Женщины в правительстве Китая
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Женщины в Китае недостаточно представлены в правительстве , особенно на высокопоставленных должностях.
Исторический обзор
[ редактировать ]В древнем и историческом Китае женщинам было запрещено участвовать во многих сферах общественной жизни, включая занятие должностей. [ 1 ] Только одна женщина когда-либо управляла Китайской империей как суверен от своего имени, У Цзэтянь , между 690 и 705 годами. Многие другие женщины контролировали императорский двор как супруги или регенты правителей-мужчин. [ 2 ] Примечательно, что вдовствующая императрица Цыси эффективно контролировала правительство с 1861 года до своей смерти в 1908 году. [ 3 ] Китайское суфражистское движение возникло в 1900-х годах вместе с прореспубликанским движением. монархии После свержения в 1911 году Временная конституция Китайской Республики 1912 года исключила участие женщин в политике, и суфражистки продолжили агитацию. В 1936 году избирательное право женщин было включено в проект конституции , но реализовано оно было только в 1947 году. [ 4 ]
С 1920-х годов Коммунистическая партия Китая (КПК) под руководством Мао Цзэдуна выступала за мобилизацию женщин в Китае. [ 5 ] КПК специально настаивала на мобилизации крестьянских женщин, поскольку партия считала, что сельские женщины менее связаны со старыми структурами власти и будут противостоять классовым врагам. [ 6 ] После того, как КПК пришла к власти в 1949 году и основала Китайскую Народную Республику, партия продолжала уделять приоритетное внимание политической мобилизации женщин. [ 6 ] Заявление Мао « Женщины держат половину неба » стало основным лозунгом в поддержку КПК прав женщин. [ 7 ] Мао предоставил женщинам больше законных прав и учредил Всекитайскую федерацию женщин в рамках КПК для продвижения прав женщин. Мао также установил квоту для женщин в политическом руководстве. [ 5 ]

В течение первых нескольких десятилетий существования КНР самой видной женщиной в китайском правительстве была Сун Цинлин . Вдова бывшего президента Китая Сунь Ятсена , Сун была избрана почетным председателем Революционного комитета Гоминьдана Китая (РККК) в 1948 году и оставалась на различных престижных должностях на протяжении всей своей последующей политической жизни. Она была заместителем председателя КНР (1949–1954; 1959–1975) и заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (1954–1959; 1975–1981). В начале 1950-х годов она путешествовала за границу, представляя свою страну на ряде международных мероприятий. Она была исполняющим обязанности председателя в 1968–1972 годах и исполняющим обязанности главы государства в 1976–1978 годах, а в 1981 году ей было присвоено специальное звание «Почетный президент Китайской Народной Республики ». [ нужна ссылка ]
Во время Культурной революции две образцовые работницы и сторонники Мао, У Гуйсянь и Ли Сувэнь , за семь лет поднялись из вообще без политического ранга до руководящих должностей национального уровня: У - вице-премьера , а Ли - заместителя председателя Постоянного комитета. Всекитайского собрания народных представителей (ВНП). [ 5 ] Однако, несмотря на гендерную квоту, установленную Мао, женщины были крайне недопредставлены на более влиятельных должностях. [ 8 ] Последующие партийные лидеры, такие как Чжао Цзыян, решительно выступали против участия женщин в политическом процессе. [ 9 ] По количеству женщин в парламенте Китай поднялся с 17-го места в мире в 1997 году на 87-е в 2023 году. [ 10 ] [ 11 ]
Местный уровень
[ редактировать ]Несмотря на то, что краеугольным камнем идеологических принципов КПК является «равенство между мужчинами и женщинами», существует мало свидетельств того, что они принимаются на практике. [ 12 ] Изучая историю женщин в местных органах власти, становится ясно, что доказательств равенства мало. В 1995 году доля женщин среди глав поселков и малых городов составляла 3,84%. [ 13 ] Более того, в этом исследовании в одном обследованном поселке с восемнадцатью партийными отделениями деревенского уровня, помимо семнадцати директоров Всекитайских женских федераций, не было ни одной женщины. Эти факты демонстрируют историческую проблему, с которой женщины столкнулись в местной политике в Китае. [ 13 ]
Для сравнения, Национальное бюро статистики Китая заявляет, что на уровне уездов в 2021 году процент женщин, занимающих эти должности, составлял 10,6%. [ 12 ] Хотя цифры ясно показывают высокий уровень дискриминации и женоненавистничества, улучшение этих показателей является положительным шагом, хотя есть еще много возможностей для улучшения. Очевидно, что причины этих цифр проистекают из дискриминационного отношения в Китае. Традиционно женщин назначали на политические должности только в отделах, занимающихся «женской работой», из-за гендерного разделения труда. [ 12 ]
Эту дискриминацию на местном уровне можно еще больше подчеркнуть, изучая карьерную траекторию китайских мэров по полу, а также изучая предоставленные им портфели. Дискриминация подчеркивается при изучении процента женщин, которые начинают свою политическую карьеру в Молодежной лиге или Федерации женщин. [ 12 ] Эти роли считаются «женскими» и поэтому традиционно отводятся женщинам. [ 12 ] 32% женщин-мэров ранее имели портфолио, охватывающее местную молодежную лигу, по сравнению с 14% мужчин. [ 12 ] Более того, 4% женщин-мэров играли региональные роли в Федерации женщин по сравнению с нулевым количеством мужчин. Это соответствует приведенному выше стереотипу, предполагающему, что многие должности в правительстве считаются «женскими ролями», и, как таковое, это подтверждает некоторую дискриминацию на рабочем месте, с которой сталкиваются женщины в местной политике. [ 12 ]
Однако, несмотря на приведенные выше данные, существуют противоречивые данные. Женщины в среднем получают повышение из местных органов власти на должность мэра на два года моложе мужчин, в среднем в возрасте 47 лет. [ 12 ] Хотя это демонстрирует положительный шаг для женщин в Китае, очевидно, что существует «стеклянный потолок» для многих женщин, который не позволяет им получить провинциальные должности. [ 12 ] Кроме того, средний возраст 47 лет относится к гораздо меньшему размеру выборки, поэтому не дает нам полностью четкой картины о шансах продвижения женщин в местной китайской политике. Однако, хотя эта дискриминация является общей темой, она не всегда имеет место во всей провинциальной политике. [ 12 ]
Провинциальный уровень
[ редактировать ]Как уже говорилось ранее, участие женщин в политической жизни в Китае чрезвычайно низкое. Небольшая доля женщин занимает должности на более высоких уровнях или в каких-либо ключевых секторах. Большинство женщин-лидеров обычно работали в органах управления провинций и были заместителями министров центрального правительства. В 2021 году вице-губернаторами и вице-мэрами была 31 женщина, что составляло в среднем по одной на провинцию. [ 14 ] КПК даёт понять, что женщины назначаются на те же основания, что и лидеры-мужчины – возраст, образование, членство в КПК и опыт. Тем не менее, по-прежнему существуют значительные гендерные различия при выборе руководителей провинций в Китае. Отсутствие институциональной политики и процессов, а также сохраняющиеся недостатки в образовании, политических сетях и обучении препятствовали и продолжают препятствовать участию женщин в политической жизни. Тем не менее, за последние 50 лет КПК приняла закон, в котором говорилось, что 10% руководящих должностей на провинциальном, муниципальном и уездном уровне отведено женщинам. Квоты редко соблюдаются из-за глубоко укоренившегося предпочтения мужчин, основанного на культурных предубеждениях и поддерживаемом государством стремлении к традиционным гендерным нормам. [ 13 ]
Женщины в Китае имеют больше шансов на продвижение по службе, принадлежащие к интеллектуальным и этническим меньшинствам . Это раскрывает предрассудки многих китайских политиков-женщин и мужчин и демонстрирует, что КПК продвигает интересы маргинализированных групп. Женщин продвигают по службе в первую очередь как символический жест, а не на основе заслуг, как, например, мужчин. Однако это не значит, что они отсутствуют в провинциальной политике. Женщины-политики этнического происхождения с большей вероятностью будут продвигаться на руководящие посты в провинции, чем их коллеги-мужчины. В 2018 году 20% женщин в провинциях были представителями этнических меньшинств, что в два раза больше, чем их коллеги-мужчины. [ 15 ]
Тем не менее, проблемы по-прежнему мешают политической карьере женщин в Китае. После назначения женщины играют лишь декоративную, а не существенную роль в управлении. Им часто поручают курировать более мягкие области – здравоохранение, образование и культуру. Отсутствие женщин-руководителей в провинциях свидетельствует о важном гендерном аспекте китайской политики.
После трудоустройства женщины продвигаются по службе медленнее и выходят на пенсию в более раннем возрасте из-за возрастной дискриминации . [ 16 ] Исследования показали, что им необходимо достаточно рано наверстать упущенное в своей карьере, чтобы продвигаться по службе быстрее, чем мужчинам в Китае. Лишь немногие из них поднялись высоко в рейтингах, в частности Сунь Чуньлань , которая была одной из немногих женщин-лидеров, работавших на всех уровнях правительства, вплоть до уровня провинции. [ 17 ] Начав с должности рабочего на фабрике, она занимала две основные региональные должности в провинциях Фуцзянь и Тяньцзинь . Бар Сунь, китайские женщины практически недостаточно представлены в Китае. [ 18 ]
Национальный уровень
[ редактировать ]В широком смысле эффект «стеклянного потолка » — это «невидимый, но непреодолимый барьер, который удерживает меньшинства и женщин от подъема на верхние ступени корпоративной или политической лестницы, независимо от квалификации или достижений». [ 19 ] Это явление очевидно в китайской национальной политике, поскольку на начальном этапе правления КПК женщины имели непропорционально низкий уровень участия, особенно в более высоких политических слоях. [ 19 ] Это минимальное участие на национальном уровне можно увидеть в таких органах, как NPC, где с 1975 года не наблюдается значительного роста участия женщин, а вместо этого наблюдается застой на уровне 22,5% женского состава. [ 19 ] В политических органах с более высоким потенциалом, таких как постоянный комитет ВСНП, женщины составляют еще меньше, всего 16,6%, что свидетельствует о тенденции к снижению доли участия женщин по мере того, как более влиятельный политический орган. [ 7 ]
Это плато и явное неравенство женщин в распределении власти объясняются рядом институциональных и социальных факторов, таких как: культурные ожидания в отношении женщин дома, карьерные структуры, вынуждающие досрочный выход на пенсию, а также образование и социализация, препятствующие политическим амбициям. [ 7 ] В 2011 году, например, более половины опрошенных, 61,6% мужчин и 54,6% женщин, согласились с тем, что «поле для мужчин находится в публичном пространстве, а сфера деятельности для женщин — внутри домохозяйства». [ 19 ] Учитывая вновь обретенный акцент на традиционализм со стороны президента Си Цзиньпина , усугубляемый ограниченным числом выдающихся женщин-политиков как в нынешней, так и в прошлой политике, редко можно наблюдать громкие истории успеха женщин. Примечательно, что впервые с 1997 года Си Цзиньпин представил Политбюро, состоящее исключительно из мужчин . [ 7 ] Несмотря на то, что китайская система квот для меньшинств поощряет по крайней мере одну женщину в высшем руководстве на каждом уровне ниже Политбюро, обеспечивая «небольшой, но стабильный» поток кандидатов, без конкретных позитивных действий , участие женщин фактически ограничено. [ 7 ]
Несмотря на это, есть некоторые заметные успехи, одним из которых является Сунь Чуньлань , бывший вице-премьер и одна из немногих женщин-членов, попавших в Политбюро в последние годы. [ 17 ] Считавшаяся женщиной-чиновницей самого высокого ранга до марта 2023 года, когда она вышла на пенсию, Сунь курировала департаменты здравоохранения, образования, спорта и культуры, а также проводила на COVID-19 кампании по реагированию как в Ухане , так и на национальном уровне. [ 20 ]
Исследование существующих в Китае позитивных действий, направленных на устранение этих различий, также выявило структурные и процедурные недостатки. Нечеткая и неявная реализация, наряду с минимальным политическим надзором, обеспечила во многом символический характер политических представительских побед, причем такая политика, как правило, не приводит к существенному улучшению инклюзивности во властных структурах. [ 21 ] Институт политики Китая Ноттингемского университета заявил, что для исправления этой поверхностности индикаторы показали положительную корреляцию между увеличением представительства женщин и возобновлением внимания к позитивным действиям с учетом гендерной специфики, направленным на более эффективно функционирующие государственные органы. [ 21 ]
Гонконг и Макао
[ редактировать ]
После передачи суверенитета Гонконга от Великобритании Китаю в 1997 году высшие посты в правительстве в 1997 году занимали две женщины: главный секретарь администрации Энсон Чан и министр юстиции Элси Люн . [ 22 ] Чан была пережитком колониального правительства и была первой этнической китаянкой и первой женщиной, занявшей второй по величине пост в правительстве. [ 22 ] [ 23 ] В 1998 году Рита Фан стала первым председателем Законодательного совета после передачи власти. [ 24 ]
Кэрри Лам Гонконга , первая женщина -руководитель , начала свою карьеру в качестве государственного служащего в 1980 году и заработала репутацию «хорошего бойца», не отступающего в бюрократической борьбе. [ 25 ] [ 26 ] В 2007 году она вошла в кабинет министров в качестве министра по развитию . [ 26 ] Затем в 2012 году она заняла должность главного секретаря администрации. [ 27 ] состоящей из 1194 членов В 2017 году она была избрана главой исполнительной власти избирательной комиссией, . [ 26 ] На протяжении всей своей карьеры она представляла себя скорее администратором, чем политиком, и в начале своего пребывания в должности - объединяющей фигурой. [ 28 ] Однако ее пребывание в должности было омрачено протестами в период с 2019 по 2020 год против предложенного законопроекта , разрешающего экстрадицию между Гонконгом и Китаем, который, как опасались критики, подорвет отдельную судебную систему Гонконга. [ 29 ] В конечном итоге Лам отозвала законопроект, но протестующие и демократические законодатели также потребовали ее отставки. [ 25 ] Она не баллотировалась на второй срок в 2022 году. [ 26 ]
В Макао права и интересы женщин защищены Основным законом . [ 30 ] После передачи суверенитета от Португалии Китаю в 1999 году Флоринда Чан стала министром администрации и юстиции . [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барлоу, Тани Э. (2004). Вопрос о женщинах в китайском феминизме (Следующая волна: новые направления в женских исследованиях) . Издательство Университета Дьюка: Дарем, Лондон. п. 20. ISBN 9780822332817 .
- ^ Уиллс-младший, Джон Э. (2008). «У Цзэтянь, императрица» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Чанг, Сью Фаун (2008). «Цыси, вдовствующая императрица» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Эдвардс, Луиза (2000). «Избирательное право женщин в Китае: вызов научным конвенциям» . Тихоокеанский исторический обзор . 69 (4): 617–638. дои : 10.2307/3641227 . JSTOR 3641227 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маркиз, Кристофер; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 62, 160. ISBN. 9780300263381 .
- ^ Перейти обратно: а б ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции в Китае . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 62–64. ISBN 9781503609518 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грэм-Харрисон, Эмма (22 октября 2022 г.). «Женщины еще дальше отошли от власти в Китае Си Цзиньпина» . Хранитель .
- ^ Бауэр, Джон; Ван, Фэн; Райли, Нэнси Э.; Чжао, Сяохуа (1992). «Гендерное неравенство в городах Китая: образование и занятость» . Современный Китай . 18 (3): 333–370. дои : 10.1177/009770049201800304 . JSTOR 189336 .
- ^ Джадд, Эллен Р. (2002). Движение китайских женщин между государством и рынком . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 175. ИСБН 9780804744065 .
- ^ «Ежемесячный рейтинг женщин в национальных парламентах» . Межпарламентский союз . Октябрь 2023 г.
- ^ Татлоу, Диди Кирстен (24 июня 2010 г.). «Женщины борются за место в китайской политике» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Цзян, Синьхуэй; Итон, Сара; Костка, Геня (2023). «Женская работа: гендерная природа политики назначения в субнациональном Китае» . Правительство и оппозиция : 1–23. дои : 10.1017/gov.2023.34 .
- ^ Перейти обратно: а б с Розен, Стэнли (1995). «Женщины и политическое участие в Китае» . Тихоокеанские дела . 68 (3): 315–341. дои : 10.2307/2761128 . JSTOR 2761128 .
- ^ Чен, Минлу (2022). « « Невинные молодые девушки »: поиск женщин-руководителей провинций в Китае» . Китайский ежеквартальный журнал . 251 : 751–775. дои : 10.1017/S030574102200042X . ПроКвест 2714821807 .
- ^ Го, Сяцзюань (2016). «Женское политическое участие в Китае». Восточноазиатская политика . 6 (4): 81–96. дои : 10.1142/S1793930514000373 .
- ^ «Сталкиваются ли женщины в Китае с большим неравенством, чем женщины в других странах?» . Проект ChinaPower . 2018.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенсон, Александра (19 октября 2022 г.). «Женщинам в Коммунистической партии Китая одиноко наверху» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ли, Ченг (2022). «Женское представительство в руководстве Китая перед съездом партии» . Китайско-американский фокус .
- ^ Перейти обратно: а б с д Цзэн, Бэньсян (2014). «Политическое участие женщин в Китае: улучшилось или нет» . Журнал международных женских исследований . 15 (1): 136–150.
- ^ «Вице-премьер Госсовета Сунь Чуньлань» . Деловой совет США-Китай .
- ^ Перейти обратно: а б Го, Сяцзюань; Чжэн, Юннянь (2008). «Политическое участие женщин в Китае» (PDF) . Институт китайской политики .
- ^ Перейти обратно: а б «Назначенная команда» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 21 февраля 1997 г. ПроКвест 1799677526 .
- ^ Барнатан, Джойс (1997). «Энсон Чан, лучший ведущий в Гонконге?» . БизнесУик . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г.
- ^ Ли, Анджела; Ку, Женевьева (3 июля 1998 г.). «Рита Фан Легко нанесла поражение демократам» . Южно-Китайская Морнинг Пост . ПроКвест 1918132824 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэдшер, Кейт (14 июня 2019 г.). «Кэрри Лам:« Хороший боец »в кризисе, связанном с законопроектом об экстрадиции в Гонконг» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ни, Винсент (4 апреля 2022 г.). «Кэрри Лам: лидер разногласий в неспокойные времена Гонконга» . Хранитель .
- ^ «Хронология: жизнь и карьера лидера Гонконга Кэрри Лам» . Ассошиэйтед Пресс . 4 апреля 2022 г.
- ^ Ван, Вивиан (18 декабря 2021 г.). «Сможет ли «очень уверенная в себе» Кэрри Лам спасти свое наследие в Гонконге?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Грэм-Харрисон, Эмма (14 июня 2019 г.). « Пекинская марионетка»: Кэрри Лам грозит расплата в Гонконге» . Хранитель .
- ^ «Глава III: Основные права и обязанности жителей» . Университет Макао .
- ^ Брюнинг, Гарольд (12 августа 1999 г.). «Названа группа после передачи Макао: пять местных жителей, одобренных Государственным советом для работы в кабинете будущего главы исполнительной власти» . Южно-Китайская Морнинг Пост . ПроКвест 2026032906 .