Арсений Семенов
Арсений Семенов | |
---|---|
Рожденный | Максимково, Витебская губерния , Российская империя. | 23 января 1911 г.
Умер | 13 сентября 1992 г. Санкт-Петербург , Россия | (81 год)
Национальность | Русский |
Образование | Институт искусств имени Репина |
Известный | Живопись, Обучение искусству |
Движение | Реализм |
Награды | Орден Красной Звезды Орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Медаль «За победу над Германией». |
( 23 Арсений Никифорович Семенов января 1911 — 13 сентября 1992) — советский художник и педагог, жил и работал в Ленинграде , член Ленинградского Союза художников , считался одним из представителей Ленинградская школа живописи , [ 1 ] наиболее известен своими пейзажами и городскими пейзажами.
Биография
[ редактировать ]Арсений Никифорович Семёнов родился 23 января 1911 года в селе Максимково Полоцкого уезда Витебской губернии Российской империи в семье мастера-строителя железнодорожных мостов. Его отец умер, когда Арсению было четыре года. Детство будущего художника прошло в белорусском городе Быхов .
В 1927 году Арсений Семенов приезжает в Ленинград. Работал разнорабочим, одновременно занимался живописью и графикой в частной художественной студии Альфреда Эберлинга, известного художественного педагога и члена АХРР (Ассоциации художников революционной России). [ 2 ] В 1930 году Арсений Семенов прошел подготовительные курсы в Академии художеств и в том же году стал студентом Института пролетарского изобразительного искусства .
Годы учебы Арсения Семенова совпали с коренным реформированием института и всей системы художественного образования. В 1932 году завершился период, печально известный в истории института как «масловщина». 11 октября 1932 года ЦИК и Совнарком принимают декрет «О создании Академии художеств». Институт пролетарского искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Так была подведена черта под 15-летним периодом непрерывных преобразований крупнейших художественных институций Советского Союза. Однако потребовалось несколько лет, чтобы собрать разрозненный преподавательский состав и новый способ построения художественного образования. новый директор Академии художеств скульптор Т. А. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописи Александр Савинов Начали этот процесс . На преподавательскую работу в институт пригласили профессоров Дмитрия Кардовского , Александра Осмеркина , Семена Абугова, Евгения Лансере. , Николай Радлов, Павел Шиллинговский, Исаак Бродский и другие, многие из которых впоследствии внесли свой вклад в формирование ленинградской школы живописи. [ 3 ]
В 1934 году директором Всероссийской академии художеств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен Исаак Бродский, ученик Ильи Репина. По словам Вероники Богдан, именно с приходом Бродского к руководству Академии началось активное формирование ленинградской школы живописи . [ 4 ] К работе в Институте Бродский привлекает крупных художников и педагогов Константина Юона , Павла Наумова, Иогансона Бориса , Александра Любимова , Рудольфа Френца , Николая Петрова, Василия Шухаева, Дмитрия Киплика, Николая Пунина , Василия Мешкова, Михаила Бернштейна, Ефима Чепцова, Ивана Билибина , Матвей Манизер , Петр Бучкин , Анна Остроумова-Лебедева , Алексей Карев , Леонид Овсянников, Сергей Приселков, Иван Степашкин, Константин Рудаков и другие. На кафедре живописи была восстановлена система индивидуальных творческих мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Мастер-классы ведут профессора Исаак Бродский, Борис Иогансон, Владимир Яковлев, Дмитрий Кардовский, Александр Осмеркин, Александр Савинов, Рудольф Френц, Павел Шиллинговский. Именно в мастерской Дмитрия Кардовского посчастливилось заниматься Арсению Семёнову в 1934–1937 годах.
Методология и взгляды Кардовского сводились к тому, что, во-первых, Академия давала ученику профессиональные знания в объеме, необходимом для зрелого воплощения в жизнь готового художественного произведения – школа, как любил говорить Кардовский, общая для всех учеников независимо от их творческие наклонности и ориентации. Талант его не губит, но его посредственный ученик достаточно, чтобы быть полезным работником в жизни.
Во-вторых, следует провести исследование влияния так называемых «течений» в искусстве. Задача школы – дать ученику те знания и образование, которые подходят для его развития на любом теоретическом подходе. Основа школы – изучение природы, полезности – изучение искусства. Основа обучения – повторный опыт.
В-третьих, рисунок не должен быть отделен от картины. Задачу, в принципе, нужно решать комплексно. Рисование – средство овладения живописью. Тональный рисунок – средство организации цвета. Тон сохраняет единство цвета. Поэтому анализ тона – важнейшая задача для любого художественного произведения. Наконец, по мнению Кардовского, основа всей работы – выявление нрава природы.
Занятия в студии Кардовского, самого выдающегося педагога, оказали большое влияние на судьбу молодого художника. Его методы преподавания и взгляды глубоко приняты Арсением Семёновым в его собственном преподавании, которому он посвятил почти полвека.
В 1937 году, незадолго до окончания института в студии Дмитрия Кардовского, Арсений Семенов заболел и был вынужден прекратить занятия. После выздоровления получил свидетельство об окончании 5 курсов отделения живописи без выполнения дипломной работы. Его направили на работу в Пензенское художественное училище. В 1938 году Арсений Семенов принял членство в Пензенской организации советских художников.
С 1939 по 1944 год Арсений Семенов служил в бронетанковых войсках Красной Армии. Служил в Забайкалье и Монголии. Партийные бои за Халхин-Гол . С первого дня Великой Отечественной войны он участвовал в боях. Он прошел путь от рядового до командира танкового батальона. Был пять раз ранен, отмечен боевыми наградами, в том числе орденами Красной Звезды , Орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями. В 1944 году Арсений Семенов был демобилизован по ранению.
С 1944 по 1947 год Арсений Семёнов преподавал в Высшей школе искусств Суриковского художественного института в Москве. В 1946 году Семенова принимают в члены Московской организации советских художников, он начинает участвовать в московских выставках. Однако картины создавались после длительного перерыва в работе, остались лишь образцы, попытка найти свой путь в искусстве.
В сентябре 1947 года Арсений Семёнов вернулся в Ленинград и поступил преподавателем на факультет общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной , где проработал более сорока лет, воспитав несколько поколений художников. В том же 1947 году его приняли в члены Ленинградского Союза художников. С конца 1940-х годов Арсений Семенов участвует в выставках ленинградских художников. Одновременно он работал над дипломной картиной «Материнство», а в 1951 году после пятнадцатилетнего вынужденного перерыва заканчивает Репинский институт искусств.
Креативность
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни Арсений Семенов совмещал активную педагогическую деятельность с творческой деятельностью. Его эффективность поражает. Писал городские и пейзажные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты, многочисленные этюды с натуры. Совершал творческие поездки в Старую Ладогу, Прибалтику, Закарпатье и Крым. Его персональные выставки состоялись в Ленинграде в 1966, 1977 годах и в Санкт-Петербурге в 2006 году.
В творчестве конца 1940-х — начала 1950-х годов обозначился ряд тем и образов, к которым стремился художник. Ленинградские мотивы и старинные русские города будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни, хотя способы их живописного развития будут меняться в сторону искусственной фиксации быстротечности, стремления передать свежесть и непосредственность цветового опыта в творчестве 1950–1950–1950-х годов. 1960-е годы, к поискам более тонких и цветовых распределений в произведениях конца 1960-х и 1970-х годов, более декоративных, основанных на активном использовании локального колорита и конструктивного рисунка.
Крым
[ редактировать ]В 1950-е годы, которые условно можно отнести к раннему периоду творчества художника, Семёнов часто проводил летнее время в Крыму . Темами его творчества становятся Ялта и Гурзуф , живописные уголки старого города и отдых на морской набережной. Семенову нравится южное солнце и звонкая яркость красок. Он жадно стремится передать на холсте свои непосредственные впечатления от южной природы и уличной жизни, наполненной солнцем, контрастами света и теней и спорадическим движением. Картина «В Ялте» (1957) — один из лучших образцов творчества Семёнова «крымского» периода. [ 5 ] Она иллюстрирует узнаваемый творческий стиль художника конца 1950-х — начала 1960-х годов. Многое из того, что было приобретено в этот ранний «крымский» период его творчества, сохранится в индивидуальной манере Семенова как ее характерные и узнаваемые черты. Наиболее интересными образцами творчества Семёнова этого периода могут служить произведения «Тема Крыма». [ 6 ] (1955), «Улочка в Ялте» (1958), «Пристань в Ялте» , «Набережная в Ялте» , «Ялтинский грузовой порт» , «Ялтинская набережная» , «Ялта. В парке» [ 7 ] (все 1959 г.) и другие.
Ленинградская тема
[ редактировать ]В 1950–1960-е годы городской пейзаж неизменно занимал видное место в творчестве Семенова. Некоторые из них, например «Весенний день» (1959), изображающий перспективу одной из красивейших улиц Ленинграда, относятся к лучшим городским пейзажам, созданным Арсением Семёновым в этом жанре на рубеже 1950-1960-х годов. [ 8 ]
Среди созданных им работ в этом жанре следует назвать «Весенний городской пейзаж» и «Весна на окраине Ленинграда». [ 9 ] (обе 1956 г.), «Нарвские ворота в Ленинграде» , [ 10 ] «Мартовские верфи в Ленинграде» , «На набережной Невы» (все 1957), «Лодочная станция на Фонтанке» [ 11 ] (1958), «Невский проспект» , [ 12 ] «Цветочный рынок» [ 13 ] (все 1959 г.), «Река Фонтанка» и «Фабричный мотив». [ 14 ] (обе 1960), «Исаакиевская площадь в Ленинграде» , «Охтинский мост» , «Университетская набережная» , [ 15 ] «At the Kirov Prospekt» [ 16 ] (все 1961 г.), «Набережная Невы» (1962 г.), «Весна на Неве» (1963 г.), «Строительство Заневского моста на Неве» , «Ленинград. Вид на Университетскую набережную» , [ 17 ] «Тема Ленинградской фабрики» , «Александровский парк в Ленинграде» (все 1964), «Ленинград зимой» (1965) и многие другие.
Старые русские города
[ редактировать ]Особое влияние на творчество Семенова оказали поездки в древние русские города Псков , Старица , Изборск , Торжок , Суздаль , Старая Ладога , Кострома и работа там. Впервые открыв Псков и Старую Ладогу в конце 1950-х годов, Семенов посвятил этой теме много лет. Как художника его привлекала живая история, старинная архитектура и особый быт, органично сочетающийся с окружающей природой. По работам этого цикла можно проследить, как менялся его индивидуальный стиль в 1960-е годы в сторону усиления декоративности живописи и утонченности колорита. Примером таких изменений является картина «Старая Ладога» (1964), в которой художник убедительно продемонстрировал новое понимание цвета. [ 18 ] [ 19 ]
Среди произведений, написанных им с натуры во время многочисленных поездок по старинным русским городам, следует отметить «Псковский собор» . [ 20 ] «Псков. Голубые ворота» , [ 21 ] «Мостик во Пскове» [ 22 ] (все 1958 г.), «Пейзаж с рекой» , [ 23 ] «Древний город Псков» [ 24 ] (обе 1960 г.), «Старая Ладога. Зимний пейзаж» , «Старая Ладога. Сельсовет» (обе 1961 г.), «Рыбацкий причал в Новой Ладоге» , «Новая Ладога в отпуске» (обе 1962 г.), «Рыбацкая деревня» , «Старая Ладога. Вид на реку Волхов» , [ 25 ] «Псковский кремль» (все 1963 г.), «Старый Ладожский город». [ 26 ] (1964), «Старая Ладога» [ 27 ] (1965), «Софийский собор в Великом Новгороде» [ 28 ] (1966), «Суздаль. Вид на Кремль» , «Суздаль. Памятники архитектуры» [ 29 ] (обе 1968), «Город Торжок» (1969), «Вид Суздаля» , [ 30 ] «Вид на соборы в Торжке» , [ 31 ] «Улица в Торжке» [ 32 ] (все 1971 г.) и другие.
В 1960-е годы Семенов неоднократно путешествовал по Прибалтике и Карпатам ( «Группа домов в Западной Украине» , 1966; «Западноукраинский пейзаж с дорогой» , 1966; «Западноукраинская деревня» , 1966), а также посетил Францию и Италия. В его картинах появляются более тонкие и обобщенные цвета. Исчезает излишняя раздробленность, на смену ей приходит большая цельность и созерцательность. Семенов часто использует местный колорит. В его живописи повышена образность и декоративность. В некоторых произведениях этого периода угадывается влияние Сергея Осипова , талантливого живописца, с которым Арсения Семёнова связывала давняя дружба, творческий путь, совместная педагогическая работа на кафедре живописи Института Веры Мухиной.
Натюрморт
[ редактировать ]В 1970-е годы Арсений Семёнов успешно обращается к относительно редкому для него жанру натюрморта, создавая разнообразные декоративно-изобразительные произведения искусства. Среди них отмечены на выставках и в изданиях «Натюрморт с цветком». [ 33 ] (1972), «Натюрморт со старинной скульптурой» [ 34 ] (1971), «Натюрморт с цветами» [ 35 ] (1975), «Натюрморт с чайником» (1972), «Натюрморт с кувшином и яблоками» [ 36 ] (1971) и другие.
Автопортрет
[ редактировать ]Арсений Семенов редко писал портреты. В основном это были изображения семьи: жены и дочери. Выделяются автопортреты, написанные художником в 1950–1960-е годы. Эти работы, в частности, «Автопортрет». [ 37 ] (1962) и «Автопортрет» 1964 года открывают новые грани таланта художника, заставляя по-иному взглянуть на остальное его творчество. В небольшом лаконичном произведении Семенов использовал поразительно точные средства выразительности, которые позволяют ему с предельной откровенностью и глубиной сказать о себе, о своем поколении и эпохе.
В 1966 году в Ленинграде была показана выставка работ Арсения Семёнова, посвящённая 55-летию художника и 20-летию его преподавательской работы на кафедре живописи Института Веры Мухиной. В 1977 году в залах Ленинградского Союза художников была показана совместная выставка картин Арсения Семёнова, Сергея Осипова и Кирилла Гущина. [ 38 ]
Арсений Никифорович Семенов скончался 13 сентября 1992 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Его картины находятся в художественных музеях и частных коллекциях России, Японии, Франции, США, Англии и по всему миру. [ 39 ] [ 40 ] В 2006 году в Санкт-Петербурге в Музее Анны Ахматовой прошла выставка работ Арсения Семенова, приуроченная к выходу в свет монографии, посвященной жизни и творчеству художника. [ 41 ]
Основные выставки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. . Ленинград, Изогиз Издание, 1954. С.18.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Ленинград, Ленинградский Союз Художников, 1956. С.17.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Ленинград, Ленинградский художник, 1958. С.22.
- 1917–1957. Exhibition of works by Leningrad artists. Catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1958. P.29.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог . Ленинград, Художник РСФСР, 1959. С.24.
- Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue . Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1963. P.16.
- Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1961. P.37.
- Exhibition of works by Leningrad artists of 1961. Exhibition catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1964. P.36–37.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1962. С.24.
- The Leningrad Fine Arts Exhibition. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1965. P.48-49.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1970. С.27.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1971. С.14.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 25-летию Победы в Великой Отечественной войне. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1972. С.10.
- Наш современник Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог . Ленинград, Художник РСФСР, 1973. С.11.
- Выставка произведений ленинградских художников «Натюрморт». Каталог выставки . Ленинград, Художник РСФСР, 1973. С.12.
- Across the Motherland Exhibition of Leningrad artists. Catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1974. P.23.
- Областная выставка ленинградских художников "Наш современник" 1975 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1980. С.24.
- The Fine Arts of Leningrad. Exhibition catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1976. P.30.
- Портрет современника Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1983. С.19.
- Arseny N. Semionov, Sergei I. Osipov, Kirill A. Guschin. Exhibition catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1977.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Октябрьской революции. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1982. С.21.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 2 . Москва, Советский художник, 1979. С.330.
- Regional Exhibition of works by Leningrad artists of 1980. Exhibition catalogue. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1983. P.22.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Ленинград, Художник РСФСР, 1984. С.12.
- Выставка произведений ленинградских художников-ветеранов Великой Отечественной войны. Ленинград, Художник РСФСР, 1990. С.13.
- Справочник членов Ленинградского отделения Союза художников РФ . Ленинград, Художник РСФСР, 1987. С.117.
- Санкт-Петербург – Пон-Одемер. Рисунки, гравюры, скульптуры и живопись ХХ века из собрания Союза художников Санкт-Петербурга . Понт-Одемер, 1994. С.53, 68–69, 95, 117.
- Мэтью С. Баун. Словарь русских и советских художников ХХ века 1900-1980-х годов . Лондон, Изомар, 1998 год. ISBN 0-9532061-0-6 , ISBN 978-0-9532061-0-0 .
- Арсений Семенов. Рисование. Рисунок . Санкт-Петербург, НП-Принт, 2006.
- Сергей Васильевич Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .
- Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. ISBN 978-5-6042574-2-5 .
См. также
[ редактировать ]- Изобразительное искусство Ленинграда
- Ленинградское училище живописи
- Список русских художников
- Список русских художников ХХ века
- Список художников Санкт-Петербургского Союза Художников.
- Список русских художников-пейзажистов
- Санкт-Петербургский Союз Художников
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПб.: НП-Принт, 2007. С.9, 15, 18, 20, 21, 360, 369, 389–405, 407, 439, 443. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.356. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.32. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Богдан В. Т. Академия художеств 1920-е начало 1930-х. // Третьяковская галерея. — 2013. — №2 (39).
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 39. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 303. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 117. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 43. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Ленинград: Ленинградский художник, 1958. С.22.
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 233. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 273. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 224. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Табл. 334. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue . Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1963. P.16.
- ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1961. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1964. P.36–37.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 126. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ The Leningrad Fine Arts Exhibition. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1965. P.48–49.
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табличка 203. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 328. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Exhibition of works by Leningrad artists of 1960. Exhibition catalogue. – Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1961. P.37.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб: НП-Принт, 2007. – С.68.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 90.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 48. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 302. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табличка 248. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 328. ISBN 978-5-901724-21-7
- ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1970. С. 27.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. Табл. 72. ISBN 978-5-901724-21-7
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1971. С.14.
- ^ The Fine Arts of Leningrad. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1976. P.30.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. Табл. 177. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург, Издательство Галерея «АРКА», 2019. Табл. 280. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. – С.160. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ The Fine Arts of Leningrad. Exhibition catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1976. P.30.
- ↑ «Портрет современника» Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Ленинград: Художник РСФСР, 1983. С.19.
- ^ Наш современник Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог . Ленинград: Художник РСФСР, 1973. С.11.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: НП-Принт, 2007. – С.160. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Arseny N. Semionov, Sergei I. Osipov, Kirill A. Guschin. Exhibition catalogue. – Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1977.
- ^ Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. – СПб: НП-Принт, 2007. С.6-7. ISBN 978-5-901724-21-7
- ^ Ленинградское училище живописи. Очерки истории . Санкт-Петербург: Издательство Галерея «АРКА», 2019. С.329—334. ISBN 978-5-6042574-2-5
- ^ Арсений Семенов. Рисование. Рисунок . – СПб.: НП-Принт, 2006. – С.125-126.