Jump to content

Марья Вяйсяля

Марья Вяйсяля
Рожденный ( 1916-08-09 ) 9 августа 1916 г.
Хельсинки , Финляндия
Умер 21 декабря 2011 г. (21 декабря 2011 г.) (95 лет)
Турку , Финляндия
Национальность финский
Род занятий учитель, астроном

Марья Илматар Вяйсяля (9 мая 1916, Хельсинки , Финляндия) [ 1 ] — 21 декабря 2011, Турку ) — финская учительница математики и естественных наук , в 1950 году основавшая частную школу в Свакопмунде на территории нынешней Намибии , где она обучала детей финских миссионеров. [ 2 ] [ 3 ] Она также обнаружила два астероида , 1718 Намибия и 2437 Амнистия , в обсерватории Турку в 1942 году.

Марья Вяйсяля была дочерью астронома Юрьё Вяйсяля , известного первооткрывателя малых планет . После окончания университета она собиралась начать работать помощницей своего отца. Однако от одного из друзей-студентов, Лахьи Вяэнянена, она услышала о миссионерской работе в Овамболенде . Родители Вяэнянена, миссионеры Нестор Вяэнянен и Мартта Вяэнянен, работали в Овамболанде, Нестор в 1907–1918 и 1921–1928 годах, Мартта в 1909–1918 и 1921–1928 годах, а сама Лахья родилась в Онганджере , Овамболанд, в 1915 г., поэтому она была лично знакома с миссионерской деятельностью в Овамболенде. Позже она также сама работала в Юго-Западной Африке, в Каванго, в 1947–1953 годах. [ 4 ]

Работа в Свакопмунде

[ редактировать ]

Готовлюсь к ее работе

[ редактировать ]

Вяйсяля прибыла в Африку в 1949 году. Свой первый год она провела там, в Южной Африке , изучая наиболее важные языки Южной Африки, английский и африкаанс , а также местную культуру. Юго-Западная Африка в то время фактически была пятой провинцией Южной Африки. [ 5 ] [ 6 ]

Расположение школы

[ редактировать ]

До прибытия Вяйсяля в Юго-Западную Африку финские миссионеры слышали о «магистре астрономии» и боялись, что такой высокообразованный человек может оказаться непригодным для обучения маленьких детей. Однако Вяйсяля оказался отличником как в педагогике, так и в организации.

В то время финские миссионеры обсуждали, где следует основать будущую финскую школу. Некоторые миссионеры отдавали предпочтение Овамболенду, и очевидно, что они думали, что некоторые дети смогут жить дома, посещая школу. Однако дети, чьи дома находились в Каванго, не имели бы таких льгот, поскольку их дорога домой во время каникул была бы намного дольше, чем у других детей.

Вяйсяля отдавал предпочтение Свакопмунду по двум причинам. Во-первых, погода там была лучше для детей, чем в Овамболенде, и там они также были в безопасности от болезней, которые встречаются в Овамболенде, например, от малярии . Дети также могли бы заниматься спортом, поскольку климат был более прохладным.

Вяйсяля также считал, что культурная атмосфера Свакопмунда там лучше, чем в Овамболенде. В конце концов вопрос был решен правлением Финского миссионерского общества , которое, как и Вяйсянен, отдало предпочтение Свакопмунду в качестве места расположения новой школы. [ 7 ]

Школьные помещения

[ редактировать ]

Вяйсяля открыла школу в арендованном помещении в 1950 году, но вскоре выяснилось, что помещения недостаточно велики. Владельцы тоже сообщили ей, что собираются продать помещение в ближайшее время. В 1952 году Вяйсяля узнал, что город планирует построить новый район к северу от центра города. В последний день мая того же года она подписала счет на покупку двух соседних участков в будущем районе Винета . Затем финны построили дом, который служил одновременно школой и общежитием . состоялось новоселье. В 1953 году в связи с церковной службой Первого пришествия В 1858 году на том же участке была построена пристройка с гаражом и комнатой. [ 8 ]

Учебная программа

[ редактировать ]

Вяйсяля решил придерживаться школьной программы Финляндии. Однако учебный год был школьным годом в Южной Африке, т.е. он был таким же, как календарный год. Это означало бы трудности для тех семей, которые возвращались в Финляндию, но многих детей отправляли в школу в Свакопмунде в возрасте 6 лет, и они опережали детей в Финляндии примерно на шесть месяцев.

Вяйсяля учила своих учеников трем языкам: английскому , немецкому и шведскому . Историю преподавали по финским учебникам, но по географии и биологии она сосредоточилась на местных обстоятельствах, растениях и животных. Преподавались также пение и музыка, но физическому воспитанию, декоративно-прикладному искусству и искусству не уделялось такого внимания, как другим предметам. [ 9 ]

Методы обучения

[ редактировать ]

Вяйсяля использовала метод, который разработала сама, и назвала его «методом расширения кругов». Этот метод возник по необходимости, когда в одной комнате находились дети разных классов. «Тема урока будет одинаковой для всех детей, но младшим ученикам будут преподаваться элементарные знания и основы, тогда как со старшими учениками она будет углубляться в детали», - писал Калле Сеппянен в своей магистерской диссертации по теологии в 1994 году. Сеппянен написал следующее о методах Вяйсяля: [ 10 ]

Марья Вяйсяля, очевидно, обладала педагогическими и дидактическими способностями идентифицировать и интегрировать предмет в соответствии с конкретной ситуацией. Кажется, уже в 1950-х годах она смогла использовать спиральный метод и метод, в котором она действовала согласно рассматриваемой теме.

Вяйсяля считал, что преподавание в первом классе было самой трудной задачей, особенно если дети не умели читать, когда приходили в школу. Кроме того, оценки, начиная с третьего класса, были проблематичными, потому что она не могла уделять этим ученикам столько времени, сколько ей хотелось бы. В последующие годы она смогла привлечь других учителей, чтобы помочь ей с ее задачами.

По словам Сеппянена, Вяйсяля опередила свое время в том, что касалось ее методов преподавания. Часто она на самом деле учила детей, но помогала им самим узнавать что-то. Так было внутри здания школы и во время многочисленных экскурсий и туров, которые она организовывала в разные места. [ 11 ]

В 1963 году глава финской миссии в Юго-Западной Африке спросил Вяйсяля, можно ли перевести ее в среднюю школу Осигамбо в Овамболенде, поскольку основатель этой школы Тойво Тирронен собирался уехать в Финляндию в отпуск . Позже Вяйсяля писала, что еще в прошлом году она думала, что ее различные трудности и болезни детей стали для нее слишком тяжелыми, и размышляла, не слишком ли она уже стара, чтобы учить маленьких детей. Поэтому она решила сказать «да» главе миссии. [ 12 ]

Работа в Овамболенде

[ редактировать ]

В 1963–1972 годах Вяйсяля работал в средней школе Осигамбо в Овамболенде учителем математики и естественных наук. Первые годы этой школы она описала в своей книге Ambolukion lehtorina («Преподавание в средней школе Овамбо»; 1967). Она вернулась в Финляндию в 1972 году, чтобы заботиться о своей пожилой матери. [ 5 ]

Открытие астероида

[ редактировать ]

Центр малых планет приписывает Вяйсяле открытие астероидов 1718 Намибия и 2437 Амнистия , оба обнаруженные в обсерватории Турку 14 сентября 1942 года. [ 3 ] [ 13 ] Официальное название 1718 Намибии было опубликовано 1 апреля 1980 года ( MPC 5281 ), а название 2437 Amnestia было опубликовано Центром малых планет 26 мая 1983 года ( MPC 7946 ). [ 14 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Вяйсяля, Марья (1967). Амболукио как лектор [ Преподавание в средней школе Овамбо ]. Хельсинки: Финское миссионерское общество. п. 183 (1).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пелтола 1958, с. 271.
  2. ^ «Смерть пожилых людей миссии в 2011 году». www.lahetysseniorit.fi (на финском языке). Пожилые люди Финского миссионерского общества. 2011 . Проверено 14 января 2020 г. .
  3. ^ Jump up to: а б «1718 Намибия (1942 RX)» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
  4. ^ Пелтола 1958, с. 263, 270.
  5. ^ Jump up to: а б Харконен, Ребекка (8 мая 2006 г.). «90 лет завтра: Учитель в Овамболенде». Турку Саномат (на финском языке) . Проверено 14 января 2020 г. .
  6. ^ «Проект энциклопедии африканской демократии – Намибия: апартеид, сопротивление и репрессии (1945–1966)» . EISA – Избирательный институт устойчивой демократии в Африке. Август 2013. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года.
  7. ^ Сеппянен 1994, с. 29, 38–39.
  8. ^ Сеппянен 1994, стр. 41–50.
  9. ^ Сеппянен 1994, с. 66–70.
  10. ^ Сеппянен 1994, с. 72.
  11. ^ Сеппянен 1994, с. 72–74.
  12. ^ Сеппянен 1994, с. 74–75.
  13. ^ «2437 Амнистия (1942 РЗ)» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
  14. ^ «Архив MPC/MPO/MPS» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
  • Пелтола, Матти (1958). Сто лет финской миссионерской работы 1859–1959 гг. II: История работы Финского миссионерского общества в Африке [ Сто лет финской миссионерской работы 1859–1959. II: История миссионерской работы ФМС в Африке ]. Хельсинки: Финское миссионерское общество.
  • Сеппянен, Калле (1994). Финский школьный дом и частная школа Свакопмунда в Намибии, 1945–1968 годы. Магистерская диссертация по общей церковной истории. Теологический факультет Хельсинкского университета [ Финская частная школа и общежитие в Намибии в 1945–68 гг. Магистерская диссертация по истории церкви, теологический факультет Хельсинкского университета .
  • Харконен, Ребекка (8 мая 2006 г.). «90 лет завтра: Учитель в Овамболенде». Турку Саномат (на финском языке) . Проверено 14 января 2020 г. .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10e004d8b79188afbb284fc926dcf2fe__1722874500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/fe/10e004d8b79188afbb284fc926dcf2fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marja Väisälä - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)