Эпистемократия
![]() | Эта статья может документировать неологизм или протологизм таким образом, чтобы способствовать его пропаганде . ( Май 2011 г. ) |
Термин «эпистемократия» имеет множество противоречивых значений, обычно обозначая кого-то высокого ранга, обладающего тем или иным эпистемическим свойством. Нассим Николас Талеб использовал его в 2007 году для обозначения утопического типа общества, лидеры которого обладают эпистемической скромностью. Он утверждает, что французский писатель Мишель де Монтень был современным эпистемократом. Однако он указывает, что трудно утверждать власть на основе своей неуверенности; напористые лидеры, даже если они не правы, все равно собирают людей вместе. [1]
Однако этот термин уже использовался задолго до этого, и по состоянию на 2010 г. [update] Использование Талеба не прижилось. Большинство использований этого слова не связаны с этим или даже противоположны этому. Например, в отношении коммунизма : «Маоизм, как и марксистско-ленинская система, по образцу которой он себя создал, был «эпистемократией», правлением тех, кто обладал непогрешимой мудростью, воплощенной в «универсальной истине марксизма»». [2] Или теократия : «Моделью концентрации знаний в руках одной группы является эпистемократия ветхозаветных священников...» [3]
Другое использование, по-видимому, относится к современной науке или западной технократии : «…социальное продвижение и политическое усиление нового класса ученых-экспериментаторов… то, что социологи науки, такие как Блюменберг, называют эпистемократией». [4] Опять же, это более или менее противоположно использованию Талеба. Однако было бы несправедливо утверждать, что какой-либо из них точно прижился. Это слово по-прежнему используется в специальной манере.
См. также
[ редактировать ]- Скептицизм
- Эмпиризм
- Стивен Коннор : учёный, критически относящийся к эпистемократии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Талеб, Нассим Николас (2007). «Эпистемократия, мечта». Черный лебедь: влияние крайне невероятного . Случайный дом . стр. 190–192. ISBN 978-1-4000-6351-2 .
- ^ Марксизм, Китай и развитие: размышления о теории и реальности А. Грегора, 1999.
- ^ Дж. Р. Симпсон. Тело животного, литературный корпус: старофранцузский «Роман де Ренар». Издания Родопи Б.В., Амстердам
- ^ Хосе Мария Родригес Гарсия. «Scientia Potestas Est - Знание - сила: от Фрэнсиса Бэкона до Мишеля Фуко» [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Neohelicon Том 28, номер 1 / январь 2001 г. Академическое издательство.