История народа сонинке
— Народ сонинке это западноафриканская этническая группа, широко распространённая в регионе Сахеля . Их история, записанная в устных традициях, средневековых арабских писаниях и современных археологических и лингвистических исследованиях, простирается до первого тысячелетия до нашей эры. Сонинке были основателями и правителями Ганской империи , также известной как Вагаду, а также нескольких более мелких государств, таких как Гаджаага , Гуидимаха и Каарта .
Происхождение
[ редактировать ]Легенды
[ редактировать ]Соннике Гриотс сказал, что первым правителем этой империи был полубожественный Дингха Сиссе. Иногда говорили, что он пришел со своим народом с «Востока», Асуана , Египта или Мали , и создал коалицию против соседних племен и «кочевников-налетчиков». [1] Чтобы прийти к власти, ему пришлось убить гоблина , а затем жениться на его дочерях, ставших родоначальницами господствовавших в то время в регионе кланов. [2] После смерти Динга два его сына Кхин и Дьябе оспаривали королевский сан . [2] Униженная Дябе заключила союз с черной семиголовой змеей по имени Бида. Он обещал раз в год приносить в жертву змею девственницу в обмен на победу над братом. Он выполнял свое обещание, данное Биде, до самой смерти.
Археологические находки
[ редактировать ]В 1969 году Патрик Мансон провел раскопки в Дхар Тичитте (место, связанное с предками сонинке), которые ясно отражали сложную культуру, существовавшую к 1600 году до нашей эры, и имели архитектурные и материальные культурные элементы, аналогичные тем, которые были найдены в Кумби Салех в 1920-х годах. [3] Самый ранний предок протополитии Ганы, вероятно, возник из большой коллекции древних агро-скотоводческих вождеств прото- манде , которые были распространены в самой западной части бассейна реки Нигер на протяжении более тысячелетия, охватывающего примерно 1300–300 гг . До н.э. [4] [5] [6] Мансон предположил, что около 700 г. до н. э. либико-берберы-налетчики разрушили это растущее государство. [7] Однако открытие этого маршрута через пустыню в конечном итоге изменило экономический расчет с набегов на торговлю, и местные жители Сонинке вновь заявили о себе около 300 г. до н.э. Торговля Сахары и появление технологий обработки железа сыграли решающую роль в развитии государства. [8] [9] [10] Работа в Дхар-Тичитте, Дхар-Неме и Дхар-Валате показала, что по мере продвижения пустыни местные группы двинулись на юг, в все еще хорошо орошаемые районы территории, которая сейчас является севером Мали. [11]
Ганская империя
[ редактировать ]Империя Гана, также известная под названием Сонинке Вагаду, процветала примерно с 300 г. по 1100 г. н.э. Контроль над торговыми путями, перевозившими золото и другие товары, такие как рабы, соль и медь, ткани, бисер и готовая продукция, сделал империю богатой. Со временем ислам получил широкое распространение. Растущая мощь Альморавидов и изнурительные засухи привели к ослаблению имперского ядра за счет бывших вассальных государств в 12 веке.
Устная легенда о падении Вагаду
[ редактировать ]Для народа Сонинке упадок их империи был обусловлен легендой о Вагаду и разрывом договора между империей и черным змеем. Это произошло после того, как знать выбрала Сию Ятабаре в качестве ежегодного жертвоприношения. Она была самой красивой и «чистой» девственницей того года, но еще и была помолвлена. Ее жених Маади был сыном Джамере Сухуну, чье уникальное качество заключалось в том, что он всегда делал то, что обещал. Когда Маади рассказали ему, что произойдет, что его невеста будет отдана «Биде» — черной змее Вагаду, он пообещал Сии, что она не умрет в колодце Вагаду.
Сия пыталась убедить его, что это ее судьба, что он должен позволить ей стать подарком змее, чтобы спасти Империю, но Маади отказался. Через несколько дней он попросил своего друга, кузнеца из его деревни по имени Бому, наточить его саблю. Когда настал этот день, Маади направился в сторону колодца Вагаду. Сия Ятабаре была хорошо одета, а ее прическа была заплетена золотом. Певец хвалебных песен поддержал ее, как и ее семья. Когда они ушли, она увидела Маади, и они оба заплакали. Сия сказал ему, что, если он убьет змею, в Вагаду больше не будет дождя, и империя будет разрушена навсегда. Маади отказался, заявив, что их судьбы совпали. Он оставил ее и спрятался неподалеку, чтобы дождаться змею.
Змея Вагаду имела семь голов. Когда змея вынула ему первую голову, Маади отрубил ее. Он сделал то же самое со всеми остальными. Когда змея вынула его последнюю голову, ту, что в серебре, ночь стала ясной, как день. Змея сказала: «Клянусь владыкой семи голов, в течение семи лет и семи плохих лет, и в течение семи месяцев, и семи плохих месяцев, в течение семи дней и семи плохих дней, Вагаду не получит ни дождя, ни куска золота. ». Маади не возражал и отрубил последнюю голову. Змея умерла. Маади отдал Сие свои туфли, ножны сабли, кольцо и шапку «данан куфуне». Он ей сказал, что если завтра у тебя спросят какие-то разъяснения, дай им эти вещи. Маади пошёл в свою деревню и рассказал все подробности матери. Она сказала: «Ты мой единственный сын, и именно из-за твоей невесты ты убил «Биду», однако дворяне Вагаду попытаются наказать тебя. Клянусь памятью твоего отца, что сделаю все, чтобы защитить тебя от Вагаду».
Когда взошло солнце, дворяне попросили хвалебного певца пойти проверить колодец Вагаду. Когда они увидели Сию и головы змеи в колодце, они спросили ее, что случилось. В ответ она отдала им обувь и все вещи, которые ей подарил Маади. Дворяне 99 деревень призывали всех прийти и попробовать надеть эти предметы одежды. Когда Маади носила туфли, шляпку и кольцо, все подходило. Люди знали, что он убил змею. Они уже собирались его забрать, когда вмешалась его мать и сказала: «Я думала, что в Вагаду есть мужчины, но я их не вижу. Вы боитесь предсказания змеи еще до того, как умрете. Но есть кое-что точно: моего сына из-за змеи никто не убьет. Я не вижу здесь мужчин. Ты узнаешь, что моя набедренная повязка лучше всех твоих штанов, скопившихся здесь. В течение этих семи плохих лет, семи плохих месяцев и семи плохих дней я буду отвечать за нужды вагаду в обмен на жизнь моего сына и его брак с Сией Ятабаре».
Со стыдом знатные люди Вагаду заключили соглашение. После смерти Джамере Шухуна дворяне Вагаду встретились и решили, что она сделала то, что обещала, и соглашение истекло, и судьба нации будет выполнена. Вагаду превратился из плодородного в засушливый, и дождя больше не было. Дети Дингхи, Сонинке, были вынуждены покинуть это место, ставшее негостеприимным. Так каждая семья шла к своей судьбе. [12]
Сонинке Диаспора
[ редактировать ]После падения Вагаду сонинке расселились по Западной Африке в поисках более гостеприимной местности. Они слились с различными встреченными этносами, создав народы марка , ярсе , диаханке и другие. [13] Некоторые даже добрались до земель народа акан на территории современной Ганы и территории нынешней северной Нигерии . [14] Однако королевства-преемники Сонинке, Гаджаага и Каарта , выжили. С тех пор диаспора Сонинке сыграла важную роль в истории многих государств Западной Африки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр, Лесли М.; Ракер, Уолтер С. младший (9 февраля 2010 г.). Энциклопедия истории афроамериканцев [3 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 9781851097746 . Проверено 13 сентября 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Левцион 1973 , стр. 16–17.
- ^ Мансон 1980 , с. 458.
- ^ Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
- ^ Макдональд, К.К. До появления Ганской империи: скотоводство и истоки культурной сложности в Сахеле . стр. 71–103.
- ^ Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (февраль 1980 г.). «Дженне-Йено: древний африканский город». Археология . 33 (1): 8–14.
- ^ Мансон 1980 , с. 465.
- ^ Левцион 1973 , стр. 8–17.
- ^ Левцион и Сполдинг 2003 , с. 27.
- ^ Мансон 1980 , с. 466.
- ^ Кевин Макдональд, Роберт Верне, Дориан Фуллер и Джеймс Вудхаус, «Новый взгляд на традицию Тичитта», предварительный отчет об исследовании и раскопках в Дхар-Неме», стр. 78–80.
- ^ «Легенда о змее» (на французском языке). 2005. Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Осень 2021 г. , с. 15.
- ^ Осень 2021 г. , с. 35.
Источники
[ редактировать ]- Осень, Мамаду (2021). «Исторические терруары и Сонинке-Пуш». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 14–39.
- Левцион, Неемия (1973), Древняя Гана и Мали (PDF) , Лондон: Метуэн, ISBN 978-0-8419-0431-6 . Перепечатано с дополнениями 1980 г.
- Левцион, Неемия; Сполдинг, Джей (2003), Средневековая Западная Африка: взгляды арабских ученых и торговцев , Принстон, штат Нью-Джерси: Маркус Винер, ISBN 978-1-55876-305-0 . Выдержки из Levtzion & Hopkins 1981. Включает расширенное введение.
- Мансон, Патрик Дж. (1980), «Археология и доисторическое происхождение империи Ганы», Журнал африканской истории , 21 (4): 457–466, doi : 10.1017/s0021853700018685 , JSTOR 182004 , S2CID 161981607 .