Если (музыка)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2010 г. ) |
Куй — кипчакская инструментальная музыкальная композиция, исполняемая на национальных щипковых, смычковых и духовых инструментах, таких как домбыра , гобыз , сырнай , преимущественно на щипковой домбре казахов и комузе кыргызов. В ХХ веке казахские советские музыканты экспериментировали с хоровым исполнением кюев.
Куй в казахской культуре исполняется под домбру.
[ редактировать ]В казахской культуре куи заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение без письменной фиксации. Например, казахский народный кюй «аксак кулан» (хромый онагр) датируется XIII веком. Авторы многих казахских кюев жили в средние века . Но выбор культуры относится к 19 и 20 векам. Куйская традиция включала также словесную часть, подробно объяснявшую историю ее сочинений, личностей, причин и легенд. Прежде чем исполнить кюй, исполнитель рассказывал историю композиции, которую он будет играть, чтобы у слушателей могли возникнуть правильные чувства. Но к тому времени словесная традиция куйса окончательно отделилась от инструментального исполнения и лишь немногие куйси (исполнители куя) до сих пор сохраняют эту часть традиции.
Древние композиторы куиса
[ редактировать ]Домбыра Куис сформировались в результате многовековой традиции народного инструментального исполнительства. В истории Казахстана немало выдающихся музыкантов среднего возраста:
- Сыпыра-Жырау (14 век)
- Казтуган или Абулкадир (15 век)
- Асанкайгы (14-15 вв.)
- Байжигит (15-16 вв.)
Но пик развития культуры пришелся на середину 19 века. Тогда жило очень много композиторов, создававших кюи:
- Курмангазы Сагырбай (1823–1889)
- Махамет Отемисулы (Утемисов, 1803–1846).
- Даулеткерей Шыгаулы (Шыгаев, 1821–1875)
- Таттимбет Казангапулы (Казангапов, 1817–1862).
- Абыл Таракулы , (Тараков, 1820–1892)
- Эсбай (1810–1901)
- Казангап (1854–1921)
- Тока Шонманулы (Шонманов, 1830–1904) и другие.
женщина-композитор Дина Нурпейскызы Тогда же начала свою карьеру и , или Дина Нурписова (1861–1955).
Виды куя
[ редактировать ]Существуют как народные куи, так и авторские куи. Говорят [ кем? ] что народные куи могут брать свое начало от ритуальных богослужений кочевых племен . Каждый куйси (исполнитель кюя) имел свою уникальную технику и особенности.
Тематика куйсов самая разная: от философских размышлений до дикости природы. Например, кюй Даулеткерея «Жигер», что означает «Энергия для жизни» или кюй Казангапа «Кокил», что означает «Мелодия моей души»; Куи Осена Торе, «Оттин Дуни, Кеттин Дуни», что означает «Мои дни прошли». Другие куи представляют собой развернутые психологические портреты личности (Кюй «Торемурат» Курмангазы – имя мужчины; Куй Мамена «Акшолпан» – женское имя; Дины «Асем Коныр»). Другие куи посвящены родине – обширным степным полям: кюй Курмангазы «Сары Арка», что означает «Золотая степь»; кюй Таттимбета «Саржайлау» – «Золотое плато»; Куй Богды «Жем суйнын таскыны» означает «Разлив реки Жем».
Другая часть куйсов посвящена событиям из жизни куйши или композиторов. (Куй Курмангазы «Аман бол Шешем, Аман бол» означает «Береги, мама, береги»; Куй Таттимбета «Кокей Кести», или внутреннее беспокойство; Дины «Каракаска Ат» означает темную лошадь с белым пятном на голове.
Другая группа куев посвящена птицам и животным: в народе «Бозинген» означает белая верблюдица, Телкконыр — имя лошади; «Коныр Каз» Ашимтая означает «Бурый гусь»; Куй Сугира «Акку» означает «Белый Вван». Кочевники очень полно выражали среду своей повседневной жизни через куис.
Если традиция
[ редактировать ]Есть два музыкальных типа Куис; токпе куйс (распространены в Западном Казахстане ) и шертпе куис (Восточный, Южный и Центральный Казахстан ). Шертпе куй отличается от токпе куй по смыслу, форме и исполнению. Западные токпе куи отражают драматические события, вызывают очень сильные агрессивные ассоциации. Они составлены по ее правилам – определенной последовательности тонов, устанавливаемых на грифе домбыры.
Шертпе куй не имеет таких правил составления. Они очень мелодичны и кажутся саундтреком к песням. Они свободны по стилю и вызывают очень глубокие, нежные и мягкие ассоциации.
Наиболее выдающиеся композиторы токпе кКуйс — Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Эсбай, Дина, Сейтек. Крупнейшей фигурой в традиции куй является Курмангазы из западной школы традиции куй. Он создал самые большие хиты среди композиций кюй. Традицию Шертпе представляют Байжигит, Таттимбет, Тока, Дайрабай, Сугур, Рыздык, Абикен, Толеген и многие другие.
Ссылки
[ редактировать ]Из Национальной библиотеки Республики Казахстан. Книги на русском языке.
1. Акишев К.А. «Курган Иссык». — Москва, 1978.
2. Alekseeva L. А., Nazhmedenov Zh. "Uniqueness of the Kazakh dombyra sound and tuning//Kazakh Culture:researches. Scientific articles brochure, Almaty, 2000.
3. Alekseeva L. А., Nazhmedenov Zh. Features of Kazakh Dombyra.// My i vselennaya journal. 2001.No. 1(6), p52-54.
4. Аманов Б. Условия композиции для домбыры Куй. Алма-Ата, 1982 год.
5. Aravin P.V. Steppe's stars. — Alma-ata, 1979.
6. Аравин П.В. Великий Куиши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
7. Асафьев Б.В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955.
8. Бараманкулов М. Тюркское пространство.-Алматы, 1996.
9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва,1980.
10. Гизатов Б.. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
11. Zhubanov A.K. Dombyra-Kazakh national instrument.//Muzykoznanie journal.-Alma-Ata, 1976. p. 8-10.
12. Stakhov V. Arts od violin master. — Leningrad, 1988.
13. Nazhmedenov Zh. Acoustic features of Kazakh Dombyra. Aktobe, 2003.
14. Утегалиева С.И. Традиция домбыры в Мангистау. Алматы, 1997.