Я да
Я да | |
---|---|
![]() Я да | |
Рожденный | Я да 1872 |
Умер | 1930 | (58 лет)
Национальность | бирманский |
Известный | Рисование |
Движение | Традиционная школа |
Покровитель(и) | Издательский |
Сая Айе ( бирманский : ဆရာအေး ; 1872–1930) был крупным художником из Мандалая традиционной школы , который предпринял некоторые из первых шагов в Бирме по модернизации и вестернизации своей живописи. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] как религиозные, так и светские. Он оказал большое влияние на историю бирманской живописи первых десятилетий 20 века.
Обучение и начало карьеры
[ редактировать ]Сая Айе получил раннее монашеское образование , где были замечены его художественные таланты, и поэтому с 12 лет он прошел обучение искусству у профессионального традиционного художника. [ 2 ] Позже он стал учеником мандалайского художника Сая Чоне (1866–1917), который был королевским художником в Бирме во время правления короля Тибау . [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] и изучил традиционную живопись, копируя работы предшественников Чоне и Чоне, королевских художников Сая Сар и Кьяра Ньюнта. [ 2 ] Однако, хотя Сая Айе приобрел обширный опыт в традиционной живописи, его стиль с самого начала был частично вестернизирован, потому что сам Сая Чоне находился под влиянием западной живописи. [ 6 ] и начал использовать в своих работах такие методы, как линейная и тональная перспектива , которые были довольно новыми для Бирмы в колониальный период. В конце концов, Сая Айе остался самостоятельным, открыл свою собственную студию в Мандалае и начал зарабатывать себе репутацию благодаря иллюстрациям и художественному оформлению похоронных церемоний. [ 2 ] Он мечтал стать королевским художником-традиционалистом, но мечта была сорвана, когда король Тибо и династия Конбаунг пали в 1885 году под властью британцев . [ 2 ] [ 4 ]
Первая известность Сая Ай пришла под покровительством У Ханди , монаха-отшельника из Мандалая, который стремился сохранить привычки, обычаи и ценности династии Конбаунг через образы живописи. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, большая часть раннего периода карьеры Сая Айе была потрачена на документирование сцен старой бирманской монархии , а также написание многих буддийских произведений (сцены из жизнеописаний исторического Будды и «Сказки Джатаки» ) для пагод и религиозных зданий в Верхней Бирме. , особенно на Мандалайском холме . [ 1 ] [ 2 ] Говорят, что благодаря этим картинам он приобрел обширные знания о бирманских традициях и религиозных ритуалах. [ 2 ] [ 3 ] особенно умел изображать королевские предметы и украшения, [ 1 ] и стал вместе с другим художником Сая Мья Гьи, [ 5 ] самый известный художник в жанре старой традиционной живописи. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
До тех пор, пока западный авангард живописи не захлестнул Бирму, после того как бирманский художник Ба Ньян вернулся после обучения в Лондоне в 1930 году, произведения искусства, вдохновленные буддизмом, составляли большую часть бирманской живописи. В конце 19 и начале 20 века эти буддийские произведения обычно выполнялись на металлических листах. [ 3 ] [ 5 ] довольно часто цинк, [ 2 ] и висели высоко под потолками в монастырях и пагодах. В некоторых местах Бирмы буддийские работы Сая Айе можно найти в таких местах, как пагода Эйндавья , но работы там висят открытыми для стихии уже почти 100 лет, и они сильно повреждены, а сцены почти нечитабельны. [ 4 ] Многие из других его работ исчезли, подверглись вандализму или испортились до неузнаваемости. [ 3 ] [ 5 ]
Стиль
[ редактировать ]По крайней мере, две сцены суда бирманской монархии, написанные Сая Айе (на цинковых пластинах, датированные 1918 годом), сохранились в хорошем состоянии, и обе они поразительны. [ 4 ] В то время как учитель Айе, Сая Чоне, начал осваивать западные техники, за исключением фотографий трех или четырех портретных картин, [ 2 ] [ 6 ] местонахождение которого неизвестно, Чоне не проявлял особого желания реалистично изображать человеческие черты. В целом портретным фигурам на картинах Чоне не хватает индивидуальности, одно лицо похоже на другое, [ 4 ] [ 5 ] во многом так же, как это укиё-э делает живопись в Японии , без передачи ощущения истинной внешности или личности объекта. В двух цинковых придворных портретах Айе выражено гораздо больше индивидуальности, с великой мрачной тьмой и тенями. [ 4 ] В этих работах он также демонстрирует мастерство сфумато .
Западная живопись
[ редактировать ]Точно неизвестно, где Айе приобрел свои более продвинутые навыки живописи в западном стиле, но они явно пришли не от Сая Чоне. У Айе не было официального образования в области западного искусства. [ 1 ] [ 4 ] Говорят, однако, что Айе изучал западную живопись по иллюстрациям в иностранных книгах. [ 4 ] и это, вероятно, правда, поскольку приобрести такие книги в колониальный период не было бы сложно. Говорят, что ранний бирманский художник Маунг Маунг Ги (1890–1942), который примерно в 1906 году самостоятельно отправился в Лондон и получил там некоторое образование в области западной живописи, также преподавал Сая Айе западную живопись после своего возвращения в Бирму в 1908 или 1909 год. [ 2 ] [ 4 ] Маунг Маунг Ги якобы дал эту инструкцию Айе в обмен на инструкции Айе по традиционной живописи. [ 2 ] который тогда еще пользовался большим уважением.
Светские портретные работы
[ редактировать ]В 1990-е годы в Бирме было обнаружено несколько удивительных портретов, написанных гуашью и маслом , написанных Сая Айе. [ 4 ] всего пять или шесть штук. Эти работы носили почти полностью светский характер, обычно это портреты высокопоставленных чиновников или богатых людей, предположительно заказанные, и они мало похожи на работы Сая Чоне. Они были резким отходом от традиционного стиля, но при этом сохранили некоторые аспекты традиционной живописи, в частности, цветочные арабески . [ 4 ] Работы заимствовали многие приемы западной живописи — анатомическую точность пропорций, глубину перспективы , штриховку , ракурс , угрюмую выразительность личности. Различные бирманские историки искусства спорят о том, являются ли линии или цвета на картинах бирманскими или западными, причем некоторые критики придерживаются противоположных взглядов, пытаясь проанализировать произведения и разобрать их на национальные (бирманские) или международные элементы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это очень сложно сделать, поскольку произведения представляют собой плавный сплав бирманской и западной живописи и представляют собой единое целое. В этих работах Сая Айе, не имевшая формального образования в области западной живописи, предприняла гигантские шаги в создании оригинального выражения в Бирме.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Сая Айе была финансово успешным художником. Когда ему было за 50, у него случился инсульт, его парализовало, и он больше не мог рисовать. [ 2 ] Он оставил свой живописный бизнес двум своим сыновьям Со Маунгу и Фу Гаунгу. [ 2 ] Со Маунг (1900–69) получил обширное обучение традиционной живописи у своего отца и продолжил семейный бизнес по производству традиционных религиозных картин для Бирмы.
Коллекции музеев
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Г. Хла Маунг (1968). «Я да». О международной и бирманской живописи (на бирманском языке). Сядьте, До Сарпай. стр. 13–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ньян Шейн (1998). «Сая Ай (1873-1930)». О бирманских художниках, скульпторах и архитекторах, Vol. 1 (на бирманском языке). Сарпай Бейкман . стр. 49–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Девять (Яманья) (1997). История бирманской живописи (на бирманском языке). Сарпай Бекман .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Эндрю Ранард (2009). Бирманская живопись: линейная и латеральная история . Книги шелкопряда. стр. 70–76, 79–82. ISBN 978-974-9511-76-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ноэль Сингер (1999). «Художник в Бирме с древнейших времен до 1910 года». Искусство Азии . 29 (6 ноября – декабрь). Гонконг: 107–108.
- ^ Перейти обратно: а б Мой ребенок (1980). Королевская художница Сая Чоне (на бирманском языке). Сарпай Бейкман