Jump to content

Грета Притц Киттельсен

Грета Притц Киттельсен
Рожденный
Принцесса Маргрете Притц

( 1917-06-28 ) 28 июня 1917 г.
Умер 25 сентября 2010 г. ) ( 25.09.2010 ) ( 93 года
Национальность норвежский
Альма-матер Иллинойский технологический институт
Национальная академия искусств Осло
Супруг Арне Корсмо

Грете Притц Киттельсен (род. Адельгунде Маргрете Притц, 28 июня 1917, Осло — умерла 25 сентября 2010, Осло ) — норвежский ювелир , художник по эмали и дизайнер . Она одна из самых известных норвежцев в движении скандинавского дизайна . [ 1 ] и ее называли «королевой скандинавского дизайна». [ 2 ] Своей работой она внесла вклад в интернационализацию, инновации и научные исследования. Она была одной из немногих норвежских практиков, сформировавших скандинавский стиль дизайна в послевоенную эпоху, и самым известным норвежским практиком того периода. Целью Киттельсена было сделать красивые и удобные предметы повседневного обихода доступными для каждого. У нее было обширное и разнообразное производство. Своими эмалированными предметами и украшениями она стала пионером дизайна послевоенной эпохи и образцом для следующего поколения дизайнеров. Сегодня ее изделия являются иконами дизайна и востребованными предметами коллекционирования.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Киттельсен родился в 1917 году в Кристиании в семье Ингерид Юэль и Якоба Притца , ювелира и ректора Норвежской национальной академии ремесел и художественной промышленности (правильное название: Национальная академия искусств, ремесел и дизайна, ныне Национальная академия искусств Осло). Искусство ). [ 3 ] Она была сестрой Торольфа Прица-младшего . и составили пятое поколение ювелирной фирмы Я. Тострупа . Семья была ориентирована на международный рынок, и с момента своего основания в 1832 году фирма имела международный профиль. Основатель фирмы Якоб Ульрих Холфельдт Тоструп учился в Копенгагене и Санкт-Петербурге. Его сын Олуф Тоструп выступал за рациональную связь между искусством, ремеслами и промышленностью и был одной из движущих сил основания Музея прикладного искусства в Осло в 1876 году. Ее отец Якоб Притц был директором семейной фирмы, соучредителем. Foreningen Brukskunst ( Ассоциация прикладного искусства ) и ведущая фигура в обновлении норвежских изящных ремесел и дизайна в период между войнами. В резиденции Прица и Юэля часто проживали студенты и иностранные преподаватели академии, среди них Алвар Аалто и Грегор Паулссон . Паулссон сформулировал фразу «vackrare vardagsvara», что дословно переводится как «более красивый повседневный продукт». Эта фраза стала лозунгом Северных союзов прикладного искусства.

Получив экзамен artium в 1935 году, Киттельсен начал изучать ювелирное дело в Национальной академии искусств, ремесел и дизайна . Диплом она получила в 1941 году, после чего работала у Я. Тострупа . [ 1 ]

В апреле 1945 года она вышла замуж за Арне Корсмо , архитектора и профессора Норвежского технологического института . [ 4 ] Они развелись через 15 лет. [ 3 ]

Во время Второй мировой войны ей пришлось бежать в Стокгольм из-за подпольной работы. Там она и ее муж Арне Корсмо познакомились с датскими архитекторами Йорном и Лис Утцон, и у них сложилась дружба на всю жизнь.

Послевоенные годы

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Киттельсен вернулся в Осло и работал в семейном бизнесе. Она создала множество произведений из серебра, стекловидной эмали и пластика, иногда сотрудничая со своим мужем Арне Корсмо. Киттельсен был пионером в использовании методов крупномасштабного производства, которые использовали более поздние промышленные дизайнеры . [ 1 ] Будучи получательницей гранта Фулбрайта , Киттельсен жила в США в 1949 и 1950 годах, где училась в Институте дизайна IIT . [ 1 ] Киттельсен и ее муж Арне Корсмо путешествовали по США и Мексике и встречались с другими дизайнерами и архитекторами, такими как Фрэнк Ллойд Райт , Рэй и Чарльз Имс , Людвиг Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Джеймс Престини и Эдгар Кауфманн-младший. , который был директором отдела промышленного дизайна Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке . Эдгар Кауфманн-младший посетил Норвегию за год до поездки Киттельсона в США, и затем Киттельсен показал ему пластинку. Позже пластина была выставлена ​​в МоМА. Благодаря своим путешествиям Киттельсен и ее муж приобрели сеть, состоящую из самых выдающихся практиков того времени. Это позволило показать выставку «Американская форма» и организовать семинар по промышленному дизайну в Национальной академии искусств, ремесел и дизайна с преподавателями Иллинойского технологического института. Семинар стал новаторским для обновления содержания и педагогических методов школы.

Кофейник производства Cathrineholm в Халдене, Норвегия, ок. 1965. Дизайн Греты Притц Киттельсен, узор «Лотос» Арне Клаузена. Диаметр 13 см. Фотография Анне-Лизы Райнсфельт/Норский фольклорный музей, NF.2007-0149AB.

С 1954 по 1957 год участвовала в выставке «Дизайн в Скандинавии», показанной в нескольких местах США и Канады . [ 2 ] Ближе к концу 50-х годов ее изделия, производимые Hadeland Glassverk и Cathrineholm , часто можно было найти в норвежских домах. [ 1 ] «Sensasjonskasserollen» (букв. «Сенсационная запеканка ») имела особый успех: в 1964 году было продано 150 000 единиц. [ 5 ] Ее проекты часто были вдохновлены американским искусством, характеризующимся ясными, простыми цветами и простыми формами. [ 2 ] Киттельсен также создавал неформальные недорогие украшения из серебра и стекловидной эмали. [ 1 ]

Ее зарубежные визиты после поездки в США были в основном связаны с участием в выставках и конференциях, часто связанных с ее участием во Всемирном совете ремесел (WCC), соучредителем и членом правления которого она была. 

В 1971 году она вышла замуж за Сверре (Ло) Киттельсена, который умер в 2002 году.

Грета Приц Киттельсен умерла в возрасте 93 лет в Осло 25 сентября 2010 года. [ 6 ]

Работает

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Грете Приц Киттельсен было поручено обновить ассортимент продукции семейной фирмы Tostrup, что она и сделала в сотрудничестве с Арне Корсмо. Они создали несколько новых предметов для домашнего использования, адаптированных к новым методам производства и более неформальному образу жизни. Примером могут служить столовые приборы «Корсмо» 1954 года, которые состояли из относительно небольшого количества деталей и их было легко изготовить с помощью нескольких рабочих инструментов. Кроме того, она создавала украшения, вдохновленные абстрактным искусством той же эпохи. Многие из них были изготовлены особенно рациональным способом.

В 1957–1958 годах в сотрудничестве с Паоло Венини , владельцем и директором стекольного завода Венини в Мурано, она разработала украшения из стекла и серебра, которые считаются одними из ее самых выдающихся работ. [ нужна ссылка ]

С конца 1950-х годов работала дизайнером на фабрике Cathrineholm в Холдене . Они собрали коллекцию предметов из эмалированной стали, которая стала очень популярной.

Кроме того, Приц Киттельсен активно занимался научными исследованиями. В 1950 году она инициировала сотрудничество между Центральным исследовательским институтом Университета Осло и стекольным заводом Hadeland с целью разработки новых, более доступных типов эмали. Ее эксперименты с формой, техникой и материалами представляли собой своего рода художественно-практические исследования.

Влияние и почести

[ редактировать ]

Грета Притц Киттельсен выросла на идеалах современного дизайнерского движения, согласно которому простые и красивые предметы повседневного обихода должны быть доступны каждому. Это, вместе с сильным техническим интересом и практическими навыками, стало важным в ее работе. Как технически, так и формально ее произведения отличались способностью к экспериментам и современностью, что делало их оригинальными даже в международной обстановке.

Как один из ведущих художников скандинавского движения дизайна , Киттельсен получил несколько наград и наград в 1950-х годах, в том числе премию Луннинга в 1952 году. По инициативе Греты Приц Киттельсен Норвегия впервые была представлена ​​на модной Миланской Триеннале в 1954 г. Здесь она была удостоена Гран-при за большой поднос из эмалированного серебра. Позже она получила несколько наград на Триеннале. [ нужна ссылка ]

Киттельсен был удостоен звания кавалера первого класса Королевского норвежского ордена Святого Олафа в 1986 году. [ 1 ] В 2008 году она была удостоена большой выставки в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна , на которой было представлено 360 ее работ вместе с книгой « Грете Приц Киттельсен: Эмалье и дизайн» , опубликованной Gyldendal . [ 2 ] В том же году она была награждена медалью принца Евгения . [ 7 ]

В 2018 году нескольким зданиям и аудиториям Столичного университета Осло (OsloMet) были присвоены новые названия. В OsloMet есть традиция называть свои здания в честь исторических личностей, в первую очередь женщин, которые оказали влияние на одну или несколько областей обучения в OsloMet. Одна из аудиторий кампуса Кьеллер получила название «Аудитория Греты Притц Киттельсенс» и расположена в доме Карете Йонсен. [ 8 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Скервен, Астрид. «Грете Приц Киттельсен» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 13 января 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Сандберг, Лотте (19 мая 2008 г.). «Проницательный мастер эмали» . Афтенпостен (на норвежском языке) . Проверено 14 января 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б Индал, Оге. «Якоб Тоструп» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 13 января 2010 г.
  4. ^ Скервен, Астрид. «Арне Корсмо» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 13 января 2010 г.
  5. ^ Крогвиг Карлсен, Рагнхильд; Александр Фредриксен (5 ноября 2008 г.). «Королевские почести Притцу Киттельсену» (на норвежском языке). НРК . Проверено 14 января 2010 г.
  6. ^ «Грете Приц Киттельсен мертва» (на норвежском языке). ВГ . Проверено 27 сентября 2010 г.
  7. ^ «Medaljförläningar – Prins Eugen-medaljen» . Шведский королевский двор. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
  8. ^ «Название зданий в честь женщин-пионеров» . ОслоМет . 27 ноября 2018 г. Проверено 12 сентября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10b72791fa851ce097562b059af5094a__1695772740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/4a/10b72791fa851ce097562b059af5094a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grete Prytz Kittelsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)