Я меняю модель
В психологии модель «Я-изменения» [1] [2] или интегрированная модель для объяснения мотивационных и поведенческих изменений вытекает из модели отношения – социального влияния – самоэффективности Айзена и объединяет идеи теории запланированного поведения , [3] Бандуры Социально -когнитивная теория , Прочаски модель Транстеоретическая , [4] Модель убеждений о здоровье , [5] и постановка целей [6] теории. Предыдущие версии этой модели (называемые моделью отношения, социальной нормы, самоэффективности (ASE), полученной на основе теории запланированного поведения) использовались для объяснения различных типов поведения в отношении здоровья.
Фазы изменения поведения
[ редактировать ]Модель I-Change представляет собой фазовую модель и предполагает, что в процессе изменения поведения можно выделить как минимум три фазы: 1. Осведомленность ; 2. Мотивация ; 3. Действие . Для каждого этапа более актуальными являются конкретные детерминанты.
Осведомленность
[ редактировать ]Осознание той или иной проблемы у человека является результатом точного знания и восприятия риска человеком относительно своего поведения (не все люди осознают уровень собственного поведения, например, многие люди переоценивают объем своей физической активности). . Сигналы из окружающей среды (например, человек, больной раком) также могут побудить человека лучше осознать определенный риск и необходимость принять определенное поведение в отношении здоровья.
Мотивация
[ редактировать ]Мотивация к изменению поведения зависит от отношения человека (результатов воспринимаемых преимуществ и недостатков поведения), убеждений о социальном влиянии (нормы других, поведение других и поддержка других) и ожиданий самоэффективности (воспринимаемая способность осуществлять определенное поведение в отношении здоровья). Конечный результат в уровне мотивации к принятию здорового образа жизни можно измерить намерениями - концепцией, основанной на теории разумных действий Фишбейна и Айзена. [7] или родственные концепции, такие как концепция стадии изменения Транстеоретической модели Прочаски.
Действие
[ редактировать ]Намерения не обязательно приводят к поведению. Факторами, определяющими действие , помимо позитивного намерения , опять же являются самоэффективность, планирование действий и постановка целей . Что касается планирования действий, мы различаем подготовительное планирование (планирование действий, необходимых для изменения), планирование инициации (планирование действий, необходимых для первого выполнения нового поведения) и планирование совладания или поддержания (планирование действий, направленных на преодоление барьеров и рецидивов). для сохранения реализованных изменений). Кроме того, необходимо также развитие навыков, необходимых для нового поведения в отношении здоровья.
Предрасполагающие факторы
[ редактировать ]Модель I-Change предполагает, что эти мотивационные процессы определяются различными предрасполагающими факторами, такими как поведенческие факторы (например, образ жизни), психологические факторы (например, личность), биологические факторы (например, пол, генетическая предрасположенность ), социальные и культурные факторы (например, цены на сигареты, политика) и информационные факторы (качество сообщений, используемые каналы и источники).
См. также
[ редактировать ]- Изменение поведения (общественное здравоохранение)
- Теории поведенческих изменений
- Постановка цели
- Мотивация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Врис, Х., Дейкстра, М. и Кульман, П. (1988). Самоэффективность: третий фактор, помимо отношения и субъективной нормы, как предиктор поведенческих намерений. Исследования в области санитарного просвещения, 3, 273–282.
- ^ Де Врис, Х. и Мадде, А. (1998). Прогнозирование переходов между этапами отказа от курения с использованием модели отношения – социального влияния – эффективности. Психология и здоровье, 13, 369–385.
- ^ Айзен, И. От намерений к действиям: теория запланированного поведения. В: Управление действиями: от познания к поведению. Дж. Куль и С. Дж. Бекманн (ред.) 1987, Springer: Берлин. стр. 11–37
- ^ Прочаска Дж.О., Велисер В.Ф. Транстеоретическая модель изменения поведения в отношении здоровья. Am J Health Promotion, 1997 г., сентябрь – октябрь; 12 (1): 38–48.
- ^ Янц Н.К., Беккер М.Х. Модель убеждений в отношении здоровья: десятилетие спустя. Health Educ Q. 1984; 11: 1–47.
- ^ Гольвитцер, премьер-министр Намерения по реализации. Сильные эффекты простых планов. Am Psychol, 1999. 54 (7): с. 493–503
- ^ Фишбейн, М., и Айзен, И. (1975). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования. Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Де Врис Х., Дейкстра М. и Кульман П. (1988). Самоэффективность: третий фактор, помимо отношения и субъективной нормы, как предиктор поведенческих намерений. Исследования в области санитарного просвещения, 3, 273–282.
- Де Врис, Х. и Мадде, А. (1998). Прогнозирование переходов между этапами отказа от курения с использованием модели «Отношение – Социальное влияние – Эффективность». Психология и здоровье, 13, 369–385.
- Де Врис Х., Местерс И., Ван дер Стиг Х. и Хонинг К. (2005). Информационные потребности и представления широкой общественности относительно наследственного рака: применение модели интегрированных изменений. Обучение и консультирование пациентов, 56 (2), 154–165.
- Де Врис Х., Местерс И., Ван 'т Рит Дж., Виллемс К. и Реубсает А. (2006). Мотивы использования солнцезащитного крема бельгийскими подростками: роль планов действий. Рак, эпидемиология, биомаркеры и биомаркеры, 15 (7) 1360–1366.
- Де Врис Х., Кремерс С., Смитс Т., Бруг Дж. и Эйджмаэль К. (2008). Эффективность индивидуальной обратной связи и планов действий в рамках вмешательства, направленного на различные модели поведения в отношении здоровья. Американский журнал укрепления здоровья, 22 (6): 417–425.
- Сегаар Д., Болман К. Виллемсен М.К. и де Врис Х. (2006). Детерминанты принятия когнитивно-поведенческих вмешательств в условиях больницы: пример минимально-контактного вмешательства по прекращению курения в кардиологических отделениях. Обучение и консультирование пациентов, 61, 262–271. Импакт-фактор 2006: 1,356