Jump to content

Серая ткань

«Серая ткань с десятью процентами белого: женский роман» (по-немецки Das graue Tuch und zehn Prozent Weiß: Ein Damenroman ) — авангардный роман писателя-фантаста и визионера Пауля Шербарта , впервые опубликованный в 1914 году . В книге выражена приверженность автора использованию стекла в современной архитектуре, которое оказало значительное влияние на концепции немецкого экспрессионизма . [ 1 ] [ 2 ]

Стеклянная архитектура

[ редактировать ]

Ширбарт отстаивал преобразующую новую архитектуру из стекла в своем первом романе «Паради» и во многих последующих работах. В 1913 году он попытался организовать «Общество стеклянной архитектуры», что привело его к контакту с экспрессионистом Бруно Таутом . В следующем году Ширбарт опубликовал не одну, а две книги на эту тему: его научно-популярная «Стеклянная архитектура» обосновала эту тему на более рациональной и прагматичной основе, а «Серая ткань» представила гораздо более творческое и щедрое представление той же темы. иметь значение. [ 3 ]

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Действие романа происходит в середине двадцатого века и начинается в Чикаго, где главный герой Эдгар Круг спроектировал огромный выставочный зал из цветного стекла. Там проходит художественная выставка, сопровождаемая органным концертом. Круг, страстно преданный своим эстетическим концепциям, недоволен тем, что яркие цвета женской моды противоречат его архитектурному замыслу. Когда он знакомится с органисткой Кларой Вебер, его поражает ее серое платье с белой кружевной отделкой; он считает, что это идеальное дополнение к цветовому эффекту его зала. Круг импульсивно просит Клару выйти за него замуж — при условии, что она согласится носить тот же стиль одежды. Клара принимает условия Круга, указанные в их брачном контракте. Поженившись, пара отправляется на острова Фиджи Круга на частном дирижабле (у него стеклянный купол и кондиционер).

Хотя Клара принимает странные условия брака Круга, другие женщины этого не делают. Клара поддерживает телеграфную переписку со своей американской подругой Амандой Шмидт; и Аманда резко критикует подчинение Клары в договоренности. Позже в книге другие женщины также протестуют против ее условий. Ширбарт изображает в книге ряд сильных женских персонажей, поддерживая ее подзаголовок «Женский роман».

Круг едет на Фиджи, потому что у него там действующий проект — дом престарелых для пилотов дирижаблей. Он спорит со спонсором проекта по поводу того, сколько цветного стекла вместит здание. С Фиджи Круг и Клара отправляются в другие места по всему миру, чтобы посетить другие проекты.

Их первая остановка — «Макартланд» на Южном полюсе , колония художников для двадцати женщин-художниц. Там швея шьет для Клары наряды, которые творчески организуют ее серо-белый гардероб. Кете Бандель, одна из художниц, присоединяется к Кругам в их дальнейших путешествиях; она обсуждает художественные представления и ценности с Кругом, когда они едут в Австралию, а затем на Борнео. Бандель приводит в ярость Круга, когда она убеждает Клару надеть клетчатый шарф.

Оставив Банделя, они летят в Японию; но японки тоже негативно реагируют на серый и белый цвет. В Гималаях и на Цейлоне Круг посещает другие проекты; позже пара отправляется на экспериментальную станцию ​​на берегу Аральского моря . Они также посещают Вавилон и Египет. Несмотря на свой энтузиазм по поводу цветного стекла, Круг отклоняет предложение построить большие стеклянные обелиски на вершине пирамид Гизы . На «Курианских Мурийских островах» у восточного побережья Аравии Круг знакомится с магнатом Ли-Тунгом, который поручает ему проектировать дома, подвешенные в воздухе (чтобы они не царапали майоликовые плитки, которыми вымощены острова). ). Ли-Тунг обожает цвет и предлагает Кларе переодеться в более разнообразные шелковые наряды. Круг это позволяет.

Однако их путешествие — это не парад триумфов; в большинстве мест идеям Круга сопротивляются, критикуют и отвергают в большей или меньшей степени. Однако на Мальте открыт музей стеклянной архитектуры. Круги заканчивают роман в своем стеклянном доме в Швейцарии.

В Вавилоне Круг отказывается от своего решения относительно гардероба Клары и соглашается исключить обязательный пункт из их брачного контракта. Однако к этому времени Клара перешла к идеям мужа о стеклянной архитектуре и по собственному выбору поддерживает серую моду.

Бруно Таута Ширбарт, безусловно, повлиял на Стеклянный павильон на выставке Веркбунда 1914 года — первый, последний и единственный проект немецкой экспрессионистской стеклянной архитектуры, который был действительно построен. Таут изобразил на четырнадцати сторонах конструкции четырнадцать цитат из произведений Ширбарта. Сочинения Ширбарта также оказали влияние на Карла Крайля , Венцеля Хаблика и других членов группы Glass Chain . [ 4 ]

Остается открытым вопрос, какое влияние оказали работы немецких экспрессионистов на стеклянные небоскребы Людвига Миса ван дер Роэ и других модернистских архитекторов конца века. Модернисты отвергли сильный акцент Ширбарта на использовании цветного стекла. Однако с одной точки зрения модернистские стеклянные небоскребы середины двадцатого века «подошли ближе к реализации видения Ширбарта, чем утопические проекты Таута и других архитекторов-экспрессионистов». [ 5 ]

«Серая ткань» , как и другие работы Ширбарта, представляет собой сложную задачу для классификации. Его можно назвать фэнтези , хотя он также имеет некоторые черты научной фантастики (временная обстановка в будущем и передовые технологии).

Английское издание

[ редактировать ]

Хронологически «Серая ткань» - последний из романов Ширбарта; но это также первая книга, получившая английский перевод. [ 6 ]

  1. ^ Марк Гелернтер, Источники архитектурных форм: критическая история западной теории дизайна , Манчестер, Manchester University Press, 1995; п. 230.
  2. ^ Роберт Хьюз, Шок нового , Нью-Йорк, Кнопф, 1981; п. 177.
  3. ^ Розмари Хааг Блеттер , «Архитектурные фантазии Пола Ширбарта», Журнал Общества историков архитектуры , Том. 34 № 2 (май 1975 г.), стр. 83-97.
  4. ^ Кеннет Фрэмптон, Современная архитектура: критическая история , Оксфорд, Oxford University Press, 1908; п. 116.
  5. ^ Винсент Марголин, «Пол Ширбарт, Серая ткань », Журнал истории дизайна , Том. 16 № 1 (2003).
  6. ^ Пол Ширбарт, Серая ткань: роман Пола Ширбарта о стеклянной архитектуре , представленный, переведенный и с рисунками Джона А. Стюарта, Кембридж, Массачусетс, Издательство Массачусетского технологического института, 2001.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d18ef0cc1e5b7dd307f2cae0b345761__1662390360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/61/0d18ef0cc1e5b7dd307f2cae0b345761.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Gray Cloth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)