Грета Притц Киттельсен
Грета Притц Киттельсен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Принцесса Маргрете Притц 28 июня 1917 г. |
Умер | 25 сентября 2010 г. | ( 93 года
Национальность | норвежский |
Альма-матер | Иллинойский технологический институт Национальная академия искусств Осло |
Супруг | Арне Корсмо |
Грете Притц Киттельсен (род. Адельгунде Маргрете Притц, 28 июня 1917, Осло — умерла 25 сентября 2010, Осло ) — норвежский ювелир , художник по эмали и дизайнер . Она одна из самых известных норвежцев в движении скандинавского дизайна . [ 1 ] и ее называли «королевой скандинавского дизайна». [ 2 ] Своей работой она внесла вклад в интернационализацию, инновации и научные исследования. Она была одной из немногих норвежских практиков, сформировавших скандинавский стиль дизайна в послевоенную эпоху, и самым известным норвежским практиком того периода. Целью Киттельсена было сделать красивые и удобные предметы повседневного обихода доступными для каждого. У нее было обширное и разнообразное производство. Своими эмалированными предметами и украшениями она стала пионером дизайна послевоенной эпохи и образцом для следующего поколения дизайнеров. Сегодня ее изделия являются иконами дизайна и востребованными предметами коллекционирования.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Киттельсен родился в 1917 году в Кристиании в семье Ингерид Юэль и Якоба Притца , ювелира и ректора Норвежской национальной академии ремесел и художественной промышленности (правильное название: Национальная академия искусств, ремесел и дизайна, ныне Национальная академия искусств Осло). Искусство ). [ 3 ] Она была сестрой Торольфа Прица-младшего . и составили пятое поколение ювелирной фирмы Я. Тострупа . Семья была ориентирована на международный рынок, и с момента своего основания в 1832 году фирма имела международный профиль. Основатель фирмы Якоб Ульрих Холфельдт Тоструп учился в Копенгагене и Санкт-Петербурге. Его сын Олуф Тоструп выступал за рациональную связь между искусством, ремеслами и промышленностью и был одной из движущих сил основания Музея прикладного искусства в Осло в 1876 году. Ее отец Якоб Притц был директором семейной фирмы, соучредителем. Foreningen Brukskunst ( Ассоциация прикладного искусства ) и ведущая фигура в обновлении норвежских изящных ремесел и дизайна в период между войнами. В резиденции Прица и Юэля часто проживали студенты и иностранные преподаватели академии, среди них Алвар Аалто и Грегор Паулссон . Паулссон сформулировал фразу «vackrare vardagsvara», что дословно переводится как «более красивый повседневный продукт». Эта фраза стала лозунгом Северных союзов прикладного искусства.
Получив экзамен artium в 1935 году, Киттельсен начал изучать ювелирное дело в Национальной академии искусств, ремесел и дизайна . Диплом она получила в 1941 году, после чего работала у Я. Тострупа . [ 1 ]
В апреле 1945 года она вышла замуж за Арне Корсмо , архитектора и профессора Норвежского технологического института . [ 4 ] Они развелись через 15 лет. [ 3 ]
Во время Второй мировой войны ей пришлось бежать в Стокгольм из-за подпольной работы. Там она и ее муж Арне Корсмо познакомились с датскими архитекторами Йорном и Лис Утцон, и у них сложилась дружба на всю жизнь.
Послевоенные годы
[ редактировать ]После Второй мировой войны Киттельсен вернулся в Осло и работал в семейном бизнесе. Она создала множество произведений из серебра, стекловидной эмали и пластика, иногда сотрудничая со своим мужем Арне Корсмо. Киттельсен был пионером в использовании методов крупномасштабного производства, которые использовали более поздние промышленные дизайнеры . [ 1 ] Будучи получательницей гранта Фулбрайта , Киттельсен жила в США в 1949 и 1950 годах, где училась в Институте дизайна IIT . [ 1 ] Киттельсен и ее муж Арне Корсмо путешествовали по США и Мексике и встречались с другими дизайнерами и архитекторами, такими как Фрэнк Ллойд Райт , Рэй и Чарльз Имс , Людвиг Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Джеймс Престини и Эдгар Кауфманн-младший. , который был директором отдела промышленного дизайна Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке . Эдгар Кауфманн-младший посетил Норвегию за год до поездки Киттельсона в США, и затем Киттельсен показал ему пластинку. Позже пластина была выставлена в МоМА. Благодаря своим путешествиям Киттельсен и ее муж приобрели сеть, состоящую из самых выдающихся практиков того времени. Это позволило показать выставку «Американская форма» и организовать семинар по промышленному дизайну в Национальной академии искусств, ремесел и дизайна с преподавателями Иллинойского технологического института. Семинар стал новаторским для обновления содержания и педагогических методов школы.

С 1954 по 1957 год участвовала в выставке «Дизайн в Скандинавии», показанной в нескольких местах США и Канады . [ 2 ] Ближе к концу 50-х годов ее изделия, производимые Hadeland Glassverk и Cathrineholm , часто можно было найти в норвежских домах. [ 1 ] «Sensasjonskasserollen» (букв. «Сенсационная запеканка ») имела особый успех: в 1964 году было продано 150 000 единиц. [ 5 ] Ее проекты часто были вдохновлены американским искусством, характеризующимся ясными, простыми цветами и простыми формами. [ 2 ] Киттельсен также создавал неформальные недорогие украшения из серебра и стекловидной эмали. [ 1 ]
Ее зарубежные визиты после поездки в США были в основном связаны с участием в выставках и конференциях, часто связанных с ее участием во Всемирном совете ремесел (WCC), соучредителем и членом правления которого она была.
В 1971 году она вышла замуж за Сверре (Ло) Киттельсена, который умер в 2002 году.
Грета Приц Киттельсен умерла в возрасте 93 лет в Осло 25 сентября 2010 года. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]После Второй мировой войны Грете Приц Киттельсен было поручено обновить ассортимент продукции семейной фирмы Tostrup, что она и сделала в сотрудничестве с Арне Корсмо. Они создали несколько новых предметов для домашнего использования, адаптированных к новым методам производства и более неформальному образу жизни. Примером могут служить столовые приборы «Корсмо» 1954 года, которые состояли из относительно небольшого количества деталей и их было легко изготовить с помощью нескольких рабочих инструментов. Кроме того, она создавала украшения, вдохновленные абстрактным искусством той же эпохи. Многие из них были изготовлены особенно рациональным способом.
В 1957–1958 годах в сотрудничестве с Паоло Венини , владельцем и директором стекольного завода Венини в Мурано, она разработала украшения из стекла и серебра, которые считаются одними из ее самых выдающихся работ. [ нужна ссылка ]
С конца 1950-х годов работала дизайнером на фабрике Cathrineholm в Холдене . Они собрали коллекцию предметов из эмалированной стали, которая стала очень популярной.
Кроме того, Приц Киттельсен активно занимался научными исследованиями. В 1950 году она инициировала сотрудничество между Центральным исследовательским институтом Университета Осло и стекольным заводом Hadeland с целью разработки новых, более доступных типов эмали. Ее эксперименты с формой, техникой и материалами представляли собой своего рода художественно-практические исследования.
Влияние и почести
[ редактировать ]Грета Притц Киттельсен выросла на идеалах современного дизайнерского движения, согласно которому простые и красивые предметы повседневного обихода должны быть доступны каждому. Это, вместе с сильным техническим интересом и практическими навыками, стало важным в ее работе. Как технически, так и формально ее произведения отличались способностью к экспериментам и современностью, что делало их оригинальными даже в международной обстановке.
Как один из ведущих художников скандинавского движения дизайна , Киттельсен получил несколько наград и наград в 1950-х годах, в том числе премию Луннинга в 1952 году. По инициативе Греты Приц Киттельсен Норвегия впервые была представлена на модной Миланской Триеннале в 1954 г. Здесь она была удостоена Гран-при за большой поднос из эмалированного серебра. Позже она получила несколько наград на Триеннале. [ нужна ссылка ]
Киттельсен был удостоен звания кавалера первого класса Королевского норвежского ордена Святого Олафа в 1986 году. [ 1 ] В 2008 году она была удостоена большой выставки в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна , на которой было представлено 360 ее работ вместе с книгой « Грете Приц Киттельсен: Эмалье и дизайн» , опубликованной Gyldendal . [ 2 ] В том же году она была награждена медалью принца Евгения . [ 7 ]
В 2018 году нескольким зданиям и аудиториям Столичного университета Осло (OsloMet) были присвоены новые названия. В OsloMet есть традиция называть свои здания в честь исторических личностей, в первую очередь женщин, которые оказали влияние на одну или несколько областей обучения в OsloMet. Одна из аудиторий кампуса Кьеллер получила название «Аудитория Греты Притц Киттельсенс» и расположена в доме Карете Йонсен. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скервен, Астрид. «Грете Приц Киттельсен» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сандберг, Лотте (19 мая 2008 г.). «Проницательный мастер эмали» . Афтенпостен (на норвежском языке) . Проверено 14 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Индал, Оге. «Якоб Тоструп» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Скервен, Астрид. «Арне Корсмо» (на норвежском языке). Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Крогвиг Карлсен, Рагнхильд; Александр Фредриксен (5 ноября 2008 г.). «Королевские почести Притцу Киттельсену» (на норвежском языке). НРК . Проверено 14 января 2010 г.
- ^ «Грете Приц Киттельсен мертва» (на норвежском языке). ВГ . Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ «Medaljförläningar – Prins Eugen-medaljen» . Шведский королевский двор. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Название зданий в честь женщин-пионеров» . ОслоМет . 27 ноября 2018 г. Проверено 12 сентября 2019 г.