Железнодорожный саботаж во время Второй мировой войны
Диверсии на железной дороге были одной из основных тактик сопротивления немецкой оккупации во время Второй мировой войны . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Партизаны и железнодорожники использовали диверсии, чтобы запугать и сбить с толку захватчиков, сбить с толку, уничтожить и потерять свои войска и припасы, а также нанести ущерб железнодорожной инфраструктуре, не давая оккупантам возможности использовать ее.
Новые методы мобильной войны в значительной степени опирались на военную логистику , топливо, продовольствие, боеприпасы и другие припасы. Германия особенно зависела от Deutsche Reichsbahn и захватила железные дороги на Восточном фронте во время Второй мировой войны , из-за нехватки топлива для автомобильного транспорта, а лошади во Второй мировой войне падали с высокой скоростью, как и в предыдущих войнах.
Гордон Л. Роттман отмечал, что «железнодорожные диверсии были одним из наиболее частых действий партизан на всех театрах военных действий » . [ 8 ] Помимо жестоких нападений организованного сопротивления, акты саботажа, связанные с железнодорожным транспортом, также включали действия железнодорожников, такие как мелкие аварии и задержки, неправильное направление и неправильное направление поездов и другие подобные действия. [ 9 ]
Имя
[ редактировать ]В польской и российской историографии теракты часто называют «Битвой за железные дороги» ( польск . Bitwa o szyny ) или «Войной рельсов». Эти термины появились в польской историографии еще в 1975 году и сначала использовались для описания действий польских и советских партизан в 1943 году. [ 4 ] Однако в более новых польских работах он используется более широко в контексте всех партизанских операций в оккупированной Европе, направленных против контролируемой немцами железнодорожной инфраструктуры в период 1939–1945 годов. [ 2 ]
По стране
[ редактировать ]Дания
[ редактировать ]Железнодорожный саботаж в Дании был описан как очень успешный. [ 10 ] [ 11 ]
Франция
[ редактировать ]В 1944 году, перед высадкой в день «Д» , Великобритания и французское Сопротивление скоординировали серию диверсий на железной дороге, известную как «План Верт» . [ 8 ] [ 12 ] Диверсии на железной дороге французского Сопротивления с акцентом на организацию Résistance-Fer стали темой французского документального фильма 1946 года «Битва на рельсах» . [ 13 ]
Греция
[ редактировать ]Крупный инцидент железнодорожной диверсии в Греции произошел в ноябре 1942 года, когда бойцы греческого сопротивления разрушили цепочку из трех виадуков на линии Салоники — Афины . Позже они также взорвали виадук Горгопотамус ( операция Харлинг ) и виадук Асопос . [ 14 ]
Норвегия
[ редактировать ]Среди наиболее заметных актов диверсий на железной дороге в Норвегии был саботаж на линии Тамсхавн . [ 15 ]
Польша
[ редактировать ]Оккупированная Польша стала важной транзитной зоной, соединяющей Германию с территориями Советского Союза, а железнодорожный транспорт был основным методом транспортировки ресурсов для военных действий Германии. [ 2 ] После прекращения организованного польского сопротивления в октябре 1939 года немцы начали восстанавливать поврежденную инфраструктуру, а затем улучшать ее до довоенного уровня. [ 2 ] [ 16 ] После вторжения Германии в Советский Союз около 100% немецких поставок на линии Восточного фронта проходило через бывшие польские территории. [ 16 ]
Отношение польского сопротивления к диверсиям на железной дороге было сложным. С одной стороны, это рассматривалось как жизнеспособная возможность, подрывающая военные усилия Германии. В то же время Советский Союз, который также вторгся в Польшу в 1939 году , рассматривался как еще один враг польского государства, и поэтому внутри польского сопротивления, лояльного польскому правительству в изгнании, велись дебаты о том, в какой степени усилия Помощь Советскому Союзу отвечала интересам Польши. В результате большинством польского сопротивления, связанного с правительством в изгнании и Польским подпольным государством , было принято решение проводить лишь ограниченные железнодорожные диверсии, в то время как план широкомасштабных действий, направленных на полный срыв он под кодовым названием «Акция Барьера» был составлен, но отложен. [ 16 ] Однако более мелкое сопротивление, связанное с коммунистами, отвергло это и поддержало масштабные атаки на немецкие линии снабжения. [ 16 ]
Первые акты железнодорожных диверсий на территории Польши произошли во время немецкого вторжения в сентябре 1939 года польскими частями, которым было поручено проводить операции в тылу врага ( Польские диверсионные силы ). [ 16 ] Однако таких акций было немного, и организованный саботаж прекратился через несколько месяцев, поскольку в тот момент польское сопротивление только начало организовываться. [ 16 ] Многие первые диверсии в первые годы оккупации совершались лицами, мало связанными с организованным сопротивлением или не получавшими от него поддержки, часто польскими железнодорожниками, работавшими на немецких железных дорогах ( Рейхсбан и Остбан ). [ 16 ] Помимо простых задержек, распространенные в то время акты саботажа включали поджоги и повреждение тяги или тормозов вагона. [ 16 ] [ 17 ] Первые организованные нападения партизан на железные дороги произошли в 1940 году, сначала в среднем примерно раз в месяц; такие действия не станут обычным явлением до лета 1942 года. [ 16 ] Хотя большинство операций польского сопротивления проходило в Польше, несколько заметных актов диверсий на железной дороге включали действия за пределами бывших польских территорий: Союз Возмездия и Вахларц проводили взрывы и диверсии в Германии (Берлин в 1940 и 1942 годах) и Белоруссии (Минск в 1942). [ 18 ] [ 19 ] Активность польского сопротивления, в том числе нападения на железнодорожную инфраструктуру, усилилась с осени 1942 г.; количество нападений увеличилось в четыре раза или более в период с 1942 по 1943 год (например, в Варшаве в 1942 году произошло 25 нападений на железные дороги по сравнению со 138 в 1943 году). [ 18 ] Особого внимания заслуживают четыре крупномасштабные операции 1942 и 1943 годов. Первые три (в октябре и ноябре 1942 года и январе 1943 года) были организованы «Союзом возмездия» и «Кедув» группами Армии Крайовой . Четвертый был организован в сентябре 1943 года коммунисткой Гвардией Людовой . Каждое из этих четырех действий привело к серьезным сбоям и задержкам в немецкой логистике. [ 18 ]
По немецким данным, в 1942–1943 годах польское сопротивление совершило около 600 нападений на железнодорожную инфраструктуру. [ 19 ]
Активность сопротивления в Польше еще больше усилилась в 1944 году, когда Восточный фронт приблизился и пересек польские границы. Этот период также ознаменовался ростом активности партизан, связанных с коммунистами, как польских, так и проникших отрядов, находящихся под непосредственным советским командованием. [ 19 ] В период с января по июль 1944 года совместными усилиями польских и советских партизан в Люблинском районе , где проводилось большинство диверсий того периода, было совершено около 800 атак на железнодорожные объекты. [ 19 ] Поскольку части района Люблина были оккупированы наступающими советскими войсками, а линия фронта осенью стабилизировалась на несколько месяцев, дальнейшие атаки на железнодорожные объекты произошли в западном районе Радома . Последние диверсии на железной дороге с участием польского сопротивления произошли около 20 января 1945 года в Западных Бескидах . [ 19 ]
В 1993 году Марек Ней-Крвавич насчитал около 29 000 актов саботажа на железной дороге (включая более мелкие инциденты) за период 1941-1944 годов (см. Таблицу). [ 17 ]
Диверсионный/секретный тип операции | Общее количество |
---|---|
Поврежденные локомотивы | 6,930 |
Поврежденные железнодорожные вагоны | 19,058 |
Задержанный ремонт локомотивов | 803 |
Сшедший с рельсов транспорт | 732 |
Транспорт подожгли | 443 |
Взорванные железнодорожные мосты | 38 |
Разрушенные топливные баки | 1,167 |
В 1994 году Ричард Дж. Крэмптон подсчитал, что восьмая часть всех немецких транспортов на Восточный фронт была уничтожена или существенно задержана из-за операций Армии Крайовой. [ 21 ] Примерное количество железнодорожных диверсионных операций, проведенных польским сопротивлением и/или на польских территориях в 1942-1945 годах, Кшиштоф Коморовский оценил в 2009 году примерно в 2850 операций (включая около 7% неудачных попыток), отметив, что успешные нападения были направлены против 1825 больших и 100 малых составов поездов и привели к многочисленным случаям повреждения или разрушения путей (380), мостов (150) и станций (210). Он также отметил, что диверсии усилились: в 1942 году было зарегистрировано около 100 нападений, в 1943 году - около 600, а в последние два года - более 2000. Коморовский также отметил, что польские железнодорожники совершали многочисленные диверсии в ремонтных депо или на станциях, но их сложно оценить количественно. [ 19 ] [ 20 ]
Румыния
[ редактировать ]Между 1940 и 1944 годами Коммунистическая партия Румынии организовывала отдельные нападения на железные дороги. Их влияние на военные действия Германии, которые опирались на нефть из Плоешти , было минимальным. [ 22 ]
СССР
[ редактировать ]Советские партизаны совершили большое количество нападений на немецкую железнодорожную инфраструктуру, особенно в 1943 году. В марте того же года немцы зафиксировали более 400 нападений, пик - 1100 в июле. В августе 1943 года в Беларуси произошло 21 300 нападений на железнодорожные пути; дальнейшие нападения произошли с сентября по ноябрь того же года. Согласно немецким документам, за этот период Советский Союз уничтожил 20 505 рельсов. [ 5 ] В 1944 году советские партизаны повредили или уничтожили тысячи локомотивов и вагонов. Советские сообщения считаются преувеличенными, но Александр А. Хилл пришел к выводу, что «ущерб, нанесенный немецким коммуникаторам, временами был значительным». Как это произошло в Польше, партизанская деятельность и соответствующий ущерб немецкой железнодорожной инфраструктуре усиливались по мере развития войны и становились все более неблагоприятными для немцев. [ 7 ] [ 14 ]
Югославия
[ редактировать ]В оккупированной немцами Сербии и некоторых близлежащих регионах югославская армия в Отечестве (широко известная как четники) организовала кампанию саботажа линий связи Оси, в основном вдоль рек Морава , Вардар и Дунай , чтобы воспрепятствовать транспортировке немецкой военной техники через Сербию в Салоники. и далее в Ливию во время кампании в Западной пустыне . Диверсии четников были организованы с 31 апреля или, согласно некоторым источникам, с июля или начала августа 1942 года. После первоначальной поддержки тактики четников Михайловича, использованной против сил Оси в Сербии, с конца лета 1942 года британцы начали полагать, что такие действия было недостаточно. С другой стороны, немецкое командование решило, что таких действий им достаточно для принятия решения об уничтожении четников. [ 23 ] [ 24 ]
В Независимом государстве Хорватия (NDH) железные дороги были частой целью партизанских атак и важной частью партизанской стратегии с самого начала войны. К июлю 1942 года из 4000 км железнодорожных путей 1700 км были разрушены или сделаны небезопасными для эксплуатации. Только в 1942 году на линии Риека — Моравице произошло несколько сотен нападений, в результате которых 40 железнодорожников были убиты и более 100 получили ранения. [ 25 ] К началу 1942 года действиями партизан было саботировано 1800 поездов, включая поезда, использовавшиеся для перевозки румынской нефти державам Оси. [ 26 ] Защищать поезда было настолько опасно, что перевод в состав поездов использовался в вооруженных силах NDH как форма сурового наказания. [ 27 ] По словам генерала NDH Славко Кватерника , поддержание регулярного транспорта вызвало «огромные проблемы, тяжелую безопасность на железных дорогах, [связывающую] по крайней мере половину вооруженных сил, а также большие разрушения и потери личного состава и техники». [ 28 ] Немецкой армии также пришлось задействовать значительные собственные ресурсы для защиты стратегически важной линии Загреб — Земун . [ 29 ] Несмотря на обширные контрмеры, включавшие строительство сторожевых вышек, бункеров и других укреплений, использование бронепоездов, [ 30 ] принудительная эвакуация целых населенных пунктов, а также захват заложников, [ 31 ] нападения и перебои продолжались, что значительно нанесло ущерб транспорту и экономике Независимого Государства Хорватия. [ 32 ]
Немецкие контрмеры
[ редактировать ]Помимо различных антипартизанских акций и акций по умиротворению, немцы использовали бронепоезда для защиты своих железнодорожных транспортных сетей. [ 14 ] Они варьировались от больших платформ до бронированных дрейсов , часто используемых для разведки. [ 33 ] Другие методы обеспечения безопасности железнодорожных линий включали в себя движение поездов колоннами, прикрепление к поездам охранных формирований, от вспомогательной полиции до специальных подразделений по борьбе с повстанцами, строительство укрепленных постов в уязвимых или ключевых местах, их защиту заборами и патрулями, вырубка лесов вдоль путей до нескольких сотен метров, чтобы лишить партизан прикрытия, и создание запретных зон вокруг путей, что в крайних случаях приводило даже к перемещению целых деревень. [ 33 ] Однако в целом немецкая тактика характеризуется лишь ограниченными результатами в предотвращении диверсий на железной дороге. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кристиан Бродацкий (25 июня 2001 г.). «А как насчет этих субтитров?» . В 1942 году в Кракове . Наш сайт, перепечатка из «Тыгодника Солидарности». Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 40. ИСБН 978-83-11-10357-3 .
- ^ Станислав Кания (1986). Польский заговорщический и партизанский диалект, 1939-1945 гг . Национальное научное издательство. стр. 130. ISBN 978-83-01-06619-2 .
- ^ Jump up to: а б Казимеж Собчак (1975). Энциклопедия Второй мировой войны . Издательство Министерства национальной обороны. с. 75.
Польские забастовки. Движение сопротивления железнодорожным путям... в результате такой формы действий оно было расширено на 300 км к западу. так называемый Рельсовое сражение, предпринятое в 1943 году партизанскими отрядами Радца.
- ^ Jump up to: а б Филип В. Блад (октябрь 2006 г.). Гитлеровские охотники за бандитами: СС и нацистская оккупация Европы . Потомак Букс, Инк. 101. ИСБН 978-1-59797-021-1 .
- ^ Александр Хилл (10 декабря 2008 г.). Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45: Читатель-документалист . Рутледж. п. 212. ИСБН 978-1-135-76526-2 .
- ^ Jump up to: а б Александр Хилл (2017). Красная Армия и Вторая мировая война . Издательство Кембриджского университета. п. 281. ИСБН 978-1-107-02079-5 .
- ^ Jump up to: а б Гордон Л. Роттман (20 февраля 2013 г.). Диверсионные устройства и мины-ловушки союзников времен Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. п. 88. ИСБН 978-1-4728-0162-3 .
- ^ Дэвид Т. Забекки (1 мая 2015 г.). «Диверсия». Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 1256. ИСБН 978-1-135-81249-2 .
- ^ Гарольд Флендер (9 августа 2019 г.). Спасение в Дании . Планкетт Лейк Пресс. п. 143. GGKEY:DCT7LAKXC18.
- ^ Карстен Холбраад (6 февраля 2017 г.). Реакция Дании на немецкую оккупацию: история и историография . УКЛ Пресс. стр. 157–160. ISBN 978-1-911307-50-1 .
- ^ Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. п. 171. ИСБН 978-1-4766-6760-7 .
- ^ Ян Эйткен (2013). Краткая энциклопедия документального кино Routledge . Рутледж. п. 72. ИСБН 978-0-415-59642-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. п. 131. ИСБН 978-1-4766-6760-7 .
- ^ Друзья Тамшавнбанена (1983). Линия Тамсхавн . Ураганы : Кааре Гриттен. стр. 46–50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 42. ИСБН 978-83-11-10357-3 .
- ^ Jump up to: а б с Ней-Крвавич, Марек (1993). Армия Крайова: Вооружённые Силы Польского Государства . Школьные и педагогические издательства. стр. 214. ISBN 978-83-02-05061-9 .
- ^ Jump up to: а б с Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 43. ИСБН 978-83-11-10357-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 44. ИСБН 978-83-11-10357-3 .
- ^ Jump up to: а б Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 45. ИСБН 978-83-11-10357-3 .
- ^ Р. Дж. Крэмптон (1994). Восточная Европа в двадцатом веке . Рутледж. стр. 197–198. ISBN 978-0-415-05346-4 .
- ^ Деннис Делетант (2019). Тайная деятельность Великобритании в Румынии во время Второй мировой войны . Издательство «Хуманитас». стр. 123, 239. ISBN 978-973-50-6503-4 .
- ^ ( Милаццо 1975 , стр. 104): «... линии связи, в случае успеха, без сомнения, вызовут действия войск Оси против генерала Михайловича». Диверсии четников в Сербии не оправдали ожиданий британцев, и они также побудили немцев раз и навсегда свести счеты с организацией Михайловича. "
- ^ ( Миних 1975 , стр. 6): «Что касается своего поражения в Африке, то Гитлер возложил вину на сербских повстанцев. Приказ Гитлера о полном уничтожении всех сил четников был отправлен Муссолини в письме от 16 февраля 1943 года. ..
- ^ Барич 1997 , с. 259.
- ^ «Croatia.eu земля и люди» . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Елинович 1995 , с. 576.
- ^ Барич 1997 , с. 267.
- ^ Барич 1997 , стр. 261–262.
- ^ Барич 1997 , стр. 271–273.
- ^ Барич 1997 , с. 276.
- ^ Барич 1997 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. стр. 139–141. ISBN 978-1-4766-6760-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Барич, Никица (1997). » «Железнодорожное движение и его безопасность в Независимом Государстве Хорватия (ISC) 1941-1945 (PDF) . Документы (на хорватском языке). 30 (1). Факультет гуманитарных и социальных наук Загребского университета . Проверено 7 июля 2020 г.
- Елинович, Звонимир (1995). «Хорватская армия (ополчение) и оборона» (PDF) . Журнал современной истории (на хорватском языке). 27 (3). Загреб: Хорватский институт истории: 569–583 . Проверено 24 июля 2020 г.
- Миних, Михайло (1975). Отрывки из книги «Разбросанные кости» . Миних.
- Милаццо, Маттео Дж. (1 марта 1975 г.). Движение четников и югославское сопротивление . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801815898 .