Наум Клейман
Наум Клейман Наум Клейман | |
---|---|
![]() Наум Клейман (2024) | |
Рожденный | |
Род занятий | кинокритик, историк кино |
Наум Ихильевич Клейман (русский: Нау́м Ихи́льевич Кле́йман; род. 1937) — историк кино, российский кинокритик, специалист по Сергею Эйзенштейну , бывший директор Московского государственного центрального музея кино, режиссёр Эйзенштейн-Центра, актёр и кинорежиссер. он был членом жюри 43-го Берлинского международного кинофестиваля. В 1993 году [ 1 ] и член жюри Венецианского кинофестиваля в 1991 году. Лауреат ФИПРЕССИ .
Биография
[ редактировать ]Клейман родился 1 декабря 1937 года в Кишиневе в семье дизайнера обуви Ихила Менделевича Клеймана (1909-1988) и швеи Софьи Михайловны Клейман (1910-2003). Ее мать была из Болграда на юге Бессарабии , отец - из еврейской сельскохозяйственной колонии Бессарабка (Романовка). [ 2 ] [ 3 ] Дед, Мендель Ихилевич Клейман (1880-1943), был сослан июньской депортацией 1941 года, через два года умер в лагере. [ 4 ]
Во время Великой Отечественной войны Наум Ихильевич вместе с матерью и бабушкой находился в эвакуации в Андижане , а затем в Копейске Челябинской области , где работал его отец. В 1946 году семья вернулась в Кишинев. В 1949 году вместе с родителями Клейман был депортирован в Сибирь — сначала на принудительные работы в тайге, затем в Гурьевск . В 1955 году семье разрешили покинуть спецпоселение.
Год он учился на математическом факультете Кыргызского национального университета в Бишкеке . [ 5 ] В 1956 году поступил на киноведческий факультет ВГИК (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой), который окончил в 1961 году.
В 1961—1966 годах Клейман — научный сотрудник и старший научный сотрудник отдела научной обработки русской кинопленки Госфильмофонда СССР . В 1965 году был избран ученым секретарем Комиссии по творческому наследию С.М. Эйзенштейна, участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна при Союзе кинематографистов СССР. Он был одним из составителей и авторов комментариев шеститомника «Избранные сочинения Эйзенштейна» (1964-1971). В 1967-1986 годах - заведующий Научно-мемориальным кабинетом С.М. Эйзенштейна при Союзе кинематографистов СССР, редактор Всесоюзного бюро пропаганды кинематографии.
В 1967 году Клейман участвовал в восстановлении уничтоженного фильма Эйзенштейна « Бежин луг » в качестве режиссёра (совместно с Сергеем Юткевичем ) и научного руководителя. Научный руководитель по реконструкции фильмов Эйзенштейна «Старое и новое» (« Генеральная линия »), « Октябрь: десять дней, которые потрясли мир », « Броненосец Потемкин ».
С 1987 года - заведующий музейным отделом ВСК СССР "Киноцентр", с 1989 года - заведующий Центральным музеем кино ВСК СССР "Киноцентр", с 1992 года. по 2014 г. – директор Государственного центрального музея кино. [ 6 ]
В 1990 году Клейман выступил одним из консультантов (вместе с Владимиром Антроповым и Ефимом Левиным) фильма Вадима Чубасова «С.М. Эйзенштейн: Уроки монтажа». [ 7 ]
С 1968 года преподает на Высших курсах сценаристов и кинорежиссеров (сначала курс «История кино СССР», затем курс «История мирового кино»). [ 8 ] [ 9 ] Читал специальный курс, посвященный творчеству С.М. Эйзенштейна, в Нью-Йоркском университете (1990, 1991), семинар по эстетике эксцентричности и творчеству С.М. Эйзенштейна (1994, 1998) в Немецкой кино- и Fernsehakademie Berlin в Берлине . а также семинары по истории кино в Будапеште , Калькутте , Лос-Анджелесе , Мюнхене , Токио и Хельсинки .
Он был членом международного жюри в Венеции , Берлине , Лейпциге , Торонто , Париже , Локарно и Стамбуле кинофестивалей . В 1993 году он был избран членом Европейской киноакадемии (EFA), получив ее премию Феликса. Кавалер Ордена искусств и литературы ( Франция , 1992), награжден медалью Гете ( Германия , 1995), кавалер Ордена Восходящего Солнца за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией (Япония, 2005). ).
Лауреат премий Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ за составление ретроспективы «Неизвестное советское кино» ( ММКФ , 1987), Мела Новикова ( МКФ Сан-Франциско , 1994), Жана Митри ( МКФ Порденоне , Италия , 1994), Российской Гильдии Кино Критики и фестиваль «Белые столбы» (1998).
В 1993-1997 годах автор и ведущий телевизионных программ «Музей кино», «Шедевры немого кино» и «Сокровища старого кино». Автор сценария и продюсер фильма «Хозяинский дом» (1998).
-
Первая беседа с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанная Е. А. Голициной для Фонда «Устная история». Оригинальное видео и полная расшифровка текста. Архивировано 29 марта 2016 г. в Wayback Machine .
-
Второй разговор с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанный Е.А. Голицыной для Фонда «Устная история». Оригинальное видео и полная расшифровка текста. Архивировано 7 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
-
Третий разговор с Наумом Ихильевичем Клейманом, записанный Е. А. Голициной для Фонда «Устная история». Оригинальное видео и полная расшифровка текста. Архивировано 7 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
Семья
[ редактировать ]- Брат - Эммануил Ихильевич Клейман (1947-2021), молдавский ботаник и селекционер, автор монографии «Опыт хранения плодов столового арбуза в биологических средах» (1979) и других научных работ. Жена его брата Рита Яковлевна Клейман (урожденная Клейтман, 1947-2008) — молдавский литературный критик, доктор филологических наук, специалист по творчеству Ф.М. Достоевского , заведующая кафедрой русской литературы Кишиневского педагогического института имени Иона Крянгэ и Отдел иудаики Института межэтнических исследований Академии наук Республики Молдова .
- Wife - Alevtina Alekseevna Rumyantseva (1929-2011), actress.
- Дочь - Румянцева Вера Наумовна (1966 г.р.), историк кино, хранительница Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна.
Общественная позиция
[ редактировать ]В марте 2014 года подписал письмо Союза кино «Мы с вами!» в поддержку Украины. [ 10 ] В июне того же года его контракт на посту директора Музея кино не был продлен. [ 11 ]
Награды и призы
[ редактировать ]- 1987 — Московский международный кинофестиваль (Приз ФИПРЕССИ за составление ретроспективы «Неизвестное советское кино»).
- 1987 — Союз кинематографистов СССР (Вторая премия за статью «Как ни странно — о Хохловой»)
- 1992 — Орден Искусств и литературы (Франция).
- 1993 — Премия «Феликс» Европейской киноакадемии (за профессиональную деятельность).
- 1994 — МКФ немого кино в Порденоне (Премия Жана Митри «За участие в реставрации фильмов и возвращение публике классического кино»).
- 1995 — Медаль Гете («За укрепление дружественных и культурных связей с Германией»).
- 1997 — Премия Российской гильдии кинокритиков и киноведов (в номинации «Теория и история кино» за сборник, вступительную статью и комментарий к «Воспоминаниям» С. Эйзенштейна).
- 1998 г. - Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998 г.) - за заслуги в области искусства. [ 12 ]
- 1998 — Кинофестиваль Государственного кинофонда России «Белые столбы» («За вклад в российское киноведение»).
- 2002 г. — Орден Академических пальм (Франция).
- 2003 г. — Кавалерский крест ордена « За заслуги перед Республикой Польша» («За заслуги в развитии польской науки и культуры»).
- 2004 — Премия принца Венецианского 61-го Венецианского кинофестиваля.
- 2005 — Орден Восходящего Солнца («За вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией»).
- 2005 — Премия Мирона Черненко Гильдии кинокритиков и киноведов России.
- 2006 — Премия фестиваля «Кинотавр» («За вклад в сохранение российского культурного наследия»).
- 2010 г. – Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция). [ 13 ]
- 2015 — Почетное упоминание Camera Berlinale на Берлинском международном кинофестивале.
- 2015 — Почетная премия «Ника » «За вклад в кинематографическую науку, критику и просвещение». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- The Frame as a Cell of Montage // Voprosy Kinoiskusstva, in. 11, М., 1968.
- «...Начнем с Пушкина» // Искусство кино. - 1987. - № 2.
- Ревущий Лев. К происхождению, значению и функции монтажной метафоры // Кинологические записки. - 1988. - № 1.
- Подвиг мастера // Кинозенарии. - 1989. - № 1.
- Кино тоталитарной эпохи. Международный симпозиум в рамках XVI ММКФ // Искусство кино. - 1990. - № 2 (включая выставку НК).
- Eccentric and tragic // Kinovedcheskie zapiski. - 1990. - № 7.
- О статье С. М. Эйзенштейна «Драматургия киноформы» // Киноведческие записки. - 1991. - № 11.
- Неосуществленные намерения Эйзенштейна // Искусство кино. - 1992. - № 6.
- Реконструкция фильма: текст и контекст // Киноведение. - 1992. - № 16.
- Our project // Kinovedcheskie zapiski. - 1994. - No. 22 (co-authored with L. Kozlov).
- «Национальный», «интернациональный» и советский киноавангард // Киноведческие записки. - 1994/95. - № 24.
- Film Festival and the Theory of Probabilities // Kinovedcheskie zapiski. - 1995. - № 27.
- Поколение, для которого один кадр ничего не значит... Разговор с В. Вендерсом // Записки киноведения. - 1995. - № 28.
- Эйзенштейн сегодня. Беседа с О. Косолаповым, Н. Сиривли // Искусство кино. - 1996. - № 5.
- Ищите Солнце! // Виктор Демин. Не для прессы. Составил Т. Запасник. Т. Запасник. - Москва, Лексика, 1996.
- Мемуары Эйзенштейна: система координат // Эйзенштейн С.М. Мемуары. - М., Музей кино, Труд, 1997.
- Formula of the Final // Kinovedcheskie zapiski. - 1998. - № 38.
- The House Where Hearts Are Broken // Kinovedcheskie zapiski. - 1998. - № 40.
- Eisenstein, Bezhin Lug (first version): cultural and mythological aspects // Kinovedcheskie zapiski. - 1999. - № 41.
- "Caucasian cycles" of Pushkin (reader's notes) // Kinovedcheskie zapiski. - 1999. - № 42.
- Что представляет собой модель искусства Эйзенштейна? // Киноведческие записки. — 2000. — № 46. 1 Архивный экземпляр от 15 ноября 2016 года в Wayback Machine .
- Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино. – Москва: Ад Маргинем, 2017. – 320 с. - ISBN 978-5-91103-365-1 .
- Сергей Эйзенштейн. "Йо. Мемуары" в двух томах. – М.: ГАРАЖ, 2019. – 1016 с. - ISBN 9785990971875
- Сергей Эйзенштейн. Эйзенштейн для XXI века. Сборник статей. – М.: ГАРАЖ, 2020. – 336 с. - ISBN 9785990971769
- Этюды об Эйзенштейне и Пушкине. – М.: ГАРАЖ, 2022. – 520 с. - ISBN 9785604538395
Клейман редактировал такие произведения Эйзенштейна, как «Монтаж», «Метод», «Неравнодушная природа», «Записки для всеобщей истории кино» и др. [ 17 ]
Литература
[ редактировать ]- Современная история российского кино: 1986-2000. Кинословарь. Том. II. - СПб, 2001. - С. 49-50.
- Клейман Н.И. Формула финала. - Москва: Центр Эйзенштейна, 2004.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Берлинале: Жюри 1993 года» . berlinale.de . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ "Интервью с Н. И. Клейманом" . dorledor (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ " "Это всё не наше дело — воздаяние" " . dorledor (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ "М. И. Клейман в базе данных Яд-Вашем" . yadvashem (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ " "Наум Клейман: Это всё не наше дело — воздаяние" " . lechaim (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ "Клейман уволен с поста директора Музея кино" . graniru (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ "Сергей Эйзенштейн Уроки монтажа" . youtube (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ "Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров" . kinobraz (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ "Высшие курсы сценаристов и режиссеров" . kinobraz (in Russian) . Retrieved 13 July 2024 .
- ^ «Мы с вами!» (на русском языке). kinosoyuz.com. 08.03.2014. Архивировано из оригинала 21 мая 2017 г. Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ "СМИ узнали об увольнении директора Музея кино Наума Клеймана" (in Russian). Archived from the original on 2019-02-13 . Retrieved 2019-02-12 .
- ^ "Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1998 № 815 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»" (in Russian). Archived from the original on 2019-04-25 . Retrieved 2024-07-07 .
- ^ «Перекрестный год Франции и России» . gouv.fr (на французском языке) . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ "Стали известны имена номинантов кинопремии "Ника"" . Gallerix.org (на русском языке) . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ «Последний фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» получил награду российской премии «Ника» . hollywoodreporter.com (на русском языке) . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ "Российские продюсеры планируют снять фильм об убитом тележурналисте" . www.screendaily.com (на русском языке) . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ «Заявление Создателя» . openlibhums.org (на русском языке) . Проверено 29 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наум Клейман на IMDb
- Биография
- Московский государственный центральный музей кино на fipresci.org
- Московский государственный центральный музей кино
- Друзья Московского государственного центрального музея кино
- Наум Клейман (Музей кино, 2003-2004)
- Страница Н.И. Клеймана на сайте Высших курсов сценаристов и режиссёров
- В эфире «Радио Культура» 2 октября 2006 г. Архивировано 20 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- Н. I. Kleiman in the magazine "Séance"
- Наум Клейман: Меня никогда не перестает удивлять, что к нам приходят молодые люди. Архивировано 27 марта 2005 г. в Wayback Machine.
- Интервью Российской газете от 18 января 2006 г. Архивировано 28 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- Государственный центральный музей кино, Москва
- Хроника обороны Музея кино на сайте Общества друзей Музея кино (ОДМК)
- Интервью с Наумом Клейманом на Cinemateca. Архивировано 13 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- Нэнси Рэмси. «ФИЛЬМ; Хранители пламени, пылавшего когда-то для России» . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 15 июля 2024 г.
- Гладильщиков, Юрий Викторович (2013-07-25). "Клейман и культура" . Мнения (in Russian). Московские новости . Archived from the original on 2013-07-27 . Retrieved 2013-07-25 .
What is the threat to Moscow from the resignation of the director of the Museum of Cinema
- Лекция Наума Клеймана о фильме «Иван Грозный»
- 1937 рождений
- Живые люди
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Российские кинокритики
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца
- Преподавательский состав Высших курсов сценаристов и режиссеров
- Советские кинокритики
- Выпускники института кинематографии им. Герасимова.
- Теоретики кино
- Незавершённые биографии фильма
- Незавершенные статьи о писателях-фантастах