Концерт (тер Борх)
Концерт | |
---|---|
Русский: Концерт | |
![]() | |
Художник | Жерар Тер Борх |
Год | в. 1673–1675 гг. |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 56 см × 44 см (22 × 17 дюймов) |
Расположение | Галерея живописи , Берлин |
«Концерт» — картина голландского художника Герарда тер Борха , написанная маслом на панели, созданная ок. 1673–1675. Работа проводится в Gemäldegalerie в Берлине . [ 1 ] [ 2 ]
История и описание
[ редактировать ]Тер Борх был художником, который в своих картинах уделял много внимания повествовательным аспектам. В психологически наводящих сценах он призывает к интерпретации изображенного события и происходящего внутри взаимодействия. Он сознательно апеллирует к определенному любопытству к мыслям или душевному состоянию персонажей. Он почти не дает никаких указаний, даже в титрах, на то, что происходит в сцене. Зрителям предоставляется возможность построить свою собственную историю. То же самое имеет место и в настоящей работе.
На Концерте изображены две молодые женщины, играющие на музыкальных инструментах в домашней обстановке. Женщина на переднем плане играет на виолончели, а девушка на заднем плане — на клавесине. Взаимоотношения между двумя фигурами остаются неопределенными. Виолончелистка, изображенная на видном месте, сидит спиной к зрителю. Большую часть внимания она также привлекает своей одеждой контрастирующих ярких белых и красных тонов. Тщательно прорисованные текстуры и металлический отблеск ее белого платья и красного жакета характерны для метода Тер Борх. Однако некоторые другие стилистические аспекты в этой работе отсутствуют, такие как удивительно ярко освещенная комната, фигура, расположенная на заднем плане, изображенная рыхлой кистью, а также использование широких мазков в других местах. Этот очевидный разрыв в стиле художника во многом обусловлен двумя радикальными изменениями, которые картина претерпела с момента ее создания. [ 3 ] [ 4 ]
Тер Борх сам внес первое изменение в картину, изменив пол фигуры, играющей на клавесине, которая изначально была молодым человеком, на женщину. Это очевидно при рентгеновском исследовании, а также может быть установлено на основе точной копии, которую, вероятно, сделал сам художник, и которая сейчас висит в Стеделикском музее в Зволле под названием «Пара, занимающаяся музыкой» . Причина этого преобразования точно неизвестна, возможно, это связано с созданием желаемого повествовательного аспекта, но, возможно, также с желанием клиента. Учитывая объем предстоящей работы, действие, похоже, не прошло легко или, по крайней мере, не было быстро завершено.

Второе изменение произошло в 1893 году, когда берлинский профессор Хаузер радикально восстановил находившуюся тогда в плохом состоянии работу, значительно улучшив цвета. Хаузер, однако, пошел дальше того, что реставраторы считали приемлемым с точки зрения аутентичности. В частности, он решился на кардинальную переработку женской фигуры на заднем плане, где было полностью переработано ее платье. Хаузер также закрасил другие части работы своей свободной широкой кистью, включая большую поверхность фона. В результате работа утратила типичную плавную и изысканную структуру и приобрела почти импрессионистический характер.
Однако еще более особенным в этой работе является то, что она сама по себе несет в себе сильное качество, даже в ее, возможно, слишком радикально восстановленном состоянии. Это подчеркивает, насколько близка классическая голландская живопись 17-го века к более современным и реалистичным движениям, таким как импрессионизм , а также то, как можно радикально изменить основную ноту картины с помощью всего лишь нескольких корректировок. [ 5 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юдикье Кирс, Фике Тиссинк, Великолепие Золотого века. Голландское искусство 17 века. Живопись, скульптура и прикладное искусство . Ваандерс, Зволле, 2000, стр. 176–179 (немецкий язык).
- ^ «Концерт» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Юдикье Кирс, Фике Тиссинк, Великолепие Золотого века. Голландское искусство 17 века. Живопись, скульптура и прикладное искусство . Ваандерс, Зволле, 2000, стр. 176–179 (немецкий язык).
- ^ Джон Силлевис, в «Живописи Нидерландов». Семнадцатый и восемнадцатый века , Amsterdam University Press, 2007, том 2, стр. 157–164.
- ^ Юдикье Кирс, Фике Тиссинк, Великолепие Золотого века. Голландское искусство 17 века. Живопись, скульптура и прикладное искусство . Ваандерс, Зволле, 2000, стр. 176–179 (немецкий язык).
- ^ Джон Силлевис, в «Живописи Нидерландов». Семнадцатый и восемнадцатый века , Amsterdam University Press, 2007, том 2, стр. 157–164.