Тичитская культура
Культура Тичитт , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или Традиция Тичитта , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] был создан прото -мандскими народами , [ 10 ] а именно предки народа сонинке . [ 11 ] [ 12 ] среди пастухов возникла сложная социальная структура (например, торговля скотом как ценным активом) . В 4000 г. до н. э. в пастырский период Сахары [ 13 ] культура Сахары Пасторальная (например, поля курганов, блестящие каменные кольца, топоры) была сложной. [ 14 ] К 1800 году до нашей эры пасторальная культура Сахары распространилась по регионам Сахары и Сахеля. [ 13 ] Начальные стадии сложной социальной структуры среди сахарских пастухов послужили переходом к развитию сложных иерархий, встречающихся в африканских поселениях, таких как Дхар Тичитт . [ 13 ] После миграции из Центральной Сахары протоманде основали свою цивилизацию в регионе Тичитт. [ 10 ] Западной Сахары. [ 8 ] Тичиттская традиция восточной Мавритании датируется 2200 годом до нашей эры. [ 1 ] [ 15 ] до 200 г. до н.э. [ 16 ] [ 17 ]
Культура Тичитт в Дхар Неме, Дхар Таганте, Дхар Тичитте и Дхар Валате включала четырехуровневую иерархическую социальную структуру, выращивание зерновых, металлургию , многочисленные погребальные гробницы и традицию наскального искусства . [ 3 ] В Дхар-Тичитте и Дхар-Валате жемчужное просо , возможно, также было одомашнено независимо в эпоху неолита . [ 18 ] Дхар Тичитт, в который входит Дахлет эль-Атрусс, возможно, служил основным региональным центром многоуровневой иерархической социальной структуры традиции Тичитт. [ 9 ] а регион Малийских озер , в который входит Тондидару , возможно, служил вторым региональным центром традиции Тичитт. [ 19 ] Поселения Дхар Тичитт состояли из множества комплексов с каменными стенами, в которых находились дома и зернохранилища / «складские помещения», иногда с уличной планировкой. [ 15 ] [ 20 ] Кроме того, вокруг некоторых поселений были построены более крупные каменные «окружные стены», что позволяет предположить, что «группы специального назначения» сотрудничали в результате решений, «приведенных в исполнение на благо сообщества в целом». [ 15 ] [ 20 ] Городской [ 8 ] Тичиттская традиция, возможно, была самым ранним крупномасштабным и сложно организованным обществом в Западной Африке. [ 6 ] и ранняя цивилизация Сахары , [ 1 ] [ 10 ] что, возможно, послужило началом формирования государства в Западной Африке. [ 14 ] Следовательно, государственный урбанизм в Среднем Нигере и Ганской империи развился между 450 и 700 годами нашей эры. [ 6 ]
Климат и география
[ редактировать ]Дхары, или скалы, расположены в юго-восточных и центрально-южных регионах Мавритании . [ 21 ] Скалы простираются на 800 километров. [ 21 ] Дхары (например, Дхар Тичитт, Дхар Валата, Дхар Тагант) Мавритании расположены к северу от реки Сенегал . [ 7 ] Дхары Мавритании расположены между впадиной Ход и плато Тагант . [ 9 ] Дхар Нема и Дхар Тичитт — главные откосы в Мавритании. [ 22 ] С востока на запад Дхар Нема, Дхар Валата, Дхар Тичитт и Дхар Тагант образуют полукруглую форму вокруг впадины Ходх/ Аукар , которая до 4000 г. до н.э. представляла собой территорию с озерами значительных размеров, а после 1000 г. до н.э. была областью, которая становилась все более засушливой. [ 6 ] Во времена зарождения традиции Тичитт это была территория оазиса. [ 6 ]
После 4500 лет назад регион Малийских озер вокруг озера Фати подвергся засушиваниям; после этого Мегалакту Тимбукту, которое на своей высоте достигло глубины 264 метра в 3900 году до нашей эры, возникло из источников речной системы Среднего Нигера. [ 19 ] В этом регионе влажность достигла наивысшей точки в первой половине 4-го тысячелетия до нашей эры и достигла второй по величине точки во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры. [ 19 ] Было построено более тысячи каменных деревень, простирающихся на 800 километров от излучины Нигера до региона к северу от бассейна Тауденни , а также на площади 600 000 км2 от границы Мали и Мавритании до региона к западу от Таганта. [ 19 ] В районе Малийских озер, который расположен в северо-западной части внутренней дельты реки Нигер , недалеко от озера Фагибин и впадины Фагибин, к северу от Мемы , эти поселения с каменными стенами, построенные из сухого камня, могут быть связаны с традицией Тичитт в Мавритании. . [ 19 ]
Культурная традиция Тичитта
[ редактировать ]Между 4-м тысячелетием до нашей эры и 1-м тысячелетием нашей эры скотоводы занимали западный регион (например, Мавританию, Марокко) Сахары. [ 4 ] Скотоводческая культура включала социальную стратификацию, о чем свидетельствуют роскошные предметы (например, бусы, браслеты, топоры, блестящие каменные топоры), найденные в курганах. [ 4 ] В районе депрессии Ходх на юге Мавритании, с начала 2-го тысячелетия до конца 1-го тысячелетия до нашей эры, скотоводческая культура развилась в различные формы догосударственного урбанизма (например, модели зарождения и дифференциации среды обитания). [ 4 ] К 2000 году до нашей эры, когда засушивание последовало за климатическим оптимумом голоцена , скотоводы стали агро-скотоводами и установили традицию Тичитт в мавританских поселениях Дхар-Тичитт, Дхар-Валата и Дхар-Нема, основанная на иерархической экономике, состоящей из скотоводства, сельского хозяйства ( например, просо) и каменная кладка (например, архитектура). [ 4 ] В Сахельском регионе Западной Африки керамика для рулетки со шнуром традиции Тичитт развивалась и сохранялась среди [ 5 ] Сухая каменная архитектура [ 5 ] [ 9 ] в Мавритании (например, Дхар Тичитт, Дхар Валата, Дхар Нема, Дхар Тагант) между 1900 г. до н.э. и 400 г. до н.э. [ 5 ] Внутри этих населенных территорий (например, Дхар Тичитт, Дхар Тагант, Дхар Валата) с каменными стенами, размер которых варьируется от (например, 2 га до 80 га), находились обнесенные стеной сельскохозяйственные земли, используемые для скотоводства или садоводства, а также земли с зернохранилища и курганы . [ 17 ]
Как районы, где присутствовала культурная традиция Тичитта, Дхар Тичитт и Дхар Валата были заселены чаще, чем Дхар Нема. [ 6 ] Восточные и центральные районы Дхар-Валаты и Дхар-Тичитта, которые были заселены в основном между 2200/2000 г. до н.э. и 1200/1000 г. до н.э. и содержали некоторые территории (например, Акреиджит, Чебка, Химия) с пограничными стенами, служили основными районами поселения. (например, небольшие деревни , деревушки , сезонные лагеря ) для дхаров Мавритании. [ 15 ] Основной единицей мавританских дхаров (например, Дхар Нема, Дхар Валата, Дхар Тичитт) была расширенная семья . [ 23 ] или полигамная семья . [ 4 ] Учитывая наличие большого количества закрытых территорий, которые, возможно, использовались для загонов для скота, и сотен курганов, владение собственностью из поколения в поколение через богатство скота могло быть частью культуры Тичитт. [ 4 ] Спланированные ровные улицы простирались на несколько сотен километров среди 400 , построенных из сухого камня деревень, деревень и городов . [ 8 ] основные точки входа в жилые дома с пандусами (например, укрепленными , неукрепленными) и сторожевыми вышками . Также присутствовали [ 8 ] В хозяйстве использовались различные инструменты (например, наконечники стрел, топоры, бурильщики, точильные камни, рифленые камни, иглы, подвески). [ 8 ] В Дхар-Валате и Дхар-Тичитте каменные колонны, каменные плиты и каменные блоки, которых в общей сложности около нескольких сотен, часто располагаются и выстраиваются в три ряда по три; эти возведенные камни, возможно, служили сваями для зернохранилищ. [ 24 ] Были также сады и поля, расположенные внутри обнесенной стеной ограды площадью от девяти до четырнадцати гектаров. [ 24 ] В Дхар Неме также есть зернохранилища на сваях, керамика и инструменты, используемые для фрезерования . [ 24 ] В Дхар-Валате и Дхар-Тичитте также использовалась медь. [ 8 ] Культура Тичитт, возможно, также внесла культурный вклад (например, архитектура , керамика ) в гарамантскую культуру, которая затем была впоследствии реконструирована и обновлена гарамантами , поскольку этот вклад был включен в гарамантскую культуру. [ 25 ]
Люди культуры Тичитт изготавливали (например, стрелы, наконечники стрел, точильные камни, кварцевые бусы, скребки) в мастерских , а также разводили и содержали скот в загонах, ловили рыбу и охотились . [ 8 ] Основной особенностью культуры Тичитт является выпас скота и выращивание жемчужного проса. [ 9 ] пищи (например, biflorus , Pennisetum ; плоды lotus , , Celtis integrifolia и Ephedra ; , mollissimum Cenchrus Ziziphus altissima . 1999. Hippotragus , местных , Balanites Различные типы laetum источников equinus Panicum Tragelaphus , Cricetomys gambianus , Genetta genetta , коричневая пантера , Equus) , носорог , ихтиофауна , кларии , тилапия , моллюски , паррейзия ) употреблялись в пищу людьми тикиттской культуры. [ 26 ]
-
Каменные топоры из Дхар Тичитта
-
Литики, связанные с культурой Тичитт
-
Шлифовальный камень
Дхар Тичитт
[ редактировать ]В Дхар Тичитте и Дхар Валате люди традиции Тичитт были значительно мобильны каждый сезон; они занимались животноводством [ 17 ] (например, овцы, козы, крупный рогатый скот), [ 15 ] ловил рыбу , [ 17 ] и, по крайней мере, к 3600 году до нашей эры одомашненное и выращенное жемчужное просо. [ 17 ] [ 27 ] Однако выращивание сельскохозяйственных культур (например, проса), возможно, было особенностью культурной традиции Тичитта еще в 3-м тысячелетии до нашей эры в Дхар Тичитте. [ 6 ] Происхождение жемчужного проса в Дхар Тичитте может датироваться 3500 годом до нашей эры. [ 28 ] В Дхар Тичитте отпечатки одомашненного жемчужного проса на керамике датируются периодом между 1900 и 1500 годами до нашей эры. [ 29 ] Судя по сотням курганов, присутствующих в Дхар-Тичитте, по сравнению с дюжиной курганов, присутствующих в Дхар-Валате, вполне вероятно, что Дхар-Тичитт был основным религиозным центром для людей культуры Тичитт. [ 4 ]
В Дхар-Тичите Дахлет-эль-Атрусс I, который является крупнейшим археологическим памятником традиции Тичитт и занимает площадь 80 гектаров, служит основным региональным центром многоуровневой иерархической социальной структуры культуры Тичитт; Здесь имеется около 600 поселений, агропастбищное хозяйство, большой загон для скота и монументальная архитектура как аспект погребальной культуры , например, сотни курганов поблизости. [ 9 ] Наряду с Akrejit здесь также есть фундаменты для зернохранилищ. [ 9 ]
Рок-арт
[ редактировать ]Выгравированные и раскрашенные пасторальные наскальные изображения, относящиеся к агро-скотоводам Дхар Тичитта, характеризующиеся темной патиной и созданные только с использованием молотковых камней или молотковых камней, используемых с каменными или металлическими орудиями, состояли из различных форм наскального искусства (например, людей / пастухов , домашних и неодомашненных животных). , обнесенные стенами комплексы , символы – крупный рогатый скот, волы, две повозки, запряженные волами, коровы с выменем, теленок, овца, коза, два крупных страуса ), относящиеся к позднему каменному веку . [ 30 ] Датировка подтверждена костями бегемота ( 2290±110 л.н.) и нескольких белых носорогов (4000–2400 л.н.). [ 30 ] Примечательным атрибутом наскального искусства Дхар Тичитта является большое изображение быка, который из-за своей ценности в агропастбищной жизни как формы богатства мог иметь символическое и/или религиозное значение для агроскотоводов Дхар Тичитта. [ 30 ] Раскрашенное пасторальное наскальное искусство Тассили -н'Аджера , Алжир, и гравированное пасторальное наскальное искусство Нигера имеют сходство (например, цветовая маркировка крупного рогатого скота) с выгравированным рогатым скотом, изображенным на наскальном искусстве Дхар-Тичитт в Акреджите . [ 31 ] Выгравированные пасторальные наскальные изображения крупного рогатого скота в Дхар Тичитте, которые выставлены в закрытых помещениях, которые, возможно, использовались для содержания скота в загонах, являются подтверждающим свидетельством того, что крупный рогатый скот имеет ритуальное значение для жителей Дхар Тичитта. [ 31 ]
Дхар Валата/Уалата
[ редактировать ]В Дхар-Валате, во дворе огороженные возведенные турриформные сады , самый ранний из которых датируется периодом между 1894 г. до н.э. и 1435 г. до н.э. близлежащих домов, были обнаружены [ 26 ] Также были найдены мотыги и рыболовные крючки из кости. [ 26 ] Каменные плиты, возможно, использовались в качестве балласта , чтобы предотвратить проникновение животных в деревню. [ 26 ] Водохранилища и плотины, возможно, использовались для управления водой из близлежащих рек ( вади ). [ 26 ] Пшено, муку и манную крупу, возможно, готовили для варки каши . [ 26 ] В Дхар-Валате отпечатки домашнего жемчужного проса на керамике датируются периодом между 1900 и 1500 годами до нашей эры. [ 29 ]
Рок-арт
[ редактировать ]Неолитические пасторальные наскальные изображения Дхар Валата и Дхар Тичитт могут изображать колесницы, влекомые вперед запряженными волами, и женщину в маленькой тунике . [ 32 ] Наскальные рисунки Дхар-Валаты могут изображать тележку, которую тянет бык, человека в тунике, закрывающей часть его ног, и человека с удлиненным посохом, который можно использовать как снаряд и щит. [ 32 ]
Человеческие останки
[ редактировать ]В Дхар-Валате были найдены останки двух человеческих скелетов. [ 21 ] Хотя один из них не датирован, судя по дате других человеческих скелетных останков, найденных поблизости, он датируется 3930 ± 80 годами назад. [ 21 ]
Дхар молчит
[ редактировать ]В поздний период Тичиттской традиции в Дхар Неме домашнее жемчужное просо использовалось для закалки фурм низкошахтной печи овальной формы; эта печь была одной из 16 железных печей, расположенных на возвышенности. [ 16 ] Металлургия железа, возможно, развилась до второй половины I тысячелетия до нашей эры, о чем свидетельствует керамика, датируемая периодом между 800 и 200 годами до нашей эры. [ 16 ] В Дхар-Неме отпечатки одомашненного жемчужного проса на керамике датируются периодом между 1750 и 1500 годами до нашей эры. [ 29 ]
Рок-арт
[ редактировать ]Гравированные . пасторальные наскальные рисунки Дхар Нема граничат с Дхар Валата [ 32 ] Наскальные рисунки Дхар Нема, Дхар Валата и Дхар Тичитт имеют культурные/художественные сходства (например, крупный рогатый скот, методы гравировки) друг с другом. [ 32 ] изображений больше Хотя в Дхар Неме четвероногих , чем антропоморфных , в Дхар Неме обнаружено больше антропоморфных изображений, чем в Дхар Валате или Дхар Тичитте. [ 32 ]
Неолитическое , жирафы), включая антропоморфные фигуры (например, мужчины; женщины; мужчина , наскальное искусство Дхар Нема изображает различные изображения животных (например, крупный рогатый скот, ориксы сидящий на быке с лассо , луком или щитом; человек, использующий метательное оружие). на сернобыке; человек, сидящий на оседланном быке; человек, держащий корзину). [ 32 ] Изображение человека, возвращающегося с охоты на сернобыка, вероятно, произошло, когда ландшафт еще был саванной , о чем свидетельствует изображение трех бегущих рысью жирафов с общей головой. [ 32 ] Подобно символу Y, связанному с охотничьими культурами Сахары и Нила , символ трех полулиний, изображенный на наскальных рисунках Дхар Нема, может быть связан с охотничьей культурой Дхар Нема. [ 32 ]
Человеческие останки
[ редактировать ]Человеческие скелетные останки, найденные в Бу-Хзаме в Дхар-Неме, датируются 3690 ± 60 BP. [ 21 ] Еще один человеческий скелет, найденный в Дхар Неме, датируется 2095 ± 55 годом до нашей эры. [ 21 ]
Дхар Тагант
[ редактировать ]В Дхар-Таганте исследовано около 276 курганов. [ 33 ] В Дхар-Таганте также есть различные геометрические (например, прямолинейные, круглые) конструкции и, возможно, поздний период, включая погребальную гробницу с часовней в Фум-эль-Хаджаре 1-го тысячелетия нашей эры и вади со следами крокодилов. [ 3 ] В рамках более широкой тенденции металлургии железа, развивающейся в западноафриканском Сахеле в 1-м тысячелетии до нашей эры, железные изделия (350 г. до н.э. – 100 г. до н.э.) были найдены в Дхар-Таганте, обработка железа и / или предметы (800 г. до н.э. – 400 г. до н.э.) были найдены. в Диа-Шоме и Валальде, а также железные остатки (760 г. до н.э. – 400 г. до н.э.), найденные в Бу-Хзаме и Джиганьяе. [ 6 ] Найденные железные материалы являются свидетельством обработки железа в Дхар-Таганте. [ 17 ]
Хотя подтверждение связи все еще необходимо, курганы Восточного Табарита западного Таганта по форме похожи на курганы Тичиттской традиции. [ 34 ] На юго-востоке Мавритании насчитывается более 9000 курганов; методы строительства памятников этой погребальной традиции привели к тому , что курганы смогли сохранить форму на протяжении тысячелетий до наших дней. [ 34 ] В то время как курганы меньшего размера могли быть построены членами нуклеарной семьи, курганы большего размера могли быть построены членами нуклеарной и расширенной семьи. [ 34 ]
-
Курган из сухого камня Tichitt Tradition
-
Два типа доисторических погребальных памятников в регионе Дхар-Тагант на юго-востоке Мавритании.
-
T150, поселение с двойными стенами на плоском краю плато откоса Дхар Тагант.
Регион Малийских озер
[ редактировать ]Регион Малийских озер , возможно, служил вторым региональным центром традиции Тичитт. [ 19 ] В районе Малийских озер есть каменная ограда высотой более 4 метров и окружностью несколько сотен метров, два кладбища, а внутри ограды возможно здание-цистерна с остатками помещения высотой от 6 до 7 метров. метры в диаметре; есть и другие постройки из сухого камня разных размеров и видов, к которым относятся большая прямоугольная ограда, ограды с небольшими круглыми конструкциями, резной камень как часть более широкой системы построек, каменные стены, а также кладбища с камнями, расположенными в головное и подножье могил. [ 19 ] Кроме того, среди немногочисленных каменных построек встречаются камни диаметром 2 метра, расположенные в круговых узорах, остатки точильных и жерновов, а также керамика с декоративными узорами. [ 19 ] В пределах региона, недалеко от Тондидару , каменная стена, возможно, служила границей региона, каменные курганы и круги, которые могут быть кладбищами, а также несколько остатков укреплений из сухого камня; также есть керамика и каменные орудия В Мобангоу , а также курганы и каменные постройки неподалеку от Мобанго. [ 19 ] есть большие ограждения На восточной стороне озера Фати на массивах , содержащие десятки соединенных круглых построек из сухого камня, а на восточной стороне озера Фагибине есть аналогичные ограждения и сооружения, простирающиеся на 74 километра к северу от его восточного берега; Есть также каменные стены высотой около одного метра. [ 19 ]
Сайты региона Малийских озер связаны с сайтами Tichitt Tradition через один из сайтов, разбитых по категориям. [ 19 ] Керамика стоянки телльского типа в районе Малийских озер также внешне похожа (например, рулетки из сложенных полосок, утолщенные края) на керамику Фаита. [ 19 ] Всего здесь 180 деревень, деревень и множество типов каменных построек и ограждений. [ 19 ] Среди общего количества построенных каменных деревень 30 каменных деревень могут иметь свидетельства концессий с сооружениями из каменных столбов в них; есть также Фати 6, где каменный телл имеет промежуточный архитектурный статус между более ранними постройками из сухого камня в районе откоса и более поздними структурами из сухого камня в регионе Тондидару; оба демонстрируют близкое сходство и очевидную связь с архитектурными сооружениями культуры Тичитт. [ 19 ] Район малийских озер и мавританский культурный регион Тичитт имеют сильное географическое сходство (например, откосы) и схожие сложные модели расселения на откосах и под ними. [ 19 ] В районе Малийских озер каменные деревни могли быть построены между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры. [ 19 ] В I тысячелетии н.э. на равнинах, по берегам и в поймах реки Нигер у Тондидару были созданы земляные теллы; разница в расстоянии и датах может указывать на постепенное изменение мест поселений от региональной части региона Малийского озера, где расположены откосы, к региональной части, где расположен Тондидару, а также постепенный технический сдвиг в сторону строительства земляных насыпей. поселения курганов. [ 19 ] В целом археологические свидетельства на откосах региона Малийских озер и ниже них 2-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия до нашей эры могут служить связующим звеном между Мемой, Тондидару и другими памятниками Среднего Нигера 1-го тысячелетия нашей эры и Тичиттской традицией Мавритании. [ 19 ]
-
Карта и спутниковый снимок
-
Граница поля на западном берегу озера Фати
-
Плотность расположения участков с явным предпочтением откосов из песчаника. Постоянная вода (1984–2021 гг.) — черным, непостоянная вода — серым.
-
Местоположение документированных объектов. Постоянная вода (1984–2021 гг.) — черным, непостоянная вода — серым.
-
Возможные конструкции столбов в деревенских участках региона Малийских озер
Наследие
[ редактировать ]Традиция Тичитта распространилась на регион Среднего Нигера (например, Мема , Масина , Диа Шома , Дженне Джено ) в Мали, где она развилась и сохранилась как керамика Faïta Facies между 1300 г. до н. э. и 400 г. до н. э. среди архитектуры утрамбованной земли и металлургии железа (которая разработан после 900 г. до н.э.). [ 5 ] В середине 1-го тысячелетия до нашей эры растущее опустынивание Зеленой Сахары привело к миграции из Дхаров (например, Дхар Тичитт, Дхар Валата, Дхар Нема) из Мавритании. [ 15 ] Некоторые скотоводы из Дхар Тичитта, возможно, мигрировали на юго-восток, а другие скотоводы, возможно, мигрировали на юг. [ 1 ] (например, долина реки Средний Сенегал в Сенегале). [ 35 ] Дхар Нема, возможно, служил временной территорией для людей традиции Тичитт, поскольку территория Дхар Тичитт начала освобождаться к 300 г. до н.э. [ 36 ] Из Мавритании люди традиции Тичитт, возможно, мигрировали в регион малийских озер , Масину и/или Мему. [ 36 ] В северные районы Мачина и Мема, расположенные в Среднем Нигере, каменные изделия могли быть привезены из дхаров (например, Дхар Тичитт, Дхар Валата, Дхар Тагант) Мавритании. [ 7 ] Уже в III или IV веке до нашей эры мигрирующие скотоводы из Дхар-Тичитта, возможно, прибыли и поселились в регионах излучины Нигера и дельты Нигера . [ 1 ] Поскольку засушивание затронуло озеро Мега-Чад , это привело к развитию богатого питательными веществами бассейна озера Чад ; следовательно, культура Тичитт (например, растительные материалы, используемые для стилизации керамики с узором в виде кос и переплетений), возможно, распространилась в его южный регион, когда скотоводы из Дхар Тичитта заселили бассейн озера Чад. [ 1 ] Некоторые скотоводы, возможно, также населяли регион, который в конечном итоге стал Империей Ганы, а также ранним Авдагустом . [ 1 ] Помимо сложной социальной структуры и сельского хозяйства, строительство курганов, возможно, также распространилось из Тичитта через внутреннюю дельту Нигера в страну догонов . [ 18 ] Следуя традиции Тичитта, в 1-м тысячелетии нашей эры догосударственный урбанизм южной Мавритании развился в государственный урбанизм (например, зарождение народов и региональная специализация) в западном Судане . [ 4 ] В частности, государственный урбанизм в Среднем Нигере и Ганской империи развивался между 450 и 700 годами нашей эры. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдугалл, Э. Энн (2019). «Сахарские народы и общества» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Оксфордские исследовательские энциклопедии. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.285 . ISBN 978-0-19-027773-4 . S2CID 159184437 .
- ^ Мали, Джин; Верне, Роберт (июль 2015 г.). «Популяция и климатическая эволюция в Северной тропической Африке от конца неолита до начала современной эпохи» . Африканский археологический обзор . 32 (2): 215–216. дои : 10.1007/S10437-015-9190-Y . ISSN 0263-0338 . JSTOR 43916734 . OCLC 5858363395 . S2CID 163024833 .
- ^ Jump up to: а б с Стерри, Мартин; Мэттингли, Дэвид Дж. (26 марта 2020 г.). «Доисламские поселения-оазисы в Южной Сахаре» . Урбанизация и государственное образование в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета. п. 318. дои : 10.1017/9781108637978.008 . ISBN 9781108494441 . OCLC 1128066278 . S2CID 243375056 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Монро, Дж. Кэмерон (2018). « Слоны из-за отсутствия городов»: археологические перспективы городов Западной Африки и их внутренних районов» . Журнал археологических исследований . 26 (4): 395. doi : 10.1007/s10814-017-9114-2 . ISSN 1059-0161 . JSTOR 44984078 . OCLC 7848239424 . S2CID 149031750 .
- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, КЦ (апрель 2011 г.). «Между Тичиттом и IND: керамика Faita Facies, Tichitt Tradition» . Азания: Археологические исследования в Африке . 46 : 49, 51, 54, 56–57, 59–60. дои : 10.1080/0067270X.2011.553485 . ISSN 0067-270X . OCLC 4839360348 . S2CID 161938622 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макдональд, Кевин С.; Верне, Роберт; Мартинон-Торрес, Маркос; Фуллер, Дориан К. (апрель 2009 г.). «Дхар Нема: от раннего сельского хозяйства до металлургии на юго-востоке Мавритании» . Азания: Археологические исследования в Африке . 44 (1): 3–4, 42. doi : 10.1080/00671990902811330 . ISSN 0067-270X . OCLC 4901241515 . S2CID 111618144 .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Кевин С. (2011). Взгляд с юга: свидетельства контактов между Северной Африкой, Мавританией и Нигером в регионе к югу от Сахары, 1000 г. до н.э. – 700 г. н.э. (PDF) . Издательство Британского музея. п. 73. ИСБН 9780861591763 . ISSN 1747-3640 . OCLC 678476323 . S2CID 134384684 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2021 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кеа, Рэй (26 ноября 2004 г.). «Расширения и сокращения: всемирно-исторические изменения и мировая система Западного Судана (1200/1000 г. до н.э. – 1200/1250 г. н.э.)» . Журнал исследований мировых систем . Х (3): 738–740. дои : 10.5195/JWSR.2004.286 . ISSN 1076-156X . S2CID 147397386 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Линарес-Матас, Гонсало Х. (13 апреля 2022 г.). «Пространственная организация и социально-экономическая дифференциация в Центре Дхар Тичитт в Дахлет-эль-Атруссе I (Юго-Восточная Мавритания)» . Африканский археологический обзор . 39 (2): 167–188. дои : 10.1007/s10437-022-09479-5 . ISSN 1572-9842 . OCLC 9530792981 . S2CID 248132575 .
- ^ Jump up to: а б с Абд-эль-Монием, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок-арта (PDF) . Лондонский университет. п. 210. OCLC 500051500 . S2CID 130112115 .
- ^ Холл, Огюстин (август 2009 г.). «Как справиться с неопределенностью: неолитическая жизнь в Дхар Тичитт-Валате, Мавритания (ок. 4000–2300 лет назад)» . Comptes Rendus Geoscience . 341 (8–9): 703–712. дои : 10.1016/j.crte.2009.04.005 .
- ^ Зал А (1985). «Предыстория Ганской империи: археологические исследования перехода к государственности в регионе Дхар-Тичитт (Мавритания)» . Журнал антропологической археологии . 4 (2): 108. дои : 10.1016/0278-4165(85)90005-4 .
- ^ Jump up to: а б с Брасс, Майкл (июнь 2019 г.). «Появление мобильных пастырских элит в период от среднего до позднего голоцена в Сахаре» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 3. дои : 10.1163/21915784-20190003 . OCLC 8197260980 . S2CID 198759644 .
- ^ Jump up to: а б Брасс, Майкл (2007). «Переосмысление возникновения социальной сложности в ранних пасторальных обществах Сахары, 5000–2500 гг. До н.э.» Сахара (Сеграте, Италия) . 18 . Сахара (отдельно): 7–22. ISSN 1120-5679 . OCLC 6923202386 . ПМЦ 3786551 . ПМИД 24089595 . S2CID 13912749 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холл, Огюстен (2009). «Как справиться с неопределенностью: неолитическая жизнь в Дхар Тичитт-Валате, Мавритания (около 4000–2300 лет назад)» . Comptes Rendus Geoscience . 341 (8–9): 703. Бибкод : 2009CRGeo.341..703H . дои : 10.1016/j.crte.2009.04.005 . ISSN 1631-0713 . OCLC 5900121710 . S2CID 128545688 .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, К.; Верне, Р. (2007). «Раннее одомашненное жемчужное просо в Дхар-Неме (Мавритания): свидетельство того, что отходы переработки сельскохозяйственных культур являются керамической закалкой» . Области перемен: прогресс в африканской археоботанике . Нидерланды: Баркхейс. стр. 71–72. ISBN 9789077922309 . OCLC 309688961 . S2CID 130234059 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кей, Андреа У. (2019). «Диверсификация, интенсификация и специализация: изменение землепользования в Западной Африке с 1800 г. до н.э. по 1500 г. н.э.» . Журнал мировой предыстории . 32 (2): 179–228. дои : 10.1007/s10963-019-09131-2 . hdl : 10261/181848 . ISSN 0892-7537 . OCLC 8112065264 . S2CID 134223231 .
- ^ Jump up to: а б Чемпион, Луи; и др. (2021). «Диверсификация сельского хозяйства в Западной Африке: археоботаническое исследование территории Садии (страна догонов, Мали)» . Археологические и антропологические науки . 13 (4): 60. Бибкод : 2021АрАнС..13...60С . дои : 10.1007/s12520-021-01293-5 . ПМЦ 7937602 . ПМИД 33758626 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Верне, Роберт; Гестрич, Николас; Коутрос, Питер Р. (27 сентября 2023 г.). «Культура Тичитт и регион малийских озер» . Африканский археологический обзор . дои : 10.1007/s10437-023-09554-5 . S2CID 263182276 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Огюстен (1985). «Предыстория Ганской империи: археологические исследования перехода к государственности в регионе Дхар-Тичитт (Мавритания)» . Журнал антропологической археологии . 4 (2): 108. дои : 10.1016/0278-4165(85)90005-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маурер, Анн-Франс; и др. (15 декабря 2014 г.). «Костный диагенез в засушливых условиях: внутрискелетный подход» . Палеогеография, Палеоклиматология, Палеоэкология . 416 : 18. Бибкод : 2014PPP...416...17M . дои : 10.1016/J.PALAEO.2014.08.020 . ISSN 0031-0182 . OCLC 5901261079 . S2CID 129292169 .
- ^ Ная, Мариса; Брито, Хосе Карлос (январь 2021 г.). Географический атлас Мавритании СИБИО/ИнБИО. п. 6.
- ^ Холл, Огюстен (2012). «Дхар Тичитт, Валата и Нема» . Новости археологии . 127 (127): 35–39. дои : 10.4000/NDA.1584 . ISSN 0242-7702 . OCLC 8207522523 . S2CID 194063851 .
- ^ Jump up to: а б с Дюпюи, Кристиан (2014). «Злаки и молоко в Сахаре и Сахеле, от эпипалеолита до эпохи металлов» . Дебаты, методы и области истории Африки . 5 . дои : 10.4000/АФРИКАС.1376 . OCLC 6733603235 . S2CID 160853354 .
- ^ Мори, Люсия; и др. (октябрь 2013 г.). Жизнь и смерть в Фьюете . Издания Под знаменем Лилии. п. 381. дои : 10.1400/220016 . ISBN 9788878145948 . OCLC 881264296 . S2CID 159219731 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Амблар-Пизон, Сильви (2014). «Между песками и камнями: еда и питье в неолитических деревнях сахарского убежища на юго-востоке Мавритании» . Дебаты, методы и области истории Африки . 5 . дои : 10.4000/АФРИКАС.1496 . S2CID 190294373 .
- ^ Д'Андре, AC; и др. (2001). «Археоботанические данные о просо жемчужном (Pennisefum glaucum) в Западной Африке к югу от Сахары» (PDF) . Античность . 75 (288): 346. дои : 10.1017/S0003598X00060993 . S2CID 162137155 .
- ^ Шивхаре, Радха; Лата, Чару (23 января 2017 г.). «Исследование генетических и геномных ресурсов для устойчивости к абиотическому и биотическому стрессу жемчужного проса» . Границы в науке о растениях . 7 . дои : 10.3389/fpls.2016.02069 . ISSN 1664-462X . OCLC 6942015845 . ПМЦ 5253385 . ПМИД 28167949 . S2CID 16369778 .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Кевин; Чемпион, Луи; Мэннинг, Кэти (март 2018 г.). «Windé Koroji Ouest (Мали, третье и второе тысячелетия до нашей эры): доказательства окружающей среды и существования» (PDF) . Ветры перемен: археологический вклад в честь Питера Бройнига . Верлаг Доктор Рудольф Хабельт. п. 172. ИСБН 978-3-7749-4074-1 . OCLC 1012394569 .
- ^ Jump up to: а б с Холл, Огюстен (июнь 2002 г.). «Время, пространство и создание изображений: наскальные рисунки из Дхар Тичитта (Мавритания)» (PDF) . Африканский археологический обзор . 19 (2): 79–80, 83, 92–93, 100–101, 116. doi : 10.1023/A:1015479826570 . hdl : 2027.42/43991 . ISSN 0263-0338 . JSTOR 25130740 . OCLC 359124322 . S2CID 54741966 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Эндрю (2001). «Сахаро-Суданский неолит» . Энциклопедия предыстории, том 1: Африка . Энциклопедия предыстории. п. 251. дои : 10.1007/978-1-4615-1193-9_19 . ISBN 978-0-306-46255-9 . OCLC 852789668 . S2CID 127574765 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Амблар-Пизон, Сильви; и др. (2010). «Антропоморфные наскальные рисунки Дхар Немы» . Искусство археологии Африки . 6 :67–84. дои : 10.4000/AAA.710 . S2CID 192939738 .
- ^ Лим, Дж (2020). «Археология» . Геометрические данные курганов в Дхар-Таганте, Мавритания . Оксфордский университет. doi : 10.5287/BODLEIAN:NRYV1OB2R . S2CID 236798102 .
- ^ Jump up to: а б с Лим, Джонатан С.; Матас, Гонсало Х. Линарес (август 2023 г.). «Дюны, смерть и наборы данных: моделирование строительства погребальных памятников в отдаленных засушливых ландшафтах с использованием космических стереоизображений» . Журнал археологической науки . 156 : 105815. Бибкод : 2023JArSc.156j5815L . дои : 10.1016/j.jas.2023.105815 . S2CID 259238156 .
- ^ Макинтош, Сьюзен Кич (1993). «История двух пойм: сравнительный взгляд на возникновение сложных обществ и урбанизма в долинах среднего Нигера и Сенегала» (PDF) . Развитие урбанизма в глобальной перспективе . Уппсальский университет. п. 2. S2CID 208195243 .
- ^ Jump up to: а б Кутрос, Питер Р. (2017). «Переосмысление региона малийских озер: археологические исследования долины Горби» (PDF) . Античность . 91 (356): 483. doi : 10.15184/aqy.2017.30 . ISSN 0003-598X . OCLC 8271821798 . S2CID 161053129 .