Джей Райт (поэт)
Джей Райт | |
---|---|
Рожденный | Альбукерке, Нью-Мексико | 25 мая 1934 г.
Язык | Английский |
Национальность | Американский |
Жанр | Поэзия |
Известные работы | Измерения истории , Двойное изобретение Комо , Объяснения/интерпретации , Преображения |
Заметные награды | 1986 года Стипендия Макартура , Стипендия Академии американских поэтов 1996 года , Премия Боллингена в области поэзии 2005 года , Премия Американской книжной премии 2006 года за выслугу от Фонда «До Колумба». |
Супруг | Лоис Райт |
Джей Райт (родился 25 мая 1934 г.) [1] ) — поэт , драматург и эссеист . Родился в Альбукерке, Нью-Мексико . [2] он живет в Брэдфорде, штат Вермонт . Хотя его работы не так широко известны, как работы других американских поэтов его поколения, они получили значительное признание критиков, причем некоторые сравнивали поэзию Райта с работами Уолта Уитмена , Т.С. Элиота и Харта Крейна . [3] Другие связывают Райта с афроамериканскими поэтами Робертом Хайденом и Мелвином Б. Толсоном из-за сложности его темы и языка, а также из-за использования и трансформации в его произведениях западного литературного наследия. [4] Работа Райта представляет собой то, что гайано-британский писатель Уилсон Харрис назвал «межкультурным воображением», поскольку оно включает в себя элементы африканской, европейской, индейской и латиноамериканской культур. [5] После получения Боллингенской премии в области поэзии в 2005 году Райт был признан одним из основных авторов поэзии начала 21 века. Данте Мишо назвал Райта «безусловно величайшим из ныне живущих американских поэтов». [6]
Жизнь и образование
[ редактировать ]Семейное происхождение Райта символизирует мультикультурный характер его литературного творчества. Его мать, Леона Дэйли, родилась в Вирджинии и имела как африканское, так и индейское происхождение, в то время как его отец, Джордж Мерфи или Мерсер Мерфи Райт, как его также называли, имел африканские, чероки и ирландские корни. Мерфи работал на различных рабочих местах, в том числе работал на стройке, водил маршрутное такси и работал разнорабочим. Однако Райт вырос в приемной семье в Альбукерке и в подростковом возрасте переехал в Сан-Педро, Калифорния, чтобы жить со своим отцом. [5]
Когда он учился в старшей школе, Райт начал играть на бас-гитаре. [5] и когда Нил Ардити встретил его в конце девяностых, Райт все еще выступал в качестве джазового басиста. [7] Джазовая музыка по-разному влияет на творчество и эстетику Райта. [8] в таких стихах, как «Молитвенное собрание в среду вечером», «Блюз Билли» и «Двадцать два трепета послушника». [9] Опыт поэта как джазового басиста описан в стихотворении « Конец этнической мечты »: «Сигареты во рту / прокалывают волдыри в моем мозгу. / Мой бас - прекрасный предмет мебели. / Мои пальцы мягкие, слишком мягкие. греметь/стропила во второразрядных залах». [9]
В молодости Райт играл в бейсбол низшей лиги, приняв участие в 76 играх за два сезона (1953–1954) с «Мехикали Иглз» из Лиги Аризоны-Техаса и «Фресно Кардиналс» из Калифорнийской лиги. [10] В 1954 году Райт отказался от своей бейсбольной карьеры и прослужил в медицинском корпусе армии США в Германии до 1957 года; в этот период он смог путешествовать по многим странам Европы. [5]
По возвращении из Европы Райт изучал сравнительное литературоведение в Калифорнийском университете Беркли и Университете Рутгерса . [2] Он получил степень бакалавра в Беркли в 1961 году и степень магистра в Рутгерсе в 1967 году. [11] В 1964 году он в течение года преподавал английский язык и средневековую историю в Институте Батлера в Гвадалахаре , Мексика. [5] После этого опыта он вернулся в Рутгерс, чтобы получить степень магистра и начать работу над докторской степенью, но ушел, не получив докторскую степень. [5]
Будучи студентом Рутгерса, Райт жил в Гарлеме, где познакомился с афроамериканскими писателями, связанными с Движением черных искусств (BAM), такими как Ларри Нил , Лерой Джонс и Генри Дюма . [5] Позже Райт напишет предисловие к посмертно опубликованному сборнику стихов Дюма « Play Ebony, Play Ivory: Poetry» . [12] Райт был описан как член Движения черных искусств. [13] хотя в монографии, посвященной движению, только первая книга Райта, «Певец возвращения на родину ». в связи с группой обсуждается [14] Действительно, стихотворение Райта «Идиотичное и политическое» из «Певца возвращения на родину » было прочитано как «фактическая декларация независимости от БАМа», адресованная непосредственно Лерою Джонсу (позже Амири Бараке), основателю Движения черных искусств. [7]
На протяжении многих лет Райт работал поэтом в Йельском университете , а также в Университете Данди и исторически сложившихся колледжах и университетах для чернокожих, таких как колледж Талладега , колледж Тугалу и Южный Техасский университет .
Поэзия
[ редактировать ]Первой публикацией Райта был 22-страничный сборник под названием «Смерть как история» , содержащий 15 стихотворений, опубликованный в 1967 году издательством Poets Press. Хотя этот сборник так и не переиздавался, некоторые стихотворения вошли в первую полноценную книгу Райта « Певец возвращения на родину» . [15] Сам Райт отказался от печати книги, заявив, что она задумывалась не как единое произведение, а просто как «группа стихов, выбранных из тех, что [у него] были под рукой». На момент публикации книги Райт был нанят для тура по школам для чернокожих на Юге в рамках программы Вудро Вильсона - Национального фонда искусств , и Кэролин Кайзер подумала, что ему следует иметь сборник стихов; поэтому она помогла ему опубликовать книгу вместе с Дайаной ДиПрима из Poets Press. [16] В стихах, которые не были переизданы в «Певце возвращения на родину» , язык, образы и чувствительность описывались как романтические и традиционные по своей природе. Однако в других стихотворениях из этого сборника тон, стиль и тематика не отличаются от стихов, опубликованных много лет спустя, в том, что касается их внимания к религиозному опыту и исследованию африканских мифов и религии. [15]
первый полный сборник стихов Райта « Певец возвращения на родину В 1971 году издательство Corinth Press опубликовало ». В эту книгу вошли стихи, в том числе «Певец возвращения на родину» , «Конец этнической мечты» и «Приглашение в округ Мэдисон» . В этой книге Райт «пытается соединить прошлое и настоящее и размышляет о чувстве исключенности из общества или личной идентичности, используя географические условия в качестве фона для духовного, эмоционального и интеллектуального роста автобиографической личности». [3] В стихотворении «Молитвенное собрание в среду вечером», открывающем том, есть рассказчик, который по большей части оторван от сцены, описанной в стихотворении, а затем по иронии судьбы становится частью «неопределенной, безрезультатной встречи между человеком и Богом в Черной церкви». . [15] Стихотворение предполагает двусмысленное, вопрошающее отношение к традиционной религии, которое проявляется в африканизации христианства прихожанами: «Они завершили свою ночь / с той уверенностью, которую могли, / не желая менять свою свободу на бога». [8] [3] [9] Критики восприняли «Певец возвращения на родину» положительно, и Райт сразу же был признан ведущим голосом. [3] Газета New York Times назвала его «напряженным и запоминающимся сборником», в котором Райт «пробирается среди проблемных альтернатив» в поисках независимого черного голоса. [17] Однако, в отличие от более поздних работ Райта, темы этой книги были описаны как «традиционные». [18]
Хотя некоторые критики выступают за изменение направления в творчестве Райта после «Смерти как истории» и « Певца возвращения на родину» (и некоторых частей «Прорицателей и предзнаменований »), [19] [20] другие вместо этого находят в творчестве поэта непрерывность и единство. [5] [15] Дэррил Пинкни утверждал, что ранняя поэзия Райта более тесно связана с «бунтарским настроением шестидесятых», имея в виду, в частности, стихотворения «Смерть как история» и «Призыв к политическому человеку». [19] В своей рецензии на сборник « Избранные стихи Джея Райта » поэт Роберт Б. Шоу также противопоставляет более ранние тома более поздним произведениям поэта, говоря, что можно «принять (и наслаждаться)» более ранние стихи «с меньшим количеством вопросов», в отличие от эзотерической сложности и строгости более поздних стихотворений. [20] Чарльз Х. Роуэлл связывает стихи в «Певце, возвращающемся на родину» и во втором разделе « Прорицателей и предзнаменований» с исповедальной поэзией, сосредоточенной на личном, автобиографическом опыте, в отличие от более поздней поэзии, которую он характеризует как менее личную и основанную больше на книгах. и ученость, чем в живом опыте. [16]
Однако, обсуждая первые пять томов стихов Райта, от «Смерти как истории» до «Двойного изобретения Комо» , Джеральд Барракс видит тематическое и техническое единство, описывая эти книги как «настолько удивительно единые и последовательные по предмету, теме, тону и технике». чтобы все они могли составить одно произведение». [15] Действительно, сам Райт предположил, что его книги, вплоть до «Объяснений/Интерпретаций» (за исключением отвергнутой главы « Смерть как история» ), представляют собой единую, упорядоченную серию, «драматичный процесс со всеми его напряжениями и разрешениями». [16] Более того, задняя обложка книги «Путеводные знаки: книга первая и вторая» 2007 года предполагает, что этот том вместе с восемью томами, объединенными в «Преображения: собрание стихов» , следует читать как единое произведение. [21]
Награды
[ редактировать ]- 1986 Стипендия Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (или «Гений»).
- 1996 Стипендия Академии американских поэтов.
- 2001 Премия LL Winship/PEN New England , «Преображения: сборник стихов»
- 2005 года Премия Боллингена в области поэзии , став первым афроамериканским писателем, удостоенным такой чести.
- 2006 года Премия Американской книжной премии за заслуги перед жизнью от Фонда «До Колумба»
Библиография
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Смерть как история. Нью-Йорк: Poets Press. 1967 год
- Певица возвращения на родину . Нью-Йорк: Коринфские книги. 1971 год
- Прорицатели и предзнаменования . Севен Вудс Пресс. 1976. ISBN 978-0-913282-10-6 .
- Измерения истории . Каяк. 1976. ISBN 0877110638
- Двойное изобретение Комо . Издательство Техасского университета. 1980 год
- Объяснения/Интерпретации . Университет Вирджинии. 1984 г.
- Избранные стихи Джея Райта . Роберт Б. Степто (редактор) Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 1987. ISBN 0691014353
- Книга Элейн . Университет Вирджинии Пресс. 1988. ISBN 0813912016
- Болеро . Издательство Принстонского университета. 1991 год
- Преображения: Сборник стихов . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. 2000. ISBN 978-0-8071-2630-1 .
- Маска и мера музыки. Чикаго: Издания Flood. 2007. ISBN 0-9787467-3-2
- Путеводители: Книга первая и Книга вторая . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. 2007. ISBN 978-0-8071-3265-4 .
- Полиномы и пыльца: притчи, пословицы, парадигмы и хвала Лоиде . Шампейн и Лондон: Dalkey Archive Press. 2008. ISBN 978-1-56478-499-5 .
- Презентабельное искусство чтения в отсутствие . Шампейн и Лондон: Dalkey Archive Press. 2008. ISBN 978-1-56478-498-8 .
- Дезориентация: заземление . Чикаго: Издания Flood. 2013. ISBN 978-0-9838893-4-2 .
- Главный юбилей . Чикаго: Издания Flood. 2019. ISBN 978-0-9981695-8-3
- Тринадцать квинтетов для Лоис . Чикаго: Издания Flood. 2021. ISBN 9781733273473
Пьесы
[ редактировать ]- Воздушные шары: комедия в одном действии . Пьесы Бейкера, 1968 год.
- Райт, Джей (1983). «Уравнения любви». Каллалу (19): 39–75. дои : 10.2307/2930931 . JSTOR 2930931 .
- Райт, Джей (1987). «Дочери воды». Каллалу (31): 215–281. дои : 10.2307/2930746 . JSTOR 2930746 .
- Райт, Джей (1991). «Наслаждения памяти, II: Досс». Каллалу . 14 (1): 157–180. дои : 10.2307/2931448 . JSTOR 2931448 .
- Райт, Джей (2006). «Аксиоматика». Обсидиан . 7 (2): 19–30. JSTOR 44489185 .
- Геометрия ритма в «Первой годовщине» . Чикаго: Издания Flood. 2019. ISBN 978-0-9981695-8-3
- Драматическое сияние числа: избранные пьесы Джея Райта . Том. 1. Беркли: Kenning Editions. 2022. ISBN 978-1734317688 .
- Фигурации и посвящения: избранные пьесы Джея Райта . Том. 2. Беркли: Kenning Editions. 2022. ISBN 978-1734317695 .
Проза
[ редактировать ]- «Введение» у Дюма, Анри. Играть в «Эбони»: играть в «Слоновую кость» . Случайный дом. 1974.
- Райт, Джей (1987). «Дизайн желания, резонанс видения: ритуальный и исторический голос черной поэзии». Каллалу (30): 13–28. дои : 10.2307/2930633 . JSTOR 2930633 .
- Душа и субстанция: экзаменационные работы поэта . Принстон: Издательство Принстонского университета. 2023. ISBN 978-0691245966 .
Антологии
[ редактировать ]- Дэвид Леман, изд. (2006). Оксфордский сборник американской поэзии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516251-6 .
- Дж. Д. МакКлатчи, изд. (2003). Винтажная книга современной американской поэзии . Винтажные книги. ISBN 978-1-4000-3093-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джей Райт на поэтах.org.
- ^ Jump up to: а б Поэты, Американская академия. «О Джее Райте | Академия американских поэтов» . поэты.орг . Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Джей Райт» . Фонд поэзии . 07.02.2021 . Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Бадер, Филип. Афроамериканские писатели . Нью-Йорк: Издательство информационной базы, 2011.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вера М. Куцински, «Джей Райт», в книге Эндрюса, Уильяма Л., Фрэнсис Смит Фостер и Трудье Харрис, ред. Краткий оксфордский справочник афроамериканской литературы . Издательство Оксфордского университета, 2001: 446–447.
- ^ «Другой центр [Данте Мишо]» . Лучшая американская поэзия . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Размеры Джея Райта: признание: поэзия Парнаса» . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Велберн, Рон (1993). «Поэтика Джея Райта: признание». МЕЛУС . 18 (3): 51–70. дои : 10.2307/468066 . JSTOR 468066 .
- ^ Jump up to: а б с Преображения: Сборник стихов. Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. 2000. [ нужна страница ]
- ^ «Джей Райт» , Справочник по бейсболу .
- ^ «Джей Райт» . www.macfound.org . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Райт, Джей. «Введение», у Дюма, Анри. Играть в «Эбони»: играть в «Слоновую кость» . Рэндом Хаус, 1974: xvii – xxiii.
- ^ Сметерст, Джеймс. «Движение черных искусств и исторически черные колледжи и университеты» в Нельсоне, Алондра и др. Новые мысли о движении Черных искусств . Издательство Рутгерского университета, 2006. [ нужна страница ]
- ^ Сметерст, Джеймс Эдвард. Движение черных искусств: литературный национализм в 1960-х и 1970-х годах . Университет Северной Каролины Press, 2005. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Грюн, Эрих С. (1970). «Обзор плебса и принцепса». Американский журнал филологии . 91 (4): 487–489. дои : 10.2307/293093 . JSTOR 293093 .
- ^ Jump up to: а б с Роуэлл, Чарльз Х. (1983). « Распутывание яйца. Интервью с Джеем Райтом». Каллалу (19): 3–15. дои : 10.2307/2930927 . JSTOR 2930927 .
- ^ Калстон, Дэвид (30 июля 1972 г.). «Певец возвращения на родину Джея Райта. Нью-Йорк: Corinth Books. 95 стр. 3 доллара» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Окпехо, Исидор (1991). «По козлиной тропе в Африке: подход к поэзии Джея Райта». Каллалу . 14 (3): 692–726. дои : 10.2307/2931494 . JSTOR 2931494 .
- ^ Jump up to: а б Пинкни, Дэррил (2004). «Теперь ты в армии». В Блуме, Гарольд (ред.). Джей Райт . Современные критические взгляды Блума. Дом Челси. стр. 27–35. ISBN 978-0-7910-7661-3 .
- ^ Jump up to: а б Шоу, Роберт Б. (1988). «Обзор избранных стихотворений Джея Райта». Поэзия . 152 (1): 45–47. JSTOR 20601592 .
- ^ Райт, Джей. Путеводители: Книга первая и Книга вторая . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. 1987. [ нужна страница ]