арлосорова по отцовской линии был раввин Элиэзер Арлозоров из Ромн, автор религиозных комментариев к Талмуду . [1] В возрасте шести лет Арлосоров столкнулся с антисемитизмом впервые , когда в 1905 году дом семьи Арлосоровых в Ромнах подвергся нападению во время жестокого погрома . Семья бежала через немецкую границу в Восточную Пруссию . Семь лет спустя семья поселилась в Кёнигсберге , Германия (ныне российский город Калининград ). [1] Таким образом, Арлосоров свободно говорил по-немецки и помимо изучения иврита с репетитором. [2] Когда в 1914 году началась Первая мировая война , семья не имела немецкого гражданства и поэтому столкнулась с угрозой депортации. В конце концов семья получила разрешение на переезд в Берлин . [2] Когда его отец Савл вернулся в Россию по делам, ему запретили возвращаться, и он умер там от холеры. Арлосоров изучал экономику в Берлинском университете и получил докторскую степень по этому предмету. [3] Во время учебы он писал статьи о сионистских делах. В Германии он стал ключевым лидером Хапоэль Хацаир (также Ха-Поэль ха-Цаир, на иврите «Молодой рабочий»). [4] социалистическая политическая партия , привлекавшая многих интеллектуалов того времени. В результате своей партийной принадлежности Арлосоров был назначен редактором журнала «Die Arbeit» ( по-немецки «Лейбористская партия»), в котором его статьи были впервые опубликованы. [4]
Арлозоров не был религиозно соблюдающим. Его раннее развитие и сильные национальные чувства как еврея можно увидеть в письме, которое он написал в 17 лет своему учителю немецкой литературы: «Я еврей, и я чувствую себя сильным и горжусь своим еврейством. Я отличаюсь от немца, и мне никогда не придет в голову отрицать это… Моя душа жаждет уникальной, древней еврейской культуры. Но мне нравится и немецкая культура, и, возможно, я тоже боюсь признаться, насколько велика моя любовь к ней. это… Однако Гете и Шиллер никогда по-настоящему не трогали мое сердце». В 1919 году Арлозоров опубликовал трактат «Еврейский народный социализм», свой первый крупный письменный вклад, посвященный националистическим надеждам еврейского народа в Эрец Исраэль . [4] В своем трактате Арлозоров дистанцировался от традиционных марксистских верований, защищая новую разновидность социализма, включающую национальное сознание. [5] Арлозоров утверждал, что еврейский народ сможет сохранить и возродить свою уникальную культурную самобытность только на еврейской национальной родине . [6] Арлосоров далее заявил, что благодаря установлению «еврейского народного социализма» евреям будет гарантирована государственная собственность на землю по их возвращению в Эрец Исраэль. [7] В соответствии с взглядами других социалистических сионистов своего времени, Арлозоров считал, что древние библейские сельскохозяйственные традиции, такие как « Субботний год » и « Юбилейный год », могут быть восстановлены в современной практике наряду с институциональными параметрами, установленными для новой еврейской нации. . [7] Трактат Арлосорова точно предсказал, что мощное возрождение иврита будет сопровождать возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль. [8]
Арлозоров впервые посетил Палестину весной 1921 года. Вскоре после его прибытия беспорядки в Яффо вспыхнули . В разгар арабских беспорядков Арлозоров встал на защиту Неве-Шалом , еврейского поселения, примыкающего к Тель-Авиву и Яффо . [9] Эти события сместили акцент Арлозорова на необходимость улучшения отношений между евреями и арабами. [4] После беспорядков Арлосоров призвал сионистский истеблишмент больше не отрицать реальность существования арабского национального движения в Эрец Исраэль. [10] [11] Однако призыв Арлозорова не был широко принят, и он подвергся критике в рядах своей партии « Хапоэль Хацаир» . [10] Арлосоров в конечном итоге пришел к выводу, что основанный на силе компромисс с соседними арабами не ослабит и не подорвет усилия по созданию еврейской национальной родины. [12]
На Сионистском конгрессе 1923 года Арлозоров был избран в Комитет сионистского действия . Ему тогда было всего 24 года. [4] Отказавшись от университетской должности, он уехал из Германии ради британского мандата в Палестине в 1924 году. В 1926 году он был выбран представителем ишува в Лиге Наций в Женеве . [4]
Надежды Арлозорова на мирное сотрудничество и компромисс с арабами подвергнутся серьезному испытанию. В 1929 году сознательно агрессивное молодёжное движение «Бейтар» , организованное Зеева Жаботинского Союзом ревизионистских сионистов , приняло участие в коалиции с целью настойчиво усилить и расширить еврейское присутствие вблизи Стены Плача . [13] Деятельность «Бейтара» и их соратников вызвала бурную реакцию арабской общины, по мнению которой эти действия опозорили мусульманскую святыню на соседней Храмовой горе . Последовали жестокие восстания у Стены Плача в 1929 году , которые привели к гибели многих людей, в том числе мирных жителей. [13] Вместо того, чтобы разжигать дальнейшую напряженность в арабском мире, Арлосоров резко раскритиковал ревизионистов за бесчувственное провоцирование враждебности. [13]
Политическая карьера
[ редактировать ]В 1930 году Арлосоров объединил две основные сионистские социалистические политические партии, « Поалей-Цион» и «Хапоэль Хацаир» , чтобы сформировать Лейбористскую партию Мапай . [14] Благодаря политической силе Мапай Арлозоров был избран членом Сионистского исполнительного комитета на Сионистском конгрессе 1931 года . Кроме того, он был назначен политическим директором Еврейского агентства для Палестины и занимал эту должность до своего убийства в 1933 году. [14]
Будучи политическим директором Еврейского агентства, Арлосоров сначала полагал, что британцы помогут расселять евреев в Палестине, поэтому он работал с британским мандатным правительством , которое отвечало за управление этой территорией . До своего пребывания на посту политического директора Арлозоров уже ознакомился с британской системой правления, написав эссе под названием «Британская администрация и еврейский национальный дом». [15] За годы своего пребывания в должности Арлосоров установил тесные рабочие отношения с Верховным комиссаром Великобритании Артуром Ваучопом. [16] британских и министр колоний сэр Филип Канлифф-Листер . [17]
Арлосоров был близким другом еврейского учёного и государственного деятеля Хаима Вейцмана . Доктор Вейцман считался одним из наиболее политически умеренных современников Арлозорова из сионистской партии Мапай. [18]
За месяцы, предшествовавшие его убийству, рвение Арлозорова помочь создать еврейскую национальную родину усилилось. На заседании Трудового совета Мапай, состоявшемся в январе 1933 года, Арлозоров вступил в решительный спор с Давидом Бен-Гурионом и другими видными лидерами Мапай по поводу того, должны ли сионисты работать в инфраструктуре британского правительства, чтобы способствовать созданию еврейской государственности. [19] Арлосоров предупредил своих коллег, что, если сионистское движение будет продолжать изоляционистскую политику по отношению к британским правящим властям, политическое влияние арабов внутри британской администрации возрастет и пострадает права еврейского народа в Эрец-Исраэль. [20]

8 апреля 1933 года Арлозоров организовал историческое мероприятие в отеле «Царь Давид» от имени Еврейского агентства в Иерусалиме. Обед, на котором присутствовали Вейцман и видные арабские лидеры Трансиордании, [21] Это будет первый раз, когда еврейские сионисты и ключевые арабы соберутся вместе, чтобы способствовать сотрудничеству между двумя группами. [22] Арлосоров надеялся, что путем заключения соглашения с арабскими шейхами Трансиордании политические отношения с арабскими лидерами Подмандатной Палестины могут быть улучшены. [21] Однако не всех устраивало видение Арлозорова еврейско-арабского сотрудничества, а также возможность двунационалистического будущего в Эрец Исраэль. После обеда арабские радикалы открыто раскритиковали умеренных арабов, присутствовавших на встрече. [23] Некоторые арабские лидеры в Подмандатной Палестине полностью дистанцировались от делегации трансиорданских арабов. [24] Трансиордании Особый гнев был направлен на эмира Абдаллу , правителя обширных территорий Трансиордании, который взял на себя ведущую роль в примирительных усилиях. [23] Еврейское сопротивление встрече в отеле «Царь Давид» также стало очевидным, когда крупнейшая партия сионизма Мизрахи религиозного потребовала, чтобы Арлозоров ушел в отставку со своего поста в Еврейском агентстве. [25] Некоторые радикалы ревизионистского движения пошли еще дальше и поставили под сомнение право Арлосорова на жизнь. [25]
В результате прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера Арлосоров сосредоточил свое внимание на тяжелом положении немецких евреев . Германия, которую любил Арлозоров в детстве, быстро и радикально изменилась с приходом Гитлера к власти. В апреле 1933 года новый режим ввел в действие первый из многих антиеврейских законов, уволив всех еврейских служащих с должностей в правительстве Германии. [26] Также в то время нацистские чиновники постановили, что евреям не будет разрешено покидать страну без специально выданной выездной визы. [27] Еврейские группы по всему миру отреагировали на гитлеровский режим протестами и бойкотами немецкой продукции. [28] Сразу после организованного нацистами бойкота еврейского бизнеса в Германии 1 апреля 1933 года Арлозоров связался с Верховным комиссаром Артуром Вохопом и попросил Великобританию вмешаться в кризис. Арлосоров попросил Ваучопа рассмотреть возможность предоставления дополнительных иммиграционных виз в Подмандатную Палестину евреям, ищущим убежища от гитлеровского рейха . [29]
Хотя Гитлер ненавидел евреев и хотел, чтобы они были изгнаны из Германии, в 1933 году нацисты не хотели позволить большому количеству еврейских беженцев бежать в соседние страны. Это произошло потому, что официальные лица рейха были обеспокоены тем, что бегство еврейских беженцев может предоставить большое количество средств растущему международному движению за экономический бойкот нацистской Германии. [26] Вдобавок к беспокойству Гитлера, немецкие финансовые советники предупредили нацистское правительство, что массовый исход еврейских рабочих из немецкой рабочей силы нанесет серьезный ущерб экономической стабильности Германии. [26] Нацистам нужно было удобное решение, чтобы избавиться от евреев без политической или экономической реакции. [17]
В 1933 году Арлозоров и официальные лица Германского рейха рассматривали британский мандат в Палестине как землю возможностей по совершенно разным причинам. В глазах нацистского руководства отдаленная территория, контролируемая британцами, представлялась «свалкой», подходящей для изоляции тысяч антигитлеровских еврейских беженцев от мировой политической арены. [17] Кроме того, финансовое соглашение с сионистскими лидерами о передаче беженцев поможет поддержать экономику Германии, пострадавшую от антинацистских бойкотов. [30] Однако для Арлозорова и других сионистов потенциальная массовая пересылка немецких евреев вместе с их активами в Эрец Исраэль предоставила историческую возможность помочь гарантировать будущее создание еврейской нации в Подмандатной Палестине. [17]
Арлозоров пришел к выводу, что британцам нельзя доверять и что евреи должны рискнуть разозлить их, чтобы восстановить свою родину и спасти евреев Европы от националистических и авторитарных режимов, при которых они жили, особенно в нацистской Германии .
В своих усилиях помочь евреям избежать тирании Гитлера Арлосоров столкнулся с стойкой оппозицией со стороны ревизионистских рядов внутри своего собственного сионистского движения. Хотя лидеры Лейбористской партии Мапай пытались подготовить почву для соглашения с Германией, смягчив антинацистские настроения в сионистских кругах, видный ревизионистский лидер Зеэв Жаботинский стойко противостоял им. В радиопередаче 28 апреля 1933 года Жаботинский решительно осудил любой возможный пакт между сионизмом и Гитлером. [31] Жаботинский в своем обращении по радио поддержал ревизионистскую платформу международного экономического бойкота немецкого экспорта, предлагая, кроме того, что Британский мандат в Палестине должен взять на себя ведущую роль в усилиях по бойкоту. [32]
Соглашение Хаавара
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2021 г. ) |
В этот момент Хаим Арлосоров посетил нацистскую Германию для переговоров по спорному Соглашению Хаавара . Это позволило эмигрировать евреев в Палестину вместе с большей частью их имущества. Немцы были рады избавиться от евреев, но не хотели позволить им забрать с собой свое имущество. По соглашению евреи должны были положить свои деньги на специальный банковский счет. Эти деньги затем были использованы для закупки немецких товаров для экспорта в Палестину (и другие страны). Выручка от продажи этих товаров была передана евреям по прибытии в Палестину. Для нацистов это помогло избавиться от евреев, но преодолело любые попытки бойкота немецкого экспорта (особенно с моральной точки зрения, поскольку товары импортировали сами евреи). Для сионистского урегулирования приток капитала дал столь необходимый экономический бум в разгар мировой депрессии .
Примерно через год после того, как Арлосоров и немецкие официальные лица официально оформили Соглашение Хаавара, в Эрец Исраэль начала происходить существенная экономическая реакция. В результате на Святую Землю поселилось множество новых еврейских иммигрантов. [33] До Соглашения Хаавара только несколько тысяч еврейских рабочих ежегодно иммигрировали в Палестину под британским мандатом. Однако после подписания соглашения более 50 000 новых еврейских рабочих в течение двух лет сделали британский мандат в Палестине своим домом. [33] Первоначальное влияние Соглашения Хаавара на еврейскую иммиграцию будет широкомасштабным, поскольку примерно 20% из первых 50 000 новых еврейских иммигрантов в Эрец Исраэль прибыли из Германии. [33] К 1936 году, всего через три года после вступления в силу Соглашения Хаавара, численность еврейского населения в пределах британского мандата в Палестине удвоилась. [34]
Со временем некоторые из элитного нацистского окружения Гитлера, включая Адольфа Эйхмана , начали глубоко сожалеть об участии Германии в Соглашении Хаавара. [34]
В конечном итоге более 60 000 немецких евреев избежали преследований со стороны нацистов, прямо или косвенно, благодаря Соглашению Хаавара. [35] Кроме того, в соответствии с Соглашением Хаавара около 100 миллионов долларов было передано Британскому мандату в Палестине, что помогло создать промышленную инфраструктуру для будущей еврейской нации. Средства Соглашения Хаавара также были использованы для покупки земли и развития многих новых еврейских поселений, которые теперь помогают определить нынешние границы Израиля . [35]
Убийство
[ редактировать ]
16 июня 1933 года, всего через два дня после возвращения с переговоров в Германии, Хаим Арлозоров был убит. [36] Он был убит во время прогулки со своей женой Симой на пляже в Тель-Авиве . Похороны Арлосорова были крупнейшими в истории Подмандатной Палестины: на похоронах присутствовало от 70 000 до 100 000 человек. [37] Смерть Арлозорова сильно обострила политические отношения внутри сионистского движения. [38]
Абба Ахимейр , глава активистской группы с фашистскими наклонностями, [39] Брит Ха-Бирионим был обвинен палестинской полицией в подготовке убийства. Ахимейр также был лидером националистической фракции сионистских ревизионистов, чье издание « Хазит ХаАм » [40] постоянно нападал на рабочее движение и сионистских лидеров, в том числе на Арлосорова, обзывая его и заявляя, что еврейский народ «будет знать, как реагировать на таких злодеев». [41] Два рядовых ревизиониста, Авраам Ставский и Зееви Розенблатт, были арестованы как настоящие убийцы и опознаны вдовой Арлозорова. Все трое категорически отвергли обвинения.
Окружной суд оправдал Ахимеира и Розенблатта, но признал Ставского виновным, который в конечном итоге был оправдан Верховным судом за отсутствием подтверждающих доказательств, как того требовал тогда закон. [37] Защита обвинила полицию в манипулировании показаниями вдовы и другими доказательствами по политическим мотивам и изложила версию о том, что убийство было связано с намеренным сексуальным нападением на Симу Арлосорова со стороны двух молодых арабов. Позже Ставский поднялся в рядах «Иргуна» и отвечал за закупку корабля с вооружением «Иргун», известного как « Альталена ». Он был убит в результате нападения на корабль недавно созданных Сил обороны Израиля на пляже Тель-Авива.
Помимо теорий о том, что виновниками убийства были люди, связанные с ревизионистским движением, или что это было намеренное сексуальное нападение со стороны двух арабов, существуют теории, связывающие его с советским и нацистским режимами. Советскую теорию продвигал Шмуэль Дотан в 1991 году, чтобы противостоять тому, что русские считали глобальным военным заговором против них. [42]
Примерно через 50 лет после убийства, после публикации книги об убийстве Шабтая Тевета в 1982 году, [43] Израильское правительство, которое сейчас возглавляет Менахем Бегин , учредило официальный следственный комитет. Будучи первым премьер-министром Израиля, избранным от ревизионистского движения, Бегин обиделся на высказанную в книге Тевета мысль о том, что ревизионист, оправданный в суде за убийство Арлозорова, в конце концов, возможно, действительно несет ответственность. [44]
Наследие и память
[ редактировать ]
Арлозоров похоронен на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве. Память Арлосорова сегодня чтят многие улицы, названные в его честь во всех городах Израиля и в названиях нескольких мест в Израиле: [45] Цфат , Кирьят-Хаим , большой район Хайфы, Гиват-Хаим , кибуц и Кфар-Хаим , мошав .
Бронзовый памятник высотой 8 футов, посвященный наследию доктора Хаима Арлосорова, был установлен на набережной Тель-Авива, где он был смертельно ранен. [46]
Имя Хаима Арлосорова также использовалось для корабля, перевозившего еврейских беженцев в Палестину , бывшего USCGC Unalga (WPG-53) . 27 февраля 1947 года « Хаим Арлозоров» (1378 пассажиров из Швеции и Италии) был перехвачен эсминцем Королевского флота HMS Chieftain , и пассажиры оказали ожесточенное сопротивление. Корабль сел на мель в Бат-Галиме к югу от Хайфы , прямо напротив лагеря британской армии. Экипаж и пассажиры были арестованы и депортированы на Кипр. [47] [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Авинери 1990 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Авинери 1990 , стр. 6.
- ^ Авинери 1990 , стр. 6-9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Авинери 1990 , стр. 9.
- ^ Авинери 1990 , стр. 17-18.
- ^ Авинери 1990 , стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Авинери 1990 , стр. 30-31.
- ^ Авинери 1990 , стр. 33-36.
- ^ Коэн 1970 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1970 , с. 244.
- ^ Авинери 1990 , стр. 65.
- ^ Авинери 1990 , стр. 64-65.
- ^ Jump up to: а б с Авинери 1990 , стр. 66-67.
- ^ Jump up to: а б Авинери 1990 , стр. 10.
- ^ Авинери 1990 , стр. 78.
- ^ Блэк 1984 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Блэк 1984 , с. 98.
- ^ Авинери 1990 , стр. 91.
- ^ Авинери 1990 , стр. 82-83.
- ^ Авинери 1990 , стр. 89-90.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1970 , с. 252.
- ^ Блэк 1984 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Блэк 1984 , с. 145.
- ^ Коэн 1970 , с. 254-255.
- ^ Jump up to: а б Блэк 1984 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Блэк 1984 , с. 97.
- ^ Блэк 1984 , стр. 97–98.
- ^ Блэк 1984 , стр. 104–105.
- ^ Амкраут 2006 , с. 43.
- ^ Блэк 1984 , стр. 131–132.
- ^ Блэк 1984 , стр. 143–144.
- ^ Блэк 1984 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Блэк 1984 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б Блэк 1984 , с. 375.
- ^ Jump up to: а б Блэк 1984 , с. 379.
- ^ Авинери 1990 , стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Блэк 1984 , с. 157.
- ^ Блэк 1984 , стр. 157–158.
- ^ Бен-Иегуда 1995 , с. 139.
- ^ Блэк 1984 , с. 149.
- ^ Блэк 1984 , с. 151.
- ^ Бен-Иегуда 1993 , стр. 140–143.
- ^ Тевет, Шабтай (1982). Резах Арлосоров (на иврите). Шокирующий .
- ^ Авинери 1990 , стр. 3.
- ^ Авинери 1990 , стр. 2.
- ^ «Мемориал Арлосорова» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года.
- ^ Уналга 1912, Каттеры, суда и корабли армии и флота береговой охраны США, Офис историка береговой охраны США
- ^ Элиав, Ари Л. Путешествие Улуа . Фанк и Вагналлс .
Библиография
[ редактировать ]- Амкраут, Брайан (2006). Между домом и родиной: молодежная алия из нацистской Германии . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы . ISBN 0-8173-1513-6 .
- Авинери, Шломо (1990). Арлосоров . Нью-Йорк: Глобус Вайденфельд . ISBN 0-8021-1132-7 .
- Бен-Иегуда, Нахман (1995). Миф Масады: коллективная память и мифотворчество в Израиле . Университет Висконсина Пресс .
- Бен-Иегуда, Нахман (1993). Политические убийства евреев . СУНИ Пресс .
- Блэк, Эдвин (1984). Соглашение о передаче: драматическая история пакта между Третьим рейхом и еврейской Палестиной ( изд. Кэрролла и Графа, 2001 г.). Нью-Йорк: Макмиллан . ISBN 0786708417 .
- Коэн, Аарон (1970). Израиль и арабский мир . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс .
- «Собрание сочинений Хаима Арлосорова» . Проект Бен-Иегуда (на иврите).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Личные документы Хаима Арлосорова хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме.
- Видеозапись похорон Арлозорова 1933 года на YouTube (иврит с английскими субтитрами)
- 1899 рождений
- Убитые евреи
- 1933 смерти
- Похороны на кладбище Трумпельдор
- Руководители Еврейского агентства Израиля
- Члены Еврейского национального совета
- Еврейские социалисты
- Политики Мапай
- Члены Ассамблеи представителей (Подмандатная Палестина)
- Люди из Ромны
- Люди убиты в Подмандатной Палестине
- Украинские евреи
- Смерти от огнестрельного оружия в Подмандатной Палестине
- Иммигранты четвертой алии