Эдикт о реституции
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Ноябрь 2020 г. ) |
Эдикт о реституции был провозглашен Фердинандом II, императором Священной Римской империи , в Вене 6 марта 1629 года, через одиннадцать лет после начала Тридцатилетней войны . После военных успехов католиков Фердинанд надеялся восстановить контроль над землей до уровня, указанного в Аугсбургском мире (1555 г.). » этого договора « Церковная резервация запрещала дальнейшую секуляризацию земель, принадлежащих католической церкви после 1555 года, запрещая любую передачу таких земель под протестантов контроль . Однако, когда Священная Римская империя погрузилась в Тридцатилетнюю войну , слабые императоры не смогли обеспечить соблюдение этого положения против протестантских посягательств.
Фон
[ редактировать ]ввел Шпейерский сейм (1529 г.) принцип cuius regio, eius religio : по сути, согласие на несогласие внутри Священной Римской империи. Благодаря этому принципу, подтвержденному Аугсбургским миром, крупномасштабного насилия между лютеранами и католиками в Германии удалось временно избежать. [ 1 ]
Некоторые протестантские князья истолковали этот принцип как означающий, что Аугсбургский мир разрешил секуляризацию земель, принадлежащих чиновникам католической церкви, перешедшим в протестантизм. Поскольку императоры не могли добиться более благоприятной для них интерпретации, земли, традиционно принадлежавшие католической церкви, продолжали секуляризоваться таким образом после Аугсбургского мира.
В Европе того времени, и в частности в немецких государствах в составе Священной Римской империи , контроль над землей и ее наследством часто оспаривался, поскольку он был основным источником власти и богатства . Дворянские семьи стремились контролировать как можно больше земель внутри большой семьи, в том числе назначая младших сыновей принцами-епископами или принцами-аббатами. Эта система создала сильные стимулы для перехода в протестантизм и секуляризации земли, тем самым захватив контроль над ней у католической церкви.
Эдикт
[ редактировать ]«Эдикт о реституции» пытался задним числом обеспечить соблюдение интерпретации Фердинандом « Церковной резервации » Аугсбургского договора, фактически отменяя изменения в контроле над большими территориями. Это имело сильный поляризующий эффект, в результате чего примерно 1800 государств Священной Римской империи сформировали разрозненные, яростно противостоящие блоки.
Если бы он был полностью реализован, это привело бы к смене правителей уже секуляризованного архиепископства Бремена и архиепископства Магдебурга , 12 епископств и более 100 религиозных домов во всех немецких землях. То, что было реализовано, привело к массовой передаче власти и собственности от протестантов католикам, что усугубило разногласия в религиозной борьбе с конфликтом за династическую власть между многими меньшими немецкими князьями, которые в противном случае могли бы оставаться нейтральными.
Это резкое расширение масштабов и ставок Тридцатилетней войны было очень разрушительным для земель и народа Германии, поскольку наемные армии маршировали через нейтральные государства или опустошали их в ходе своих экспедиций за продовольствием. Десятки тысяч протестантов бежали в контролируемые протестантами государства, что в целом расширило войну. Центральная Германия неоднократно подвергалась разорению, вероятно, потеряв от 25% до 50% своего довоенного населения, поскольку конкурирующие армии постоянно захватывали продовольствие, вызывая массовый голод и смерть.
На северо-востоке Германии, где власть Фердинанда была самой слабой, Фердинанд назначил имперских администраторов, которые взяли под контроль секуляризованные государства и города, восстановив имперскую власть в области, которая была весьма автономной на протяжении столетия. Роль Фердинанда росла, и его королевство считалось более могущественным. Многие князья выступили против этого, но не имели немедленных средств противостоять этому: Коалиция была уничтожена, а Валленштейн оставил на поле боя армию из 134 000 солдат для укрепления имперской власти. Тревога Франции по поводу угрозы, которую могла представлять объединенная Империя, в конечном итоге привела к вмешательству Франции в войну.
Валленштейну лично Эдикт не нравился, так как он вторгался в регион, который он считал своим, но свой долг перед императором он выполнил в полной мере, заявив, что «он будет учить курфюрстов манерам. Они должны зависеть от императора, а не от императора». на них». В ответ принцы присоединились к усилиям Максимилиана Баварского , чтобы заставить Фердинанда уволить Валленштейна. Их шанс представился в 1630 году, когда Фердинанд созвал собрание курфюрстов в Регенсбурге, потому что хотел, чтобы его сын Фердинанд был избран королем римлян (будущим императором Священной Римской империи). Фердинанду требовалось их сотрудничество, чтобы утвердить своего сына в качестве преемника. Фердинанд также надеялся убедить курфюрстов одобрить более прямое участие Империи в европейских войнах.
Иоанн Георг I Саксонский и Георг Вильгельм Бранденбургский (оба протестанты) не присутствовали на встрече в знак протеста против указа. Присутствовавшие курфюрсты пришли к выводу, что они мало что выиграют от дополнительного участия в войнах, и Максимилиан попросил Фердинанда об увольнении Валленштейна. Чтобы победить курфюрстов, Фердинанд сверг Валленштейна в августе 1630 года, позволив ему уйти в отставку, чтобы сохранить лицо. Отставка самого могущественного военного деятеля Европы стала крупной победой курфюрстов, а Регенсбургский конклав считается поражением Фердинанда.
В июле 1630 года Густав-Адольф высадился в Померании с 4000 человек в ответ на преследование протестантов. Без Валленштейна Фердинанду пришлось обратиться к Максимилиану и Тилли, чтобы остановить новую угрозу. Это переломило ход Тридцатилетней войны.
Эдикт о реституции был фактически отменен условиями Пражского мира (1635 г.) . Под руководством кардинала Дитрихштейна 22 богослова, в основном доминиканцы и капуцины во главе с доном Диего Кирогой, проголосовали за его отмену. Меньшинство иезуитов во главе с Ламормейни проголосовало против отмены. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Диеты Шпейера (история Германии)» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Манн, Голо (1976) Валленштейн: рассказана его жизнь. п. 873.