Яманотэ и Ситамати
Яманотэ ( 山手 ) и Ситамати ( ситамати ) — традиционные названия двух районов Токио , Япония , где живут представители высшего класса, . Яманотэ относится к богатым районам Токио к западу от Императорского дворца . [1] [2] В то время как граждане когда-то считали, что он состоит из Хонго , Кодзимачи , Койсикавы , Усигоме , Ёцуи , Акасаки , Аоямы и Азабу в округах Бункё , Тиёда , Синдзюку и Минато , [1] в 1923 году эта территория расширилась на запад и включила в себя районы Накано, Сугинами и Мэгуро По распространенному мнению, после Великого землетрясения Канто . [1] Ситамати — традиционное название района Токио, включающего сегодня районы Адачи , Аракава , Тиёда (частично), Тюо , Эдогава , Кацусика , Кото , Сумида и Тайто , физически низкая часть города вдоль и к востоку от Сумиды. Река в основном состояла из коммерческих районов и жилых районов тёнин . в период Эдо [2] [3]
Эти два региона всегда имели расплывчатое определение, поскольку их идентичность больше основывалась на культуре и касте, чем на географии. [4] В то время как Токугава вассалы касты самураев ( хатамото и гокэнин ) жили в холмистой местности Яманотэ, низшие касты (торговцы и ремесленники) жили в болотистых местностях у моря. Это двойное классовое и географическое разделение оставалось сильным на протяжении веков, развиваясь вместе со временем, и до сих пор широко используется. [5] Действительно, эти два термина теперь используются и в других частях страны. Термин Яманотэ по-прежнему указывает на более высокий социальный статус, а Ситамати на более низкий, хотя де-факто это не всегда так. [5]
И Яманотэ, и Ситамати постепенно разрастались с годами, и на карте выше они показаны такими, какие они есть сегодня. [6]
История терминов
[ редактировать ]Когда режим Токугава перенес свою резиденцию в Эдо , он предоставил большую часть твердых холмистых регионов военной аристократии и их семьям для проживания, отчасти воспользовавшись прохладным летом. [4] Болота вокруг устьев рек Сумида и Тоне , к востоку от замка, были засыпаны равнинами, которые в результате стали местом обитания торговцев и ремесленников, которые снабжали аристократию и работали на нее. [4] Таким образом, с начала своего существования Токио (бывший Эдо ) был культурно и экономически разделен на две части: высшую касту Яманотэ, расположенную на холмах террасы Мусасино , и низшую касту Ситамати, буквально «низкий город». или «низкий город», расположенный рядом с рекой Сумида . [4] Хотя ни одно из двух названий никогда не было официальным, оба прижились и используются до сих пор. Оба слова используются с тем же значением и в других частях страны. Термин «Яманотэ» также используется, например, на Хоккайдо, Оите, Иокогаме и Осаке.
Существует несколько теорий об этимологии термина Яманотэ, помимо его холмистого расположения. В книге «Гофунай Бико» ( 御府内備考 , «Заметки об Эдо» ) говорится, что Токугавы Иецуны младшему брату (1641–1680) Цунасиге были предоставлены две загородные резиденции: одна в Умитэ ( 海手 , «К морю» ) , а другая в Яманотэ, поэтому возможно, что противоположностью Яманотэ был не Ситамати, а Умитэ. Однако с постепенным строительством свалок в устье реки Сумида и урбанизацией района постепенно Ситамати вытеснил Умитэ. Соединение Яманотэ-Ситамати хорошо засвидетельствовано в записях разговорного языка еще в 1650 году и с этого времени часто появляется в документах и книгах. Различие между воинами и торговцами между Яманотэ и Ситамати также было четко установлено на ранних этапах. [5]
География
[ редактировать ]Использование этих терминов в качестве географических терминов в наше время изменилось. В журнале Metropolis Magazine переводчик и ученый Эдвард Зайденстикер считает, что разделительная линия проходит от Гиндзы до Синдзюку , а «север» и «юг» — более точные термины. [7] Сейденстикер также описывает, как экономические и культурные центры переместились из Гиндзы и Нихонбаши в Синдзюку, Икебукуро, Сибуя и Синагава. [7]
Яманотэ
[ редактировать ]Размеры раннего Яманотэ не могут быть точно определены, но в Кёкутея Бакина работе «Гэндо Хогэн» 1818 года (следовательно, в период Эдо) говорится, что «Ёцуя, Аояма, Ичигая, Койсикава и Хонго составляют Яманотэ», и, следовательно, заняты более или менее часть каждого из сегодняшних Синдзюку, Бункё и Минато. [5]
Размеры Яманотэ мало изменились в эпоху Мэйдзи. В 1894 году он был описан как состоящий из Хонго, Койсикавы, Усигоме, Ёцуи, Акасаки и Азабу. После великого землетрясения 1923 года и после Второй мировой войны Яманотэ начал расширяться. В результате сегодняшняя Яманотэ в глазах молодежи простирается даже дальше, чем Синдзюку, Бункё и Минато, до Сугинами, Сэтагая, Накано и даже до Китидзёдзи или Дэнэн-тёфу. То, что раньше было холмистой местностью в пределах линии Яманотэ, теперь расширилось на запад, на плато Мусасино. [5] Бункё и Минато обычно считаются Яманотэ, однако некоторые районы (Нэдзу и Сендаги в Бункё и Синбаши в Минато) обычно относятся к Ситамати.
Сегодня линия Яманотэ Токио является одной из самых загруженных и важных линий пригородной железной дороги . Первоначально названная так в 1909 году, когда линия соединяла только Синагаву с Акабане в районе Яманотэ, в 1925 году линия была продлена до нынешнего контура, соединив также такие районы Ситамати, как Уэно, Канда, Юракучо и Синбаши. Токийский городской маршрут 317 ( 東京都道317号 , Tōkyō-todō Sanbyakujūnana-gō ) в просторечии известен как Яматэ Дори ( 山手通り , Яматэ Дори ) , или иногда «Улица Ямате», также в честь региона Яманотэ.
Ситамати
[ редактировать ]Первоначально этот термин обозначал только три района: Канда , Нихонбаши и Кёбаши , но по мере роста города он стал охватывать и упомянутые выше районы. [3] Ситамати был центром Эдо настолько, что эти два города часто считались совпадающими. [5] Хотя Ситамати на самом деле не был синонимом Эдо, изначально существовало определенное «слияние». [8] из двух терминов, и те, кто родился в Ситамати, обычно считаются истинными Эдокко , детьми Эдо. Это смешение очевидно в привычке периода Эдо говорить «Я собираюсь в Эдо», имея в виду путь из района вокруг Фукагавы в районе Кото в любое место к востоку от реки Сумида. [5]
В то время как Яманотэ рос на западе, на плато Мусасино, со временем Ситамати расширился на восток за рекой Аракава и теперь включает в себя районы Тюо, Кото (Фукагава), Сумида и Тайто, а также часть района Тиёда.
Центр Уэно- ин-Таито находится в самом сердце старого Ситамати, и здесь до сих пор находится несколько музеев и концертный зал. Сегодня этот район, благодаря своей непосредственной близости к крупному транспортному узлу, сохраняет высокую стоимость земли. Музей Ситамати в Уэно посвящен образу жизни и культуре этого региона и демонстрирует модели старинной среды и зданий. [9] В музее Эдо -Токио в токийском районе Рёгоку также есть экспонаты, посвященные Ситамати.
Бункё и Минато обычно считаются Яманотэ, однако Нэдзу и Сендаги на востоке Бункё и Синбаши на северо-востоке Минато являются типичными районами Ситамати.
Список районов
[ редактировать ]Районы с районами Яманотэ и Ситамати
[ редактировать ]- Отделение Тиёда :
- Минато Отделение :
- Ситамати: Синбаши , Хигаси-Синбаши (Сиодоме) и Ниси-Синбаши.
- Яманотэ:
- вся территория Азабу (включая Азабу-Дзюбан , Ниси-Азабу и Роппонги )
- вся территория Акасаки (включая Акасаку и Аояму )
- Палата Бункё :
- Ситамати: Нэдзу и Сендаги
- Яманотэ:
- вся территория Хонго , кроме Нэдзу и Сендаги
- весь Койсикава район
Все районы Ситамати
[ редактировать ]- Район Тюо (включая Нихонбаши , Кёбаши и Гиндзу )
- Подопечный Тайто (включая Уэно , Янаку и Асакусу )
- приход Аракавы
- Сумида приход
- Кото приход
- приход Эдогава
- Кацусика Уорд
- приход Адачи
Все районы Яманотэ
[ редактировать ]- Район Сибуя (после Великого землетрясения Канто)
- Синдзюку (район)
- Палата Накано (после Второй мировой войны)
- Палата Сугинами (после Второй мировой войны)
- Палата Мэгуро (после Второй мировой войны)
Различия между Яманотэ и Ситамати в народном воображении
[ редактировать ]Различие между этими двумя областями было названо «одним из самых фундаментальных социальных, субкультурных и географических границ в современном Токио». [10] Хотя это различие стало «географически размытым или почти несуществующим... оно сохраняется символически, поскольку несет в себе историческое значение классовой границы, поскольку самураев заменили современные белые воротнички и профессионалы». [11] Вообще говоря, термин Яманотэ имеет значение «далекий и холодный, богатый и модный», тогда как «люди Ситамати считаются честными, откровенными и надежными». [12] Эти различия охватывают речь, сообщество, профессию и внешний вид. Существует также всеобъемлющее различие, основанное на понятиях современности и традиции. Считалось, что жители Яманотэ поддерживают идеалы модернизации своей страны. на основе западных моделей. С другой стороны, жители Ситамати стали рассматриваться как представители старого порядка и защитники традиционных культурных форм. [13]
Речь
[ редактировать ]Современное японское слово яманотэ котоба, «диалект яманотэ означающее » , получило свое название от этого региона. [2] Он характеризуется относительным отсутствием региональных флексий, хорошо развитым набором почетных знаков ( кейго ) и лингвистическими влияниями Западной Японии. [14] После Реставрации Мэйдзи он стал стандартным языком, на котором говорят в государственных школах, и, следовательно, основой современного японского языка ( хёдзюнго ), на котором говорят по всей стране. [2] Акцент Яманоте теперь считается стандартным японским, «делая человека ситамати говорящим на диалекте». [13] Истоки различий возникают из-за присутствия даймё и их вассалов, а также постоянного притока солдат из провинций. [5]
Такие фразы, как ситамати котоба ( язык ситамати ), означающий «диалект Ситамати», и ситаматифу ( стиль ситамати ) , означающий «стиль Ситамати». [2] до сих пор используются и относятся к определенным характеристикам и грубости речи Ситамати. Отсутствие различия между двумя фонемами хи и ши (так что хитоцу («один)» произносится как ситоцу ) типично для котоба Ситамати . [2] Другой характерной чертой является произношение звука -ai , например, в вакаранай ( я не знаю или не понимаю ) или -oi , как в osoi (медленно), как -ee ( вакарани или оси ). [14] Использование того и другого до сих пор считается очень низким и грубым. Носители ситамати также предположительно менее склонны использовать сложные словоформы, более характерные для японского языка яманотэ. [15]
Котоба Яманотэ и котоба Ситамати вместе образуют так называемый го ( токийский язык , язык или диалект) . Токио - [14]
Профессия
[ редактировать ]Разделение на самураев и торговцев сохранилось и по сей день. Ситамати ассоциируется с мелкими предпринимателями. [8] владельцы ресторанов, владельцы небольших магазинов и мастерских, а Яманотэ предполагает руководителей предприятий и офисных работников. [16]
Отношение
[ редактировать ]До Второй мировой войны народ Ситамати не заботился о завтрашнем дне. [17] Пожилые местные жители гордились тем, что не ушли далеко от района. в марте 1945 года Бомбардировка Токио уничтожила район Ситамати и унесла жизни ста тысяч человек. [17] Развитие, связанное с летними Олимпийскими играми 1964 года и Токийской городской скоростной автомагистралью, еще больше разрушило аллейный образ жизни. Несмотря на это, мышление Ситамати по-прежнему ценит жизнь настоящим и текущие удовольствия. Цепляться за что-то немодно, и нужно быть готовым пережить катастрофу и начать все сначала. [17]
Бум Ситамати
[ редактировать ]Наряду с длительным стремлением к модернизации, которое характеризовало историю Японии после реставрации , Ситамати находился в маргинальном положении на протяжении большей части 20-го века. По словам одного социолога [ ВОЗ? ] , «оно все больше ограничивалось оборонительной позицией, охраняя старые традиции и старые социальные нормы». [13] После длительного периода послевоенного экономического спада в 1980-х годах возник «бум Ситамати», сопровождавшийся возросшим интересом и прославлением культуры и истории Ситамати, в частности эпохи Эдо . [8] Таким образом, культура Ситамати изображается как более аутентичная и традиционная (в то время как Яманотэ Токио — это настоящее и будущее). [8] и его повышение было описано как убежище от быстрой модернизации в годы экономического бума . [18] Популярные телевизионные драмы, комедии и документальные фильмы теперь «редко представляют часто идеализированное представление об Эдокко , с той же интенсивностью и ностальгией, которые свойственны исчезающему виду». [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кокуси Дайдзитэн Иинкай Кокуси Дайдзитэн (на японском языке, том 14 (изд. 1983 г., стр. 216).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Iwanami Kōjien ( английский ) японский словарь, 6-е издание (2008 г.), версия на DVD
- ^ Перейти обратно: а б Кокуши Дайдзитэн Иинкай Кокуши Дайдзитэн (на японском языке, том 4 (изд. 1983 г., стр. 842).
- ^ Перейти обратно: а б с д Зайденстикер, Эдвард (1991). Низкий город, Высокий город: Токио от Эдо до землетрясения: как древняя столица сёгуна стала великим современным городом, 1867-1923 гг . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 8 и 9. ISBN 978-0-674-53939-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдогаку Дзитен, Кобунся, 1984, страницы 14, 15 и 16.
- ^ Кокуси Дайдзитэн Иинкай Кокуси Дайдзитэн (на японском языке, том 4 и 14, страницы 842 и 216 (изд. 1983 г.).
- ^ Перейти обратно: а б «Очерк Токио: Эдвард Зайденстикер» . Журнал Метрополис .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уэйли, Пол (февраль 2002 г.). «Перемещение границ Токио». Городские исследования . 39 (9): 1533–1550. дои : 10.1080/00420980220151646 . S2CID 145140108 .
- ↑ Буклет музея Ситамати (английская версия)
- ^ Бестор, TC (1992) «Конфликт, легитимность и традиции в районе Токио», в японской общественной организации Сугияма-Лебра (ред.) . Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1420-7 . стр. 28
- ^ Лебра (ред.) Сугияма-Лебра, Т. (1992) «Введение» в японскую общественную организацию . Гавайи: Издательство Гавайского университета. п. 7
- ^ Бакли, С. (2002) «Токио», в Энциклопедии современной японской культуры . Тейлор и Фрэнсис ISBN 0-415-14344-6 стр. 529
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Роберт Дж. (1960). «Доиндустриальный урбанизм в Японии: рассмотрение множества традиций феодального общества». Экономическое развитие и культурные изменения . 9, 1 : 241–257. дои : 10.1086/449888 . S2CID 143641621 .
- ^ Перейти обратно: а б с Токио-го из энциклопедии Yahoo Japan, по состоянию на 26 июня 2009 г.
- ^ Кондо, Дорин К. (1990). Создание себя: власть, пол и дискурс идентичности на рабочем месте в Японии . Издательство Чикагского университета. стр. 346 . ISBN 978-0-226-45044-5 .
- ^ Доре, Рональд (1958). Городская жизнь в Японии. Исследование прихода Токио . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Сёдзи, Каори (2005). «Асакуса, Уэно, Янака, Незу» ( Первое издание): Kodansha International Ltd., стр. 14, 20, 26. ISBN. 978-4-7700-2339-1 .
- ^ Хотака-Рот, Дж. (2002) Родина при посредничестве: японские бразильские мигранты в Японии . Издательство Корнельского университета. п. 127
- ^ Бакли, С. (2002) «Ситамати», в Энциклопедии современной японской культуры . Тейлор и Фрэнсис ISBN 0-415-14344-6 стр. 457