Жизнь Дагоберта
Вита Дагоберти («Жизнь Дагоберта») [ 1 ] — анонимная латинская биография Дагоберта III , короля франков (711–716). Как исторический источник он ненадежен. Путая Дагоберта III и убитого Дагоберта II , автор ошибочно трактует Дагоберта III как христианского мученика . жизнь святого Таким образом, «Житие» — это , хотя его предметом не был святой.
Рукописи и датировки
[ редактировать ]Житие сохранилось в двух рукописях : двенадцатом и тринадцатом веках. [ 2 ] Чем раньше — Париж, BnF , MS лат. 6263, и Vita — единственная работа, содержащаяся в нем. Второй — Париж, BnF, MS лат. 9422. [ 3 ] Согласно прологу, оно было написано для «братьев» базилики Сен-Дагобер в Стене , чтобы им было что читать каждый год в праздник своего святого покровителя, 23 декабря. Братья утверждали, что ничего не знали о его мученической кончине и опасались, что все сведения о его жизни вскоре будут утеряны. [ 2 ]
Существуют разные теории датировки Виты . Поль Фуракр утверждает, что оно было составлено после 1069 года, года, когда церковь Стенэ была передана монастырю Горзе , преобразована в монастырь и ее светские каноны заменены монахами-бенедиктинцами . Он основывает это на примечании, добавленном к рукописи двенадцатого века: scripta a monacho satanaco («написанное монахом из Стене»). [ 2 ] Клод Кароцци же утверждает, что оно было написано между 893 и 900 годами, то есть между коронацией Карла Простого и смертью архиепископа Фулька Реймского . Он основывает это в основном на внутренних соображениях, особенно на интересе текста к аббатству Сен-Вандриль и его зависимости от источников из аббатства Сен-Бертен , настоятелем которого был Фульк. [ 4 ] Ян Вуд датирует это концом десятого века. [ 5 ]
Источники и синопсис
[ редактировать ]
Автор «Жития » цитирует непосредственно « Деяния Дагоберта I» , первое продолжение « Хроники Фредегара» , « Liber Historiae Francorum» , Павла Дьякона « Историю лангобардов» и « Деяния аббатов Сен-Вандриля» . Другие источники, которые автор использовал, но не цитирует и не цитирует явно, включают « Ранние Анналы Меца» , , Эйнхарда « Жизнь Карла Великого» « Виллибальда Жизнь Бонифация» и Алкуина «Жизнь Виллиброрда» . [ 4 ]
« Житие» начинается с рассказа об отце Дагоберта III, Хильдеберта III , взятого из « Liber Historiae» . Говорят, что он построил много церквей и одержал много побед. Дагоберта воспитывала Балтильд , которую Вита называет своей бабушкой. [ 6 ] Его описывают как благочестивого, мудрого, энергичного и красивого. [ 7 ] Он был коронован в Реймсе , и его правление было периодом внутреннего мира. Он сделал подарок Сен-Дени и передал спорное аббатство Флери-ан-Вексен аббату Хью Сен-Вандрилю после того, как оно было захвачено мэром дворца Хильдериком. [ 8 ] Он сопровождал Чарльза Мартелла в экспедиции во Фризию в поддержку миссионера Виллиброрда . Там он чудесным образом освободил нескольких военнопленных с помощью своего архиепископа Бонифация . [ 9 ] Ему также приписывают чудесный рост пшеницы. [ 8 ]
Однажды во время охоты в Арденнах Дагоберт и его крестник разлучились со своими товарищами. Во сне Дагоберту приснилось, что, прогуливаясь по лугу, он перешел ручей по железному мосту и наткнулся на здание, полное сокровищ. Проснувшись, он рассказал о сне своему крестнику. Его крестник рассказал ему, что, пока он спал, изо рта у него вылезло пресмыкающееся. Крестник помог рептилии переправиться через ручей, положив меч. Затем рептилия вошла в дуб, а затем вернулась ко рту Дагоберта. Когда Дагоберт снова заснул, крестник пронзил его копьем и отправился на поиски клада. Он не смог войти в дуб, был сбит и умер. [ 9 ]
содержится В Вите только одно посмертное чудо, произошедшее благодаря заступничеству Дагоберта. Женщина, у которой в праздник праздника рука застряла в прялке, чудом спаслась. [ 10 ]
Анализ
[ редактировать ]« Вита» содержит множество исторических неточностей. По сути, оно основано на заблуждении. Дагобертом, породившим культ мученика, был малоизвестный Дагоберт II (675–679), но автор «Жития» даже не знал о существовании другого Дагоберта между Дагобертом I (623–639) и Дагобертом III. Таким образом, его работа предполагает, что Дагоберт III принял мученическую смерть. [ 4 ]
В остальном автор «бесцеремонно обращался со своим материалом». [ 4 ] Балтильд не могла воспитать Дагоберта III, поскольку на самом деле она была его прабабушкой и умерла еще до его рождения. Флери был захвачен королем Хильдериком II , и спор по поводу него разрешился после смерти Дагоберта III. Гуго даже не стал аббатом до 723 года. То, что правление Дагоберта III было мирным, противоречит Liber Historiae , в которой записано, как гражданская война во франках разразилась в 714 году после смерти мэра дворца Пипина II . [ 8 ] Действительно, ссылка на мир может быть единственной информацией в работе, фактически полученной из источника о Дагоберте II. В « Истории лангобардов » записано, как в 676 году Дагоберт II заключил мир с лангобардами . [ 11 ] Мученическая смерть Дагоберта III прямо противоречит Liber Historiae , в которой говорится, что он «заболел и умер». [ 8 ] Описание сна Дагоберта основано на описании короля Гунтрама сна в « Истории лангобардов» . Однако в последнем источнике Гунтрам просыпается и находит сокровище. [ 9 ]
« Вита» отличается своим «посткаролингским» мировоззрением. Он игнорирует всю каролингскую историографию, которая стремилась очернить династию Меровингов Дагобертов в пользу каролингских мэров дворца. Представление Меровингов как «самого крепкого народа» ( gensrobustissima ) полностью противоречит стандартному взгляду Каролингов. [ 12 ] Интерпретация полного отстранения Каролингов отчасти зависит от датировки произведения. Кароцци, датируя его 890-ми годами, считал его «политическим завещанием» Фулька в пользу каролингца Карла Простого. [ 4 ] Если это верно, это показало бы, что более ранние рассуждения о происхождении Каролингов были в значительной степени неактуальны для периода позднего Каролингов. [ 13 ] С другой стороны, более поздняя дата может показать, что антикаролингский дух проник в регион после неудачных попыток каролингского герцога Карла Нижней Лотарингии захватить французский трон при поддержке Германии после 987 года. [ 10 ]
В своем представлении Дагоберта как святого и чудотворца « Житие Дагоберти» является «текстом, который ближе всего показывает нам сакрального короля Меровингов ». [ 5 ]
Издания
[ редактировать ]- Круш, Бруно [на немецком языке] , изд. (1888). Жизнь Дагоберта III, короля франков . МГХ Том. Писатели Меровингов 2. Ганновер. стр. 509–524.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Круш опубликовал его в 1888 году под названием Vita Dagoberti tertii regis Francorum («Жизнь Дагоберта III, короля франков»).
- ^ Jump up to: а б с Фуракр 2008 , с. 76.
- ^ Круш 1888 , с. 510.
- ^ Jump up to: а б с д и Фуракр 2008 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Вуд 2003 , с. 154.
- ^ Fouracre 2008 , стр. 77–78.
- ^ Fouracre 2008 , стр. 78 (на английском языке) и 80 (на латыни).
- ^ Jump up to: а б с д Фуракр 2008 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Фуракр 2008 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Фуракр 2008 , с. 81.
- ^ Fouracre 2008 , стр. 74 и 78.
- ^ Fouracre 2008 , стр. 79–80.
- ^ Fouracre 2008 , с. 80.
Библиография
[ редактировать ]- Кароцци, Клод [на французском языке] (1984). «Жизнь святого Дагобера де Стенэ: история и агиография». Бельгийское обозрение филологии и истории . 62 (2): 225–258. дои : 10.3406/rbph.1984.3460 .
- Диркенс, Ален (1984). «Примечание к отрывку из Vita Dagoberti : Дагоберт II и владения Бисме» (PDF) . Бельгийское обозрение филологии и истории . 62 (2): 259–270. дои : 10.3406/rbph.1984.3461 .
- Фуракр, Пол Дж. (2008). «Забыть и вспомнить Дагоберта II: английская связь». У Поля Ж. Фуракра; Дэвид Ганц (ред.). Франкленд: франки и мир раннего средневековья . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 70–89.
- Вуд, Ян Н. (2003). «Деконструкция семьи Меровингов» . В Ричарде Коррадини; Максимилиан Дизенбергер; Хельмут Реймиц (ред.). Строительство сообществ в раннем средневековье: тексты, ресурсы и артефакты . Лейден: Брилл. стр. 149–171. ISBN 9789004118621 .