Винсент Любек

Винсент Любек (ок. сентября 1654 — 9 февраля 1740) — немецкий композитор и органист . Он родился в Падингбюттеле и работал органистом и композитором в St. Cosmae et Damiani (1675–1702) и St. знаменитом гамбургском Nikolai (1702–1740), где играл на одном из крупнейших современных органов. При жизни он пользовался исключительно высокой репутацией и имел множество учеников, среди которых было двое его сыновей.
Несмотря на долголетие и известность Любека, сохранилось очень мало его сочинений: несколько органных прелюдий и хоралов в северогерманском стиле , несколько кантат и несколько пьес для клавесина, некоторые из которых были опубликованы при жизни композитора. Из его произведений наиболее важными являются органные пьесы: под влиянием Дитриха Букстехуде и Иоганна Адама Рейнкена Любек сочинял технически и художественно сложные произведения с частыми виртуозными пассажами для педали , пятиголосной полифонией и другими приемами, редко используемыми большинством музыкантов. композиторы того периода.
Жизнь
[ редактировать ]
Любек родился в Падингбюттеле , небольшом городке примерно в 70 км к северу от Бремена . Его отец, которого также звали Винсент, работал органистом сначала в Глюкштадте , а затем, с 1647 года, в Мариенкирхе во Фленсбурге , где в 1654 году его сменил Каспар Фёркельрат. Отец Любека умер в том же году, и Фёркельрат женился на вдове; отсюда следует, что он, должно быть, был первым учителем молодого Любека. [ 2 ] По мнению ученого Вольфрама Сире, Любек, возможно, также учился у Андреаса Кнеллера , влияние которого ощутимо в сохранившихся клавишных произведениях Любека. [ 3 ] В конце 1675 года Любек стал органистом церкви Св. Косма и Дамиани в Штаде . Город был видным членом Ганзейского союза , но к 1675 году его постепенно затмил соседний Гамбург . Тем не менее, в Св. Косме был орган, построенный знаменитым Арпом Шнитгером (который сохранился до сих пор, хотя и был реконструирован). Приняв этот пост, Любек женился, как это было принято в некоторых частях Северной Германии, на дочери своего предшественника, некой Сюзанне Беккер.
Единственные датированные произведения Любека — это две кантаты, написанные в Штаде в ноябре 1693 года, обе по заказу шведской администрации в Штаде в память об Ульрике Элеоноре из Дании . [ 2 ] Помимо этих произведений, о деятельности композитора в Штаде нам известно очень мало. он получил должность в церкви Св. Николая в Гамбурге Его репутация органиста, консультанта по органу и преподавателя неуклонно росла, и, наконец, в 1702 году ; ему наследовал в Штаде его сын Питер Пауль (1680–1732). Гамбург уже был одним из крупнейших городов Германии и имел давнюю органную традицию, связанную сначала с учениками Яна Питерсоона Свелинка : Генрихом Шейдеманом , Якобом Преториусом и другими. В конце 17 века в Гамбурге работал ряд других крупных композиторов: среди них Матиас Векманн , помогавший организовать концертную жизнь города, и вышеупомянутый Райнкен, один из самых знаменитых органистов своего времени. Однако к моменту прибытия Любека в живых был еще только Райнкен, а музыкальная жизнь города, как и его экономическое положение, медленно приходила в упадок. В 1720 году Иоганн Себастьян Бах подал заявку на должность в Якобикирхе, но отозвал заявку после ознакомления с местными обстоятельствами.
Тем не менее положение Любека в Гамбурге было выдающимся. Церковь Св. Николая была одной из самых важных церквей города, а орган был не только еще одним Шнитгером, но и одним из крупнейших органов в мире: четырехручным инструментом с 67 стопами. Иоганн Маттесон , писавший в 1721 году, назвал и орган, и органиста «экстраординарными», намекая на явно большую славу Любека: «Но как превозносить кого-то, кто уже широко известен? Мне нужно только назвать его имя, Винсент Любек». К сожалению, Любекский собор Святого Николая не дожил до XX века: церковь была разрушена во время Великого пожара 1842 года .

Любек оставался органистом Св. Николая до своей смерти в 1740 году. Один из его сыновей (также названный Винсент, 1684–1755) помогал ему с 1735 года и стал его преемником. На протяжении большей части своей карьеры Любек был известным преподавателем и консультантом по органу (выносил оценки, в частности, по инструментам Шнитгера). [ 2 ] Но мы мало знаем о его педагогической деятельности; среди его учеников, помимо двух сыновей, был Михаэль Иоганн Фридрих Видебург, известный клавишный педагог. Хотя И.С. Бах, возможно, находился под влиянием Любека, они почти наверняка никогда не встречались. [ 4 ] Произведения Любека были быстро забыты, как и большая часть остальной органной музыки 17 и 18 веков. Первое современное издание произведения композитора появилось в 1921 году в Германии (Г. Хармс (Klecken, 1921)). В его честь была названа школа в Штаде — Гимназия Винсента Любека. [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Сохранилось лишь несколько произведений Любека: пять прелюдий и фуг (одна, возможно, неполная, а также есть поддельные шестая прелюдия и фуга), две хоральные постановки (одна неполная), одна сюита для клавесина, опубликованная в 1728 году, и пять кантат. Органные произведения Любека, как и следовало ожидать, демонстрируют влияние Райнкена, а также Букстехуде. Прелюдии и фуги удивительно разнообразны, и каждая имеет особую структуру:
- Прелюдия и фуга до мажор : Токката – Фуга 1 – Фугато вручную – Фуга 2
- Прелюдия и фуга до минор : Токката – Фуга (возможно, неполная)
- Прелюдия и фуга ре минор : Токката – Фуга 1 – Токката
- Прелюдия и фуга ми мажор : Токката – Фуга 1 – Фугато – Фуга 2 – Токката
- Прелюдия и фуга соль минор : Токката – Фуга 1 – Фуга 2 – Токката – Фуга 3
Влияние Букстехуде очевидно в некоторых сюжетах фуги Любека. [ 6 ] а также пятираздельную структуру произведения ми мажор. В произвольных частях часто присутствуют виртуозные педальные соло, а произведение соль минор включает пассажи с двумя педалями (см. Пример 1 ) того типа, который несколько раз встречается в произведениях Райнкена, но отсутствует в произведениях Букстехуде. В большинстве фуг Любека есть контрсубъект облигато , который обычно вводится во время первой постановки темы:

Прелюдии и фуги фа мажор и соль мажор теперь приписывают сыну Любека, которого также звали Винсент. Оба имеют простую двухчастную структуру (т.е. «Токката» и «Фуга») и не демонстрируют и следа виртуозности, наблюдаемой в полностью аутентифицированных произведениях. [ 2 ]
Органная фантазия на тему « Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» — единственная существующая полная хоральная прелюдия, определенно написанная Любеком. Имея 271 такт, это один из крупнейших известных образцов жанра. Есть двенадцать четко определенных разделов, охватывающих всю первую строфу хорала; Используются многочисленные методы, в том числе многочисленные случаи сложного скрещивания рук - еще одна особенность, периодически встречающаяся у Райнкена, но не у Букстехуде. Вариации Любека на тему «Nun last uns Gott dem Herren» сохранились неполными, в них включены только первые шесть стихов, хотя их достаточно, чтобы указать на мастерство композитора; его богатая вариационная техника порой почти обходится без мелодии, развивая лишь гармонический каркас хорала. [ 6 ]
Любековский Clavier-Übung 1728 года состоит из одной сюиты для клавесина, в которой традиционным танцам (аллеманде, куранте, сарабанде и жиге) предшествуют прелюдия и фуга, а также чакона, представляющая собой упрощенную двухголосную пьесу, в которой хоральная мелодия Лобта Готта, их Кристена Николауса Алцуглейха Герман сочетается с восьмитактным остинато. [ 7 ] Сюита, с другой стороны, гораздо более продвинута и демонстрирует некоторые виртуозные качества, присущие органным произведениям Любека. [ 2 ]
Из сохранившихся кантат Любека Gott wie dein Nahme , Hilff deinem Volck и Willkommen süsser Bräutigam — менее важные, вероятно, предназначенные для небольших средних ансамблей. Остальные два произведения, выполненные по заказу шведской администрации в Штаде, включают отдельные инструментальные части, хоры и арии ритурнели; они также имеют более продвинутое письмо. [ 2 ]
Список работ
[ редактировать ]Органная музыка
[ редактировать ]- Прелюдия и фуга до мажор
- Прелюдия и фуга до минор (возможно, неполная)
- Прелюдия и фуга ре минор
- Прелюдия и фуга ми мажор
- Прелюдия и фуга фа мажор (возможно, написаны сыном Любека, которого также зовут Винсент Любек)
- Прелюдия и фуга соль мажор (возможно, написанная сыном Любека, которого также звали Винсент Любек)
- Прелюдия и фуга соль минор
- Хоральная фантазия к Тебе взываю, Господь Иисус Христос
- Прелюдия к хоралу Nun last uns Gott (неполная, сохранились только первые 6 куплетов)
Клавесинная музыка
[ редактировать ]
- Упражнение на клавир, состоящее из Прелюдии, Фуги, Аллеманды, Куранты, Сарабанды и Жиги, а также исполнения на бис песни «Хвалите Бога, христиане, все сразу в чаконе» (Гамбург, 1728 г.):
- Прелюдия и фуга ля минор
- Сюита соль минор
- Чакона на тему «Хвалите Бога, христиане» , фа мажор
- Работы из Handschrift SMG 1691, приписываемые Любеку и опубликованные в недавнем издании его работ Bärenreiter:
- Прелюдия (ре мажор) и Чакона (ре минор)
- Чакона ля мажор
- Сюита ля минор
- Марш и Менуэт фа мажор
Духовная вокальная музыка
[ редактировать ]- Великое приобретение, кто благочестив (4вв, 2 вн, 2 б виол, 2 об, бн, бк; датировано 10-14 ноября 1693 г.)
- Богу нравится твое имя (3вв (АТБ), 3 инструмента, до н.э.)
- Помогите своему Волку (4вв, 2 скрипки, 2 си-виолы, BC)
- У меня здесь не удачный день (4вв, 2 вн, 2 б виол, 2 об, бн, бк; от 10–14 ноября 1693 г.)
- Добро пожаловать, милый жених (2вв, 2вн, бк)
- Еще 14 кантат и «Страсти», известные по названиям и/или текстам. [ 2 ] (все потеряно)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Апелляция 1972, 628.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маклин, Гроув.
- ^ См. Сире, 2000.
- ^ Вольф, Гроув.
- ^ «Гимназия Винсента Любека» . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Приложение 1972, 628–9.
- ^ Апелляция 1972, 629.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 731–733. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Маклин, Хью Дж. (2001). «Любек, Винсент (я)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xv (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . стр. 263–264.
- Рубардт, П. 1922. Винсент Любек: его жизнь, его творчество, а также новости о его семье и вкладе в историю церковной музыки в Штаде и Гамбурге в 17 и 18 веках . Диссертация, Лейпцигский университет. (на немецком языке)
- Сире, вольфрам. 2000. Винсент Любек: Жизнь и работа. Франкфурт-на-Майне: П. Ланг. ISBN 3-631-36423-7 . (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1654 рождения
- 1740 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Композиторы-классики XVIII века
- клавишники XVIII века
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие классические органисты
- Органисты и композиторы северогерманской традиции
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола
- Немецкие композиторы XVII века.