История польской нации

Historia narodu polskiego ( «История польской нации ») — многотомный исторический труд польско-литовского епископа Адама Нарушевича , считающийся первой современной научной историей Польши и весьма влиятельным трудом по ранней польской историографии . Он также представлял точку зрения монархизма и короля Польши Станислава Августа в интенсивных политических дебатах в Польше во второй половине XVIII века.
написанный в основном в 1776–1779 годах в эпоху польского Просвещения Этот амбициозный проект, вдохновленный произведениями Вольтера , и опубликованный в последующие десятилетия, остался незавершенным, поскольку Нарушевич лишь завершил тома, охватывающие времена до конца Династия Пястов в 14 веке. [ 1 ] : 22–29
Фон
[ редактировать ]Идея написать современную историю Польши принадлежит покровителю Нарушевича Станиславу Августу Понятовскому , королю Польши . После первого раздела Польши в 1772 году Понятовский попытался реформировать больное Польско-Литовское Содружество , но этой задаче противостояли корыстные интересы как среди польского дворянства , так и среди соседей Речи Посполитой. В 1775 году Михал Вельгорский , один из оппонентов Понятовского, опубликовал трактат «О возвращении прежнего правительства в соответствии с первоначальными республиканскими законами» ( O przywróceniu Dawnego rządu według pierwiastkowych Rzeczypospolitej ustaw ), который опирался на исторические свидетельства для нападок на политику короля. Понятовский хотел ответить тем же, стремясь показать, что история в буквальном смысле на его стороне, и поэтому для этой задачи он выбрал Нарушевича, своего близкого слугу и главного советника по истории. [ 1 ] : 22–24
У Нарушевича было мало предшественников, которые могли бы его направлять. Единственной предшествующей попыткой написать историю Польши была работа летописца 15-го века Яна Длугоша , в то время как последние историки Возрождения просто переписывали прошлые работы, часто просто пересказывая хроники Длугоша. Нарушевич, человек Просвещения , согласился с тем, что предыдущая работа была устаревшей и неадекватной, и вместо этого был вдохновлен историческими работами своих современников, таких как Вольтер . [ 1 ] : 22–24 Целью работы стало, по словам историка Джона Д. Стэнли, «подчеркнуть важную роль, которую история сыграла в польском Просвещении», показывая, как прошлая история может обеспечить решения текущих проблем. В 1776 году король наградил его орденом Святого Станислава за его усилия. [ 1 ] : 25
Разработка
[ редактировать ]В своем «Мемориале о написании национальной истории» ( Memoriał względem pisania historii narodowej ), написанном в 1775 году, Нарушевич изложил проект, подчеркнув новую важность использования архивных материалов, а также необходимость их сбора и систематизации. [ 1 ] : 24 В течение нескольких лет Нарушевич посвящал этому проекту большую часть своего времени. Хотя у него было несколько помощников, включая самого короля, Нарушевич был единственным автором, поставив себе цель писать не менее 500 слов в день и посвящая большую часть своего распорядка дня (с 8:30 до 15:00). ) в этот проект. Первоначально он работал в деревне Повеч , а затем вернулся в Варшаву по просьбе короля. [ 1 ] : 25 Нарушевич потратил более двух лет на сбор материалов и начал писать первую книгу примерно в 1777 году, завершив черновик первых семи томов к 1779 году. Однако к тому времени Нарушевич обнаружил, что эта работа обременительна. [ 1 ] : 25 Он жаловался на нехватку материалов для последних периодов, но также стал все более активно участвовать в политике Содружества, включая работу Великого Сейма , которая началась позже в том же десятилетии. [ 1 ] : 28 Таким образом, серия осталась незавершенной, поскольку Нарушевич охватывал только период до конца династии Пястов в 1386 году, причем том I охватывал доисторическую эпоху, а тома II-VII - эпоху Пястов. [ 1 ] : 25–26 Тем не менее, он продолжал собирать и систематизировать исторические документы до своей смерти, и его архив стал известен как Теки Нарушевича ( Папки Нарушевича ). Хотя они и не публиковались при его жизни, позже они стали ценным архивом для будущих историков, содержащим хорошо организованные документы, включая копии ныне утерянных текстов. [ 2 ] : 559 [ 1 ] : 29 [ 3 ] : 7
Тома начали публиковаться ежегодно с 1780 г. тиражом 1500 экземпляров; однако публикация первого тома значительно задержалась и была опубликована только в 1824 году. [ 1 ] : 26
Содержание
[ редактировать ]Следуя передовому опыту Просвещения в написании истории, Нарушевич ввел периодизацию истории, основанную на династической истории Польши: доисторическая эпоха, династия Пястов , династия Ягеллонов и период выборной монархии , которую он разделил на два периода, первый из которых завершился. с отречением Яна II Казимира , и последнее, продолжающееся до нынешней его эпохи. [ 1 ] : 25 Книги также были разделены на тома и главы по классической модели Тацита . [ 1 ] : 25 Его работа построена в строгом хронологическом порядке: главы соответствуют периодам правления, а подразделы — годам (начиная с 962 года), хотя ряд тем, таких как денежная система , евреи или паровые бани , получил длинные сноски. [ 1 ] : 26
Твердо выступая на стороне Понятовского, Нарушевич также решительно защищал идею сильной монархии , одновременно резко критикуя дворянство в целом и привилегии шляхты , включая Золотую Свободу и свободные выборы , в частности. [ 1 ] : 24, 27 [ 4 ] : 95–96 Он критиковал крепостное право , но не призывал к каким-либо серьезным реформам, полагая, что плохое обращение с гражданами отражает слабость монархии, и что лекарство заключается в укреплении царской власти и обуздании бесчинств дворянства. [ 1 ] : 27 Несмотря на то, что он был римско-католическим епископом , в большинстве вопросов он также был на стороне короля, а не папства , и, следуя секуляристской тенденции Просвещения, он отказывался объяснять историю как результат божественного повеления или вмешательства. Он критиковал протестантов и православных , но это было связано с тем, что религиозное разнообразие ослабляло государство. [ 1 ] : 28 Поддерживая дело Польши на международной арене, Нарушевич оправдывал претензии Польши на спорную территорию и очень критически относился к политике Германии в отношении Польши, но благосклонно относился к немецкому культурному влиянию. [ 1 ] : 27 [ 4 ] : 96 Нарушевич также признал, что славяне не были коренными жителями земель, которые они населяли во втором тысячелетии. [ 1 ] : 26 Отходя от идеала благородного дикаря , Нарушевич рассматривал античную эпоху как период дикого варварства. [ 1 ] : 26 Он отверг ряд легенд, таких как « Лех», «Чеш», «Русь» и «Кракус» , как сказки, хотя и признал, что некоторые из них могут быть основаны на зерне истины. [ 1 ] : 26, 29 Однако он принял легенду о сарматском происхождении польского дворянства. [ 4 ] : 96
Периодизация Нарушевича и сосредоточение внимания на государстве, а также рассмотрение истории Польши как истории польского государства - ее королей, иностранных дел, войн и договоров - будут одновременно влиятельными и оспариваемыми последующими польскими историками. В польской историографии существует различие между «школой Нарушевича», поддерживающей монархию и сильную центральную власть и подчеркивающей центральную роль государства в понимании польской истории, и более либерально-республиканской « Лелевеля ». школой [ 1 ] : 26, 33 [ 2 ] : 560
Прием и значение
[ редактировать ]Нарушевича хвалили за его методологию – опору на первоисточники и проверку фактов. В его работах часто полностью воспроизводятся более короткие первоисточники и обсуждаются их различия в случае противоречий. Он часто оставлял вопросы открытыми, чтобы читатели могли сделать собственные выводы. [ 1 ] : 28 Historia... была описана как первое научное исследование польской истории. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Стэнли, Джон Д. (1 января 2006 г.). «Адам Нарушевич (1733-1796)» . В Броке, Питер; Стэнли, Джон Д.; Врубель, Петр (ред.). Нация и история: польские историки от эпохи Просвещения до Второй мировой войны . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-9036-2 .
- ^ Jump up to: а б Платт, Джулиан (1977). «НАРУШЕВИЧ Адам Станислав Тадеуш». Польский биографический словарь (на польском языке). Том 22. Национальный институт. Семья Оссолинских. стр. 554–561.
- ^ Вольска, Барбара (2005). «Введение в чтение». В Вольске, Барбара (ред.). Адам Нарушевич. Сборник стихов. Том I (PDF) (на польском языке). Институт литературных исследований. ISBN 978-83-89348-56-2 .
- ^ Jump up to: а б с Тренченьи, Балаж; Яновский, Мацей; Баар, Моника; Фалина, Мария; Копечек, Михал (26 февраля 2016 г.). История современной политической мысли в Центрально-Восточной Европе: Том I: Переговоры о современности в «долгом девятнадцатом веке» . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-105695-6 .
- ^ Вульф, доктор медицинских наук (3 июня 2014 г.). Глобальная энциклопедия исторических произведений . Рутледж. ISBN 978-1-134-81998-0 .