Jump to content

Арсений Семенов

Арсений Семенов
Рожденный ( 1911-01-23 ) 23 января 1911 г.
Умер 13 сентября 1992 г. (13 сентября 1992 г.) (81 год)
Национальность Русский
Образование Институт искусств имени Репина
Известный Живопись, Обучение искусству
Движение Реализм
Награды Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
Медаль «За победу над Германией».

( 23 Арсений Никифорович Семенов января 1911 — 13 сентября 1992) — советский художник и педагог, жил и работал в Ленинграде , член Ленинградского Союза художников , считался одним из представителей Ленинградская школа живописи , [ 1 ] наиболее известен своими пейзажами и городскими пейзажами.

Биография

[ редактировать ]

Арсений Никифорович Семёнов родился 23 января 1911 года в селе Максимково Полоцкого уезда Витебской губернии Российской империи в семье мастера-строителя железнодорожных мостов. Его отец умер, когда Арсению было четыре года. Детство будущего художника прошло в белорусском городе Быхов .

В 1927 году Арсений Семенов приезжает в Ленинград. Работал разнорабочим, одновременно занимался живописью и графикой в ​​частной художественной студии Альфреда Эберлинга, известного художественного педагога и члена АХРР (Ассоциации художников революционной России). [ 2 ] В 1930 году Арсений Семенов прошел подготовительные курсы в Академии художеств и в том же году стал студентом Института пролетарского изобразительного искусства .

Годы учебы Арсения Семенова совпали с коренным реформированием института и всей системы художественного образования. В 1932 году завершился период, печально известный в истории института как «масловщина». 11 октября 1932 года ЦИК и Совнарком принимают декрет «О создании Академии художеств». Институт пролетарского искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Так была подведена черта под 15-летним периодом непрерывных преобразований крупнейших художественных институций Советского Союза. Однако потребовалось несколько лет, чтобы собрать разрозненный преподавательский состав и новый способ построения художественного образования. новый директор Академии художеств скульптор Т. А. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописи Александр Савинов Начали этот процесс . На преподавательскую работу в институт пригласили профессоров Дмитрия Кардовского , Александра Осмеркина , Семена Абугова, Евгения Лансере. , Николай Радлов, Павел Шиллинговский, Исаак Бродский и другие, многие из которых впоследствии внесли свой вклад в формирование ленинградской школы живописи. [ 3 ]

Д. Кардовский , автор О. Делл-Вос-Кардовская. 1913 год

В 1934 году директором Всероссийской академии художеств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен Исаак Бродский, ученик Ильи Репина. По словам Вероники Богдан, именно с приходом Бродского к руководству Академии началось активное формирование ленинградской школы живописи . [ 4 ] К работе в Институте Бродский привлекает крупных художников и педагогов Константина Юона , Павла Наумова, Иогансона Бориса , Александра Любимова , Рудольфа Френца , Николая Петрова, Василия Шухаева, Дмитрия Киплика, Николая Пунина , Василия Мешкова, Михаила Бернштейна, Ефима Чепцова, Ивана Билибина , Матвей Манизер , Петр Бучкин , Анна Остроумова-Лебедева , Алексей Карев , Леонид Овсянников, Сергей Приселков, Иван Степашкин, Константин Рудаков и другие. На кафедре живописи была восстановлена ​​система индивидуальных творческих мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Мастер-классы ведут профессора Исаак Бродский, Борис Иогансон, Владимир Яковлев, Дмитрий Кардовский, Александр Осмеркин, Александр Савинов, Рудольф Френц, Павел Шиллинговский. Именно в мастерской Дмитрия Кардовского посчастливилось заниматься Арсению Семёнову в 1934–1937 годах.

Методология и взгляды Кардовского сводились к тому, что, во-первых, Академия давала ученику профессиональные знания в объеме, необходимом для зрелого воплощения в жизнь готового художественного произведения – школа, как любил говорить Кардовский, общая для всех учеников независимо от их творческие наклонности и ориентации. Талант его не губит, но его посредственный ученик достаточно, чтобы быть полезным работником в жизни.

Во-вторых, следует провести исследование влияния так называемых «течений» в искусстве. Задача школы – дать ученику те знания и образование, которые подходят для его развития на любом теоретическом подходе. Основа школы – изучение природы, полезности – изучение искусства. Основа обучения – повторный опыт.

В-третьих, рисунок не должен быть отделен от картины. Задачу, в принципе, нужно решать комплексно. Рисование – средство овладения живописью. Тональный рисунок – средство организации цвета. Тон сохраняет единство цвета. Поэтому анализ тона – важнейшая задача для любого художественного произведения. Наконец, по мнению Кардовского, основа всей работы – выявление нрава природы.

Занятия в студии Кардовского, самого выдающегося педагога, оказали большое влияние на судьбу молодого художника. Его методы преподавания и взгляды глубоко приняты Арсением Семёновым в его собственном преподавании, которому он посвятил почти полвека.

В 1937 году, незадолго до окончания института в студии Дмитрия Кардовского, Арсений Семенов заболел и был вынужден прекратить занятия. После выздоровления получил свидетельство об окончании 5 курсов отделения живописи без выполнения дипломной работы. Его направили на работу в Пензенское художественное училище. В 1938 году Арсений Семенов принял членство в Пензенской организации советских художников.

С 1939 по 1944 год Арсений Семенов служил в бронетанковых войсках Красной Армии. Служил в Забайкалье и Монголии. Партийные бои за Халхин-Гол . С первого дня Великой Отечественной войны он участвовал в боях. Он прошел путь от рядового до командира танкового батальона. Был пять раз ранен, отмечен боевыми наградами, в том числе орденами Красной Звезды , Орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями. В 1944 году Арсений Семенов был демобилизован по ранению.

С 1944 по 1947 год Арсений Семёнов преподавал в Высшей школе искусств Суриковского художественного института в Москве. В 1946 году Семенова принимают в члены Московской организации советских художников, он начинает участвовать в московских выставках. Однако картины создавались после длительного перерыва в работе, остались лишь образцы, попытка найти свой путь в искусстве.

В сентябре 1947 года Арсений Семёнов вернулся в Ленинград и поступил преподавателем на факультет общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной , где проработал более сорока лет, воспитав несколько поколений художников. В том же 1947 году его приняли в члены Ленинградского Союза художников. С конца 1940-х годов Арсений Семенов участвует в выставках ленинградских художников. Одновременно он работал над дипломной картиной «Материнство», а в 1951 году после пятнадцатилетнего вынужденного перерыва заканчивает Репинский институт искусств.

Креативность

[ редактировать ]

На протяжении всей своей жизни Арсений Семенов совмещал активную педагогическую деятельность с творческой деятельностью. Его эффективность поражает. Писал городские и пейзажные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты, многочисленные этюды с натуры. Совершал творческие поездки в Старую Ладогу, Прибалтику, Закарпатье и Крым. Его персональные выставки состоялись в Ленинграде в 1966, 1977 годах и в Санкт-Петербурге в 2006 году.

Арс. Семенов. В Ялте. 1957 год

В творчестве конца 1940-х — начала 1950-х годов обозначился ряд тем и образов, к которым стремился художник. Ленинградские мотивы и старинные русские города будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни, хотя способы их живописного развития будут меняться в сторону искусственной фиксации быстротечности, стремления передать свежесть и непосредственность цветового опыта в творчестве 1950–1950–1950-х годов. 1960-е годы, к поискам более тонких и цветовых распределений в произведениях конца 1960-х и 1970-х годов, более декоративных, основанных на активном использовании локального колорита и конструктивного рисунка.

В 1950-е годы, которые условно можно отнести к раннему периоду творчества художника, Семёнов часто проводил летнее время в Крыму . Темами его творчества становятся Ялта и Гурзуф , живописные уголки старого города и отдых на морской набережной. Семенову нравится южное солнце и звонкая яркость красок. Он жадно стремится передать на холсте свои непосредственные впечатления от южной природы и уличной жизни, наполненной солнцем, контрастами света и теней и спорадическим движением. Картина «В Ялте» (1957) — один из лучших образцов творчества Семёнова «крымского» периода. [ 5 ] Она иллюстрирует узнаваемый творческий стиль художника конца 1950-х — начала 1960-х годов. Многое из того, что было приобретено в этот ранний «крымский» период его творчества, сохранится в индивидуальной манере Семенова как ее характерные и узнаваемые черты. Наиболее интересными образцами творчества Семёнова этого периода могут служить произведения «Тема Крыма». [ 6 ] (1955), «Улочка в Ялте» (1958), «Пристань в Ялте» , «Набережная в Ялте» , «Ялтинский грузовой порт» , «Ялтинская набережная» , «Ялта. В парке» [ 7 ] (все 1959 г.) и другие.

Ленинградская тема

[ редактировать ]

В 1950–1960-е годы городской пейзаж неизменно занимал видное место в творчестве Семенова. Некоторые из них, например «Весенний день» (1959), изображающий перспективу одной из красивейших улиц Ленинграда, относятся к лучшим городским пейзажам, созданным Арсением Семёновым в этом жанре на рубеже 1950-1960-х годов. [ 8 ]

Среди созданных им работ в этом жанре следует назвать «Весенний городской пейзаж» и «Весна на окраине Ленинграда». [ 9 ] (обе 1956 г.), «Нарвские ворота в Ленинграде» , [ 10 ] «Мартовские верфи в Ленинграде» , «На набережной Невы» (все 1957), «Лодочная станция на Фонтанке» [ 11 ] (1958), «Невский проспект» , [ 12 ] «Цветочный рынок» [ 13 ] (все 1959 г.), «Река Фонтанка» и «Фабричный мотив». [ 14 ] (обе 1960), «Исаакиевская площадь в Ленинграде» , «Охтинский мост» , «Университетская набережная» , [ 15 ] «At the Kirov Prospekt» [ 16 ] (все 1961 г.), «Набережная Невы» (1962 г.), «Весна на Неве» (1963 г.), «Строительство Заневского моста на Неве» , «Ленинград. Вид на Университетскую набережную» , [ 17 ] «Тема Ленинградской фабрики» , «Александровский парк в Ленинграде» (все 1964), «Ленинград зимой» (1965) и многие другие.

Старые русские города

[ редактировать ]

Особое влияние на творчество Семенова оказали поездки в древние русские города Псков , Старица , Изборск , Торжок , Суздаль , Старая Ладога , Кострома и работа там. Впервые открыв Псков и Старую Ладогу в конце 1950-х годов, Семенов посвятил этой теме много лет. Как художника его привлекала живая история, старинная архитектура и особый быт, органично сочетающийся с окружающей природой. По работам этого цикла можно проследить, как менялся его индивидуальный стиль в 1960-е годы в сторону усиления декоративности живописи и утонченности колорита. Примером таких изменений является картина «Старая Ладога» (1964), в которой художник убедительно продемонстрировал новое понимание цвета. [ 18 ] [ 19 ]

Среди произведений, написанных им с натуры во время многочисленных поездок по старинным русским городам, следует отметить «Псковский собор» . [ 20 ] «Псков. Голубые ворота» , [ 21 ] «Мостик во Пскове» [ 22 ] (все 1958 г.), «Пейзаж с рекой» , [ 23 ] «Древний город Псков» [ 24 ] (обе 1960 г.), «Старая Ладога. Зимний пейзаж» , «Старая Ладога. Сельсовет» (обе 1961 г.), «Рыбацкий причал в Новой Ладоге» , «Новая Ладога в отпуске» (обе 1962 г.), «Рыбацкая деревня» , «Старая Ладога. Вид на реку Волхов» , [ 25 ] «Псковский кремль» (все 1963 г.), «Старый Ладожский город». [ 26 ] (1964), «Старая Ладога» [ 27 ] (1965), «Софийский собор в Великом Новгороде» [ 28 ] (1966), «Суздаль. Вид на Кремль» , «Суздаль. Памятники архитектуры» [ 29 ] (обе 1968), «Город Торжок» (1969), «Вид Суздаля» , [ 30 ] «Вид на соборы в Торжке» , [ 31 ] «Улица в Торжке» [ 32 ] (все 1971 г.) и другие.

В 1960-е годы Семенов неоднократно путешествовал по Прибалтике и Карпатам ( «Группа домов в Западной Украине» , 1966; «Западноукраинский пейзаж с дорогой» , 1966; «Западноукраинская деревня» , 1966), а также посетил Францию ​​и Италия. В его картинах появляются более тонкие и обобщенные цвета. Исчезает излишняя раздробленность, на смену ей приходит большая цельность и созерцательность. Семенов часто использует местный колорит. В его живописи повышена образность и декоративность. В некоторых произведениях этого периода угадывается влияние Сергея Осипова , талантливого живописца, с которым Арсения Семёнова связывала давняя дружба, творческий путь, совместная педагогическая работа на кафедре живописи Института Веры Мухиной.

Натюрморт

[ редактировать ]

В 1970-е годы Арсений Семёнов успешно обращается к относительно редкому для него жанру натюрморта, создавая разнообразные декоративно-изобразительные произведения искусства. Среди них отмечены на выставках и в изданиях «Натюрморт с цветком». [ 33 ] (1972), «Натюрморт со старинной скульптурой» [ 34 ] (1971), «Натюрморт с цветами» [ 35 ] (1975), «Натюрморт с чайником» (1972), «Натюрморт с кувшином и яблоками» [ 36 ] (1971) и другие.

Автопортрет

[ редактировать ]

Арсений Семенов редко писал портреты. В основном это были изображения семьи: жены и дочери. Выделяются автопортреты, написанные художником в 1950–1960-е годы. Эти работы, в частности, «Автопортрет». [ 37 ] (1962) и «Автопортрет» 1964 года открывают новые грани таланта художника, заставляя по-иному взглянуть на остальное его творчество. В небольшом лаконичном произведении Семенов использовал поразительно точные средства выразительности, которые позволяют ему с предельной откровенностью и глубиной сказать о себе, о своем поколении и эпохе.

В 1966 году в Ленинграде была показана выставка работ Арсения Семёнова, посвящённая 55-летию художника и 20-летию его преподавательской работы на кафедре живописи Института Веры Мухиной. В 1977 году в залах Ленинградского Союза художников была показана совместная выставка картин Арсения Семёнова, Сергея Осипова и Кирилла Гущина. [ 38 ]

Арсений Никифорович Семенов скончался 13 сентября 1992 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Его картины находятся в художественных музеях и частных коллекциях России, Японии, Франции, США, Англии и по всему миру. [ 39 ] [ 40 ] В 2006 году в Санкт-Петербурге в Музее Анны Ахматовой прошла выставка работ Арсения Семенова, приуроченная к выходу в свет монографии, посвященной жизни и творчеству художника. [ 41 ]

Основные выставки

[ редактировать ]
Посмотреть основные выставки Арсения Семёнова

Библиография

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПб.: НП-Принт, 2007. С.9, 15, 18, 20, 21, 360, 369, 389–405, 407, 439, 443. ISBN   978-5-901724-21-7
  2. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.356. ISBN   978-5-6042574-2-5
  3. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.32. ISBN   978-5-6042574-2-5
  4. ^ Богдан В. Т. Академия художеств 1920-е начало 1930-х. // Третьяковская галерея. — 2013. — №2 (39).
  5. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 39. ISBN   978-5-6042574-2-5
  6. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 303. ISBN   978-5-901724-21-7
  7. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 117. ISBN   978-5-901724-21-7
  8. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 43. ISBN   978-5-6042574-2-5
  9. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Ленинград: Ленинградский художник, 1958. С.22.
  10. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 233. ISBN   978-5-6042574-2-5
  11. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 273. ISBN   978-5-901724-21-7
  12. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 224. ISBN   978-5-6042574-2-5
  13. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 334. ISBN   978-5-901724-21-7
  14. ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue . Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1963. P.16.
  15. ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1961. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1964. P.36–37.
  16. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 126. ISBN   978-5-901724-21-7
  17. ^ The Leningrad Fine Arts Exhibition. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1965. P.48–49.
  18. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табличка 203. ISBN   978-5-6042574-2-5
  19. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 328. ISBN   978-5-901724-21-7
  20. ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue. – Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1961. P.37.
  21. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб: НП-Принт, 2007. – С.68.
  22. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 90.
  23. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 48. ISBN   978-5-901724-21-7
  24. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 302. ISBN   978-5-901724-21-7
  25. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табличка 248. ISBN   978-5-6042574-2-5
  26. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 328. ISBN   978-5-901724-21-7
  27. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1970. С. 27.
  28. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 72. ISBN   978-5-901724-21-7
  29. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1971. С.14.
  30. ^ The Fine Arts of Leningrad. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1976. P.30.
  31. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 177. ISBN   978-5-901724-21-7
  32. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 280. ISBN   978-5-6042574-2-5
  33. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. – С.160. ISBN   978-5-901724-21-7
  34. ^ The Fine Arts of Leningrad. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1976. P.30.
  35. «Портрет современника» Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1983. С.19.
  36. ^ Наш современник Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог . Ленинград: Художник РСФСР, 1973. С.11.
  37. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. – С.160. ISBN   978-5-901724-21-7
  38. ^ Arseny N. Semionov, Sergei I. Osipov, Kirill A. Guschin. Exhibition catalogue. – Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1977.
  39. ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПб: НП-Принт, 2007. С.6-7. ISBN   978-5-901724-21-7
  40. ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург: Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.329—334. ISBN   978-5-6042574-2-5
  41. ^ Арсений Семенов. Рисование. Рисунок . – СПб.: НП-Принт, 2006. – С.125-126.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5dcdf96c72cdecdd2ad2cd93f15589a__1662954420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/9a/f5dcdf96c72cdecdd2ad2cd93f15589a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arseny Semionov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)