Марья Вяйсяля
Марья Вяйсяля | |
---|---|
Рожденный | Хельсинки , Финляндия | 9 августа 1916 г.
Умер | 21 декабря 2011 г. Турку , Финляндия | (95 лет)
Национальность | финский |
Род занятий | учитель, астроном |
Марья Илматар Вяйсяля (9 мая 1916, Хельсинки , Финляндия) [ 1 ] — 21 декабря 2011, Турку ) — финская учительница математики и естественных наук , в 1950 году основавшая частную школу в Свакопмунде на территории нынешней Намибии , где она обучала детей финских миссионеров. [ 2 ] [ 3 ] Она также обнаружила два астероида , 1718 Намибия и 2437 Амнистия , в обсерватории Турку в 1942 году.
Фон
[ редактировать ]Марья Вяйсяля была дочерью астронома Юрьё Вяйсяля , известного первооткрывателя малых планет . После окончания университета она собиралась начать работать помощницей своего отца. Однако от одного из друзей-студентов, Лахьи Вяэнянена, она услышала о миссионерской работе в Овамболенде . Родители Вяэнянена, миссионеры Нестор Вяэнянен и Мартта Вяэнянен, работали в Овамболанде, Нестор в 1907–1918 и 1921–1928 годах, Мартта в 1909–1918 и 1921–1928 годах, а сама Лахья родилась в Онганджере , Овамболанд, в 1915 г., поэтому она была лично знакома с миссионерской деятельностью в Овамболенде. Позже она также сама работала в Юго-Западной Африке, в Каванго, в 1947–1953 годах. [ 4 ]
Работа в Свакопмунде
[ редактировать ]Готовлюсь к ее работе
[ редактировать ]Вяйсяля прибыла в Африку в 1949 году. Свой первый год она провела там, в Южной Африке , изучая наиболее важные языки Южной Африки, английский и африкаанс , а также местную культуру. Юго-Западная Африка в то время фактически была пятой провинцией Южной Африки. [ 5 ] [ 6 ]
Расположение школы
[ редактировать ]До прибытия Вяйсяля в Юго-Западную Африку финские миссионеры слышали о «магистре астрономии» и боялись, что такой высокообразованный человек может оказаться непригодным для обучения маленьких детей. Однако Вяйсяля оказался отличником как в педагогике, так и в организации.
В то время финские миссионеры обсуждали, где следует основать будущую финскую школу. Некоторые миссионеры отдавали предпочтение Овамболенду, и очевидно, что они думали, что некоторые дети смогут жить дома, посещая школу. Однако дети, чьи дома находились в Каванго, не имели бы таких льгот, поскольку их дорога домой во время каникул была бы намного дольше, чем у других детей.
Вяйсяля отдавал предпочтение Свакопмунду по двум причинам. Во-первых, погода там была лучше для детей, чем в Овамболенде, и там они также были в безопасности от болезней, которые встречаются в Овамболенде, например, от малярии . Дети также могли бы заниматься спортом, поскольку климат был более прохладным.
Вяйсяля также считал, что культурная атмосфера Свакопмунда там лучше, чем в Овамболенде. В конце концов вопрос был решен правлением Финского миссионерского общества , которое, как и Вяйсянен, отдало предпочтение Свакопмунду в качестве места расположения новой школы. [ 7 ]
Школьные помещения
[ редактировать ]Вяйсяля открыла школу в арендованном помещении в 1950 году, но вскоре выяснилось, что помещения недостаточно велики. Владельцы тоже сообщили ей, что собираются продать помещение в ближайшее время. В 1952 году Вяйсяля узнал, что город планирует построить новый район к северу от центра города. В последний день мая того же года она подписала счет на покупку двух соседних участков в будущем районе Винета . Затем финны построили дом, который служил одновременно школой и общежитием . состоялось новоселье. В 1953 году в связи с церковной службой Первого пришествия В 1858 году на том же участке была построена пристройка с гаражом и комнатой. [ 8 ]
Учебная программа
[ редактировать ]Вяйсяля решил придерживаться школьной программы Финляндии. Однако учебный год был школьным годом в Южной Африке, т.е. он был таким же, как календарный год. Это означало бы трудности для тех семей, которые возвращались в Финляндию, но многих детей отправляли в школу в Свакопмунде в возрасте 6 лет, и они опережали детей в Финляндии примерно на шесть месяцев.
Вяйсяля учила своих учеников трем языкам: английскому , немецкому и шведскому . Историю преподавали по финским учебникам, но по географии и биологии она сосредоточилась на местных обстоятельствах, растениях и животных. Преподавались также пение и музыка, но физическому воспитанию, декоративно-прикладному искусству и искусству не уделялось такого внимания, как другим предметам. [ 9 ]
Методы обучения
[ редактировать ]Вяйсяля использовала метод, который разработала сама, и назвала его «методом расширения кругов». Этот метод возник по необходимости, когда в одной комнате находились дети разных классов. «Тема урока будет одинаковой для всех детей, но младшим ученикам будут преподаваться элементарные знания и основы, тогда как со старшими учениками она будет углубляться в детали», - писал Калле Сеппянен в своей магистерской диссертации по теологии в 1994 году. Сеппянен написал следующее о методах Вяйсяля: [ 10 ]
Марья Вяйсяля, очевидно, обладала педагогическими и дидактическими способностями идентифицировать и интегрировать предмет в соответствии с конкретной ситуацией. Кажется, уже в 1950-х годах она смогла использовать спиральный метод и метод, в котором она действовала согласно рассматриваемой теме.
Вяйсяля считал, что преподавание в первом классе было самой трудной задачей, особенно если дети не умели читать, когда приходили в школу. Кроме того, оценки, начиная с третьего класса, были проблематичными, потому что она не могла уделять этим ученикам столько времени, сколько ей хотелось бы. В последующие годы она смогла привлечь других учителей, чтобы помочь ей с ее задачами.
По словам Сеппянена, Вяйсяля опередила свое время в том, что касалось ее методов преподавания. Часто она на самом деле учила детей, но помогала им самим узнавать что-то. Так было внутри здания школы и во время многочисленных экскурсий и туров, которые она организовывала в разные места. [ 11 ]
В 1963 году глава финской миссии в Юго-Западной Африке спросил Вяйсяля, можно ли перевести ее в среднюю школу Осигамбо в Овамболенде, поскольку основатель этой школы Тойво Тирронен собирался уехать в Финляндию в отпуск . Позже Вяйсяля писала, что еще в прошлом году она думала, что ее различные трудности и болезни детей стали для нее слишком тяжелыми, и размышляла, не слишком ли она уже стара, чтобы учить маленьких детей. Поэтому она решила сказать «да» главе миссии. [ 12 ]
Работа в Овамболенде
[ редактировать ]В 1963–1972 годах Вяйсяля работал в средней школе Осигамбо в Овамболенде учителем математики и естественных наук. Первые годы этой школы она описала в своей книге Ambolukion lehtorina («Преподавание в средней школе Овамбо»; 1967). Она вернулась в Финляндию в 1972 году, чтобы заботиться о своей пожилой матери. [ 5 ]
Открытие астероида
[ редактировать ]Центр малых планет приписывает Вяйсяле открытие астероидов 1718 Намибия и 2437 Амнистия , оба обнаруженные в обсерватории Турку 14 сентября 1942 года. [ 3 ] [ 13 ] Официальное название 1718 Намибии было опубликовано 1 апреля 1980 года ( MPC 5281 ), а название 2437 Amnestia было опубликовано Центром малых планет 26 мая 1983 года ( MPC 7946 ). [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]- Вяйсяля, Марья (1967). Амболукио как лектор [ Преподавание в средней школе Овамбо ]. Хельсинки: Финское миссионерское общество. п. 183 (1).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пелтола 1958, с. 271.
- ^ «Смерть пожилых людей миссии в 2011 году». www.lahetysseniorit.fi (на финском языке). Пожилые люди Финского миссионерского общества. 2011 . Проверено 14 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «1718 Намибия (1942 RX)» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Пелтола 1958, с. 263, 270.
- ^ Jump up to: а б Харконен, Ребекка (8 мая 2006 г.). «90 лет завтра: Учитель в Овамболенде». Турку Саномат (на финском языке) . Проверено 14 января 2020 г. .
- ^ «Проект энциклопедии африканской демократии – Намибия: апартеид, сопротивление и репрессии (1945–1966)» . EISA – Избирательный институт устойчивой демократии в Африке. Август 2013. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года.
- ^ Сеппянен 1994, с. 29, 38–39.
- ^ Сеппянен 1994, стр. 41–50.
- ^ Сеппянен 1994, с. 66–70.
- ^ Сеппянен 1994, с. 72.
- ^ Сеппянен 1994, с. 72–74.
- ^ Сеппянен 1994, с. 74–75.
- ^ «2437 Амнистия (1942 РЗ)» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Архив MPC/MPO/MPS» . Центр малых планет . Проверено 17 января 2020 г.
- Пелтола, Матти (1958). Сто лет финской миссионерской работы 1859–1959 гг. II: История работы Финского миссионерского общества в Африке [ Сто лет финской миссионерской работы 1859–1959. II: История миссионерской работы ФМС в Африке ]. Хельсинки: Финское миссионерское общество.
- Сеппянен, Калле (1994). Финский школьный дом и частная школа Свакопмунда в Намибии, 1945–1968 годы. Магистерская диссертация по общей церковной истории. Теологический факультет Хельсинкского университета [ Финская частная школа и общежитие в Намибии в 1945–68 гг. Магистерская диссертация по истории церкви, теологический факультет Хельсинкского университета .
- Харконен, Ребекка (8 мая 2006 г.). «90 лет завтра: Учитель в Овамболенде». Турку Саномат (на финском языке) . Проверено 14 января 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первооткрыватели малых планет (в алфавитном порядке) , Центр малых планет
- Изображение астероида 2437 Амнистия , www.taivaanvahti.fi