Jump to content

Len Lye

Len Lye
Лай в Нью-Йорке, 1966 год.
Рожденный
Леонард Чарльз Хуия Лай

( 1901-07-05 ) 5 июля 1901 г.
Умер 15 мая 1980 г. (15 мая 1980 г.) (78 лет)
Национальность Новозеландец
Американский
Известный Фильм , скульптура

Леонард Чарльз Хуия Лай ( / l / ; 5 июля 1901 — 15 мая 1980) — новозеландский художник, известный прежде всего своими экспериментальными фильмами и кинетической скульптурой . Его фильмы хранятся в архивах, в том числе в Киноархиве Новой Зеландии , Британском институте кино , Музее современного искусства в Нью-Йорке и Тихоокеанском киноархиве Беркли Калифорнийского университета в . Скульптуры Лайя находятся в коллекциях Музея американского искусства Уитни , Чикагского института искусств , Художественной галереи Олбрайт-Нокс и Художественного музея Беркли. Хотя он стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов в 1950 году, большая часть его работ после его смерти отправилась в Новую Зеландию, где они хранятся в Художественной галерее Говетт-Брюстер в Нью-Плимуте .

Будучи студентом, Лай убедился, что движение может быть частью языка искусства, что привело его к ранним (и ныне утерянным) экспериментам с кинетической скульптурой, а также к желанию снимать фильмы. Лай также был одним из первых художников пакеха , ценивших искусство маори, австралийских аборигенов, культур тихоокеанских островов и Африки, и это оказало большое влияние на его творчество. В начале 1920-х годов Лай много путешествовал по южной части Тихого океана. Он провел продолжительное время в Австралии и Самоа, откуда был изгнан колониальной администрацией Новой Зеландии за проживание в коренной общине.

Работая триммером угля на пароходе , Лай переехал в Лондон в 1926 году. Он быстро вошел в модернистские круги, выставляясь в Обществе семи и пяти с 1927 по 1934 год и став партнером студии Footprints . [1] В частности, Лай принял участие в Международной выставке сюрреалистов 1936 года и начал снимать экспериментальные фильмы. После своего первого анимационного фильма «Тусалава » Лай начал снимать фильмы совместно с Главпочтамтом Великобритании для подразделения GPO Film Unit . Он заново изобрел технику рисования прямо на пленке, создав анимацию для фильма 1935 года «Цветная коробка » , рекламы «более дешевой бандероли», не используя камеру ни для чего, кроме титульных карточек в начале фильма. [2] Это был первый фильм, показанный широкой публике напрямую. Он был создан путем нанесения на сам фильм ярких абстрактных узоров и синхронизации их с популярной танцевальной мелодией Дона Баретто и его кубинского оркестра. Группа экспертов по анимации, созванная в 2005 году на кинофестивале в Анси, поместила этот фильм в десятку самых значимых работ в истории анимации (его более поздний фильм « Свободные радикалы» , не законченный до 1979 года, также вошел в число 50 лучших).

Лай также работал в преемнице GPO Film Unit, Crown Film Unit , производящей информационные фильмы военного времени, такие как «Музыкальный плакат номер один» . На основе этой работы Лаю позже предложили работу в киножурнале «Марш времени» в Нью-Йорке. Оставив жену и детей в Англии, Лай в 1944 году переехал в Нью-Йорк.

В «Свободных радикалах» он использовал черную пленку и нацарапал рисунки на эмульсии. Результатом стал танцующий узор из сверкающих линий и знаков, столь же драматичный, как молния в ночном небе. США В 2008 году этот фильм был внесен в Национальный реестр фильмов . [3]

Лай продолжал экспериментировать с возможностями прямого кинопроизводства до конца своей жизни. В различных фильмах он использовал различные красители, трафареты, аэрографы, фломастеры, штампы, расчески и хирургические инструменты для создания изображений и текстур на целлулоиде. В Color Cry он использовал метод «фотограммы» в сочетании с различными трафаретами и тканями для создания абстрактных узоров. Это 16-миллиметровый прямой фильм с жгучим саундтреком блюзового певца Сонни Терри .

Как писатель Лен Лай написал серию работ, исследующих свою теорию IHN (Индивидуальное счастье сейчас). Он также написал большое количество писем и стихов. Он был другом Дилана Томаса , Лоры Райдинг и Роберта Грейвса (их издательство Seizin Press опубликовало Нет проблем» в 1930 году книгу « , основанную на письмах Лайя к ним, его матери и другим). На веб-сайте NZEPC (Новозеландского центра электронной поэзии) представлена ​​подборка произведений Лая, которые столь же удивительны и экспериментальны, как и его работы в других средствах массовой информации. Одна из его теорий заключалась в том, что художники пытаются воспроизвести себя в своих работах, и это он изложил в эссе, дополненном наглядными примерами.

Изображение Уотер Вирлера на набережной Веллингтона в действии
Уотер Вирлер на набережной Веллингтона

Лай также был выдающимся кинетическим скульптором и тем, кого он называл «Материальными». Он рассматривал кино и кинетическую скульптуру как аспекты одного и того же «искусства движения», которое весьма оригинально теоретизировал в своих эссе (собранных в книге « Фигуры движения »).

45-метровая ветряная палочка на набережной Нью-Плимута

Многие из его кинетических работ можно найти в Художественной галерее Говетт-Брюстер в Нью-Плимуте , Таранаки , включая 45-метровую Жезл Ветра у моря. Water Whirler , спроектированный Лаем, но так и не реализованный при его жизни, был установлен на . набережной Веллингтона в 2006 году [4] Его «Материальные ценности» были показаны в МОМА в Нью-Йорке в 1961 году, а сейчас их можно найти по всему миру. В 1977 году Лен Лай вернулся на родину, чтобы курировать первую новозеландскую выставку своих работ в Художественной галерее Говетт-Брюстер, на тот момент под руководством Рона О'Рейли . Незадолго до своей смерти в 1980 году Лай и его сторонники основали Фонд Лена Лая, которому он передал свои работы. [5] Галерея является хранилищем большей части этой коллекции, и в ней работает постоянный куратор, обеспечивающий ее сохранность и соответствующую экспозицию.

Лай был индивидуалистом, никогда не подпадавшим ни под один из обычных ярлыков истории искусства. Хотя его имя не стало нарицательным, его работы были знакомы многим кинематографистам и кинетическим скульпторам – он был чем-то вроде «художника-художника», и его инновации имели международное влияние. Его также помнят за его яркую личность, потрясающую одежду и весьма неортодоксальный стиль лекций (он преподавал в Нью-Йоркском университете в течение трех лет).

В 21 веке международный интерес к карьере Лай возобновился благодаря ретроспективам, проведенным в Центре Помпиду в Париже в 2000 году. [6] австралийская передвижная выставка, организованная в 2001 году Художественной галереей Нового Южного Уэльса , Сидней, [7] в ACMI , Мельбурн, 2009 г. [8] и в Ikon Gallery , Бирмингем , Великобритания, в 2010 году. [9] Точно так же в Новой Зеландии обзоры были показаны в галерее Гаса Фишера в Окленде в 2009 году и в городской галерее Веллингтона в 2013 году. В 2012 году Университет Окленда поставил оперу о его жизни. [10] [11]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Ли был женат дважды. Его первой женой была Джейн (Флоренс Уинифред) Томпсон, от которой у него было двое детей:

  • Бикс Лай , также скульптор, который жил и работал в Вильямсбурге, Нью-Йорке и Ньюбурге, Нью-Йорк. Умер в январе 2023 года.
  • Янси Нин Лу Лай (родился 20 мая 1940 года, Чизвик, Лондон)

В Рино, штат Невада, в мае 1948 года Лай женился на своей второй жене, Аннет «Энн» Зейсс (род. 1910, Миннесота) в тот же день, когда он развелся с Джейн. Энн ранее была замужем за Томми Хиндлом, британским журналистом.

Он умер в Уорике, штат Нью-Йорк , в 1980 году. [12]

Наследие

[ редактировать ]

В 1971 году художник Рэй Торберн встретился с Леном Лаем и по возвращении в Новую Зеландию попытался организовать выставку в Национальной художественной галерее, но получил отказ. Директор Художественной галереи Говетт-Брюстер Боб Баллард и местный инженер Джон Мэтьюз были более восприимчивы, в результате чего Торберн и Мэтьюз отправились в Нью-Йорк, чтобы обсудить выставку и создание большой трилогии с Лаем. [13] В 1977 году Хэмиш Кейт, Мэтьюз и Торберн положили начало созданию некоммерческого фонда, а в 1980 году договор о доверительном управлении привел к тому, что Лен Лай подарил галерее. [14] Коллекция и архив Лена Лая состоят из всех некиноработ, которые находились в распоряжении Лая на момент его смерти в 1980 году, а также нескольких предметов, которые с тех пор были переданы или иным образом приобретены Фондом. Этот объем работ дополняется работами Лена Лая в Художественной галерее Говетт-Брюстер. Ngā Taonga Sound & Vision (бывший Киноархив Новой Зеландии) является хранилищем киноотпечатков Лайя, принадлежащих Фонду Лена Лая, а отпечатки для просмотра также находятся в коллекции Говетт-Брюстера. Центр Лена Лая, специальная галерея коллекции Лена Лая, связанная с Говетт-Брюстером, была открыта 25 июля 2015 года. Это первая галерея в Новой Зеландии, посвященная одному художнику. [15]

Есть два документальных фильма о Лае: «Флип» и «Два твистера» , снятые Ширли Хоррокс и «Дудлин» , а также DVD с выступлениями Лай, иллюстрированными слайдами: «Лен Лай говорит об искусстве» .

Фильмография

[ редактировать ]
  • Тусалава 10 мин (1929)
  • Торговец арахисом 2 мин (1933) [16] [17]
  • Цветная коробка, 4 минуты (1935) в Dufaycolor
  • Калейдоскоп 4 мин (1935) в Dufaycolor
  • Рождение робота, 7 минут (1936) в Gasparcolor
  • Танец радуги, 5 минут (1936) в Gasparcolor
  • Торговая татуировка (1937), 5 минут в цвете
  • Север или Северо-Запад? ( С или СЗ? ) 7 мин (1938)
  • Цветной полет 4 минуты (1937) в Gasparcolor
  • Качаясь на прогулке по Ламбету, 4 минуты (1939) в Дюфайколоре
  • Музыкальный плакат № 1, 3 минуты (1940), цвет Technicolor
  • Когда пирог был открыт 8 мин (1941)
  • Газетный поезд 5 мин (1942)
  • Рабочая вечеринка 7 мин (1942)
  • Убей или будь убитым, 18 минут (1942)
  • Складные металлические трубы 90 сек (1942)
  • Плановые посевы 90 секунд (1942)
  • Операторы на войне 17 минут (1943)
  • Цветной крик 3 минуты (1952)
  • Полная глубина пять 1 мин (1953)
  • Музыкальная минута жизни, 1 минута (1953)
  • Карнавал всей души , 16 минут (1957)
  • Ритм 1 минута (1957)
  • Свободные радикалы 5 мин (1958 г., переработка 1979 г.)
  • Прайм-тайм 1 минута (1958)
  • Фонтан надежды 1 мин (1959)
  • Частицы в космосе 4 минуты (1966)
  • Тал Фарлоу , 1 минута 30 секунд (завершено посмертно, 1980 г.)

Библиография

[ редактировать ]
  • Лен Лай, Зизз!: Жизнь и искусство Лена Лая его собственными словами , изд. Роджер Хоррокс, Веллингтон, Awa Press. ISBN   978-1-927249-21-5

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Арт Новой Зеландии» . www.art-newzealand.com . Проверено 17 июля 2019 г.
  2. ^ Бетанкур, Майкл (1 мая 2011 г.). «О кинетической теории кино Лена Лая» . Синеграфика.нет.
  3. ^ «Классика кино, легендарные звезды, легенды комедии и начинающие режиссеры представляют реестр фильмов 2008 года» Новости из Библиотеки Конгресса (30 декабря 2008 г.)
  4. ^ «Фонд Лена Лая – Уотер Вирлер, 2006» . www.lenlyefoundation.com . Проверено 26 ноября 2020 г.
  5. ^ «Фонд Лен Лай» . Фонд Лена Лая . Проверено 23 декабря 2017 г.
  6. ^ Джонстон, Эндрю (4 мая 2001 г.). «Добавление Лена Лая в книгу об искусстве ХХ века» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2013 г.
  7. ^ «Лен Лай (медиа-релиз)» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . Проверено 17 июня 2013 г.
  8. ^ Клиффорд, Эндрю. «Человек из будущего» . Новозеландский слушатель . Проверено 17 июня 2013 г.
  9. ^ Лаура, Камминг (12 декабря 2010 г.). «Лен Лай: Электрическое тело – обзор» . Хранитель . Лондон . Проверено 17 июня 2013 г.
  10. ^ Дарт, Уильям (1 сентября 2012 г.). «Щёлок земли» . Новозеландский Вестник . Проверено 17 июня 2013 г.
  11. ^ Дейли-Пиплс, Джон. «Лен Лай: новая вдохновляющая опера» . Национальный бизнес-обзор . Проверено 17 июня 2013 г.
  12. ^ Глюк, Грейс (16 мая 1980 г.). «Лен Лай, 78 лет, художник-экспериментатор и пионер художественного кино, умер; возобновился интерес к скульптуре» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 апреля 2020 г.
  13. ^ Хоррокс, Роджер (лето 2001 г.). «В истории и вне ее: век Лена Лая». Искусство Новой Зеландии (101).
  14. ^ Хоррокс, Роджер (2009). Искусство, которое движется: работы Лена Лая . Издательство Оклендского университета. ISBN  9781869404222 .
  15. ^ Костер, Дина (25 июля 2015 г.). «Нью-Плимут приветствует свой Центр Лена Лая с распростертыми объятиями» . Таранаки Дейли Ньюс.
  16. ^ «Продавец арахиса» . 1933 год.
  17. ^ «Экспериментальная анимация, она же Торговец арахисом (1933)» . БФИ.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 389f394721ec54e71ab8346013157227__1722281280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/27/389f394721ec54e71ab8346013157227.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Len Lye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)