Рэй Торберн (художник)
Рэй Торберн | |
---|---|
Рожденный | Веллингтон , Новая Зеландия | 19 сентября 1937 г.
Умер | 16 марта 2023 г. Веллингтон, Новая Зеландия | (85 лет)
Известный | Современное искусство и художественное образование |
Рэймонд Уоллес Торберн (19 сентября 1937 — 16 марта 2023) — новозеландский художник, художественный педагог и директор музея.
Жизнь и образование
[ редактировать ]Торберн родился в больнице Веллингтона в Веллингтоне 19 сентября 1937 года. [ 1 ] Он учился в средней школе Веллингтона с 1951 по 1954 год. С 1955 по 1959 год он получил диплом изящных искусств Оклендского университета и диплом Оклендского среднего педагогического колледжа. К 1967 году он преподавал искусство в Педагогическом колледже Пальмерстон-Норт. [ 2 ] Торберн получил степень магистра (1975) и доктора философии (1981) в США в Университете штата Огайо и в дальнейшем сделал подготовку учителей и художественное образование центром своей профессиональной жизни. [ 3 ]
В его обязанности входили: специалист по художественному образованию в Министерстве образования, [ 4 ] Директор художественного образования отдела разработки учебных программ Департамента образования [ 5 ] где он создал учебные программы для высших учебных заведений, связанных с искусством, дизайном и ремеслами. [ 6 ] Он также был главным исполнительным директором Нортлендского политехнического института , председателем Новозеландского совета по промышленному дизайну. [ 7 ] Генеральный директор и президент Northland Polytechnic [ 8 ] и директор Музея искусства и истории Вайкато . [ 9 ] Он умер 16 марта 2023 года в больнице Веллингтона. [ 1 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Через год после окончания художественной школы Торберн был включен в художественный конкурс Hay's Ltd. 1960 года (более известный как Премия Хэя) со своей картиной « Голова Веллингтона» . [ 10 ] Его первая персональная выставка прошла в галерее Argus в Мельбурне, Австралия, а четыре года спустя, в 1969 году, он выиграл премию Манавату в области современного искусства за картину Modular 10 Series 1, 1969 . [ 11 ]
В 1971 году Торберн был выбран представлять Новую Зеландию на XI Международной биеннале искусств в Сан-Паулу в Бразилии вместе с Ральфом Хотере и Майклом Итоном. [ 12 ] Критик Art International Бернард Денвир сказал о работе Торнли: «Из тех, кто занимается исследованием пространственной двусмысленности и решением пространственных проблем в пределах строго определенной области, [среди] наиболее впечатляющим [был] новозеландец Рэй Торберн. В первую очередь озабоченный взаимоотношениями, Торберн также предоставляет зрителю возможность исследовать движение. [ 13 ]
В следующем году Торберн был включен в Третью Международную биеннале де л'Эстамп в Париже. В 1973 году Торберн был удостоен стипендии Фрэнсис Ходжкинс в Университете Отаго. [ 14 ]
Эволюция живописной практики Торберна
[ редактировать ]После окончания художественной школы Торберн сначала работал с пейзажными формами, часто добавляя к поверхности рельефные элементы, но примерно в 1967 году он распространил эти идеи на фигурные полотна, которые могли спускаться со стены на пол. [ 15 ] Торберн прежде всего известен своими тщательно раскрашенными модульными работами из нескольких панелей, которые он разработал примерно между 1967 и 1973 годами. За это время они привлекли значительное внимание критиков.
Гил Докинг , в то время директор Оклендской художественной галереи, описал, как модульность позволила им размещаться в различных расположениях, позволяя линиям на работе создавать целый ряд оптических эффектов. Он отметил, как это позволило: иллюзии пространства и остаточные изображения возникают на сетчатке глаза». [ 16 ]
Историк искусства Майкл Данн процитировал самого Торберна, охарактеризовав этот процесс как «модульный набор семьи из четырех братьев и сестер, каждый из которых обладает своей индивидуальностью и разделяет прочное семейное единство, но все они способны к различным отношениям с одним человеком». другой". [ 17 ] Сама картина была выполнена художниками-распылителями коммерческих автомобилей, что, как отметил куратор Оклендской художественной галереи Эндрю Богл, «нарушило одну из самых священных художественных традиций». [ 18 ]
Историк искусства Тони Грин , обсуждая стиль Торберна при обзоре его второй выставки в дилерской галерее в 1970 году, не считал, что эффект множества линий в работах Торберна не следует относить к рамкам оптического искусства: «Торберн использует их для обогащения цвета, а не для для оп-арт иллюзий движения». [ 19 ]
Рассматривая вклад Торберна в биеннале в Сан-Паулу 1971 года, историк искусства Патрик Хатчингс написал, как его картины стали «эстетическими машинами». [ 20 ] В 1980-х годах рецензент Крис Парр, оглядываясь назад на модульную серию , предположил, что использование Торберном близко нарисованных линий «напоминало об электронных схемах и лазерном свете»; также отметив, что цветовая палитра, похоже, отсылает к психоделическим работам шестидесятых годов. [ 21 ]
В начале 1980-х годов, после его возвращения после учебы на степень доктора философии в Огайо, работа Торберна претерпела кардинальные изменения. Плотные модульные картины уступили место работам, основанным на изображениях, включающим «листья из календаря 1982 года и голографии страниц его докторской диссертации». [ 22 ] Торберн выставил эти картины в 1984 году как серию PH&D: Piled Higher and Deeper . Писатель-художник Джон Робертс объяснил это изменение тем, что Торберн жил в Нью-Йорке с поездами, покрытыми граффити, что привело к «озабоченности каллиграфией». [ 23 ]
Торберн и Лен Лай
[ редактировать ]Путешествуя по гранту Совета по делам искусств королевы Елизаветы II в 1971 году, Торберн встретил Лена Лая в Нью-Йорке. По возвращении в Новую Зеландию в следующем году он попытался организовать место в общественном музее для выставки Лена Лая. Роджер Хоррокс , биограф Лайя, рассказывает, что Торберн был «шокирован отсутствием интереса» со стороны Национальной художественной галереи и обратился к меньшим провинциальным галереям. В Нью-Плимуте он обнаружил, что директор художественной галереи Говетт-Брюстер Боб Баллард, который был американцем и знал работы Лая, и местный инженер Джон Мэтьюз были воодушевлены идеей привезти работы Лая в Новую Зеландию. Торберн и Мэтьюз отправились в Нью-Йорк, чтобы поговорить с Лаем, и в результате этого обсуждения Мэтьюз наблюдал за строительством скульптуры « Трилогия» в Нью-Плимуте. [ 24 ]
Торберн продолжал поддерживать тесный контакт с Лаем и в 1974 году, находясь на стипендии Фулбрайта , взял у него интервью в Нью-Йорке. [ 25 ] а также документирование работ в студии. Интервью было одним из серии, которую Торберн проводил с нью-йоркскими художниками. [ 26 ] в рамках подготовки к получению степени магистра в Университете штата Огайо. В случае с Лаем интервью также было записано на видео. [ 27 ] Два самых интригующих интервью Торберна были взяты в 1976 и 1982 годах, когда он брал интервью у Колина МакКахона , возможно, единственное записанное на пленку интервью с художником. [ 28 ] [ 29 ]
Лен Лай приехал в Новую Зеландию в 1977 году, чтобы организовать выставку Говетта-Брюстера, и в это время встретился с Торберном, Хэмишем Китом и Джоном Мэтьюзом, чтобы обсудить создание некоммерческого фонда, который будет «на благо общества». Новой Зеландии». Договор доверительного управления был подписан в 1980 году, и обширный подарок, сделанный Щелоком из его работ, теперь находится в Центре Лена Лая Говетт-Брюстера в Нью-Плимуте. [ 30 ]
Выставки
[ редактировать ]Избранные персональные и групповые выставки включают следующее.
- 1960: Художественный конкурс Hays Ltd, Галерея уличного искусства Дарема (группа)
- 1965: Галерея Argus, Мельбурн, Австралия.
- 1967: Художественная премия Манавату (группа) Художественная галерея Манавату, Палмерстон-Норт. Торберн выиграл премию в 1969 году. [ 31 ]
- 1968: Новозеландская живопись сегодня (группа) Центральная галерея, Веллингтон
- 1970: Рэй Торберн: Картины Галерея Питера МакЛиви , Веллингтон. Это была первая из двух выставок, которые Торберн провел с дилером. Картины были из модульной серии , и МакЛиви продал три, в том числе одну Университету Виктории в Веллингтоне и одну Художественной галерее Роберта Макдугалла в Крайстчерче. [ 32 ] Модульная серия 2 была показана в том же году в Barry Lett Galleries , Окленд.
- 1971: Столетняя выставка современной новозеландской живописи (групповая) Художественная галерея Манавату, Палмерстон-Норт. (гастролировал) Торберн был одним из 15 художников, чьи картины были куплены. [ 33 ] в рамках празднования столетия Пальмерстон-Норт. [ 34 ]
- XI Международная биеннале современного искусства в Сан-Паулу , Бразилия
- 1972: Рэй Торберн, Университет Виктории. [ 35 ]
- 1972: Третья Международная биеннале гравюры (группа), Париж, Франция.
- 1973: Модульная серия 5 Публичная художественная галерея Данидина
- 1974: Выставка фестиваля искусств Игр Содружества художников Новой Зеландии (групповая) Художественная галерея Крайстчерча [ 36 ]
- 1976: Финалист премии Benson & Hedges Art Award (группа). Торберн также был финалистом 1978 года. [ 37 ] и был включен в выставки Benson & Hedges в 1970, 1972 и 1978 годах.
- 1976: Новозеландский рисунок (групповой) Оклендская городская художественная галерея . Торберн так прокомментировал свой рисунок « Красное пятно на красной земле »: «Это рождение идеи, иногда это не более чем спонтанная визуальная стенография, но по мере того, как идея проясняется, рисунок становится более конкретным». Часто они порождают серию картин». [ 38 ]
- 1983: Аспекты современного искусства Новой Зеландии: The Grid (группа) Оклендская художественная галерея. [ 39 ]
- 1985: Обзорная выставка Рэя Торберна в галерее CSA, Крайстчерч. [ 40 ]
- 2001: Партии (группа) Художественная галерея Роберта Макдугалла / Художественная галерея Крайстчерча, Крайстчерч
- 2004: Art + Up (группа) Художественная галерея Те Манава, Палмерстон-Норт
- 2006: Той Те Папа: Искусство нации (групповой) Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева
- 2007: Рэй Торберн: Линия на линии Те Манава, Палмерстон-Норт. На выставке было представлено 35 картин, датированных 1967–2007 годами, а также иллюстрированный каталог. [ 41 ]
- 2010: Части восьми (группа) Публичная художественная галерея Данидина. Наряду с Торберном на выставке присутствовали Гордон Уолтерс , Дон Пиблс , Милан Мркусич и Ральф Хотер . [ 42 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Без названия, вид 1967 года
- Модуль 3, серия 2, вид 1970 г.
- Модульная серия 13, серия 2, 1970 г. вид
- Модульная серия 2, 1970 года вид
- Модульная серия 1, 1972 г. вид
- Модульная 4, серия 5, 1973 г. вид
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Некролог Рэя Торберна» . Пост Доминиона . 25 марта 2023 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Рэй Торберн» . Веллингтонская средняя школа . 29 октября 2017 г.
- ^ «План партнерства, чтобы дать детям новый шанс». Вестник Новой Зеландии . 30 июня 2000 г.
- ^ «Рэй Торберн» . Коллекция Фонда Флетчера . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Рэй Торберн». Область применения: Искусство и дизайн (12): 112. 2016.
- ^ «Торберн, смешивая искусство и науку». Evening Standard (Пальмерстон-Норт) . 7 ноября 1986 г.
- ^ «У Новой Зеландии проблемы с имиджем, — говорит судья премии в области дизайна». Пресса (Крайстчерч) . 27 ноября 1986 г. с. 7.
- ^ «Визит кандидата в колледж изящных искусств» . Новости ВМУ . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Аронсон, Кэти (26 сентября 2000 г.). «Конец приветствуем 4 года работы музея Вайкато «без руля» ». Вестник Новой Зеландии .
- ^ «Каталог» (PDF) . Ограниченный художественный конкурс Hays . 1960.
- ^ «Премия Манавату для прессы современного искусства» . Пресса (Крайстчерч) . 28 мая 1970 г. с. 16 . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Искусство Новой Зеландии для Бразилии» . Пресса (Крайстчерч) . 27 февраля 1971 г. с. 18 . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Денвир, Бернард (1971). «Биеннале в Сан-Паулу». Арт Интернационал .
- ^ «Парень Ходжкинс» . Пресса (Крайстчерч) . 3 октября 1972 г. с. 10 . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Браун, Уорик (1995). 100 новозеландских картин 100 новозеландских художников . Окленд: Издательство Godwit.
- ^ Док, Гил (1971). Двести лет новозеландской живописи . AH & AW Reed Ltd. с. 178. ИСБН 0589004263 .
- ^ Стыковка, Гил; Данн, Майкл; Ханфлинг, Эдвард (2012). Двести сорок лет новозеландской живописи . Олбани, Окленд, Новая Зеландия: Дэвид Бейтман. п. 180. ИСБН 9781869538040 .
- ^ Богл, Эндрю (1983). Аспекты современной живописи Новой Зеландии: Сетка . Оклендская художественная галерея. п. 17.
- ^ Грин, Тони (18 августа 1970 г.). «Рэй Торберн в галереях Барри Летта». NZBC Arts в Окленде .
- ^ Хатчингс, Патрик Э. (январь 1975 г.). «Восемь новозеландских художников-абстракционистов». Арт Интернационал . 19 (1).
- ^ Парр, Крис (весна 1983 г.). «Крис Парр Решетка и сеть» . Искусство Новой Зеландии (28).
- ^ «Докторская серия № 2» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Робертс, Джон (осень 1985 г.). «Рэй Торберн». Искусство Новой Зеландии : 32–35.
- ^ Хоррокс, Роджер (лето 2001 г.). «В истории и вне ее: век Лена Лая». Искусство Новой Зеландии (101).
- ^ «Интервью с Леном Лаем (в его студии, Нью-Йорк, сентябрь 1974 г.)». Интернационал искусства : 64–68. Апрель 1975 года.
- ^ «Рэй Торберн берет интервью у Кита Сонньера» в его студии, Нью-Йорк, сентябрь 1975 года». Art International : 69–74. 1976.
- ^ «Фигуры в движении» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Колин МакКэхон дал интервью Рэю Торберну» . Ютуб . 1976 год . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Колин МакКэхон дал интервью Рэю Торберну, 1982» . Ютуб . 23 ноября 2015 года . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Хоррокс, Роджер (2009). Искусство, которое движется: работы Лена Лая . Издательство Оклендского университета. ISBN 9781869404222 .
- ^ «Профиль премии» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Тревельян, Джилл (2013). Питер МакЛиви: жизнь и времена новозеландского арт-дилера . Веллингтон, Новая Зеландия: Te Papa Press. п. 97. ИСБН 978-0-9876688-4-4 .
- ^ «Модуль 12: Серия 2» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Празднование столетия коллекции» . 10 июня 2021 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Марчбэнкс, Джилл (апрель 1972 г.). «Выставка Рэя Торберна» . Выдающийся . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Выставка Игр Содружества» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Браун, Гордон Х. (весна 1978 г.). «Премия Бенсона и Хеджеса 1978 года» . Искусство Новой Зеландии . 11 .
- ^ «Каталог чертежей Новой Зеландии» (PDF) . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Парр, Крис (весна 1983 г.). «Решетка и сеть». Искусство Новой Зеландии . 28 .
- ^ «Художники ЦСА» . Пресса (Крайстчерч) . 8 мая 1985 г. с. 22 . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Рэй Торберн: Линия на линии» (PDF) . Те Манава, Каталог Palmerston North . 2007.
- ^ Харрелл, Джон. «Глядя на абстракцию семидесятых» . Контакт с глазами .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работает в Оклендской художественной галерее Auckland Art.
- Работает в коллекции Чартвелла.
- Работает в Художественной галерее Крайстчерча.
- Работает в Публичной художественной галерее Данидина.
- Работает в коллекции Fletcher Trust Collection.
- Работает в Те Манава, Палмерстон-Норт.
- Работает в музее Те Папа Тонгарева в Новой Зеландии.
- Работает в Art House Trust.
- 1937 рождений
- 2023 смерти
- Современные художники Новой Зеландии
- Люди, получившие образование в средней школе Веллингтона, Новая Зеландия.
- Люди из Веллингтон-Сити
- Новозеландские художники-мужчины 20-го века
- Преподаватели рисования Новой Зеландии
- Новозеландские дизайнеры
- Директора музеев Новой Зеландии