Джордж Австрия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Георг Остеррайх (крещен 17 марта 1664 г. - 6 июня 1735 г.) был немецким композитором и коллекционером эпохи барокко. Он считается основателем так называемой коллекции Бокемейера (нем. Sämmlung Bokemeyer ), которая сейчас находится в Государственной библиотеке в Берлине и считается одной из самых важных музыкальных коллекций конца 17 - начала 18 века.
Жизнь
[ редактировать ]Юность (1664–1686)
[ редактировать ]Остеррайх родился в марте 1664 года в семье пивовара Иоганна (или Ганса) Остеррайха и Элизабет Остеррайх и был крещен 17 марта в Йоханнискирхе в Магдебурге . Семья Остеррайх происходила из Аугсбурга и принадлежала к очень знатной патрицианской семье. В 1552 году они впали в немилость императора, когда попытались восстановить цеховое правительство, действовавшее до 1547 года. В результате они потеряли многие права, связанные с их положением, и были вынуждены покинуть Аугсбург. Большая часть семьи поселилась в Центральной Германии .
Свое первое музыкальное образование Остеррайх получил от своего крестного отца, магдебургского кантора Иоганна Шеффлера, который также преподавал Иоганна Тайле и был одним из самых уважаемых музыкантов своего времени. Однако о жизни Шеффлера мало что известно, и нет никаких сведений о его композиторских способностях.
Остеррайх, по-видимому, был очень музыкально одаренным, и в 1678 году, в возрасте 14 лет, он подал заявление с рекомендательным письмом от Шеффлера на должность в Thomasschule zu Leipzig (Лейпцигская школа Св. Фомы), где учился его брат Михаэль. тоже присутствовал. Директор школы записал в своем дневнике: «Михаэль Остеррайх [...] представил мне своего брата Георга (шел 14-й год), сына Иоганна, горожанина и пивовара из Магдебурга: до сих пор ходил в школу в Магдебурге и учился во втором классе [...] В музыке кантор похвалил его и дал хорошую рекомендацию».
Остеррайх пообещал посещать Thomasschule как минимум два года и предложил остаться еще на много лет. Его учителем в это время был кантор Иоганн Шелле , который признал исключительные способности своего молодого ученика и оказал ему максимальную поддержку. Вскоре он стал важной частью еженедельного хора церкви Св. Фомы.
Летом 1680 года чума в Лейпциге вспыхнула . Несмотря на строгие меры безопасности со стороны руководства школы, многие в школе заболели. Поднялась всеобщая паника, и еще не заболевшие студенты бежали из города. Среди них были Георг и его брат Михаэль, вернувшиеся в Магдебург. В этот момент родители Остеррайха отправили его в Гамбург , в Gelehrtenschule des Yoganeums , чтобы продолжить образование, которое в то время возглавлял композитор эпохи барокко Иоахим Герстенбюттель. Благодаря своему голосу Остеррайх вскоре приобрел скромную известность в Гамбурге и был нанят альтом в муниципальный хор. В этой должности он принимал участие во всех важных религиозных и светских торжествах города и завел знакомства с влиятельными купцами и горожанами. Точно неизвестно, как долго Остеррайх сохранял свое положение в Гамбурге. Вероятно, потеря голоса привела к прекращению этой позиции. Осенью 1683 года он поступил в Лейпцигский университет , хотя, вероятно, это было сделано только для того, чтобы заполнить время, пока его голос перестал меняться, потому что к концу 1684 года он снова работал певцом, теперь уже как певец. тенор в театре Opera am Gänsemarkt в Гамбурге.
Брауншвейг-Вольфенбюттель (1686–1689)
[ редактировать ]
Решающее значение для карьеры Остеррайха имела его пожизненная дружба с Иоганном Тайле . Когда любитель искусства Антон Ульрих был назначен соправителем герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель и выделил средства на развитие изящных искусств, именно Тайле присоединил Остеррайх к двору Вольфенбюттеля , взял его в свой дом и давал ему уроки состав. Параллельно с этим Остеррайх продолжил обучение вокалу у двух итальянских кастратов , которые также были при дворе, Джулиано Джулиани и Винчентино Антонини. Его время в Брауншвейг-Вольфенбюттеле было периодом становления во всех отношениях и ознаменовало начало его деятельности как композитора. Его первые произведения датируются 1687 и 1688 годами. Эти три религиозных концерта: «Laetatus sum in his», «Levavi oculos meos» и «Ich will den Hern Loben allezeit» более ярко отражают контрапунктическую традицию Иоганна Тайле. Его официальные обязанности при дворе ограничивались участием в качестве тенора в герцогском хоре и обязанностями «Каммер-Динера», пажа (слуги). или камердинер . У него не было официальных обязанностей композитора, хотя его произведения того времени почти наверняка исполнялись в придворной церкви.
В Вольфенбюттеле он женился на Магдалене Дарнедден, дочери пивовара, 15 октября 1689 года, незадолго до своего переезда в Шлезвиг . Его тесть, Ганс Дарнедден, добился успеха и уважения и после своей смерти в 1702 году оставил паре дом, сад и значительную сумму денег.
Шлезвиг (1689–1702)
[ редактировать ]
В конце 17 века герцогство Гольштейн-Готторпское находилось в крайне нестабильной политической ситуации. Несколько раз герцогов выгоняли из своей резиденции в Шлезвиге и отправляли в ссылку в Гамбург . Эти ссылки обычно приводили к значительному сокращению, если не к роспуску придворного музыкального ансамбля. В 1689 году герцог Кристиан Альбрехт несколько лет находился в изгнании в Гамбурге, когда король Дании и Норвегии Кристиан V был вынужден Карлом VI, императором Священной Римской империи , подписать так называемый «Altonaer Vergleich» (Альтонский компромисс), который позволил Кристиану Альбрехту вернуться в Шлезвиг. Иоганн Филипп Фёрч (музыкальным руководителем) герцога официально был капельмейстером с 1680 года, но, вероятно, лишь время от времени выполнял какие-либо обязанности, связанные с этой должностью, из-за изгнания. Тем временем он начал делать медицинскую карьеру и уже работал придворным врачом у своего работодателя и не собирался возобновлять свою деятельность в качестве капельмейстера. Однако с возвращением двора в Шлезвиг возникла необходимость найти способного человека на эту должность. Фёрч, который какое-то время работал с Тайле и Остеррайхом в Гамбургской опере, предложил на этот пост Остеррайха. Остеррайх провел свое первое выступление в качестве гофкапельмейстера Готторфера не позднее Адвентистского сезона 1689 года. За время его пребывания в должности придворный ансамбль Готторфера стал одним из самых важных в немецкоязычном мире.
Интервал в Кобурге
[ редактировать ]
Сохранившиеся произведения Готторферского придворного ансамбля свидетельствуют о высоком уровне музыкального исполнения. Однако период расцвета был прерван, когда 27 декабря 1694 года умер Кристиан Альбрехт. Его сын, Фридрих IV, герцог Гольштейн-Готторпский , которому тогда было 23 года, вскоре начал увольнять членов ансамбля, чтобы увеличить свои военные расходы. В результате куртуазная музыка была нарушена, и Остеррайх занял должность капельмейстера в Кобурге с 1695 по 1697 год. Точные детали этой должности до конца не известны. Возможно, это была просто «займа» его услуг на то время, когда Придворный ансамбль Готторфера бездействовал, поскольку счета Готторфера отражают выплаты заработной платы в размере 80 рейхсталеров за этот период - часть его полной зарплаты, которая составляла 350 рейхсталеров в 1694 году . Историк музыки Иоганн Готфрид Вальтер описал это несколько иначе в 1732 году; по словам Вальтера, Альберт V, герцог Саксен-Кобургский, пригласил Остеррайха в свою резиденцию в Кобурге. и заказал некоторые из своих работ «для использования на праздниках того времени». Герцог был настолько воодушевлен Остеррейхом, что пригласил его остаться, чтобы заменить недавно умершего придворного капельмейстера.

Будь то временное назначение или приглашение герцога Саксен-Кобургского, Остеррайх желал остаться в Кобурге из-за относительно стабильной политической ситуации. Фридрих IV, однако, не хотел навсегда терять Остеррейх и пообещал, что, если он вернется на свою старую должность в Шлезвиге, он отменит сокращение музыкального бюджета двора. Неясно, сдержал ли герцог свое обещание. В некоторых документах периода 1698–1702 годов упоминается придворный ансамбль, и произведения того времени требовали значительного количества исполнителей. Однако в судебных отчетах отражены зарплаты только капельмейстера и одного органиста, хотя возможно, что иногородние музыканты использовались для более крупных выступлений и получали оплату от проекта.
Упадок придворного ансамбля Готторфера
[ редактировать ]В 1701 году, когда Фридрих IV отправился на восток, чтобы служить на стороне своего зятя Карла XII Швеции в Северной войне , двор в Шлезвиге был снова распущен. Только Остеррайх сохранил свою должность, хотя герцог разрешил ему уйти и зарабатывать на жизнь музыкой в другом месте, если он вернется и возобновит свои обязанности, как только двор будет воссоздан. Тем временем Остеррайх унаследовал от своего тестя пивоварню в Брауншвейге, куда он переехал со своей семьей в 1702 году. Но в декабре того же года ему пришлось возобновить свои обязанности в Готторфе для похорон Фридриха IV после того, как он был убит. в битве при Клисове .
Брауншвейгский Вольфенбюттель (1702–1735)
[ редактировать ]
Трудно восстановить работу Остеррайха после того, как он переехал в Брауншвейг . Первоначально он и его семья, вероятно, жили за счет наследства тестя и доходов от пивоварни. Однако, как показывает письмо 1704 года, эти сбережения начали иссякать, и Остеррайху пришлось бы искать новую должность, даже если бы он не был уволен со службы в Готторфе. Один биограф пишет, что он участвовал в церковной музыке и занял пост кантора замковой церкви, но его должность замкового кантора может быть подтверждена только с 1724 года, хотя нельзя исключать, что он занимал эту должность и раньше. Это действительно так, что Остеррайх участвовал в оперных постановках в Театре на Хагенмаркте в Брауншвейге по крайней мере в 1708 году, когда его имя было названо в связи с постановкой Георга Каспара Шюрмана «Der erfreuten Ocker Schäfer eingestelltes Fest» , хотя он вероятно, был вовлечен раньше. Основателем оперы был Антоний Ульрих, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский. в 1690 году и дважды в год ставил спектакли во время местных ярмарок. Остеррайх продолжал работать над оперой как минимум до 1721 года.
В Брауншвейгском Вольфенбюттеле Остеррайх соприкоснулся с современными музыкальными течениями того времени. французский стиль капельмейстера Иоганна Сигизмунда Куссера В конце 17 века в моде был . Однако в начале 18 века произошел драматический сдвиг, когда в 1701 году герцог отправил Шюрмана учиться в Италию, чтобы адаптироваться к новым музыкальным вкусам. Эти изменения не остались в стороне от Остеррайха. Он также радикально изменил свой музыкальный словарь. К сожалению, работ этого переходного периода (1704-1719) сохранилось немного, поэтому развитие его стиля можно реконструировать лишь частично.
Помимо своих обязанностей певца, кантора и преподавателя пения, Остеррайх также преподавал композицию, передавая то, чему он научился у Иоганна Тайле, прежде всего в отношении контрапункта. Его самым важным учеником был Генрих Бокемейер , который был кантором в княжеской Schule zu Wolfenbüttel и с 1739 года был членом Корреспондентского общества музыкальных наук Лоренца Кристофа Мицлера . Неизвестно, как долго Бокемейер был учеником Остеррайха (в документах указано «около 1706 года»), но у них сложилась близкая дружба. В 1720-х годах Остеррайх последовательно продал Бокемейеру музыкальную коллекцию, в основном церковную музыку, которую он основал в Готторфе. Бокемейер пополнил коллекцию преимущественно светскими произведениями современных композиторов. По крайней мере половина коллекции сохранилась до наших дней и хранится в Берлинской государственной библиотеке . В настоящее время он включает 1839 наименований, которые в основном представляют собой оценки. Большинство музыковедов называют ее «Коллекцией Бокемейера», хотя 1702 произведения относятся к коллекции Готторфа, что делает название несколько вводящим в заблуждение.
В разных местах пишут, что Остеррайх занимал должность заместителя капельмейстера в Вольфенбюттеле. Однако это не может быть подтверждено сохранившимися современными документами, так как многие архивы того времени были утеряны или уничтожены во время мировых войн . В любом случае, похоже, что он, по крайней мере, занимал такую должность де-факто, даже если официально он никогда не был назначен на эту должность.
К концу 1720-х годов, когда ему было за шестьдесят, Остеррайх постепенно отходил от музыкальных событий в Брауншвейг-Вольфенбюттеле, вероятно, не в последнюю очередь из-за растущей популярности итальянских композиторов и изменения модных вкусов. 9 мая 1735 года Георг Каспар Шюрманн был отправлен в отставку новым герцогом Фердинандом Альбертом II , который счел его стиль слишком старомодным. Остеррайх должен был остаться на своем посту придворного кантора, но умер несколько недель спустя. Его смерть записана в придворной церковной книге от 6 июня 1735 года: «вечером в 10 часов, после непродолжительной болезни, скончался мирно и мирно и был похоронен 10-го числа».
Дети
[ редактировать ]У Остеррайха от жены Магдалины было четверо детей:
- Иоганн Самуэль (25 мая 1691 - 27 мая 1712)
- Антон Август (19 декабря 1692-1745)
- Георг Кристоф (5 ноября 1694-1762)
- Софи Амалия (20 июня 1696 -?)
Социальное положение, которого он достиг на посту придворного капельмейстера, видно из списка крестных родителей его детей. Среди них встречаются такие выдающиеся имена, как Антоний Ульрих, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский; наследный принц, а затем герцог Август Вильгельм Брауншвейг-Люнебургский ; и вторая жена Августа Вильгельма, Софи Амалия, урожденная герцогиня Гольштейн-Готторфская, а также предшественник и учитель Остеррайха Иоганн Тайле.
Все сыновья Остеррайха сделали карьеру в церкви и занимали высокие церковные должности в северной Германии. Только его дочь Софи Амалия посвятила себя музыке и стала знаменитой оперной певицей в театре Брауншвейг.
Биографические источники
[ редактировать ]Генеалогическое древо Остеррайха было реконструировано в 20 веке. Его последним известным прямым потомком была жена генерал-майора немецкой армии, жившая в Бланкенбурге (Гарц) . Она умерла бездетной в 1950-х годах. В распоряжении семьи было несколько писем Остеррайха, а также рукописная автобиография, написанная его рукой. Тогдашний студент Адам Солтис в 1922 году писал диссертацию по Австрии. Этот документ привлек его внимание, и он несколько раз цитировал его в своей работе. Несмотря на интенсивные поиски, нынешнее местонахождение рукописи не установлено. Единственными надежными источниками информации о жизни Остеррайха являются письма и протоколы судов, в которых он работал. Государственный архив в Шлезвиге хранит множество ценных документов времен Остеррайха в Готторфе, тогда как большая часть архива Брауншвейг-Вольфенбюттеля была потеряна во время Второй мировой войны .
Другим важным биографическим источником является статья об Остеррайхе в Иоганна Готфрида Вальтера » «Музыкальном лексиконе 1732 года. Судя по деталям статьи, можно предположить, что он получил свою информацию от самого Остеррайха. Возможно, Остеррайх написал свою биографию специально для Вальтера, и, соответственно, к некоторым заявлениям, особенно касающимся мотивов его различных смен работы, следует относиться с осторожностью.
Репутация
[ редактировать ]
Харальд Кюммерлинг, музыковед , который исследовал и каталогизировал коллекцию Бокемейера и написал статью в музыкальной энциклопедии « Музыка в истории и современности », критически отозвался о работах Австрии, заявив, что «Остеррайх, как и Густав Дюбен, был великим коллекционером, но бесплодным композитором».
Это правда, страсть Дюбена и Остеррайха к коллекционированию – Дюбена в Швеции и Остеррайха в Готторфе и Брауншвейг-Вольфенбюттеле – почти уникальна в истории музыки. Эти великие музыкальные библиотеки имеют огромную ценность и дают уникальное представление о музыкальной практике конца 17 — начала 18 веков. произведения таких известных композиторов, как Дитрих Букстехуде , Николаус Брюнс , Иоганн Розенмюллер , Маттиас Векманн , Винсент Любек и Иоганн Филипп Кригер Благодаря его коллекции сохранились и других.
Для Остеррайха контрапункт и канон были конкретными проявлениями «порядка Бога» ( Ordnung Gottes ), их разработка раскрывала божественную, непостижимую сущность творения Бога не просто как метафору Его порядка, но как конкретную реализацию этого порядка. . [ 1 ] Остеррайх, конечно, не был композитором-новатором, но он очень хорошо понимал свое творчество и при жизни пользовался большим уважением.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Бесплатные партитуры Георга Остеррайха в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бах и значения контрапункта. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.