Гнейс-2
«Гнейс-2» был первым советским бортовым радиолокационным комплексом. Он был представлен в 1942 году и устанавливался на самолеты «Петляков Пе-2» , «Петляков Пе-3» и «Дуглас А-20 Havoc» .
Разработка
[ редактировать ]В годы советско-финской войны начальник Научно-испытательного института ВВС генерал С.А. Данилин, получив опыт эксплуатации наземной радиолокационной станции «Редут Редокс» (РУС-2) в боевых условиях, предложил разработать бортовую радиолокационную систему обнаружения и атаковать самолеты противника независимо от условий видимости. Ученые и инженеры Ленинградского института радиопромышленности подтвердили возможность создания такой системы, и под руководством А.Б. Слепушкина была начата разработка проекта под кодовым названием «Гнейс-1». Институт ВВС выдвинул следующие требования: дальность обнаружения самолета 4-5 км; зона обнаружения в горизонтальной плоскости 120°, в вертикальной - около 90°. Передатчик создавался на основе клистрона, работающего на длине волны 15-16 см в импульсном режиме. Расчетный вес станции и оборудования составил около 500 кг. Самолет, выбранный для установки системы, был выбран по предложению летчика-испытателя НИИ ВВС С. Супруна, в котором также мог разместиться оператор РЛС. В начале 1941 года был создан прототип радара. [1]
В связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией предприятий-поставщиков возникли трудности с дальнейшими работами по «Гнейсу-1». Конструкцию РЛС пришлось перейти на передатчики метрового диапазона волн. На базе стационарной РЛС ПВО «Пегматит» (РУС-2с) под руководством ее разработчиков А. А. Фина и В. В. Тихомирова была создана РЛС «Гнейс-2», работающая на длине волны 1,5 м. [2]
РЛС была установлена на самолете Пе-2 и в июле 1942 года испытательные полеты показали возможность обнаружения самолета типа бомбардировщик на дальности от 300 до 3500 м с точностью ±5° по угловым координатам при высоте полета в минимум 2000 м. Научно-исследовательский радиотехнический институт изготовил опытную партию из 15 станций, которые были отправлены в войска на испытания. В феврале-мае 1943 года в составе Ленинградского 2-го гвардейского корпуса ПВО были проведены государственные войсковые испытания (председатель комиссии генерал-майор авиации Е. Е. Ерлыкин). По их результатам решением ГКО от 16 июня 1943 года была принята на вооружение РЛС «Гнейс-2». К концу 1944 года было выпущено более 230 систем. [2]
В 1943 году была создана усовершенствованная версия станции «Гнейс-2М». На нем были использованы новые антенны, позволившие обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли. Осенью 1943 года радар прошел испытания на Каспии, после чего был принят на вооружение и запущен в серийное производство. [2]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Несущая частота: 200 МГц
- Частота импульсов: 900 Гц
- Длительность импульса: от 2 мкс до 2,5 мкс
- Максимальная дальность: 3,5 км
- Пиковая мощность: 10 кВт
- Ошибка азимута: ± 5°
Боевая операция
[ редактировать ]Первые исправные радиолокационные комплексы «Гнейс-2», установленные на самолете Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года. Сталинград. С февраля по май 1943 года самолеты с РЛС использовались в системе ПВО Ленинграда — 24-м гвардейским истребительным авиационным полком 2-го корпуса ПВО. В ходе перехвата истребители наводились на цель с помощью РЛС дальнего действия РУС-2, а при подходе к воздушному противнику бортовой «Гнейс-2» был готов к применению. Обнаружив самолет противника, оператор бортовой радиолокационной станции дал летчику указания, как подойти к цели.
С февраля по июнь 1943 года «Гнейс-2» испытывался вместе с «Дугласом А-20» для оценки его использования в качестве РЛС воздушного перехвата ночных истребителей. По сравнению с Пе-2 самолет имел ряд преимуществ, и в результате в июле 1943 года было сформировано 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия в составе двух полков (45-го и 173-го) на самолетах А-20. началось. Дивизия подчинялась АДД . По данным штаба, каждому полку было приписано 32 самолета и 39 экипажей, в состав полка входила радиолокационная рота, оснащенная РУС-2. С мая 1944 года дивизии начали поступать на фронт и использовались для защиты крупных транспортных узлов. Самолеты с РЛС «Гнейс-2» использовались во время войны и минно-торпедными авиационными полками для обнаружения кораблей.
Помимо «Гнейсов-2» собственного производства СССР получил по контракту по ленд-лизу авиационные радиолокаторы. США отправили союзникам по этому договору 54 486 авиационных радиолокаторов, в основном для Великобритании. Из этого числа в Советский Союз было отправлено 370 станций двух типов: 320 — СЦР-695 и 50 — СЦР-718 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лобанов М.М., Авиационные станции «Гнейс-2», ПНБ и «Гнейс-5» // Начало советской радиолокации. - М.: Советское радио, 1975.
- ^ Перейти обратно: а б с Лобанов М.М. Бортовые радиолокационные средства // Развитие советской радиолокационной техники. - М.: Военное издательство, 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Обзор ранних разработок радаров в Украине и бывшем Советском Союзе Феликса Яновского [1]