Jump to content

Железнодорожный саботаж во время Второй мировой войны

Казнь польских железнодорожников возле станции Плашув-Прокоцим 26 июня 1942 года за диверсию в Бежанове . [ 1 ] [ нужен лучший источник ]
Duration: 8 minutes and 12 seconds.
Фильм из Кэмп-Клэйборн от 8, 9 и 10 марта 1944 года, посвященный испытаниям на сход с рельсов на военной железной дороге Клэйборн-Полк . Испытания проводились для лучшей подготовки личного состава союзников к действиям на железнодорожном саботаже во время Второй мировой войны .

Диверсии на железной дороге были одной из основных тактик сопротивления немецкой оккупации во время Второй мировой войны . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Партизаны и железнодорожники использовали диверсии, чтобы запугать и сбить с толку захватчиков, сбить с толку, уничтожить и потерять свои войска и припасы, а также нанести ущерб железнодорожной инфраструктуре, не давая оккупантам возможности использовать ее.

Новые методы мобильной войны в значительной степени опирались на военную логистику , топливо, продовольствие, боеприпасы и другие припасы. Германия особенно зависела от Deutsche Reichsbahn и захватила железные дороги на Восточном фронте во время Второй мировой войны , из-за нехватки топлива для автомобильного транспорта, а лошади во Второй мировой войне падали с высокой скоростью, как и в предыдущих войнах.

Гордон Л. Роттман отмечал, что «железнодорожные диверсии были одним из наиболее частых действий партизан на всех театрах военных действий » . [ 8 ] Помимо жестоких нападений организованного сопротивления, акты саботажа, связанные с железнодорожным транспортом, также включали действия железнодорожников, такие как мелкие аварии и задержки, неправильное направление и неправильное направление поездов и другие подобные действия. [ 9 ]

В польской и российской историографии теракты часто называют «Битвой за железные дороги» ( польск . Bitwa o szyny ) или «Войной рельсов». Эти термины появились в польской историографии еще в 1975 году и сначала использовались для описания действий польских и советских партизан в 1943 году. [ 4 ] Однако в более новых польских работах он используется более широко в контексте всех партизанских операций в оккупированной Европе, направленных против контролируемой немцами железнодорожной инфраструктуры в период 1939–1945 годов. [ 2 ]

По стране

[ редактировать ]

Железнодорожный саботаж в Дании был описан как очень успешный. [ 10 ] [ 11 ]

В 1944 году, перед высадкой в ​​день «Д» , Великобритания и французское Сопротивление скоординировали серию диверсий на железной дороге, известную как «План Верт» . [ 8 ] [ 12 ] Диверсии на железной дороге французского Сопротивления с акцентом на организацию Résistance-Fer стали темой французского документального фильма 1946 года «Битва на рельсах» . [ 13 ]

Крупный инцидент железнодорожной диверсии в Греции произошел в ноябре 1942 года, когда бойцы греческого сопротивления разрушили цепочку из трех виадуков на линии Салоники Афины . Позже они также взорвали виадук Горгопотамус ( операция Харлинг ) и виадук Асопос . [ 14 ]

Норвегия

[ редактировать ]

Среди наиболее заметных актов диверсий на железной дороге в Норвегии был саботаж на линии Тамсхавн . [ 15 ]

Мемориал на вокзале Демблин «железнодорожникам, погибшим и убитым во время войны и нацистской оккупации 1939–1945 годов».

Оккупированная Польша стала важной транзитной зоной, соединяющей Германию с территориями Советского Союза, а железнодорожный транспорт был основным методом транспортировки ресурсов для военных действий Германии. [ 2 ] После прекращения организованного польского сопротивления в октябре 1939 года немцы начали восстанавливать поврежденную инфраструктуру, а затем улучшать ее до довоенного уровня. [ 2 ] [ 16 ] После вторжения Германии в Советский Союз около 100% немецких поставок на линии Восточного фронта проходило через бывшие польские территории. [ 16 ]

Отношение польского сопротивления к диверсиям на железной дороге было сложным. С одной стороны, это рассматривалось как жизнеспособная возможность, подрывающая военные усилия Германии. В то же время Советский Союз, который также вторгся в Польшу в 1939 году , рассматривался как еще один враг польского государства, и поэтому внутри польского сопротивления, лояльного польскому правительству в изгнании, велись дебаты о том, в какой степени усилия Помощь Советскому Союзу отвечала интересам Польши. В результате большинством польского сопротивления, связанного с правительством в изгнании и Польским подпольным государством , было принято решение проводить лишь ограниченные железнодорожные диверсии, в то время как план широкомасштабных действий, направленных на полный срыв он под кодовым названием «Акция Барьера» был составлен, но отложен. [ 16 ] Однако более мелкое сопротивление, связанное с коммунистами, отвергло это и поддержало масштабные атаки на немецкие линии снабжения. [ 16 ]

Первые акты железнодорожных диверсий на территории Польши произошли во время немецкого вторжения в сентябре 1939 года польскими частями, которым было поручено проводить операции в тылу врага ( Польские диверсионные силы [ пл ] ). [ 16 ] Однако таких акций было немного, и организованный саботаж прекратился через несколько месяцев, поскольку в тот момент польское сопротивление только начало организовываться. [ 16 ] Многие первые диверсии в первые годы оккупации совершались лицами, мало связанными с организованным сопротивлением или не получавшими от него поддержки, часто польскими железнодорожниками, работавшими на немецких железных дорогах ( Рейхсбан и Остбан ). [ 16 ] Помимо простых задержек, распространенные в то время акты саботажа включали поджоги и повреждение тяги или тормозов вагона. [ 16 ] [ 17 ] Первые организованные нападения партизан на железные дороги произошли в 1940 году, сначала в среднем примерно раз в месяц; такие действия не станут обычным явлением до лета 1942 года. [ 16 ] Хотя большинство операций польского сопротивления проходило в Польше, несколько заметных актов диверсий на железной дороге включали действия за пределами бывших польских территорий: Союз Возмездия и Вахларц проводили взрывы и диверсии в Германии (Берлин в 1940 и 1942 годах) и Белоруссии (Минск в 1942). [ 18 ] [ 19 ] Активность польского сопротивления, в том числе нападения на железнодорожную инфраструктуру, усилилась с осени 1942 г.; количество нападений увеличилось в четыре раза или более в период с 1942 по 1943 год (например, в Варшаве в 1942 году произошло 25 нападений на железные дороги по сравнению со 138 в 1943 году). [ 18 ] Особого внимания заслуживают четыре крупномасштабные операции 1942 и 1943 годов. Первые три (в октябре и ноябре 1942 года и январе 1943 года) были организованы «Союзом возмездия» и «Кедув» группами Армии Крайовой . Четвертый был организован в сентябре 1943 года коммунисткой Гвардией Людовой . Каждое из этих четырех действий привело к серьезным сбоям и задержкам в немецкой логистике. [ 18 ]

По немецким данным, в 1942–1943 годах польское сопротивление совершило около 600 нападений на железнодорожную инфраструктуру. [ 19 ]

Активность сопротивления в Польше еще больше усилилась в 1944 году, когда Восточный фронт приблизился и пересек польские границы. Этот период также ознаменовался ростом активности партизан, связанных с коммунистами, как польских, так и проникших отрядов, находящихся под непосредственным советским командованием. [ 19 ] В период с января по июль 1944 года совместными усилиями польских и советских партизан в Люблинском районе , где проводилось большинство диверсий того периода, было совершено около 800 атак на железнодорожные объекты. [ 19 ] Поскольку части района Люблина были оккупированы наступающими советскими войсками, а линия фронта осенью стабилизировалась на несколько месяцев, дальнейшие атаки на железнодорожные объекты произошли в западном районе Радома . Последние диверсии на железной дороге с участием польского сопротивления произошли около 20 января 1945 года в Западных Бескидах . [ 19 ]

В 1993 году Марек Ней-Крвавич [ пл ] насчитал около 29 000 актов саботажа на железной дороге (включая более мелкие инциденты) за период 1941-1944 годов (см. Таблицу). [ 17 ]

Подтвержденные диверсии и тайные операции Вооруженного сопротивления ( ZWZ ) и Армии Крайовой ( АК ) на железной дороге
с 1 января 1941 г. по 30 июня 1944 г., перечислены по типам. [ 17 ] [ 20 ]
Диверсионный/секретный тип операции Общее количество
Поврежденные локомотивы 6,930
Поврежденные железнодорожные вагоны 19,058
Задержанный ремонт локомотивов 803
Сшедший с рельсов транспорт 732
Транспорт подожгли 443
Взорванные железнодорожные мосты 38
Разрушенные топливные баки 1,167

В 1994 году Ричард Дж. Крэмптон подсчитал, что восьмая часть всех немецких транспортов на Восточный фронт была уничтожена или существенно задержана из-за операций Армии Крайовой. [ 21 ] Примерное количество железнодорожных диверсионных операций, проведенных польским сопротивлением и/или на польских территориях в 1942-1945 годах, Кшиштоф Коморовский оценил в 2009 году примерно в 2850 операций (включая около 7% неудачных попыток), отметив, что успешные нападения были направлены против 1825 больших и 100 малых составов поездов и привели к многочисленным случаям повреждения или разрушения путей (380), мостов (150) и станций (210). Он также отметил, что диверсии усилились: в 1942 году было зарегистрировано около 100 нападений, в 1943 году - около 600, а в последние два года - более 2000. Коморовский также отметил, что польские железнодорожники совершали многочисленные диверсии в ремонтных депо или на станциях, но их сложно оценить количественно. [ 19 ] [ 20 ]

Между 1940 и 1944 годами Коммунистическая партия Румынии организовывала отдельные нападения на железные дороги. Их влияние на военные действия Германии, которые опирались на нефть из Плоешти , было минимальным. [ 22 ]

Советские партизаны совершили большое количество нападений на немецкую железнодорожную инфраструктуру, особенно в 1943 году. В марте того же года немцы зафиксировали более 400 нападений, пик - 1100 в июле. В августе 1943 года в Беларуси произошло 21 300 нападений на железнодорожные пути; дальнейшие нападения произошли с сентября по ноябрь того же года. Согласно немецким документам, за этот период Советский Союз уничтожил 20 505 рельсов. [ 5 ] В 1944 году советские партизаны повредили или уничтожили тысячи локомотивов и вагонов. Советские сообщения считаются преувеличенными, но Александр А. Хилл пришел к выводу, что «ущерб, нанесенный немецким коммуникаторам, временами был значительным». Как это произошло в Польше, партизанская деятельность и соответствующий ущерб немецкой железнодорожной инфраструктуре усиливались по мере развития войны и становились все более неблагоприятными для немцев. [ 7 ] [ 14 ]

Югославия

[ редактировать ]
Немецкий плакат о расстреле 50 человек Дражи Михайловича из-за разрушения железнодорожного моста между Пожаревацем и Петровацем-на-Млави в декабре 1942 года.

В оккупированной немцами Сербии и некоторых близлежащих регионах югославская армия в Отечестве (широко известная как четники) организовала кампанию саботажа линий связи Оси, в основном вдоль рек Морава , Вардар и Дунай , чтобы воспрепятствовать транспортировке немецкой военной техники через Сербию в Салоники. и далее в Ливию во время кампании в Западной пустыне . Диверсии четников были организованы с 31 апреля или, согласно некоторым источникам, с июля или начала августа 1942 года. После первоначальной поддержки тактики четников Михайловича, использованной против сил Оси в Сербии, с конца лета 1942 года британцы начали полагать, что такие действия было недостаточно. С другой стороны, немецкое командование решило, что таких действий им достаточно для принятия решения об уничтожении четников. [ 23 ] [ 24 ]

В Независимом государстве Хорватия (NDH) железные дороги были частой целью партизанских атак и важной частью партизанской стратегии с самого начала войны. К июлю 1942 года из 4000 км железнодорожных путей 1700 км были разрушены или сделаны небезопасными для эксплуатации. Только в 1942 году на линии Риека Моравице произошло несколько сотен нападений, в результате которых 40 железнодорожников были убиты и более 100 получили ранения. [ 25 ] К началу 1942 года действиями партизан было саботировано 1800 поездов, включая поезда, использовавшиеся для перевозки румынской нефти державам Оси. [ 26 ] Защищать поезда было настолько опасно, что перевод в состав поездов использовался в вооруженных силах NDH как форма сурового наказания. [ 27 ] По словам генерала NDH Славко Кватерника , поддержание регулярного транспорта вызвало «огромные проблемы, тяжелую безопасность на железных дорогах, [связывающую] по крайней мере половину вооруженных сил, а также большие разрушения и потери личного состава и техники». [ 28 ] Немецкой армии также пришлось задействовать значительные собственные ресурсы для защиты стратегически важной линии Загреб Земун . [ 29 ] Несмотря на обширные контрмеры, включавшие строительство сторожевых вышек, бункеров и других укреплений, использование бронепоездов, [ 30 ] принудительная эвакуация целых населенных пунктов, а также захват заложников, [ 31 ] нападения и перебои продолжались, что значительно нанесло ущерб транспорту и экономике Независимого Государства Хорватия. [ 32 ]

Немецкие контрмеры

[ редактировать ]
Сохранившийся командирский вагон немецкого бронепоезда времен Второй мировой войны BP-44 из железнодорожного музея в Братиславе . Бронепоезд БП-42/44 создавался специально для борьбы с партизанами. [ 14 ]

Помимо различных антипартизанских акций и акций по умиротворению, немцы использовали бронепоезда для защиты своих железнодорожных транспортных сетей. [ 14 ] Они варьировались от больших платформ до бронированных дрейсов , часто используемых для разведки. [ 33 ] Другие методы обеспечения безопасности железнодорожных линий включали в себя движение поездов колоннами, прикрепление к поездам охранных формирований, от вспомогательной полиции до специальных подразделений по борьбе с повстанцами, строительство укрепленных постов в уязвимых или ключевых местах, их защиту заборами и патрулями, вырубка лесов вдоль путей до нескольких сотен метров, чтобы лишить партизан прикрытия, и создание запретных зон вокруг путей, что в крайних случаях приводило даже к перемещению целых деревень. [ 33 ] Однако в целом немецкая тактика характеризуется лишь ограниченными результатами в предотвращении диверсий на железной дороге. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кристиан Бродацкий (25 июня 2001 г.). «А как насчет этих субтитров?» . В 1942 году в Кракове . Наш сайт, перепечатка из «Тыгодника Солидарности». Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 40. ИСБН  978-83-11-10357-3 .
  3. ^ Станислав Кания (1986). Польский заговорщический и партизанский диалект, 1939-1945 гг . Национальное научное издательство. стр. 130. ISBN  978-83-01-06619-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Казимеж Собчак (1975). Энциклопедия Второй мировой войны . Издательство Министерства национальной обороны. с. 75. Польские забастовки. Движение сопротивления железнодорожным путям... в результате такой формы действий оно было расширено на 300 км к западу. так называемый Рельсовое сражение, предпринятое в 1943 году партизанскими отрядами Радца.
  5. ^ Jump up to: а б Филип В. Блад (октябрь 2006 г.). Гитлеровские охотники за бандитами: СС и нацистская оккупация Европы . Потомак Букс, Инк. 101. ИСБН  978-1-59797-021-1 .
  6. ^ Александр Хилл (10 декабря 2008 г.). Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45: Читатель-документалист . Рутледж. п. 212. ИСБН  978-1-135-76526-2 .
  7. ^ Jump up to: а б Александр Хилл (2017). Красная Армия и Вторая мировая война . Издательство Кембриджского университета. п. 281. ИСБН  978-1-107-02079-5 .
  8. ^ Jump up to: а б Гордон Л. Роттман (20 февраля 2013 г.). Диверсионные устройства и мины-ловушки союзников времен Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. п. 88. ИСБН  978-1-4728-0162-3 .
  9. ^ Дэвид Т. Забекки (1 мая 2015 г.). «Диверсия». Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 1256. ИСБН  978-1-135-81249-2 .
  10. ^ Гарольд Флендер (9 августа 2019 г.). Спасение в Дании . Планкетт Лейк Пресс. п. 143. GGKEY:DCT7LAKXC18.
  11. ^ Карстен Холбраад (6 февраля 2017 г.). Реакция Дании на немецкую оккупацию: история и историография . УКЛ Пресс. стр. 157–160. ISBN  978-1-911307-50-1 .
  12. ^ Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. п. 171. ИСБН  978-1-4766-6760-7 .
  13. ^ Ян Эйткен (2013). Краткая энциклопедия документального кино Routledge . Рутледж. п. 72. ИСБН  978-0-415-59642-8 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. п. 131. ИСБН  978-1-4766-6760-7 .
  15. ^ Друзья Тамшавнбанена (1983). Линия Тамсхавн . Ураганы : Кааре Гриттен. стр. 46–50.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 42. ИСБН  978-83-11-10357-3 .
  17. ^ Jump up to: а б с Ней-Крвавич, Марек (1993). Армия Крайова: Вооружённые Силы Польского Государства . Школьные и педагогические издательства. стр. 214. ISBN  978-83-02-05061-9 .
  18. ^ Jump up to: а б с Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 43. ИСБН  978-83-11-10357-3 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 44. ИСБН  978-83-11-10357-3 .
  20. ^ Jump up to: а б Коморовский, Кшиштоф (2009). Польские бои 1939-1945 годов: энциклопедический справочник . Беллона. п. 45. ИСБН  978-83-11-10357-3 .
  21. ^ Р. Дж. Крэмптон (1994). Восточная Европа в двадцатом веке . Рутледж. стр. 197–198. ISBN  978-0-415-05346-4 .
  22. ^ Деннис Делетант (2019). Тайная деятельность Великобритании в Румынии во время Второй мировой войны . Издательство «Хуманитас». стр. 123, 239. ISBN  978-973-50-6503-4 .
  23. ^ ( Милаццо 1975 , стр. 104): «... линии связи, в случае успеха, без сомнения, вызовут действия войск Оси против генерала Михайловича». Диверсии четников в Сербии не оправдали ожиданий британцев, и они также побудили немцев раз и навсегда свести счеты с организацией Михайловича. "
  24. ^ ( Миних 1975 , стр. 6): «Что касается своего поражения в Африке, то Гитлер возложил вину на сербских повстанцев. Приказ Гитлера о полном уничтожении всех сил четников был отправлен Муссолини в письме от 16 февраля 1943 года. ..
  25. ^ Барич 1997 , с. 259.
  26. ^ «Croatia.eu земля и люди» . Проверено 4 сентября 2022 г.
  27. ^ Елинович 1995 , с. 576.
  28. ^ Барич 1997 , с. 267.
  29. ^ Барич 1997 , стр. 261–262.
  30. ^ Барич 1997 , стр. 271–273.
  31. ^ Барич 1997 , с. 276.
  32. ^ Барич 1997 , с. 277.
  33. ^ Jump up to: а б с Жан-Дени Г.Г. Лепаж (7 сентября 2017 г.). Военные поезда и железные дороги: иллюстрированная история . МакФарланд. стр. 139–141. ISBN  978-1-4766-6760-7 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc0595eedd431ca78ef4f955ea28b7ad__1670122140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/ad/fc0595eedd431ca78ef4f955ea28b7ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Railway sabotage during World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)