Пакет цифрового кино
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Пакет цифрового кино ( DCP ) — это набор цифровых файлов, используемых для хранения и передачи данных цифрового кино аудио, изображений и потоков (DC) .
Этот термин был популяризирован компанией Digital Cinema Initiatives, LLC в ее первоначальной рекомендации. [ 1 ] для упаковки содержимого постоянного тока. Однако в отрасли существует тенденция применять этот термин к структуре, более формально известной как композиция. [ 2 ] ) DCP — это формат контейнера для композиций, [ 3 ] иерархическая файловая структура, представляющая версию заголовка. DCP может содержать частичную композицию (например, не полный набор файлов), одну полную композицию или несколько полных композиций. [ 3 ]
Композиция состоит из списка воспроизведения композиции (в формате XML ), который определяет последовательность воспроизведения набора файлов дорожек. Файлы треков содержат суть , упакованную в формат обмена материалами (MXF). В каждой композиции должно присутствовать как минимум два файла треков (см. SMPTE ST429-2 D-Cinema Packaging – DCP Constraints или Cinepedia). [ 4 ] ): файл дорожки, несущий сущность изображения, и файл дорожки, несущий сущность аудио. Композиция, состоящая из списка воспроизведения композиции (CPL) и связанных с ней файлов дорожек, распространяется как пакет цифрового кино (DCP). Композиция является полным представлением титульной версии, в то время как DCP не обязательно должен содержать полную композицию. Однако, как уже отмечалось, в киноиндустрии принято обсуждать название с точки зрения DCP, поскольку именно оно является конечным результатом для кинотеатра.
Сущность файла дорожки изображения сжимается с использованием JPEG 2000 , а файл звуковой дорожки содержит 24-битный файл с линейным PCM несжатый многоканальный WAV- . Дополнительно к сути файла трека может быть применено шифрование, чтобы защитить его от несанкционированного использования. Используемое шифрование — AES 128-битное в режиме CBC .
На практике используются два варианта композиции. Исходная версия называется Interop DCP. [ 5 ] опубликовала спецификацию В 2009 году SMPTE (SMPTE ST 429-2 Digital Cinema Packaging – DCP Constraints) для того, что обычно называют SMPTE DCP. SMPTE DCP аналогичен Interop DCP, но не имеет обратной совместимости, что приводит к трудным усилиям по переходу отрасли с Interop DCP на SMPTE DCP. [ 6 ] SMPTE DCP требует значительных ограничений для обеспечения успеха в этой области, как показывает ISDCF. [ 7 ] Хотя устаревшая поддержка Interop DCP необходима для коммерческих продуктов, новые продукты рекомендуется распространять в SMPTE DCP.
Технические характеристики
[ редактировать ]Корневая папка DCP (на носителе данных) содержит ряд файлов, некоторые из которых используются для хранения изображений и аудиоконтента, а некоторые используются для организации и управления всем списком воспроизведения. [ 8 ]
Файлы изображений MXF
[ редактировать ]Содержимое изображения может храниться на одном или нескольких барабанах, соответствующих одному или нескольким файлам MXF . Каждая катушка содержит изображения в формате MPEG-2 или JPEG 2000 , в зависимости от используемого кодека. MPEG-2 больше не соответствует спецификации DCI. JPEG 2000 — единственный принятый формат сжатия .
- Поддерживаемые частоты кадров:
- SMPTE (JPEG 2000)
- 24, 25, 30, 48, 50 и 60 кадров в секунду при 2K
- 24, 25 и 30 кадров в секунду при 4K
- 24 и 48 кадров в секунду при стереоскопическом разрешении 2K
- MXF Interop (JPEG 2000) – устарело.
- 24 и 48 кадров в секунду при 2K (MXF Interop может кодироваться со скоростью 25 кадров/с, но поддержка не гарантируется)
- 24 fps @ 4K
- 24 кадра в секунду при стереоскопическом разрешении 2K
- MXF Interop (MPEG-2) – устарело.
- 23,976 и 24 кадра в секунду при разрешении 1920 × 1080
- SMPTE (JPEG 2000)
- Максимальные размеры кадров составляют 2048 × 1080 для 2K DC и 4096 × 2160 для 4K DC. Общие форматы:
- SMPTE (JPEG 2000)
- Плоский (1998 × 1080 или 3996 × 2160), = соотношение сторон 1,85:1.
- Размер (2048 × 858 или 4096 × 1716), соотношение сторон ~ 2,39:1
- HDTV (1920 × 1080 или 3840 × 2160), соотношение сторон 16:9 (~ 1,78:1) (хотя это разрешение специально не определено в спецификации DCI, это разрешение совместимо с DCI согласно разделу 8.4.3.2).
- Полный (2048 × 1080 или 4096 × 2160) (соотношение сторон ~ 1,9: 1, официальное название DCI — Full Container. Не получил широкого распространения в кинотеатрах.)
- MXF Interop (MPEG-2) – устарело.
- Полный кадр (1920 × 1080)
- SMPTE (JPEG 2000)
- Точность 12 бит на пиксель (всего 36 бит)
- Цветовое пространство XYZ ; штрих указывает на гамма-кодирование (гамма = 2,6).
- Максимальная скорость передачи данных — 250 Мбит/с (1,3 МБ на кадр при частоте 24 кадра в секунду).
Звуковые файлы MXF
[ редактировать ]Звуковое содержимое также хранится на барабанах, соответствующих по количеству и длительности барабанам с изображениями. В случае многоязычных функций требуются отдельные ролики для передачи на разных языках. Каждый файл содержит суть линейной PCM .
- Частота выборки составляет 48 000 или 96 000 выборок в секунду.
- Точность выборки 24 бита
- Линейное отображение (без компандирования )
- До 16 независимых каналов
Файл карты активов
[ редактировать ]Список всех файлов, включенных в DCP, в формате XML.
Файл списка воспроизведения композиции
[ редактировать ]Определяет порядок воспроизведения во время презентации. заказ сохраняется в формате XML В этом файле ; каждая картинка и звуковой ролик идентифицируются своим UUID . В следующем примере ролик состоит из изображения и звука:
<Reel>
<Id>urn:uuid:632437bc-73f9-49ca-b687-fdb3f98f430c</Id>
<AssetList>
<MainPicture>
<Id>urn:uuid:46afe8a3-50be-4986-b9c8-34f4ba69572f</Id>
<EditRate>24 1</EditRate>
<IntrinsicDuration>340</IntrinsicDuration>
<EntryPoint>0</EntryPoint>
<Duration>340</Duration>
<FrameRate>24 1</FrameRate>
<ScreenAspectRatio>2048 858</ScreenAspectRatio>
</MainPicture>
<MainSound>
<Id>urn:uuid:1fce0915-f8c7-48a7-b023-36e204a66ed1</Id>
<EditRate>24 1</EditRate>
<IntrinsicDuration>340</IntrinsicDuration>
<EntryPoint>0</EntryPoint>
<Duration>340</Duration>
</MainSound>
</AssetList>
</Reel>
Файл упаковочного списка или список ключей упаковки (PKL)
[ редактировать ]Все файлы в составе хешируются и их хэш хранится здесь, в формате XML. Этот файл обычно используется при загрузке на сервер цифрового кино для проверки того, не были ли данные повреждены или подделаны каким-либо образом. Например, катушка с изображением MXF идентифицируется следующим образом: <asset>
элемент:
<Asset>
<Id>urn:uuid:46afe8a3-50be-4986-b9c8-34f4ba69572f</Id>
<Hash>iqZ3X7TdAjAqniOxT2/hj66VCUU=</Hash>
<Size>210598692</Size>
<Type>application/x-smpte-mxf;asdcpKind=Picture</Type>
</Asset>
Хэш-значение представляет собой Base64 кодировку SHA-1 контрольной суммы . Его можно рассчитать командой:
openssl sha1 -binary "FILE_NAME" | openssl base64
Индексный файл тома
[ редактировать ]Один DCP может храниться на нескольких носителях (например, на нескольких жестких дисках). XML-файл VOLINDEX
используется для определения порядка томов в серии.
3D-ЦПД
[ редактировать ]Формат DCP также используется для хранения стереоскопического (3D) контента для 3D-фильмов . В данном случае на каждую секунду существует 48 кадров – 24 кадра для левого глаза, 24 кадра для правого.
В зависимости от используемой проекционной системы изображения для левого и правого глаза либо отображаются попеременно (системы с двойной или тройной вспышкой) со скоростью 48 кадров в секунду, либо, в системах 4K, изображения для левого и правого глаза отображаются одновременно, одно над другим, с 24 кадра в секунду. В системах с тройной вспышкой очки с активным затвором требуются , тогда как оптическая фильтрация, такая как круговая поляризация, используется в сочетании с пассивными очками в поляризационных системах .
Поскольку максимальная скорость передачи данных всегда составляет 250 Мбит/с, это дает чистую скорость 125 Мбит/с для одного кадра, но снижение качества изображения обычно незаметно .
D-Box
[ редактировать ]Коды D-Box для сидений с управлением движением (обозначенные как «Данные движения» в спецификации DCP), если они присутствуют, сохраняются в виде моноаурального файла WAV на канале звуковой дорожки 13. [ 9 ] Дорожки данных движения не зашифрованы и не имеют водяных знаков. [ 10 ]
Создание
[ редактировать ]Большинство продюсеров и дистрибьюторов фильмов полагаются на средства кодирования цифрового кино при производстве и проверке качества пакета цифрового кино перед его выпуском. Объекты следуют строгим правилам, изложенным в рекомендациях DCI, для обеспечения совместимости со всем оборудованием цифрового кино. Для более крупных студийных фильмов на предприятии обычно создается Мастер распространения цифрового кино (DCDM).
DCDM — это этап постпроизводства перед DCP. Кадры имеют формат XYZ TIFF, а звук и изображение еще не упакованы в файлы MXF. DCP может быть закодирован непосредственно из DCDM. DCDM полезен для целей архивирования, а также предприятия могут совместно использовать их для целей международного изменения версий. Их можно легко превратить в альтернативные версии DCP для зарубежных территорий. Для фильмов меньшего выпуска предприятие обычно пропускает создание DCDM и вместо этого кодирует исходный фильм, подаваемый в средство кодирования, непосредственно из Digital Source Master (DSM). DSM может поставляться во множестве форматов и цветовых пространств. По этой причине служба кодирования должна обладать обширными знаниями в области обработки цветового пространства, включая, в некоторых случаях, использование 3D LUT для тщательного сопоставления внешнего вида готового DCP с отпечатком на целлулоидной пленке. Это может быть весьма сложный процесс, в ходе которого DCP и отпечаток пленки «перемещаются» (показываются рядом) в тщательно откалиброванном кинотеатре.
Менее требовательные DCP кодируются из таких ленточных форматов, как HDCAM SR . Проверки контроля качества всегда проводятся в калиброванных кинотеатрах и тщательно проверяются на наличие ошибок. На проверках качества часто присутствуют колористы , режиссеры, звукорежиссеры и другой персонал для проверки правильности воспроизведения изображения и звука в готовом DCP.
Доступность
[ редактировать ]Звук с нарушением слуха
[ редактировать ]Аудиодорожка для людей с нарушениями слуха (HI) предназначена для людей с нарушениями слуха , чтобы лучше слышать диалог. [ 11 ] Кинозрители могут носить наушники, которые воспроизводят эту звуковую дорожку, синхронизированную с фильмом. [ 11 ] Звук для людей с нарушениями слуха хранится в DCP на канале звуковой дорожки 7. [ 10 ]
Аудио описание
[ редактировать ]Аудиоописание – это повествование людей для слепых или слабовидящих . Аудиоописание хранится в DCP как звук «для людей с нарушениями зрения» (VI-N) на канале звуковой дорожки 8. [ 11 ] [ 10 ]
Видео о языке жестов
[ редактировать ]Видеодорожка на языке жестов может быть включена в DCP, чтобы обеспечить синхронизацию отображения языка жестов с фильмом. [ 12 ] Язык жестов Видеодорожки отображаются кинозрителям в портретной ориентации на втором экране устройства. [ 11 ] В сентябре 2017 года в Бразилии вступили в силу новые требования к доступности Libras , устанавливающие наличие бразильского языка жестов для фильмов, показываемых в бразильских кинотеатрах .
Видеодорожки на языке жестов не имеют слышимого звука и кодируются в формате VP9 с максимальной скоростью передачи данных 1 Мбит/с, разрешением 480x640 пикселей и частотой кадров 24 кадра в секунду (даже если основной фильм имеет другую частоту кадров). [ 13 ]
Видео VP9 хранится в канале звуковой дорожки 15, который идентифицируется по имени тега MCA (многоканальное аудио) «Видеопоток на языке жестов». [ 9 ] [ 10 ] Видео, сжатое с помощью VP9, сохраняется в несжатом PCM аудиоканале с частотой дискретизации 24 бита 48 кГц и битрейтом , занимая фиксированную полосу пропускания 1,152 Мбит/с. Поскольку VP9 использует переменный битрейт , видео сохраняется равномерно распределенными 2-секундными фрагментами, декодируемыми медиаблоком . [ 13 ] Этот метод сохраняет возможность воспроизведения с произвольным доступом («хитрое воспроизведение») и совместим со всеми существующими системами цифрового кинопроецирования. [ 13 ] Видео дорожки на языке жестов не зашифрованы и не имеют водяных знаков. [ 10 ]
Форум цифрового кино InterSociety (ISDCF) опубликовал с открытым исходным кодом кодировщик и декодер видео на языке жестов на GitHub . [ 14 ]
Шифрование
[ редактировать ]Дистрибьютор может зашифровать медиафайлы (MXF) с помощью шифрования AES, чтобы предотвратить несанкционированный доступ. Симметричные ключи AES , используемые для шифрования сущности контента, должны быть тщательно защищены, чтобы они никогда не распространялись напрямую. Вместо этого ключи AES сами шифруются с использованием асимметричного 2048-битного RSA . Каждая система воспроизведения имеет свою уникальную пару открытого/закрытого ключей. Закрытый ключ никогда не разглашается и спрятан в системах воспроизведения внутри защищенного оборудования, соответствующего стандартам безопасности FIPS-140 . Соответствующий открытый ключ передается дистрибьютору , который затем может создавать сообщения о доставке ключей (KDM), которые контролируют доступ к зашифрованному контенту для каждой системы воспроизведения. KDM — это XML- файлы, содержащие ключи AES, зашифрованные с помощью RSA, которые можно расшифровать только с помощью закрытого ключа на целевом устройстве. KDM связан с конкретными композициями (CPL), которые могут включать в себя несколько зашифрованных ресурсов изображения, звука и субтитров, и каждая система воспроизведения требует уникально сгенерированного KDM. KDM также предоставляют возможность определять окна даты и времени, в которых KDM действителен. Системы воспроизведения не разрешат воспроизведение за пределами этого периода действия, что позволяет дистрибьюторам гарантировать, что контент не может быть разблокирован до даты выпуска, и обеспечить соблюдение срока аренды, согласованного с экспонентом.
Шифрование субтитров в первую очередь предназначено для защиты при транспортировке; Содержание субтитров может передаваться в виде открытого текста на проекционный блок. [ 15 ]
Водяные знаки
[ редактировать ]Криминалистическая маркировка (FM) относится к информации отслеживания, внедренной посредством цифровых водяных знаков в каналы изображения («Криминалистическая маркировка изображения») и аудио («Звуковая криминалистическая маркировка») через средство внедрения в медиаблоке. [ 15 ] Эта технология аналогична кодированной борьбе с пиратством, используемой для целлулоидной пленки. Использование водяных знаков не останавливает несанкционированные записи или их распространение, хотя может препятствовать несанкционированному копированию теми, кто знает о процессе нанесения водяных знаков. [ 15 ] Водяные знаки предназначены для обнаружения в любых копиях, включая несанкционированные записи (например, с камер ). [ 15 ] Информация, полученная с помощью водяных знаков в несанкционированных копиях, а также журналов, созданных Media Blocks, может быть проверена в рамках расследования для определения источника записей. [ 15 ] Для точной идентификации водяного знака может потребоваться запись продолжительностью до 30 минут. [ 15 ] Спецификация DCI не требует использования конкретной технологии нанесения водяных знаков, и существует множество таких систем. [ 15 ] Водяной знак генерируется в реальном времени (или быстрее) и вставляется каждые 5 минут. [ 15 ] Водяной знак включает в себя отметку времени и уникальный идентификатор, связанный с блоком безопасной обработки (SPB). [ 15 ] Водяные знаки аудио и изображений должны быть прозрачными для людей, а также выдерживать любые изменения или преобразования форматов, включая множественные преобразования между аналоговыми и цифровыми форматами, изменение высоты тона, масштабирование или обрезку. [ 15 ]
Водяные знаки должны применяться ко всем зашифрованным каналам (аудио или изображения) и не должны применяться к незашифрованным каналам. [ 15 ] Водяные знаки можно отключить для всех каналов («без метки FM») или только для определенных аудиодорожек («выборочная метка аудио FM»), установив соответствующее значение в элементе ForensicMarkFlagList KDM. [ 15 ] В случае определенных аудиодорожек без водяных знаков FM будет отключен для всех треков, пронумерованных выше указанного номера трека. [ 15 ] Для видеодорожек D-Box и жестового языка FM должен быть отключен. [ 10 ]
Способы доставки
[ редактировать ]Самый распространенный метод использует специальный жесткий диск (чаще всего CRU DX115), разработанный специально для серверов цифрового кино. Эти жесткие диски изначально были разработаны для использования в военных целях, но с тех пор были приняты в цифровом кино из-за их износостойкости и надежности. Жесткие диски обычно форматируются с использованием файловой системы Linux ext2 или ext3 , поскольку серверы D-Cinema обычно основаны на Linux и должны иметь поддержку чтения для этих файловых систем. Обычно размер индексного дескриптора устанавливается равным 128 байтам, чтобы избежать проблем совместимости с некоторыми серверами. NTFS и FAT32 Также иногда используются . Жесткие диски обычно арендуются у компании, занимающейся кодированием цифрового кино, иногда в тысячах экземпляров. Диски обычно поставляются в защитных жестких футлярах. Диски доставляются экспресс-курьером до места проведения выставки. Другие методы предусматривают полностью цифровую доставку с использованием либо выделенных спутниковых каналов , либо высокоскоростного подключения к Интернету. [ 16 ]
Например, кинотеатры показали «Кошек» перед днем открытия, в пятницу, 20 декабря 2019 года. Когда фильм получил плохие отзывы после мировой премьеры 16 декабря, Universal уведомила кинотеатры 20 декабря, что будет выпущена обновленная версия фильма с «некоторыми улучшенными визуальными эффектами». будет доступен для скачивания 22 декабря и на жестком диске к 24 декабря. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Спецификация системы цифрового кино DCI, версия 1.0» . Инициативы цифрового кино. 20 июля 2005 г. [2005]. п. 1.
- ^ Джим Уиттлси. «InterOP против SMPTE DCP» (PDF) . СМПТЭ. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2016 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «ДКП» . Синепедия.
- ^ «Композиция» . Синепедия.
- ^ «Интероп ДКП» . Синепедия.
- ^ Михаил Карагосян (6 марта 2015 г.). «Что не так с DCP?» . Отчет о цифровом кино.
- ^ «Руководство по авторизации SMPTE DCP, версия 1» (PDF) . ISDCF. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2022 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Пакет распространения Digital Cinema Initiative (DCP), версия 1.0» . Планирование устойчивости цифровых форматов для коллекций Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса. 27 декабря 2011 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Рекомендуемые рекомендации по источникам цифрового кино и доставке контента DCP» (PDF) . Цифровой кинотеатр Deluxe Technicolor. 29 марта 2018 г. Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Упаковка D-Cinema — профиль приложения SMPTE DCP Bv2.1 . Общество инженеров кино и телевидения . 18 мая 2020 г. doi : 10.5594/SMPTE.RDD52.2020 . ISBN 978-1-68303-222-9 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Специальные возможности и файл звуковой дорожки» . Синепедия . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Deluxe запускает первую службу локализации на бразильском жестовом языке (LIBRAS) за пределами Бразилии» . Cision PR Newswire . Deluxe Entertainment Services Group Inc. через Cision PR Newswire. 18 сентября 2017 г. Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кодирование видео на языке жестов для цифрового кино» (PDF) . Межобщественный форум цифрового кино. 18 июля 2018 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Кодирование видео на языке жестов для цифрового кино , InterSociety Digital Cinema Forum , получено 15 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Спецификация системы цифрового кинотеатра, версия 1.4.3» (PDF) . Инициативы цифрового кино, ООО. 24 мая 2023 г. с. Раздел 9.4.6.2 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Около 75% экранов принимают фильмы через спутник, сообщает Digital Cinema Group» . 23 марта 2017 г.
- ^ МакКлинток, Памела (21 декабря 2019 г.). «Universal уведомляет кинотеатры, что «Кошки» обновляются с помощью «улучшенных визуальных эффектов» » . Голливудский репортер . Проверено 22 декабря 2019 г.