Jump to content

Гнейс-2

«Гнейс-2» был первым советским бортовым радиолокационным комплексом. Он был представлен в 1942 году и устанавливался на самолеты «Петляков Пе-2» , «Петляков Пе-3» и «Дуглас А-20 Havoc» .

Разработка

[ редактировать ]

В годы советско-финской войны начальник Научно-испытательного института ВВС генерал С.А. Данилин, получив опыт эксплуатации наземной радиолокационной станции «Редут Редокс» (РУС-2) в боевых условиях, предложил разработать бортовую радиолокационную систему обнаружения и атаковать самолеты противника независимо от условий видимости. Ученые и инженеры Ленинградского института радиопромышленности подтвердили возможность создания такой системы, и под руководством А.Б. Слепушкина была начата разработка проекта под кодовым названием «Гнейс-1». Институт ВВС выдвинул следующие требования: дальность обнаружения самолета 4-5 км; зона обнаружения в горизонтальной плоскости 120°, в вертикальной - около 90°. Передатчик создавался на основе клистрона, работающего на длине волны 15-16 см в импульсном режиме. Расчетный вес станции и оборудования составил около 500 кг. Самолет, выбранный для установки системы, был выбран по предложению летчика-испытателя НИИ ВВС С. Супруна, в котором также мог разместиться оператор РЛС. В начале 1941 года был создан прототип радара. [1]

В связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией предприятий-поставщиков возникли трудности с дальнейшими работами по «Гнейсу-1». Конструкцию РЛС пришлось перейти на передатчики метрового диапазона волн. На базе стационарной РЛС ПВО «Пегматит» (РУС-2с) под руководством ее разработчиков А. А. Фина и В. В. Тихомирова была создана РЛС «Гнейс-2», работающая на длине волны 1,5 м. [2]

РЛС была установлена ​​на самолете Пе-2 и в июле 1942 года испытательные полеты показали возможность обнаружения самолета типа бомбардировщик на дальности от 300 до 3500 м с точностью ±5° по угловым координатам при высоте полета в минимум 2000 м. Научно-исследовательский радиотехнический институт изготовил опытную партию из 15 станций, которые были отправлены в войска на испытания. В феврале-мае 1943 года в составе Ленинградского 2-го гвардейского корпуса ПВО были проведены государственные войсковые испытания (председатель комиссии генерал-майор авиации Е. Е. Ерлыкин). По их результатам решением ГКО от 16 июня 1943 года была принята на вооружение РЛС «Гнейс-2». К концу 1944 года было выпущено более 230 систем. [2]

В 1943 году была создана усовершенствованная версия станции «Гнейс-2М». На нем были использованы новые антенны, позволившие обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли. Осенью 1943 года радар прошел испытания на Каспии, после чего был принят на вооружение и запущен в серийное производство. [2]

Технические характеристики

[ редактировать ]
  • Несущая частота: 200 МГц
  • Частота импульсов: 900 Гц
  • Длительность импульса: от 2 мкс до 2,5 мкс
  • Максимальная дальность: 3,5 км
  • Пиковая мощность: 10 кВт
  • Ошибка азимута: ± 5°

Боевая операция

[ редактировать ]

Первые исправные радиолокационные комплексы «Гнейс-2», установленные на самолете Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года. Сталинград. С февраля по май 1943 года самолеты с РЛС использовались в системе ПВО Ленинграда — 24-м гвардейским истребительным авиационным полком 2-го корпуса ПВО. В ходе перехвата истребители наводились на цель с помощью РЛС дальнего действия РУС-2, а при подходе к воздушному противнику бортовой «Гнейс-2» был готов к применению. Обнаружив самолет противника, оператор бортовой радиолокационной станции дал летчику указания, как подойти к цели.

С февраля по июнь 1943 года «Гнейс-2» испытывался вместе с «Дугласом А-20» для оценки его использования в качестве РЛС воздушного перехвата ночных истребителей. По сравнению с Пе-2 самолет имел ряд преимуществ, и в результате в июле 1943 года было сформировано 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия в составе двух полков (45-го и 173-го) на самолетах А-20. началось. Дивизия подчинялась АДД . По данным штаба, каждому полку было приписано 32 самолета и 39 экипажей, в состав полка входила радиолокационная рота, оснащенная РУС-2. С мая 1944 года дивизии начали поступать на фронт и использовались для защиты крупных транспортных узлов. Самолеты с РЛС «Гнейс-2» использовались во время войны и минно-торпедными авиационными полками для обнаружения кораблей.

Помимо «Гнейсов-2» собственного производства СССР получил по контракту по ленд-лизу авиационные радиолокаторы. США отправили союзникам по этому договору 54 486 авиационных радиолокаторов, в основном для Великобритании. Из этого числа в Советский Союз было отправлено 370 станций двух типов: 320 — СЦР-695 и 50 — СЦР-718 .

  1. ^ Лобанов М.М., Авиационные станции «Гнейс-2», ПНБ и «Гнейс-5» // Начало советской радиолокации. - М.: Советское радио, 1975.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Лобанов М.М. Бортовые радиолокационные средства // Развитие советской радиолокационной техники. - М.: Военное издательство, 1982.
[ редактировать ]

Обзор ранних разработок радаров в Украине и бывшем Советском Союзе Феликса Яновского [1]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05f1d451c7d6496cda3d34105f801fe0__1720424880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/e0/05f1d451c7d6496cda3d34105f801fe0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gneiss-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)