Майкл X. Мокус
Майкл X. Мокус | |
---|---|
Рожденный | Миколас Ксаверас Моцкявичюс 26 октября 1864 г. |
Умер | 23 октября 1939 г. | ( 74 года
Известный | по богохульству Суды |
Майкл X. Мокус (26 октября 1864 - 23 октября 1939) был литовско-американским философом и бывшим министром -унитарием . Мокуса помнят тем, что он был признан виновным в ходе широко освещавшихся судебных процессов за нарушение архаичных Коннектикут и Мэн законов штатов , запрещающих богохульство , в результате его публичных оспариваний определенных положений христианских ортодоксальных религиозных убеждений.
Биография
[ редактировать ]Миколас Ксаверас Моцкявичюс родился 26 октября 1864 года в Раманавасе, Литва. [ 1 ] В 1886 году он эмигрировал в Соединенные Штаты и американизировал свое имя как Майкл Ксавьер Мокус. Сначала он работал на угольных шахтах, затем на цементном заводе в Детройте, штат Мичиган . [ 2 ] Там он купил небольшую типографию и издавал литовские и польские брошюры и буклеты. Он стал активным членом различных литовско-американских обществ. [ 1 ]
Первоначально набожный католик, Мокус обратился к протестантизму. Он окончил семинарию в Фэрмаунте, штат Огайо. [ 3 ] и был рукоположен в сан священника унитарной церкви. [ 4 ] Он совершил поездку по различным литовским общинам, произнося речи и проповеди. [ 2 ] Около 1908 года перешёл к атеизму и свободомыслию . Он сделал карьеру, произнося речи, высмеивающие религиозные догмы. [ 3 ] Речи были весьма противоречивыми и собрали большое количество людей. Прихожане пытались сорвать собрания, применяя самые разные меры — от свиста до угроз насилия. Полиция вмешалась бы на том основании, что Мокус говорил без разрешения, нарушал общественный порядок или подстрекал к анархии, но он избежал бы более серьезных обвинений на основании свободы слова . [ 3 ]
Он был обвинен и признан виновным в богохульстве в Уотербери, штат Коннектикут , в 1916 году. [ 5 ] и в Рамфорде, штат Мэн , в 1917 году. Верховный судебный суд штата Мэн оставил в силе его приговор в марте 1921 года. [ 6 ] Вместо того, чтобы отбыть срок от одного до двух лет тюремного заключения, Мокус сбежал в Мексику . Он прожил там пять лет, прежде чем вернуться в Соединенные Штаты. [ 3 ] По возвращении он ушел из общественной жизни и умер 23 октября 1939 года. [ 1 ] в Оук-Форест, штат Иллинойс . [ 3 ]
Дела о богохульстве
[ редактировать ]Коннектикут
[ редактировать ]17 июля 1916 года Мокус был приглашен прочитать лекцию Литовской ассоциации свободомыслия в Уотербери, штат Коннектикут , говоря на литовском языке . [ 7 ] Ему было предъявлено обвинение в богохульстве в соответствии с утверждением в 1821 году закона о богохульстве 1642 года. Закон предусматривал максимальное наказание в виде одного года тюремного заключения и штрафа в размере 100 долларов. [ 7 ] Он был первым человеком, осужденным по закону и приговоренным к 10 суткам тюремного заключения. Для подачи апелляции Мокус нанял Теодора Шредера из Лиги свободы слова . своим адвокатом [ 5 ] Он проиграл апелляцию, но так и не отбыл наказание. [ 7 ]
Мэн
[ редактировать ]В 1917 году Мокус прочитал серию лекций по атеизму в Рамфорде, штат Мэн . Согласно показаниям на суде, Мокус якобы сделал следующие восемь заявлений:
(1) «У Марии (имеется в виду Дева Мария) был кавалер. Когда однажды вечером ее кавалер позвонил (оба были молоды), он соблазнил ее. Он принес ей цветок и устроил ее по-семейному. Ни одна женщина не может родить ребенка. ребенок без мужчины».
(2) «Отец Христа был молодым евреем и не был ангелом Гавриилом. Любая девушка, которая хочет ребенка, может назвать Гавриила или какого-нибудь Иоанна».
(3) «Религия, капитализм и правительство — все это проклятые мошенники, лжецы и воры. Эти три класса объединяются в одну организацию.
(4) «Все религии — это обман народа».
(5) «Юноша пришёл к Марии ночью и, подойдя к ней с цветком в руке, взял её за руку и сказал: «Ш; ш». Посмотрите, как учат вас священники, фальсификаторы, воры. Невозможно, чтобы он был от Святого Духа, должен быть мужчина. Молодой еврей был отцом Христа. Ни одна женщина не может иметь ребенка без мужчины. этого никогда не было и никогда не может случиться».
(6) «Вы видите Троицу (указывая на изображение Бога, Иисуса Христа и Святого Духа, которое он приказал бросить на экран), Бога Отца, Духа и Сына, молодого еврея, но этого старика никогда не было и не может быть; если он был Богом от Духа, то откуда взялся тот пупок, из которого вырос, как пуговица, Имейте в виду, что черная армия – это троица, духовенство, капитализм и правительство? они управляют миром вместе».
(7) «В Библии нет истины; это всего лишь обезьяний бизнес. Религия, капитализм и правительство — это черная армия, которая только наживается на бедных людях. Вы видите здесь (указывая на изображение Бога, Иисуса Христа, и Святой Дух, которого он заставил бросить на экран) чучела. Вот Бог Отец, Сын и Дух, целая Троица, точно так же, как священник, капиталисты и правительство. Как может Святой Дух быть Богом. когда она боится, что ее убьет кошка. А ты веришь в эти чучела?
(8) «Вы видите этого глупца (указывая на изображение Иисуса Христа на кресте, с закрытыми частями тела тканью, которую он приказал бросить на ширму) и верите в Него. женщины пожалели святыню и покрыли святыню, а остальное тело осталось непокрытым». [ 6 ]
Мокус был арестован по закону штата Мэн о богохульстве , который гласит: «Богохульство может быть совершено либо путем использования ненормативной, наглой и укоризненной лексики в отношении Бога, либо путем презрительного упрека Его, Его творения, правительства, окончательного суда над миром, Иисуса Христа, Святого Духа, или Священное Писание, содержащееся в канонических книгах Ветхого и Нового Завета, или подвергая какое-либо из этих перечисленных Существ или Писаний презрению и осмеянию, и государству нет необходимости доказывать деяние всех из них». [ 6 ]
В 1917 году суд присяжных признал его виновным за восемь заявлений. [ 6 ] Апелляция на приговор была подана в Верховный судебный суд штата Мэн по делу «Стейт против Мокуса» . Приговор был оставлен в силе этим органом 25 марта 1921 года. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зинкус, Джон; и др., ред. (1985-1988). «Мокус, Майкл». Энциклопедия Советской Литвы (на литовском языке). Том. III. Вильнюс: Главная редакция энциклопедий. Мистер. 119. LCCN 86232954 .
- ^ Jump up to: а б Эрет, Юозас (1980). Свет Валанчюса за лагуной (на литовском языке). Рим: Литовская академия католических наук. Мистер. 30. OCLC 219640080 .
- ^ Jump up to: а б с д и Волкович-Валкавичюс, Уильям Л. (лето 1994 г.). «Иммигранты, которые стали литовцами, став американцами» . Литуан . 2 (40). ISSN 0024-5089 . Архивировано из оригинала 19 мая 2017 г. Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ «Присяжные решат, съел ли кит Иону: министр Коннектикута сегодня предстанет перед судом за сомнение в Священном писании», New York Sun, 6 декабря 1916 г., стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Теодор Шредер (1919). Конституционная свобода слова определена и защищена в незавершенном аргументе по делу о богохульстве . Лига свободы слова . п. 454 . ОСЛК 37804066 .
- ^ Jump up to: а б с д и Верховный судебный суд штата Мэн, Штат против Мокуса, Atlantic Reporter: Том 113. Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1921; стр. 39-45.
- ^ Jump up to: а б с Леонард Уильямс Леви (1995). Богохульство: словесное оскорбление священного, от Моисея до Салмана Рушди . Книги UNC Press . стр. 512–513. ISBN 9780807845158 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Columbia Law Review, «Богохульство», Columbia Law Review, vol. 70, нет. 4 (апрель 1970 г.), стр. 694–733. В JSTOR
- Уильям Волкович, «Синие» Лоусы штата Бэй и Бимба. Броктон, Массачусетс: Forum Press of Brockton, nd [1973].