Стелла Кренцбах
Стелла Кренцбах , [ 1 ] Крейцбах , [ 2 ] или Кренцбах , [ 3 ] — возможно, вымышленное лицо , якобы еврейско-украинский член Организации украинских националистов (ОУН) во время Второй мировой войны .
Счета из жизни
[ редактировать ]В 1957 году военные мемуары «Стеллы Кренцбах» вошли в сборник под редакцией украинского писателя Петра Мирчука . [ 4 ] Текст начинался так: «Причина, по которой я сегодня жив и могу посвятить всю свою энергию государству Израиль, — это только благодаря Богу и Украинской повстанческой армии». [ 5 ] Автор мемуаров пишет, что она родилась в Болехове , под Львовом , в дочери раввина и была подругой детства Оли, дочери греко-католического священника . Согласно воспоминаниям, в 1939 году окончила философский факультет Львовского университета. Когда началась война, она вступила в Украинскую повстанческую армию (УПА), где служила медсестрой и разведчиком . Весной 1945 года, когда советские войска отбили всю (нынешнюю) Украину , НКВД якобы арестовал ее во время встречи с одним из ее знакомых в Рожнятове . Ее посадили в тюрьму и приговорили к смертной казни, но бойцам УПА удалось ее освободить. Летом 1945 года она пересекла Карпаты вместе с другими украинскими повстанцами . 1 октября она достигла английской зоны оккупации в Австрии, откуда отправилась в Израиль . В своей новой стране она работала в Министерстве иностранных дел . [ 5 ]
Резонанс
[ редактировать ]История «Стеллы Кренцбах» получила значительное внимание в украинской диаспорской прессе. [ 2 ] Журналисты пытались найти ее в Израиле, но найти ее не удалось. кругах стали распространяться слухи В эмигрантских о том, что женщину убили в Израиле якобы за то, что она рассказала правду об отношении УПА к евреям. [ 2 ]
Историк Филип Фридман , переживший Холокост из Западной Украины , заметил, что «единственные данные о ней были опубликованы в газете Организации украинских националистов ». [ 6 ] Он порылся в газете «Вашингтон Пост» того периода и не смог найти мемуары, как он писал. Сделав запрос в Министерство иностранных дел Израиля , он получил ответ, в котором сообщил, что у них никогда не было сотрудника с таким именем, а также что случай убийства в Израиле с жертвой с таким именем «совершенно неизвестен». ". Фридман заявил, что он провел «тщательный анализ текста» мемуаров, и экспертиза привела его к выводу, что «вся история - это мистификация». [ 6 ]
Богдан Кордюк, бывший лидер Главного исполнительного управления УПА, опроверг в газете » « Сучасна Украина №№. 15/194, 20 июля 1958 г., [ 7 ] мемуары признаны фальшивкой вскоре после их первоначальной публикации. Кордюк писал, что «никто из известных автору этих строк упаовцев не знает легендарной Стеллы Кренцбах и не слышал о ней. Не знают ее и евреи. Вряд ли кто-либо из десятков тысяч украинских беженцев после война встретила Стеллу Кренцбах». Он заключил: «Нам кажется, что до тех пор, пока не появятся надлежащие доказательства, историю доктора Стеллы Кренцбах следует рассматривать как мистификацию». [ 8 ]
Обвинения в пропаганде
[ редактировать ]Этот раздел может быть слишком длинным для удобного чтения и навигации . ( февраль 2023 г. ) |
И сторонники, и отрицатели правдивости истории жизни «Стеллы Кренцбах» обвиняли другую сторону в пропаганде. Историк Гжегож Россолиньский-Либе назвал мемуары 1957 года фальшивкой и частью «нарратива памяти, в котором украинцы выступали героями и жертвами, но не преступниками», повествованием, которое, как он заявил, было «с политической точки зрения, выгоден националистическим группировкам украинской диаспоры во время холодной войны ». [ 3 ] Историк Джон-Пол Химка заявил, что «поддельная биография Стеллы Кренцбах/Кройцбах» показывает, что ОУН, УПА и их «пропагандисты» вынуждены «прибегать к фальсификациям, чтобы защитить свою невиновность по отношению к Холокосту » , который « указывает на то, что у них нет реальных доказательств [в] их распоряжении [о предполагаемом еврейском элементе среди националистических организаций]», и пришел к выводу, что «никто не хватает фиговые листья, когда они носят одежду». [ 8 ] Историк Джаред Макбрайд сравнил «Стеллу Кренцбах» с позицией Лейбы Добровской , попыткой обелить антисемитизм в истории украинского национализма , как «не первый раз, когда националистические активисты распространяют фальшивую историю о евреях и националистах» и описал ее как « вымышленная еврейка, которая, согласно ее «автобиографии», созданной националистическим пропагандистом в 1950-х годах, благодарила «Бога и Украинскую повстанческую армию» за то, что они пережили войну и Холокост». [ 9 ]
Еврейско-украинский поэт Мойсей Фишбейн отнес споры о мемуарах Кренцбаха к «российским спецслужбам», которые «стремятся дестабилизировать ситуацию на Украине, подорвать ее суверенитет и независимость, создать негативный образ этой страны, заблокировать ее интеграцию в европейскую и Евроатлантические структуры и превращают Украину в зависимого и манипулируемого сателлита». Фишбейн заявил, что россияне "придают исключительное значение" "еврейской карте", стремясь "натравить украинцев и евреев друг против друга". [ 1 ] Точку зрения Фишбейна поддержал американский политолог Пол А. Гобл . [ 10 ] Украинский историк Владимир Вятрович неоднократно заявлял о правдивости и точности истории жизни Кренцбаха, изложенной в опубликованном тексте, приписывая опровержения тем, кто «обвиняет ОУН» в «антисемитстве». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фишбейн, Мойси (30 июня 2009 г.). «Еврейская карта в российских операциях против Украины» . Киев Почта . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Радлинг, Пер Андерс (ноябрь 2011 г.). «ОУН, УПА и Холокост: исследование создания исторических мифов» (PDF) . Статьи Карла Бека по исследованиям России и Восточной Европы (2107). Университет Питтсбурга . ISSN 0889-275X . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Россолиньский-Либе, Гжегож (2016). «Амнезия Холокоста: украинская диаспора и геноцид евреев» (PDF) . В книге Шлеммер, Томас и Стейнвайс, Алан Э. (ред.). Холокост и память в Европе: Холокост и память в Европе . Де Грюйтер Ольденбург. стр. 118–141. ISBN 978-3110466805 .
- ^ «Некролог: Петр Мирчук, участник освободительного движения» . Украинский еженедельник . 30 апреля 1999 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кренцбах, Стелла (1957). «Жив благодаря УПА». В Мирчук, Петр (ред.). Сборник рассказов бывших бойцов Украинской повстанческой армии .
- ^ Jump up to: а б Фридман, Филип (1980). «Украинско-еврейские отношения во время нацистской оккупации» . Дороги к вымиранию: Очерки Холокоста . Еврейское издательское общество Америки. стр. 203–204 . ISBN 978-0827601703 .
- ^ Re: Газеты «Сучасна Украина», «Украинский самостийник», «Украинская литературная газета». " (PDF) . Центральное разведывательное управление . 23 апреля 1957 года. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Химка, Джон-Пол (8 мая 2011 г.). «Фальсификация истории Второй мировой войны в Украине» . Киев Почта . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Макбрайд, Джаред (9 ноября 2017 г.). «Украина изобрела «еврейско-украинского националиста», чтобы обелить свое нацистское прошлое» . Гаарец . Проверено 23 марта 2022 г. Обновлено 24 апреля 2018 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Гобл, Пол А. (2017). «Российские спецслужбы снова разыгрывают «еврейскую карту» против Украины» . Киев Почта . Молдова.орг . Проверено 20 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Войнар, Марек (2017). «Борьба за доминирование в Евразии: «Международная политика украинского национализма» Богдана Кордюка в контексте геополитических концепций Организации украинских националистов в 1930-е годы» (PDF) . Студия z Dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej . 52 (3): 87–108. дои : 10.12775/SDR.2017.EN3.04 .