Концерт для саксофона (Глазунов)
Концерт ми-бемоль мажор для саксофона-альта и струнного оркестра , соч. 109, написан Александром Глазуновым в 1934 году. Произведение длится около четырнадцати минут и исполняется без пауз. Он глубоко укоренен в романтизме и вошел в стандартный репертуар саксофона.
История
[ редактировать ]Хотя саксофон был изобретен в начале 1840-х годов, во времена Глазунова он все еще был довольно новым и незнакомым; долгое время он оставался нетронутым, поскольку считался «средним классом». Однако Глазунов был очарован звучанием саксофона: новым тембром в музыкальном мире. [ 1 ]
Премьера произведения состоялась в Нючёпинге , Швеция , 25 ноября 1934 года, с Сигурдом Рашером , известным немецким саксофонистом, в качестве солиста. Именно Рашеру приписывают создание композиции концерта. Он настолько уговаривал Глазунова написать концерт для саксофона, что композитор написал коллеге, что начал произведение в марте «под влиянием нападок, а не просьб датского (sic) саксофониста по имени Сигурд Рашер». Он завершил работу в июне 1934 года. По словам французского саксофониста Марселя Мюля , Глазунов читал с ним пьесу перед ее публикацией, причем композитор играл партию фортепиано. [ 2 ]
Глазунов почти наверняка никогда не слышал публичного исполнения своего Концерта для саксофона, поскольку первое исполнение этого произведения в Париже состоялось только после его смерти. В своих письмах он не упоминал о каком-либо сотрудничестве над концертом с другим композитором. Однако в 1936 году издательство внесло дополнение к фортепианной редукции: в качестве второго композитора добавили А. Петио, вероятно, в целях защиты авторских прав, как это было принято у артистов Советского Союза. [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Вот структурный разрыв, по мнению самого Глазунова, взятый из письма, которое он написал Максимилиану Штейнбергу :
- Экспозиция: Allegro Moderato, размер 4/4, заканчивается соль минор.
- Развитие (краткое)
- Переход: Анданте (до-бемоль мажор; иногда си-мажор), в 3/4, переходящий в небольшую каденцию.
- Заключение: Фугато (до минор), 12/8.
Вышеуказанные формы встречаются снова, прежде чем перейти к коде (ми-бемоль мажор). [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Концерт состоит из одной части, которая открывается струнными, играющими главную тему. Затем мелодию исполняет солист. Струны создают пышную фоновую текстуру. Далее следует несколько музыкальных тем. Саксофон начинает доминировать в пассажах гамм и интервальных прыжках. Вступительная часть исполняется соль минор, а центральная часть - до мажор.
Затем саксофон переплетает мелодию с лирическими темами струнных. Результатом этого взаимодействия является тональный цвет. В этой части представлены изменения темпа. Затем саксофон играет каденцию, ведущую к партии Фугато.
В оркестре вводятся синкопированные ритмы. Солист саксофона играет мелодию, которую подхватывают струны. Темп замедляется по мере появления высоких нот. Затем по мере раскрытия коды возникает модель вызова и ответа. Кульминация наступает, когда саксофон играет ноту, которую затем заканчивают струны.
Записи
[ редактировать ]Некоторые известные саксофонисты сделали записи этого произведения, в том числе Джон-Эдвард Келли , Арно Борнкамп , Гэри Луи Луллофф Джо Кристофер Кревистон , Жан-Ив Фурмо , Лоуренс Гвоздз , Джон Харл , Теодор Керкесос , Роберт Исон , Карел Краутгартнер , Жан-Мари Лондэ , Марсель Мюл , Кеннет Радновски , Дебра Рихтмайер и Эжен Руссо .
Источники
[ редактировать ]- Оссовский Александр, Александр Константинович Глазунов: Его жизнь и творчество ; Санкт-Петербург, Издательство «Концерты Александра Силоти», 1907.
- Файджес, Орландо, «Танец Наташи: история культуры России» (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN 978-0-8050-5783-6 (hc.).
- Волков, Соломон, тр. Буи, Антонина В., Санкт-Петербург: его культурная история (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979). ISBN 978-0-06-014476-0.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Собченко, Андре (сентябрь 1997 г.). «Письма Глазунова «Годы саксофонного концерта» » (PDF) . Саксофонный журнал . dornpub.com. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ Руссо, Евгений. Марсель Мюл: его жизнь и саксофон. Шелл-Лейк, 1982 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для саксофона : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур