Jump to content

Gosplan

(Перенаправлено из Госплана )

Госплан СССР
(Gosplan)
Gosudarstvenny komitet po planirovaniyu
Государственный комитет по планированию

Штаб-квартира Госплана СССР в Москве.
(позже здание Государственной Думы РФ )
Государственного комитета Обзор
Сформированный 22 февраля 1921 г. ( 22 февраля 1921 г. )
Предыдущий Государственный комитет
  • Госплан РСФСР
Растворенный 1 апреля 1991 г.
Юрисдикция Правительство Советского Союза
Штаб-квартира Москва , РСФСР
55 ° 45'27 "N 37 ° 36'55" E  /  55,75750 ° N 37,61528 ° E  / 55,75750; 37,61528
Головной отдел Совет Министров
Детский государственный комитет
  • Центральное статистическое управление

Государственный плановый комитет , широко известный как Госплан (русский язык: Госплан , IPA: [ɡosˈpɫan] ), [ 1 ] был органом, ответственным за централизованное экономическое планирование в Советском Союзе . Созданный в 1921 году и действовавший до распада Советского Союза в 1991 году, Госплан имел своей основной задачей создание и исполнение ряда пятилетних планов, регулирующих экономику СССР .

Экономический фон

[ редактировать ]

Время Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны в России было периодом фактического экономического краха. Производство и распределение необходимых товаров подверглись серьезным испытаниям, поскольку фабрики были закрыты, а крупные города, такие как Петроград (ныне Санкт-Петербург ), обезлюдели, а городские жители вернулись в деревню, чтобы претендовать на участие в перераспределении земли и во избежание безработицы, нехватки продуктов питания и нехватка топлива, ставшая эндемической. К 1919 году гиперинфляция возникла , которая еще больше подтолкнула испытывающую трудности экономическую систему Советской России к полному краху.

Специальная возник система запомнилась истории, когда военный коммунизм . Советского правительства Совет Рабочей и Крестьянской Обороны метался от одной экономической проблемы к другой в лихорадочной попытке поддержать то, что осталось от российской промышленности от имени Красной Армии , втянутой в борьбу не на жизнь, а на смерть с антибольшевистским Белым движением. при поддержке иностранной военной интервенции Великобритании, Франции, Японии, США и других стран. В деревне заготовки продовольствия , зачастую подкрепленные грубой силой, происходили под номинальным руководством Наркомата земледелия .

Посреди такого хаоса сама идея долгосрочного экономического планирования в первые годы существования Советской России оставалась утопической мечтой. Только после успешного завершения Гражданской войны для большевиков в 1920 году серьезное внимание было обращено на вопрос систематического планирования советской экономики. В марте 1920 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны получил новое название – Совет Труда и Обороны (СТО) – и получил более широкую плановую задачу. [ 2 ]

СТО была создана как комиссия Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) во главе с самими ведущими Народными Комиссарами, представителем российских профсоюзов и начальником Центрального статистического агентства. [ 3 ] СТО было поручено установить единый хозяйственный план Советской России и направить работу отдельных наркоматов на выполнение этого плана, чтобы «впервые в РСФСР появился общий плановый орган с четко определенными функциями», как писал историк Э. Х. Карр заметил. [ 3 ]

Государственный комитет по планированию, широко известный как «Госплан», был создан как постоянный консультативный подкомитет СТО, которому было поручено проводить детальные экономические исследования и предоставлять экспертные рекомендации СТО, принимающему решения. [ 4 ]

Учреждение

[ редактировать ]
Глеб Кржижановский, первый руководитель Госплана, на советской почтовой марке 1972 года.

Gosplan was formally established by a Sovnarkom decree, dated 22 February 1921. [ 5 ] По иронии судьбы, указ был принят в тот же день, когда статья советского лидера В. И. Ленина, была опубликована в «Правде» критикующая сторонников «единого хозяйственного плана» за «пустословие» и «скучный педантизм» и утверждающая, что план ГОЭЛРО по национальному электрификация была «единственной серьезной работой по вопросу единого хозяйственного плана». [ 5 ] Однако другие члены Совнаркома были более оптимистичны, и Ленин потерпел поражение при создании другого планирующего органа — Госплана. [ 5 ] В качестве компромиссной меры, объединяющей задачи двух плановых структур, глава ГОЭЛРО Глеб Кржижановский . возглавить Госплан был назначен [ 5 ]

Первоначально Госплан имел консультативную функцию. [ 4 ] на момент запуска в апреле 1921 года весь его штат состоял всего из 34 человек. [ 6 ] Они были выбраны на основе академического опыта в специализированных аспектах промышленности; всего 7 человек были членами Российской коммунистической партии (большевиков) . [ 6 ] В условиях продолжающегося поворота к рыночной системе производства в рамках Новой экономической политики (НЭП) существовали вполне реальные ограничения на возможные масштабы централизованного планирования на начальном этапе институциональной жизни Госплана.

Госплан быстро стал центром централизованного планирования и расширения инвестиций в тяжелую промышленность, а Лев Троцкий стал одним из ведущих политических покровителей агентства. [ 7 ] В июне 1922 года новый указ еще больше расширил полномочия Госплана, предписав ему составлять как «долгосрочные», так и «очередные» планы производства. [ 8 ] С Госпланом должны были быть проведены консультации по поводу предложенных экономических и финансовых декретов, представленных в Совет Народных Комиссаров различными экономическими наркоматами. [ 8 ] Возникло административное соперничество между Госпланом и Народным комиссариатом финансов (Наркомфином), последний был органом, наиболее выступавшим за стабилизацию валюты и расширение экономики в целом через регулируемый рынок. [ 8 ]

Госплан не имел права принуждения на этом раннем этапе, но был вынужден работать через Совнарком, СТО или народные комиссариаты, чтобы его предложения были реализованы посредством декретов. [ 9 ] Экономические расчеты и политические предложения агентства оставались в значительной степени абстрактными на протяжении первой половины 1920-х годов, при этом желания Госплана и реальная политика в значительной степени были разрозненными. [ 9 ]

Появление

[ редактировать ]

Напряженность между Наркомфином и Госпланом продолжалась на протяжении всего периода НЭПа: Наркомфин выступал за увеличение экспорта зерна как средство укрепления валюты путем балансирования импорта и экспорта и одновременного повышения благосостояния крестьян, в то время как Госплан выступал в качестве главного защитника дешевого продовольствия и планового развития промышленность. [ 10 ]

During 1925 Gosplan started creating annual economic plans, known as "control numbers" ( контрольные цифры ).

Его работа координировалась с Центральным статистическим управлением СССР , Наркоматом финансов и Верховным Советом народного хозяйства (ВСНХ), а позднее с Государственным банком (Госбанк) и Государственным комитетом снабжения (Госснаб) .

Пятилетний план

[ редактировать ]

С введением пятилетних планов в 1928 году Госплан стал отвечать за их создание и контроль в соответствии с целями, провозглашенными Всероссийской коммунистической партией (большевиками) .

В 1930 г. Статистическое управление было объединено с Госпланом, а 3 февраля 1931 г. Госплан был вновь подчинен Совнаркому .

В мае 1955 года Госплан был разделен на две комиссии: Государственную комиссию Совета Министров СССР по перспективному планированию и Экономическую комиссию Совета Министров СССР по текущему планированию. Им, соответственно, было поручено прогнозирование и немедленное планирование. Работа последнего основывалась на пятилетних планах Госплана, причем Госплан планировал на 10–15 лет вперед.

Штаб-квартира Госплана располагалась в здании, которое сейчас занимает Государственная дума в Москве.

Метод материальных балансов

[ редактировать ]

Введение первого пятилетнего плана в 1928 году привело к пересмотру роли Госплана и ВСНХ, высшей государственной организации по управлению экономикой того времени. Этот пересмотр ролей был необходим, поскольку сама ВСНХ также отвечала за планирование через Комиссию по промышленному планированию (Промплан). Пересмотр ролей также потребовался, поскольку введение первого пятилетнего плана означало, что роль Госплана больше не заключалась в прогнозировании и составлении «контрольных цифр», поскольку планы теперь превратились в приказы к действию.

Чтобы обеспечить успех плана, необходимо было обеспечить, чтобы затраты одной части экономики соответствовали результатам другой части экономики. Госплан добился этого, используя методологию, называемую системой « материальных балансов ». За плановый период (подробнее за год и менее подробно за пятилетку) Госплан составлял баланс в материальных единицах (т.е. деньги в учете не использовались).

Первым шагом в этом процессе была оценка того, сколько стали, цемента, шерстяной ткани и т. д. будет доступно в следующем году. Этот расчет основывался на следующей формуле: производство минус экспорт плюс импорт плюс или минус изменения запасов.

Система планирования как таковая была достаточно простой. Госплан подсчитал сумму ресурсов и мощностей страны, установил приоритеты их использования, раздал задания по объемам производства и распределения поставок различным министерствам экономики, а через них - каждой отрасли и предприятию всей экономики. Конечно, у системы были свои ограничения, в том числе отсутствие значимой информации о ценах и издержках, а также сложность распространения планирования на все особые товары и предприятия в современной экономике. Более серьезные трудности были связаны с установками и приоритетами, заложенными в сталинскую систему планирования. «С самого начала, — пишут советские экономисты Николай Шмелев и Владимир Попов, — административная система отличалась экономическим романтизмом, глубокой экономической безграмотностью и невероятным преувеличением реального воздействия «административного фактора» на экономические процессы и на экономику». мотивы общественности».

—  Robert V. Daniels [ 11 ]

Вторым шагом было определение случаев несоответствия между уровнями выпуска одного материала, который использовался в качестве сырья в другой части экономики, т.е. там, где существовали различия между спросом и предложением внутри экономики. Если бы были выявлены несоответствия между предложением и спросом, то для годового плана планы использования конкретного входящего материала могли бы быть сокращены или, альтернативно, были предприняты усилия по увеличению предложения. В пятилетнем плане несоответствия между спросом и предложением можно было бы смягчить путем изменения долгосрочных планов по увеличению производственных мощностей.

Заработная плата и пенсии были выровнены вверх, а квалифицированный и физический труд стал превосходить по оплате умственный и профессиональный труд. Итальянский историк экономики Рита Ди Лео обнаружила «сжатие дифференциалов» и предвзятость так называемого «производительного» труда (т. е. получения измеримого физического результата) по сравнению с «непроизводительным» трудом (услуги, торговля и т. д.). «Такая политика заработной платы ставит под вопрос модернизацию общества, его эффективность, его конкурентоспособность».

—  Robert V. Daniels [ 11 ]

При использовании этого метода любые изменения в плане по устранению несоответствий между входами и выходами приведут к сотням, даже тысячам изменений материальных балансов. Это означало, что без помощи информационных технологий Госплан мог заниматься экономикой лишь в самых общих чертах.

Идеологическая предвзятость привела к появлению нереалистичных планов, которые невозможно было реализовать. Давление с целью их выполнения в любом случае привело к массовой фальсификации статистики на всех уровнях отчетности. Фальсифицированные отзывы о реализации плана в дальнейшем привели к тому, что Госплан готовил планы еще более оторванными от реальности:

Вторая экономика поглощала значительную часть ВВП. Не только частные лица, но и государственные предприятия занимались этой практикой, часто по необходимости, когда внелегальное влияние или незаконные операции оказывались единственным способом выполнения требований плана. Заявления о выполнении плана, которые передавались по иерархии, становились столь же невозможными, как и цели следующего плана.

—  Robert V. Daniels [ 11 ]

Директора Госплана

[ редактировать ]
Имя Даты Премьер(ы) обслужены
Начало офиса Завершившийся офис
Госплановая комиссия
Gleb Krzhizhanovsky (1st term) 13 августа 1921 г. 11 декабря 1923 г. Владимир Ленин
Александр Цурюпа 11 декабря 1923 г. 18 ноября 1925 г. Vladimir Lenin , Alexey Rykov
Глеб Кржижановский (2 срок) 18 ноября 1925 г. 10 ноября 1930 г. Alexey Rykov
Валериан Куйбышев 10 ноября 1930 г. 25 апреля 1934 г. Vyacheslav Molotov
Валерий Межлаук (1 срок) 25 апреля 1934 г. 25 февраля 1937 г. Vyacheslav Molotov
Геннадий Смирнов 25 февраля 1937 г. 17 октября 1937 г. Vyacheslav Molotov
Валерий Межлаук (2 срок) 17 октября 1937 г. 1 декабря 1937 г. Vyacheslav Molotov
Николай Вознесенский (1 срок) 19 января 1938 г. 10 марта 1941 г. Vyacheslav Molotov
Maksim Saburov (1st term) 10 марта 1941 г. 8 декабря 1942 г. Иосиф Сталин
Николай Вознесенский (2 срок) 8 декабря 1942 г. 9 января 1948 г. Иосиф Сталин
Государственный плановый комитет
Николай Вознесенский 9 января 1948 г. 5 марта 1949 г. Иосиф Сталин
Maksim Saburov (2nd term) 5 марта 1949 г. 5 марта 1953 г. Иосиф Сталин
Grigory Kosyachenko 5 марта 1953 г. 29 июня 1953 г. Георгий Маленков
Maksim Saburov (3rd term) 29 июня 1953 г. 25 мая 1955 г. Георгий Маленков
Государственная экономическая комиссия по перспективному планированию
Николай Байбаков (1 срок) 25 мая 1955 г. 3 мая 1957 г. Николай Булганин
Иосиф Кузьмин 3 мая 1957 г. 10 мая 1957 г. Николай Булганин
Государственная экономическая комиссия по текущему планированию
Maksim Saburov 25 мая 1955 г. 25 декабря 1956 г. Николай Булганин
Михаил Первухин 25 декабря 1956 г. 10 мая 1957 г. Николай Булганин
Государственный плановый комитет
Иосиф Кузьмин 10 мая 1957 г. 20 марта 1959 г. Николай Булганин , Никита Хрущев
Алексей Косыгин 20 марта 1959 г. 4 мая 1960 г. Nikita Khrushchev
Vladimir Novikov 4 мая 1960 г. 17 июля 1962 г. Nikita Khrushchev
Veniamin Dymshits 17 июля 1962 г. 24 ноября 1962 г. Nikita Khrushchev
Петр Ломако 24 ноября 1962 г. 2 октября 1965 г. Nikita Khrushchev , Alexei Kosygin
Николай Байбаков (2 срок) 2 октября 1965 г. 14 октября 1985 г. Alexei Kosygin , Nikolai Tikhonov , Nikolai Ryzhkov
Николай Талызин 14 октября 1985 г. 5 февраля 1988 г. Николаи Рыжков
Yuri Maslyukov 5 февраля 1988 г. 1 апреля 1991 г. Николай Рыжков , Валентин Павлов

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ The word "Gosplan" is an abbreviation of Gos udarstvenniy Komitet po Plan irovaniyu (Государственный комитет по планированию, "State Committee for Planning".)
  2. ^ Алек>Нове, Экономическая история СССР. Новое издание. Лондон: Penguin Books, 1989; стр. 61.
  3. ^ Jump up to: а б Э. Х. Карр, История Советской России: Большевистская революция, 1917–1923: Том 2. Лондон: Macmillan, 1952; стр. 375.
  4. ^ Jump up to: а б Морис Добб, Экономическое развитие России после революции. Нью-Йорк: EP Dutton, 1928; стр. 241; сн. 1.
  5. ^ Jump up to: а б с д Карр, История Советской России, т. 2, стр. 376.
  6. ^ Jump up to: а б Карр, История Советской России, т. 2, стр. 377.
  7. ^ Карр, Эдвард Халлетт. История Советской России . п. 379.
  8. ^ Jump up to: а б с Карр, История Советской России, т. 2, стр. 379.
  9. ^ Jump up to: а б Карр, История Советской России, т. 2, стр. 381.
  10. ^ Карр, Междуцарствие , стр. 13-14.
  11. ^ Jump up to: а б с Роберт В. Дэниелс, Конец коммунистической революции. 1993.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1213a935c2a7e2c0124b0007f06b9fe4__1718366400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/e4/1213a935c2a7e2c0124b0007f06b9fe4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gosplan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)