Jump to content

Женщины в правительстве Китая

Бывший вице-премьер Сунь Чунлан , самая высокопоставленная женщина-чиновник до выхода на пенсию в 2023 году.

Женщины в Китае недостаточно представлены в правительстве , особенно на высокопоставленных должностях.

Исторический обзор

[ редактировать ]

В древнем и историческом Китае женщинам было запрещено участвовать во многих сферах общественной жизни, включая занятие должностей. [ 1 ] Только одна женщина когда-либо управляла Китайской империей как суверен от своего имени, У Цзэтянь , между 690 и 705 годами. Многие другие женщины контролировали императорский двор как супруги или регенты правителей-мужчин. [ 2 ] Примечательно, что вдовствующая императрица Цыси эффективно контролировала правительство с 1861 года до своей смерти в 1908 году. [ 3 ] Китайское суфражистское движение возникло в 1900-х годах вместе с прореспубликанским движением. монархии После свержения в 1911 году Временная конституция Китайской Республики 1912 года исключила участие женщин в политике, и суфражистки продолжили агитацию. В 1936 году избирательное право женщин было включено в проект конституции , но реализовано оно было только в 1947 году. [ 4 ]

С 1920-х годов Коммунистическая партия Китая (КПК) под руководством Мао Цзэдуна выступала за мобилизацию женщин в Китае. [ 5 ] КПК специально настаивала на мобилизации крестьянских женщин, поскольку партия считала, что сельские женщины менее связаны со старыми структурами власти и будут противостоять классовым врагам. [ 6 ] После того, как КПК пришла к власти в 1949 году и основала Китайскую Народную Республику, партия продолжала уделять приоритетное внимание политической мобилизации женщин. [ 6 ] Заявление Мао « Женщины держат половину неба » стало основным лозунгом в поддержку КПК прав женщин. [ 7 ] Мао предоставил женщинам больше законных прав и учредил Всекитайскую федерацию женщин в рамках КПК для продвижения прав женщин. Мао также установил квоту для женщин в политическом руководстве. [ 5 ]

Сун Цин-лин , вдова Сунь Ятсена , занимала несколько высоких постов в КНР.

В течение первых нескольких десятилетий существования КНР самой видной женщиной в китайском правительстве была Сун Цинлин . Вдова бывшего президента Китая Сунь Ятсена , Сун была избрана почетным председателем Революционного комитета Гоминьдана Китая (РККК) в 1948 году и оставалась на различных престижных должностях на протяжении всей своей последующей политической жизни. Она была заместителем председателя КНР (1949–1954; 1959–1975) и заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (1954–1959; 1975–1981). В начале 1950-х годов она путешествовала за границу, представляя свою страну на ряде международных мероприятий. Она была исполняющим обязанности председателя в 1968–1972 годах и исполняющим обязанности главы государства в 1976–1978 годах, а в 1981 году ей было присвоено специальное звание «Почетный президент Китайской Народной Республики ». [ нужна ссылка ]

Во время Культурной революции две образцовые работницы и сторонники Мао, У Гуйсянь и Ли Сувэнь , за семь лет поднялись из вообще без политического ранга до руководящих должностей национального уровня: У - вице-премьера , а Ли - заместителя председателя Постоянного комитета. Всекитайского собрания народных представителей (ВНП). [ 5 ] Однако, несмотря на гендерную квоту, установленную Мао, женщины были крайне недопредставлены на более влиятельных должностях. [ 8 ] Последующие партийные лидеры, такие как Чжао Цзыян, решительно выступали против участия женщин в политическом процессе. [ 9 ] По количеству женщин в парламенте Китай поднялся с 17-го места в мире в 1997 году на 87-е в 2023 году. [ 10 ] [ 11 ]

Местный уровень

[ редактировать ]

Несмотря на то, что краеугольным камнем идеологических принципов КПК является «равенство между мужчинами и женщинами», существует мало свидетельств того, что они принимаются на практике. [ 12 ] Изучая историю женщин в местных органах власти, становится ясно, что доказательств равенства мало. В 1995 году доля женщин среди глав поселков и малых городов составляла 3,84%. [ 13 ] Более того, в этом исследовании в одном обследованном поселке с восемнадцатью партийными отделениями деревенского уровня, помимо семнадцати директоров Всекитайских женских федераций, не было ни одной женщины. Эти факты демонстрируют историческую проблему, с которой женщины столкнулись в местной политике в Китае. [ 13 ]

Для сравнения, Национальное бюро статистики Китая заявляет, что на уровне уездов в 2021 году процент женщин, занимающих эти должности, составлял 10,6%. [ 12 ] Хотя цифры ясно показывают высокий уровень дискриминации и женоненавистничества, улучшение этих показателей является положительным шагом, хотя есть еще много возможностей для улучшения. Очевидно, что причины этих цифр проистекают из дискриминационного отношения в Китае. Традиционно женщин назначали на политические должности только в отделах, занимающихся «женской работой», из-за гендерного разделения труда. [ 12 ]

Эту дискриминацию на местном уровне можно еще больше подчеркнуть, изучая карьерную траекторию китайских мэров по полу, а также изучая предоставленные им портфели. Дискриминация подчеркивается при изучении процента женщин, которые начинают свою политическую карьеру в Молодежной лиге или Федерации женщин. [ 12 ] Эти роли считаются «женскими» и поэтому традиционно отводятся женщинам. [ 12 ] 32% женщин-мэров ранее имели портфолио, охватывающее местную молодежную лигу, по сравнению с 14% мужчин. [ 12 ] Более того, 4% женщин-мэров играли региональные роли в Федерации женщин по сравнению с нулевым количеством мужчин. Это соответствует приведенному выше стереотипу, предполагающему, что многие должности в правительстве считаются «женскими ролями», и, как таковое, это подтверждает некоторую дискриминацию на рабочем месте, с которой сталкиваются женщины в местной политике. [ 12 ]

Однако, несмотря на приведенные выше данные, существуют противоречивые данные. Женщины в среднем получают повышение из местных органов власти на должность мэра на два года моложе мужчин, в среднем в возрасте 47 лет. [ 12 ] Хотя это демонстрирует положительный шаг для женщин в Китае, очевидно, что существует «стеклянный потолок» для многих женщин, который не позволяет им получить провинциальные должности. [ 12 ] Кроме того, средний возраст 47 лет относится к гораздо меньшему размеру выборки, поэтому не дает нам полностью четкой картины о шансах продвижения женщин в местной китайской политике. Однако, хотя эта дискриминация является общей темой, она не всегда имеет место во всей провинциальной политике. [ 12 ]

Провинциальный уровень

[ редактировать ]

Как уже говорилось ранее, участие женщин в политической жизни в Китае чрезвычайно низкое. Небольшая доля женщин занимает должности на более высоких уровнях или в каких-либо ключевых секторах. Большинство женщин-лидеров обычно работали в органах управления провинций и были заместителями министров центрального правительства. В 2021 году вице-губернаторами и вице-мэрами была 31 женщина, что составляло в среднем по одной на провинцию. [ 14 ] КПК даёт понять, что женщины назначаются на те же основания, что и лидеры-мужчины – возраст, образование, членство в КПК и опыт. Тем не менее, по-прежнему существуют значительные гендерные различия при выборе руководителей провинций в Китае. Отсутствие институциональной политики и процессов, а также сохраняющиеся недостатки в образовании, политических сетях и обучении препятствовали и продолжают препятствовать участию женщин в политической жизни. Тем не менее, за последние 50 лет КПК приняла закон, в котором говорилось, что 10% руководящих должностей на провинциальном, муниципальном и уездном уровне отведено женщинам. Квоты редко соблюдаются из-за глубоко укоренившегося предпочтения мужчин, основанного на культурных предубеждениях и поддерживаемом государством стремлении к традиционным гендерным нормам. [ 13 ]

Женщины в Китае имеют больше шансов на продвижение по службе, принадлежащие к интеллектуальным и этническим меньшинствам . Это раскрывает предрассудки многих китайских политиков-женщин и мужчин и демонстрирует, что КПК продвигает интересы маргинализированных групп. Женщин продвигают по службе в первую очередь как символический жест, а не на основе заслуг, как, например, мужчин. Однако это не значит, что они отсутствуют в провинциальной политике. Женщины-политики этнического происхождения с большей вероятностью будут продвигаться на руководящие посты в провинции, чем их коллеги-мужчины. В 2018 году 20% женщин в провинциях были представителями этнических меньшинств, что в два раза больше, чем их коллеги-мужчины. [ 15 ]

Тем не менее, проблемы по-прежнему мешают политической карьере женщин в Китае. После назначения женщины играют лишь декоративную, а не существенную роль в управлении. Им часто поручают курировать более мягкие области – здравоохранение, образование и культуру. Отсутствие женщин-руководителей в провинциях свидетельствует о важном гендерном аспекте китайской политики.

После трудоустройства женщины продвигаются по службе медленнее и выходят на пенсию в более раннем возрасте из-за возрастной дискриминации . [ 16 ] Исследования показали, что им необходимо достаточно рано наверстать упущенное в своей карьере, чтобы продвигаться по службе быстрее, чем мужчинам в Китае. Лишь немногие из них поднялись высоко в рейтингах, в частности Сунь Чуньлань , которая была одной из немногих женщин-лидеров, работавших на всех уровнях правительства, вплоть до уровня провинции. [ 17 ] Начав с должности рабочего на фабрике, она занимала две основные региональные должности в провинциях Фуцзянь и Тяньцзинь . Бар Сунь, китайские женщины практически недостаточно представлены в Китае. [ 18 ]

Национальный уровень

[ редактировать ]

В широком смысле эффект «стеклянного потолка » — это «невидимый, но непреодолимый барьер, который удерживает меньшинства и женщин от подъема на верхние ступени корпоративной или политической лестницы, независимо от квалификации или достижений». [ 19 ] Это явление очевидно в китайской национальной политике, поскольку на начальном этапе правления КПК женщины имели непропорционально низкий уровень участия, особенно в более высоких политических слоях. [ 19 ] Это минимальное участие на национальном уровне можно увидеть в таких органах, как NPC, где с 1975 года не наблюдается значительного роста участия женщин, а вместо этого наблюдается застой на уровне 22,5% женского состава. [ 19 ] В политических органах с более высоким потенциалом, таких как постоянный комитет ВСНП, женщины составляют еще меньше, всего 16,6%, что свидетельствует о тенденции к снижению доли участия женщин по мере того, как более влиятельный политический орган. [ 7 ]

Это плато и явное неравенство женщин в распределении власти объясняются рядом институциональных и социальных факторов, таких как: культурные ожидания в отношении женщин дома, карьерные структуры, вынуждающие досрочный выход на пенсию, а также образование и социализация, препятствующие политическим амбициям. [ 7 ] В 2011 году, например, более половины опрошенных, 61,6% мужчин и 54,6% женщин, согласились с тем, что «поле для мужчин находится в публичном пространстве, а сфера деятельности для женщин — внутри домохозяйства». [ 19 ] Учитывая вновь обретенный акцент на традиционализм со стороны президента Си Цзиньпина , усугубляемый ограниченным числом выдающихся женщин-политиков как в нынешней, так и в прошлой политике, редко можно наблюдать громкие истории успеха женщин. Примечательно, что впервые с 1997 года Си Цзиньпин представил Политбюро, состоящее исключительно из мужчин . [ 7 ] Несмотря на то, что китайская система квот для меньшинств поощряет по крайней мере одну женщину в высшем руководстве на каждом уровне ниже Политбюро, обеспечивая «небольшой, но стабильный» поток кандидатов, без конкретных позитивных действий , участие женщин фактически ограничено. [ 7 ]

Несмотря на это, есть некоторые заметные успехи, одним из которых является Сунь Чуньлань , бывший вице-премьер и одна из немногих женщин-членов, попавших в Политбюро в последние годы. [ 17 ] Считавшаяся женщиной-чиновницей самого высокого ранга до марта 2023 года, когда она вышла на пенсию, Сунь курировала департаменты здравоохранения, образования, спорта и культуры, а также проводила на COVID-19 кампании по реагированию как в Ухане , так и на национальном уровне. [ 20 ]

Исследование существующих в Китае позитивных действий, направленных на устранение этих различий, также выявило структурные и процедурные недостатки. Нечеткая и неявная реализация, наряду с минимальным политическим надзором, обеспечила во многом символический характер политических представительских побед, причем такая политика, как правило, не приводит к существенному улучшению инклюзивности во властных структурах. [ 21 ] Институт политики Китая Ноттингемского университета заявил, что для исправления этой поверхностности индикаторы показали положительную корреляцию между увеличением представительства женщин и возобновлением внимания к позитивным действиям с учетом гендерной специфики, направленным на более эффективно функционирующие государственные органы. [ 21 ]

Гонконг и Макао

[ редактировать ]
Кэрри Лам , первая женщина-руководитель Гонконга

После передачи суверенитета Гонконга от Великобритании Китаю в 1997 году высшие посты в правительстве в 1997 году занимали две женщины: главный секретарь администрации Энсон Чан и министр юстиции Элси Люн . [ 22 ] Чан была пережитком колониального правительства и была первой этнической китаянкой и первой женщиной, занявшей второй по величине пост в правительстве. [ 22 ] [ 23 ] В 1998 году Рита Фан стала первым председателем Законодательного совета после передачи власти. [ 24 ]

Кэрри Лам Гонконга , первая женщина -руководитель , начала свою карьеру в качестве государственного служащего в 1980 году и заработала репутацию «хорошего бойца», не отступающего в бюрократической борьбе. [ 25 ] [ 26 ] В 2007 году она вошла в кабинет министров в качестве министра по развитию . [ 26 ] Затем в 2012 году она заняла должность главного секретаря администрации. [ 27 ] состоящей из 1194 членов В 2017 году она была избрана главой исполнительной власти избирательной комиссией, . [ 26 ] На протяжении всей своей карьеры она представляла себя скорее администратором, чем политиком, и в начале своего пребывания в должности - объединяющей фигурой. [ 28 ] Однако ее пребывание в должности было омрачено протестами в период с 2019 по 2020 год против предложенного законопроекта , разрешающего экстрадицию между Гонконгом и Китаем, который, как опасались критики, подорвет отдельную судебную систему Гонконга. [ 29 ] В конечном итоге Лам отозвала законопроект, но протестующие и демократические законодатели также потребовали ее отставки. [ 25 ] Она не баллотировалась на второй срок в 2022 году. [ 26 ]

В Макао права и интересы женщин защищены Основным законом . [ 30 ] После передачи суверенитета от Португалии Китаю в 1999 году Флоринда Чан стала министром администрации и юстиции . [ 31 ]

  1. ^ Барлоу, Тани Э. (2004). Вопрос о женщинах в китайском феминизме (Следующая волна: новые направления в женских исследованиях) . Издательство Университета Дьюка: Дарем, Лондон. п. 20. ISBN  9780822332817 .
  2. ^ Уиллс-младший, Джон Э. (2008). «У Цзэтянь, императрица» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  3. ^ Чанг, Сью Фаун (2008). «Цыси, вдовствующая императрица» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  4. ^ Эдвардс, Луиза (2000). «Избирательное право женщин в Китае: вызов научным конвенциям» . Тихоокеанский исторический обзор . 69 (4): 617–638. дои : 10.2307/3641227 . JSTOR   3641227 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Маркиз, Кристофер; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 62, 160. ISBN.  9780300263381 .
  6. ^ Перейти обратно: а б ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции в Китае . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 62–64. ISBN  9781503609518 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Грэм-Харрисон, Эмма (22 октября 2022 г.). «Женщины еще дальше отошли от власти в Китае Си Цзиньпина» . Хранитель .
  8. ^ Бауэр, Джон; Ван, Фэн; Райли, Нэнси Э.; Чжао, Сяохуа (1992). «Гендерное неравенство в городах Китая: образование и занятость» . Современный Китай . 18 (3): 333–370. дои : 10.1177/009770049201800304 . JSTOR   189336 .
  9. ^ Джадд, Эллен Р. (2002). Движение китайских женщин между государством и рынком . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 175. ИСБН  9780804744065 .
  10. ^ «Ежемесячный рейтинг женщин в национальных парламентах» . Межпарламентский союз . Октябрь 2023 г.
  11. ^ Татлоу, Диди Кирстен (24 июня 2010 г.). «Женщины борются за место в китайской политике» . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Цзян, Синьхуэй; Итон, Сара; Костка, Геня (2023). «Женская работа: гендерная природа политики назначения в субнациональном Китае» . Правительство и оппозиция : 1–23. дои : 10.1017/gov.2023.34 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Розен, Стэнли (1995). «Женщины и политическое участие в Китае» . Тихоокеанские дела . 68 (3): 315–341. дои : 10.2307/2761128 . JSTOR   2761128 .
  14. ^ Чен, Минлу (2022). « « Невинные молодые девушки »: поиск женщин-руководителей провинций в Китае» . Китайский ежеквартальный журнал . 251 : 751–775. дои : 10.1017/S030574102200042X . ПроКвест   2714821807 .
  15. ^ Го, Сяцзюань (2016). «Женское политическое участие в Китае». Восточноазиатская политика . 6 (4): 81–96. дои : 10.1142/S1793930514000373 .
  16. ^ «Сталкиваются ли женщины в Китае с большим неравенством, чем женщины в других странах?» . Проект ChinaPower . 2018.
  17. ^ Перейти обратно: а б Стивенсон, Александра (19 октября 2022 г.). «Женщинам в Коммунистической партии Китая одиноко наверху» . Нью-Йорк Таймс .
  18. ^ Ли, Ченг (2022). «Женское представительство в руководстве Китая перед съездом партии» . Китайско-американский фокус .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Цзэн, Бэньсян (2014). «Политическое участие женщин в Китае: улучшилось или нет» . Журнал международных женских исследований . 15 (1): 136–150.
  20. ^ «Вице-премьер Госсовета Сунь Чуньлань» . Деловой совет США-Китай .
  21. ^ Перейти обратно: а б Го, Сяцзюань; Чжэн, Юннянь (2008). «Политическое участие женщин в Китае» (PDF) . Институт китайской политики .
  22. ^ Перейти обратно: а б «Назначенная команда» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 21 февраля 1997 г. ПроКвест   1799677526 .
  23. ^ Барнатан, Джойс (1997). «Энсон Чан, лучший ведущий в Гонконге?» . БизнесУик . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г.
  24. ^ Ли, Анджела; Ку, Женевьева (3 июля 1998 г.). «Рита Фан Легко нанесла поражение демократам» . Южно-Китайская Морнинг Пост . ПроКвест   1918132824 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Брэдшер, Кейт (14 июня 2019 г.). «Кэрри Лам:« Хороший боец ​​»в кризисе, связанном с законопроектом об экстрадиции в Гонконг» . Нью-Йорк Таймс .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Ни, Винсент (4 апреля 2022 г.). «Кэрри Лам: лидер разногласий в неспокойные времена Гонконга» . Хранитель .
  27. ^ «Хронология: жизнь и карьера лидера Гонконга Кэрри Лам» . Ассошиэйтед Пресс . 4 апреля 2022 г.
  28. ^ Ван, Вивиан (18 декабря 2021 г.). «Сможет ли «очень уверенная в себе» Кэрри Лам спасти свое наследие в Гонконге?» . Нью-Йорк Таймс .
  29. ^ Грэм-Харрисон, Эмма (14 июня 2019 г.). « Пекинская марионетка»: Кэрри Лам грозит расплата в Гонконге» . Хранитель .
  30. ^ «Глава III: Основные права и обязанности жителей» . Университет Макао .
  31. ^ Брюнинг, Гарольд (12 августа 1999 г.). «Названа группа после передачи Макао: пять местных жителей, одобренных Государственным советом для работы в кабинете будущего главы исполнительной власти» . Южно-Китайская Морнинг Пост . ПроКвест   2026032906 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c79b91d85b449f7601fd40c8f7e4f05__1718197320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/05/0c79b91d85b449f7601fd40c8f7e4f05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in Chinese government - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)