Только
Деревянные духовые инструменты | |
---|---|
Другие имена | Чакан, Кирка, Кирка, Флейта-дус |
Классификация |
|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 421.221.12 (Флейта с внутренним каналом и отверстиями для пальцев) |
Изобретатель(и) | Антон Хеберле? |
Развитый | около 1806 г. из блокфлейты и восточноевропейских народных флейт. |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Чакан — это разновидность деревянного духового инструмента, который был популярен в Австро-Венгрии в 19 веке. [ 1 ]
разновидность канальной флейты Чакан, , изначально представлял собой блокфлейту, выполненную в форме трости с мундштуком в ручке, что отражало дизайн венгерских боевых молотов , которые были преобразованы в флейты. [ 1 ] [ 2 ] С 1820-х годов появилась новая конструкция, имевшая форму гобоя или кларнета. [ 1 ] [ 3 ]
Чакан - это транспонирующий инструмент в ля-бемоль, хотя его также можно считать транспонирующим инструментом в ля при использовании с гитарами, которые почти всегда были настроены на полтона ниже при аккомпанементе чакану. [ 4 ] Современные производители называют его «Романтическим блок-флейтой ». [ 5 ]
Октавия на чакане достигается тем же способом, что и на блокфлейте, то есть частичным открытием отверстия для большого пальца, чтобы оно могло действовать как вентиляционное отверстие регистра . Однако иногда чаканы оснащались съемной втулкой для отверстия для большого пальца, которая позволяла создавать отверстие нужного размера, когда большой палец вынимается из отверстия. Это требует использования раздутых аппликатур для C ♯ 5 и D 5 , которые в противном случае производились бы из отверстия для большого пальца. [ 4 ]
История
[ редактировать ]В начале 19 века во всей двойной монархии были модны трости, предназначенные не только для использования в качестве вспомогательных средств для ходьбы . Сюда входили различные предметы, такие как телескопы, подсвечники и мечи, а также музыкальные инструменты. В то время как версии других инструментов с тростью могли просто воспроизводить существующий репертуар, блокфлейта с тростью оказалась со своим собственным репертуаром, поскольку обычный блокфлейта больше не создавался. [ 4 ]
Согласно анонсам концертов 1810 года, изобретателем инструмента был Антон Хеберле. Хеберле также был первым, кто исполнил ее публично на концерте в Пеште 18 февраля 1807 года. [ 1 ] Самая ранняя конструкция чакана была либо без ключа, либо оснащена только одной клавишей, используемой для игры D ♯ (как на траверсо ), но примерно к 1820 году появились дополнительные 6 клавиш (для G ♯ , F, F ♯ , B ♭ , низкий Были добавлены C ♯ и трель для BC). [ 3 ] Этот 7-клавишный чакан назывался «complicrte csakan» (сложный чакан). Некоторые более поздние чаканы имели до 13 ключей, а диапазон расширялся еще на треть за счет добавления специального ключа. [ 3 ] [ 4 ]
Франц Шёллнаст, производитель чаканов из Братиславы, сообщил в то время, что чакан был наиболее популярен среди музыкантов-любителей, которым нужен был дешевый и простой в использовании инструмент. Было несколько профессиональных музыкантов, в первую очередь гобоист Эрнст Кремер который был описан как способный «уменьшать и увеличивать ноты до почти невероятной громкости», что позволяет предположить, что были разработаны методы преодоления изменения высоты звука. Это происходит при увеличении или уменьшении давления дыхания на флейтах. [ 1 ]
Похоже, что в течение XIX века некоторые блокфлейты, изготовленные производителями XVIII века, были переоборудованы для использования в качестве цаканов, о чем свидетельствуют сохранившиеся инструменты Деннера и Стауба с добавленными клавишами и втулками с отверстиями для большого пальца, добавленными к вышеупомянутому Деннеру, а также блокфлейта, изготовленная Ган. [ 6 ]
На чакане продолжали играть примерно до начала 20-го века, о чем свидетельствуют методы Кремера (1870 г.), Келера (1880 г.) и Барта (1910 г.). Примерно в это же время в качестве школьного инструмента стал приобретать популярность новый инструмент, называемый Vogtland Csakan, Schulcsakan, Schulflöte или Wiener Flageolet. Они обычно были оснащены 6 клавишами, имели 7 отверстий для пальцев и отверстие для большого пальца, но имели высоту C. Они более тесно связаны с английским флажолетом, чем с ксаканом. Их быстро обогнала по популярности недавно открытая и гораздо более дешевая блокфлейта для сопрано. [ 3 ]
Репертуар
[ редактировать ]По оценкам, сохранилось около 400–500 произведений для чакана многих разных композиторов. Хеберле и Кремер были самыми плодовитыми композиторами чакана, при этом большинство других композиторов опубликовали лишь небольшое количество произведений. Хеберле был первым, кто опубликовал музыку для инструмента Scala für den Ungarischen Csakan . [ 1 ] [ 3 ] Большая часть репертуара состоит из аранжировок произведений для других инструментов, таких как сонаты Бетховена , вальсы Иоганна Штрауса II и различные пьесы из популярных опер того времени. [ 5 ]
Подборка работ
[ редактировать ]Для несопровождаемого цакана
[ редактировать ]- Антона Хеберле Блестящая соната
- Антона Хеберле Фантазия
- «12 оригинальных лендлеров » Эрнста Крэмера , соч.
- Аранжировки Эрнста Крэмера «Иоганн Штраус II Галоп и Вальс»
Для чакана и фортепиано или гитары
[ редактировать ]- «Рондо Венгруа » Эрнста Крэмера , соч. 28
- Соната Йозефа Гебауэра , соч. 17
- Августа Эберхарда Мюллера Аранжировка Карла Марии фон Вебера на «Рондо » , соч. 39
Для цакана и струн
[ редактировать ]- Антона Хеберле Andante con variazioni
- Карла Шоля Квартет
- «12 вальцеров » Вильгельма Клингенбруннера , соч. 47
Для Чакана и оркестра
[ редактировать ]- Антона Хеберле Концертино
- Эрнста Крэмера Концертный полонез , соч. 5
Выдающиеся игроки Чакана
[ редактировать ]- Антон Хеберле
- Эрнст Кремер (1795–1837)
- Хьюго Рейн (1961 г.р.)
- Nik Tarasov
Создатели чаканов
[ редактировать ]Имя | Расположение | Годы активности | Комментарии |
---|---|---|---|
Блесснер, август | Будапешт | 1806–1854 | |
Карл, Георг Франц | Нюрнберг | 1825–1846 | |
Бит, Карл | Линц | 1810–? | Также его сын Алоис |
Фриче, Карл Август | Дрезден | 1803–1809 | |
Гоэн, Анри | Париж | 1978– | |
Хаммиг, Фридрих | Вена | 1791–1823 | |
Черт возьми, Фердинанд | Брно, Вена | 1830–1869 | |
Хоффманн, Эльмар | Германия | ? | Первый мастер, копирующий чаканы в 20 веке. |
Братья Хойер | Вена | 1831–1853 | |
Хюльсенс, Гвидо | Кулонжи | 1975– | Копии Циглера |
Кнехтль, Себастьян | Вена | 1842–1873 | |
Кличек, Питер | Германия | ? | Блокфлейты ля-бемоль для исполнения репертуара чакана |
Кох, Стефан | Вена | 1807–1866 | Также его сын Стефан-младший. |
Меркляйн, Иоганн Баптист | Вена | 1799–1852 | |
Молленхауэр, Бернхард | Фульда | 1961– | Копии Циглера |
Молленхауэр, Иоганн Андреас | Фульда | 1822–1870 | |
Должен, Франц | Вена | 1864–1903 | |
Братья Плахт | Шенбах, Вена, Будапешт | 1825–1925 | |
Шёльнаст, Франц | Братислава | 1811–1882 | Также его сын Иоганн |
Швеффер, Генрих | Грац | ок.1850–1900 гг. | |
Ульманн, Иоганн Тобиас | Вена | 1810–1838 | |
Унглерт, Саймон | Любляна | 1798–1854 | |
Винклер, Иоганн Готлиб | Лейпциг | ок. 1790–1837 гг. | |
Веннер, Мартин | Петь | ?- | Копии Циглера |
Циглер, Иоганн | Вена | 1821–1895 | Также его сын Иоганн Баптист |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бетц, Марианна (2001). «Чакан» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Тарасов, Николай (2009). «Что такое чакан? От оружия до музыкального инструмента» [Что такое чакан? От боевого молота к музыкальному инструменту. Аэродинамическая труба (1): 14–19. ISSN 1864-6204 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рейн, Хьюго (2009). Музыкальная выпечка. (Буклет) Портленд, Орегон, США: Allegro Corporation.
- ^ Jump up to: а б с д Шаллер, Гельмут. «Чакан Эрнеста Кремера» (PDF) . Венский журнал гобоя .
- ^ Jump up to: а б «Чакан – блокфлейта XIX века» . www.csakan.de . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Тарасов, Николай (2010). «Фиксаторы в стиле барокко 2.0: показатели использования магнитофонов в стиле барокко около 1800 года». Аэродинамическая труба (1): 12-15. ISSN 1864-6204 .