Jump to content

Винсент Любек

Картина маслом Любека, выполненная между 1724 и 1734 годами. [ 1 ]

Винсент Любек (ок. сентября 1654 — 9 февраля 1740) — немецкий композитор и органист . Он родился в Падингбюттеле и работал органистом и композитором в St. Cosmae et Damiani (1675–1702) и St. знаменитом гамбургском Nikolai (1702–1740), где играл на одном из крупнейших современных органов. При жизни он пользовался исключительно высокой репутацией и имел множество учеников, среди которых было двое его сыновей.

Несмотря на долголетие и известность Любека, сохранилось очень мало его сочинений: несколько органных прелюдий и хоралов в северогерманском стиле , несколько кантат и несколько пьес для клавесина, некоторые из которых были опубликованы при жизни композитора. Из его произведений наиболее важными являются органные пьесы: под влиянием Дитриха Букстехуде и Иоганна Адама Рейнкена Любек сочинял технически и художественно сложные произведения с частыми виртуозными пассажами для педали , пятиголосной полифонией и другими приемами, редко используемыми большинством музыкантов. композиторы того периода.

Башня Св. Косма, Штаде, где Любек работал 18 лет с 1675 по 1702 год.

Любек родился в Падингбюттеле , небольшом городке примерно в 70 км к северу от Бремена . Его отец, которого также звали Винсент, работал органистом сначала в Глюкштадте , а затем, с 1647 года, в Мариенкирхе во Фленсбурге , где в 1654 году его сменил Каспар Фёркельрат. Отец Любека умер в том же году, и Фёркельрат женился на вдове; отсюда следует, что он, должно быть, был первым учителем молодого Любека. [ 2 ] По мнению ученого Вольфрама Сире, Любек, возможно, также учился у Андреаса Кнеллера , влияние которого ощутимо в сохранившихся клавишных произведениях Любека. [ 3 ] В конце 1675 года Любек стал органистом церкви Св. Косма и Дамиани в Штаде . Город был видным членом Ганзейского союза , но к 1675 году его постепенно затмил соседний Гамбург . Тем не менее, в Св. Косме был орган, построенный знаменитым Арпом Шнитгером (который сохранился до сих пор, хотя и был реконструирован). Приняв этот пост, Любек женился, как это было принято в некоторых частях Северной Германии, на дочери своего предшественника, некой Сюзанне Беккер.

Единственные датированные произведения Любека — это две кантаты, написанные в Штаде в ноябре 1693 года, обе по заказу шведской администрации в Штаде в память об Ульрике Элеоноре из Дании . [ 2 ] Помимо этих произведений, о деятельности композитора в Штаде нам известно очень мало. он получил должность в церкви Св. Николая в Гамбурге Его репутация органиста, консультанта по органу и преподавателя неуклонно росла, и, наконец, в 1702 году ; ему наследовал в Штаде его сын Питер Пауль (1680–1732). Гамбург уже был одним из крупнейших городов Германии и имел давнюю органную традицию, связанную сначала с учениками Яна Питерсоона Свелинка : Генрихом Шейдеманом , Якобом Преториусом и другими. В конце 17 века в Гамбурге работал ряд других крупных композиторов: среди них Матиас Векманн , помогавший организовать концертную жизнь города, и вышеупомянутый Райнкен, один из самых знаменитых органистов своего времени. Однако к моменту прибытия Любека в живых был еще только Райнкен, а музыкальная жизнь города, как и его экономическое положение, медленно приходила в упадок. В 1720 году Иоганн Себастьян Бах подал заявку на должность в Якобикирхе, но отозвал заявку после ознакомления с местными обстоятельствами.

Тем не менее положение Любека в Гамбурге было выдающимся. Церковь Св. Николая была одной из самых важных церквей города, а орган был не только еще одним Шнитгером, но и одним из крупнейших органов в мире: четырехручным инструментом с 67 стопами. Иоганн Маттесон , писавший в 1721 году, назвал и орган, и органиста «экстраординарными», намекая на явно большую славу Любека: «Но как превозносить кого-то, кто уже широко известен? Мне нужно только назвать его имя, Винсент Любек». К сожалению, Любекский собор Святого Николая не дожил до XX века: церковь была разрушена во время Великого пожара 1842 года .

Пример 1 . Пример пятиголосной фактуры с двойными педалями из первой части Прелюдии и Фуги соль минор (17–18 такты)

Любек оставался органистом Св. Николая до своей смерти в 1740 году. Один из его сыновей (также названный Винсент, 1684–1755) помогал ему с 1735 года и стал его преемником. На протяжении большей части своей карьеры Любек был известным преподавателем и консультантом по органу (выносил оценки, в частности, по инструментам Шнитгера). [ 2 ] Но мы мало знаем о его педагогической деятельности; среди его учеников, помимо двух сыновей, был Михаэль Иоганн Фридрих Видебург, известный клавишный педагог. Хотя И.С. Бах, возможно, находился под влиянием Любека, они почти наверняка никогда не встречались. [ 4 ] Произведения Любека были быстро забыты, как и большая часть остальной органной музыки 17 и 18 веков. Первое современное издание произведения композитора появилось в 1921 году в Германии (Г. Хармс (Klecken, 1921)). В его честь была названа школа в Штаде — Гимназия Винсента Любека. [ 5 ]

Сохранилось лишь несколько произведений Любека: пять прелюдий и фуг (одна, возможно, неполная, а также есть поддельные шестая прелюдия и фуга), две хоральные постановки (одна неполная), одна сюита для клавесина, опубликованная в 1728 году, и пять кантат. Органные произведения Любека, как и следовало ожидать, демонстрируют влияние Райнкена, а также Букстехуде. Прелюдии и фуги удивительно разнообразны, и каждая имеет особую структуру:

  • Прелюдия и фуга до мажор : Токката – Фуга 1 – Фугато вручную – Фуга 2
  • Прелюдия и фуга до минор : Токката – Фуга (возможно, неполная)
  • Прелюдия и фуга ре минор : Токката – Фуга 1 – Токката
  • Прелюдия и фуга ми мажор : Токката – Фуга 1 – Фугато – Фуга 2 – Токката
  • Прелюдия и фуга соль минор : Токката – Фуга 1 – Фуга 2 – Токката – Фуга 3

Влияние Букстехуде очевидно в некоторых сюжетах фуги Любека. [ 6 ] а также пятираздельную структуру произведения ми мажор. В произвольных частях часто присутствуют виртуозные педальные соло, а произведение соль минор включает пассажи с двумя педалями (см. Пример 1 ) того типа, который несколько раз встречается в произведениях Райнкена, но отсутствует в произведениях Букстехуде. В большинстве фуг Любека есть контрсубъект облигато , который обычно вводится во время первой постановки темы:

Пример 2 . Вступительные такты второй фуги Прелюдии и Фуги ми мажор . Именно так Любек почти всегда обращается с контрпредметами. Субъект выделен синим цветом, контрсубъект — оранжевым.

Прелюдии и фуги фа мажор и соль мажор теперь приписывают сыну Любека, которого также звали Винсент. Оба имеют простую двухчастную структуру (т.е. «Токката» и «Фуга») и не демонстрируют и следа виртуозности, наблюдаемой в полностью аутентифицированных произведениях. [ 2 ]

Органная фантазия на тему « Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» — единственная существующая полная хоральная прелюдия, определенно написанная Любеком. Имея 271 такт, это один из крупнейших известных образцов жанра. Есть двенадцать четко определенных разделов, охватывающих всю первую строфу хорала; Используются многочисленные методы, в том числе многочисленные случаи сложного скрещивания рук - еще одна особенность, периодически встречающаяся у Райнкена, но не у Букстехуде. Вариации Любека на тему «Nun last uns Gott dem Herren» сохранились неполными, в них включены только первые шесть стихов, хотя их достаточно, чтобы указать на мастерство композитора; его богатая вариационная техника порой почти обходится без мелодии, развивая лишь гармонический каркас хорала. [ 6 ]

Любековский Clavier-Übung 1728 года состоит из одной сюиты для клавесина, в которой традиционным танцам (аллеманде, куранте, сарабанде и жиге) предшествуют прелюдия и фуга, а также чакона, представляющая собой упрощенную двухголосную пьесу, в которой хоральная мелодия Лобта Готта, их Кристена Николауса Алцуглейха Герман сочетается с восьмитактным остинато. [ 7 ] Сюита, ​​с другой стороны, гораздо более продвинута и демонстрирует некоторые виртуозные качества, присущие органным произведениям Любека. [ 2 ]

Из сохранившихся кантат Любека Gott wie dein Nahme , Hilff deinem Volck и Willkommen süsser Bräutigam — менее важные, вероятно, предназначенные для небольших средних ансамблей. Остальные два произведения, выполненные по заказу шведской администрации в Штаде, включают отдельные инструментальные части, хоры и арии ритурнели; они также имеют более продвинутое письмо. [ 2 ]

Список работ

[ редактировать ]

Органная музыка

[ редактировать ]
  • Прелюдия и фуга до мажор
  • Прелюдия и фуга до минор (возможно, неполная)
  • Прелюдия и фуга ре минор
  • Прелюдия и фуга ми мажор
  • Прелюдия и фуга фа мажор (возможно, написаны сыном Любека, которого также зовут Винсент Любек)
  • Прелюдия и фуга соль мажор (возможно, написанная сыном Любека, которого также звали Винсент Любек)
  • Прелюдия и фуга соль минор
  • Хоральная фантазия к Тебе взываю, Господь Иисус Христос
  • Прелюдия к хоралу Nun last uns Gott (неполная, сохранились только первые 6 куплетов)

Клавесинная музыка

[ редактировать ]
Титульный лист упражнения Любека на клавире
  • Упражнение на клавир, состоящее из Прелюдии, Фуги, Аллеманды, Куранты, Сарабанды и Жиги, а также исполнения на бис песни «Хвалите Бога, христиане, все сразу в чаконе» (Гамбург, 1728 г.):
    • Прелюдия и фуга ля минор
    • Сюита соль минор
    • Чакона на тему «Хвалите Бога, христиане» , фа мажор
  • Работы из Handschrift SMG 1691, приписываемые Любеку и опубликованные в недавнем издании его работ Bärenreiter:
    • Прелюдия (ре мажор) и Чакона (ре минор)
    • Чакона ля мажор
    • Сюита ля минор
    • Марш и Менуэт фа мажор

Духовная вокальная музыка

[ редактировать ]
  • Великое приобретение, кто благочестив (4вв, 2 вн, 2 б виол, 2 об, бн, бк; датировано 10-14 ноября 1693 г.)
  • Богу нравится твое имя (3вв (АТБ), 3 инструмента, до н.э.)
  • Помогите своему Волку (4вв, 2 скрипки, 2 си-виолы, BC)
  • У меня здесь не удачный день (4вв, 2 вн, 2 б виол, 2 об, бн, бк; от 10–14 ноября 1693 г.)
  • Добро пожаловать, милый жених (2вв, 2вн, бк)
  • Еще 14 кантат и «Страсти», известные по названиям и/или текстам. [ 2 ] (все потеряно)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Апелляция 1972, 628.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маклин, Гроув.
  3. ^ См. Сире, 2000.
  4. ^ Вольф, Гроув.
  5. ^ «Гимназия Винсента Любека» . Проверено 4 февраля 2009 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Приложение 1972, 628–9.
  7. ^ Апелляция 1972, 629.
  • Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 731–733. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
  • Маклин, Хью Дж. (2001). «Любек, Винсент (я)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xv (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . стр. 263–264.
  • Рубардт, П. 1922. Винсент Любек: его жизнь, его творчество, а также новости о его семье и вкладе в историю церковной музыки в Штаде и Гамбурге в 17 и 18 веках . Диссертация, Лейпцигский университет. (на немецком языке)
  • Сире, вольфрам. 2000. Винсент Любек: Жизнь и работа. Франкфурт-на-Майне: П. Ланг. ISBN   3-631-36423-7 . (на немецком языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c524f4e70f4acbdf262cd3b79da134bd__1712357700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/bd/c524f4e70f4acbdf262cd3b79da134bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vincent Lübeck - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)