Jump to content

Если (музыка)

Куй кипчакская инструментальная музыкальная композиция, исполняемая на национальных щипковых, смычковых и духовых инструментах, таких как домбыра , гобыз , сырнай , преимущественно на щипковой домбре казахов и комузе кыргызов. В ХХ веке казахские советские музыканты экспериментировали с хоровым исполнением кюев.

Куй в казахской культуре исполняется под домбру.

[ редактировать ]

В казахской культуре куи заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение без письменной фиксации. Например, казахский народный кюй «аксак кулан» (хромый онагр) датируется XIII веком. Авторы многих казахских кюев жили в средние века . Но выбор культуры относится к 19 и 20 векам. Куйская традиция включала также словесную часть, подробно объяснявшую историю ее сочинений, личностей, причин и легенд. Прежде чем исполнить кюй, исполнитель рассказывал историю композиции, которую он будет играть, чтобы у слушателей могли возникнуть правильные чувства. Но к тому времени словесная традиция куйса окончательно отделилась от инструментального исполнения и лишь немногие куйси (исполнители куя) до сих пор сохраняют эту часть традиции.

Древние композиторы куиса

[ редактировать ]

Домбыра Куис сформировались в результате многовековой традиции народного инструментального исполнительства. В истории Казахстана немало выдающихся музыкантов среднего возраста:

Но пик развития культуры пришелся на середину 19 века. Тогда жило очень много композиторов, создававших кюи:

женщина-композитор Дина Нурпейскызы Тогда же начала свою карьеру и , или Дина Нурписова (1861–1955).

Виды куя

[ редактировать ]

Существуют как народные куи, так и авторские куи. Говорят [ кем? ] что народные куи могут брать свое начало от ритуальных богослужений кочевых племен . Каждый куйси (исполнитель кюя) имел свою уникальную технику и особенности.

Тематика куйсов самая разная: от философских размышлений до дикости природы. Например, кюй Даулеткерея «Жигер», что означает «Энергия для жизни» или кюй Казангапа «Кокил», что означает «Мелодия моей души»; Куи Осена Торе, «Оттин Дуни, Кеттин Дуни», что означает «Мои дни прошли». Другие куи представляют собой развернутые психологические портреты личности (Кюй «Торемурат» Курмангазы – имя мужчины; Куй Мамена «Акшолпан» – женское имя; Дины «Асем Коныр»). Другие куи посвящены родине – обширным степным полям: кюй Курмангазы «Сары Арка», что означает «Золотая степь»; кюй Таттимбета «Саржайлау» – «Золотое плато»; Куй Богды «Жем суйнын таскыны» означает «Разлив реки Жем».

Другая часть куйсов посвящена событиям из жизни куйши или композиторов. (Куй Курмангазы «Аман бол Шешем, Аман бол» означает «Береги, мама, береги»; Куй Таттимбета «Кокей Кести», или внутреннее беспокойство; Дины «Каракаска Ат» означает темную лошадь с белым пятном на голове.

Другая группа куев посвящена птицам и животным: в народе «Бозинген» означает белая верблюдица, Телкконыр — имя лошади; «Коныр Каз» Ашимтая означает «Бурый гусь»; Куй Сугира «Акку» означает «Белый Вван». Кочевники очень полно выражали среду своей повседневной жизни через куис.

Если традиция

[ редактировать ]

Есть два музыкальных типа Куис; токпе куйс (распространены в Западном Казахстане ) и шертпе куис (Восточный, Южный и Центральный Казахстан ). Шертпе куй отличается от токпе куй по смыслу, форме и исполнению. Западные токпе куи отражают драматические события, вызывают очень сильные агрессивные ассоциации. Они составлены по ее правилам – определенной последовательности тонов, устанавливаемых на грифе домбыры.

Шертпе куй не имеет таких правил составления. Они очень мелодичны и кажутся саундтреком к песням. Они свободны по стилю и вызывают очень глубокие, нежные и мягкие ассоциации.

Наиболее выдающиеся композиторы токпе кКуйс — Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Эсбай, Дина, Сейтек. Крупнейшей фигурой в традиции куй является Курмангазы из западной школы традиции куй. Он создал самые большие хиты среди композиций кюй. Традицию Шертпе представляют Байжигит, Таттимбет, Тока, Дайрабай, Сугур, Рыздык, Абикен, Толеген и многие другие.

Из Национальной библиотеки Республики Казахстан. Книги на русском языке.
1. Акишев К.А. «Курган Иссык». — Москва, 1978.
2. Alekseeva L. А., Nazhmedenov Zh. "Uniqueness of the Kazakh dombyra sound and tuning//Kazakh Culture:researches. Scientific articles brochure, Almaty, 2000.
3. Alekseeva L. А., Nazhmedenov Zh. Features of Kazakh Dombyra.// My i vselennaya journal. 2001.No. 1(6), p52-54.
4. Аманов Б. Условия композиции для домбыры Куй. Алма-Ата, 1982 год.
5. Aravin P.V. Steppe's stars. — Alma-ata, 1979.
6. Аравин П.В. Великий Куиши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
7. Асафьев Б.В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955.
8. Бараманкулов М. Тюркское пространство.-Алматы, 1996.
9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва,1980.
10. Гизатов Б.. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
11. Zhubanov A.K. Dombyra-Kazakh national instrument.//Muzykoznanie journal.-Alma-Ata, 1976. p. 8-10.
12. Stakhov V. Arts od violin master. — Leningrad, 1988.
13. Nazhmedenov Zh. Acoustic features of Kazakh Dombyra. Aktobe, 2003.
14. Утегалиева С.И. Традиция домбыры в Мангистау. Алматы, 1997.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec658048b22e103e44c648f99a3e06a1__1716762180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/a1/ec658048b22e103e44c648f99a3e06a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kui (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)