Орган Шнитгера (Гамбург)
Орган церкви Св. Якоби (Церковь Св. Иакова) в Гамбурге был построен с 1689 по 1693 год самым известным органостроителем своего времени Арпом Шнитгером . [ 1 ] Орган может похвастаться четырьмя мануалами и педалью с 60 стопами, 15 из которых язычковые, и имеет около 4000 звуковых трубок. В целом, с момента первоначальной установки органа и его сегодняшнего состояния (несмотря на частичное разрушение во время Второй мировой войны) его концепция мало что изменилась. Старые трубопроводы и проспективные трубы сохранились почти в первозданном виде. Это самый большой орган, существовавший до 1700 года, и один из самых выдающихся сохранившихся инструментов в стиле барокко.
История строительства
[ редактировать ]Предыдущие инструменты
[ редактировать ]Пока не установлено, когда был построен самый первый орган в Сент-Якоби. Тем не менее, можно засвидетельствовать, что около 1300 года в Санкт-Якоби жил некий органист по имени «Мейстер Рудольф». Известно, что в 1512–1516 годах Якоб Иверсанд и Хармен Штювен построили двухручной инструмент. Rückpositiv (положительное деление органов) было добавлено до 1543 года. Дальнейшие реконструкции последовали в 16 и 17 веках несколькими строителями. Среди них были Якоб Шерер (с 1551 г.), его зять Дирк Хойер (1577–1578 гг.), Построивший новый Rückpositiv и две новые педальные башни; также Ганс Бокельманн (1588–1589) и Ганс Шерер Старший (1588–1592), создавшие новый Оберверк (высший дивизион). Сыновья Шерера Ганс и Фриц отремонтировали орган в 1606/7 году. Таким образом , в конце XVI века музыкант Иероним Преториус получил в свое распоряжение один из самых впечатляющих и больших инструментов в стране. Более ранняя диспозиция 1592 г. с 53 остановками и 3 руководствами. [ 2 ] приводит Михаил Преториус в его трактате Syntagma Musicum : [ 3 ]
Диспозиция 1592 г.
|
|
|
|
- Аннотации
Между 1635 и 1636 годами Готфрид Фриче значительно расширил диапазон клавишных инструментов эпохи Возрождения. Он был расширен и теперь охватывает четыре октавы и четыре руководства. Ульрих Церниц, органист из Сент-Якоби того времени (который учился у Яна Питерссона Свелинка), подробно рассказал об этих расширениях, в результате которых в инструменте появилось более 56 регистров. [ 4 ] Ремонт также провел его сын Ганс Кристоф Фриче в 1655 году. [ 5 ]
Новостройка Шнитгера 1693 года.
[ редактировать ]Арп Шнитгер использовал существующий инструмент и сохранил для своего проекта 27 нот (включая некоторые из самых старых труб оригинального органа 1516 года). Остальные остановки Шнитгер построил сам. Затем он расширил четырехручной инструмент до 60 остановок. Несмотря на совет одного из самых выдающихся органистов церкви Св. Катаринена в Гамбурге, Иоганна Адама Рейнкена, Шнитгер установил в педаль и Principal 32', и Posaune 32'. Это принесло инструменту огромный престиж. Общая стоимость этого проекта составила 29 108 марок. [ 6 ] Различные подразделения имеют следующие (немецкие) названия: Werck (Hauptwerk), Rückpositiv, Oberpositiv, Brustpositiv и Pedal. Проспект органа Шнитгера в Санкт-Якоби является крупнейшим из существующих примеров так называемых «Гамбургских проспектов»: имеющих многоярусную дивизионную структуру, которая была разработана семьей производителей органов Шерер в Гамбурге около 1600 года. Типична для этих фасадов. представляют собой симметричный корпус с большими педальными башнями по бокам и шахматным расположением ручных делений, хотя Oberpositiv в этих фронтальных проекциях не фигурировал. Вместо этого он располагался выше позади Великого (не имея задней панели). Непосредственность звука частично создается за счет широких нисходящих сводов здания. Они создают прекрасную акустику. Фигуры на проспекте вырезаны Кристианом Прехтом и относятся к его последним известным работам. [ 7 ]
В 1720 году Иоганн Себастьян Бах подал заявление на должность органиста в церкви Святого Якоби. Однако Бах, несмотря на то, что был знаменитым органистом, не получил этой должности. Вместо этого он был присужден Иоганну Иоахиму Хайтманну, который смог внести в церковный фонд требуемую крупную сумму в 4000 марок, а также женился на дочери пастора. В записях Иоганна Маттесона мы находим часть довольно суровой проповеди тогдашнего пастора церкви Св. Якоби Эрдмана Ноймайстера: «Он с уверенностью верил, что – если один из ангелов спустится с небес и, желая стать органист из Св. Якоби, играл божественно – но если бы у этого ангела из Вифлеема не было денег, им просто пришлось бы снова улететь». [ 8 ]
Подтверждено, что Бах также играл на органе в соседней церкви Св. Катаринен. Судя по всему, состояние инструмента Св. Якоби было (временно) не очень хорошим. Поэтому он ушел, прежде чем пройти официальное прослушивание на этот пост. [ 9 ]
Диспозиция 1721 года была записана органостроителем Отто Дидрихом Рихборном : [ 10 ]
Диспозиция 1721 г.
|
|
|
|
|
- 2 тремулента
- Цимбельштерн , барабан
- 5 запорных клапанов, 1 главный клапан
Более поздняя работа
[ редактировать ]В 1722 году Отто Дидрих Рихборн внес небольшие изменения в расположение органа. Позднее, в 1761 году, немного изменил диспозицию органостроитель Иоганн Якоб Ленерт из Гамбурга. С 1774 по 1775 год Иоганн Пауль Гейке обновлял консоль. Дальнейшая реконструкция была проведена в 1790 году Иоганном Даниэлем Кальем; затем еще раз в 1836 и 1846 годах Иоганном Готлибом Вольфстеллером. В 1866 году были построены новые ветровые каналы и компенсационные сильфоны. Юрген Маркуссен внес дальнейшее изменение в диспозицию, установив в 1890 году дополнительную пневматическую систему с пятью регистрами.
Реставрации
[ редактировать ]В 1917 году произошло серьезное ухудшение качества звука инструмента. Это произошло, когда во время Первой мировой войны оловянные проспективные трубы пришлось разобрать и передать в металлосбор армейского управления. [ 9 ] После Первой мировой войны Ганс Хенни Ян и Готлиб Хармс обнаружили и осознали ценность этого инструмента. Они выступали за ремонт и замену отсутствующих передних труб. [ 11 ] Для этой цели были собраны значительные средства с помощью серии благотворительных концертов (так называемых концертов в Угрино) в 1922 году. Янну удалось привлечь на эти концерты Гюнтера Рамина, органиста Лейпцигской Томаскирхе. Рамин впервые за долгое время вернул на концертную площадку сочинения гамбургских органистов 17 века наряду с произведениями Букстехуде и Баха. На органном съезде, организованном Яном в Гамбурге и Любеке в июле 1925 года, орган Шнитгера в Санкт-Якоби вызвал большой интерес на органной сцене Северной Европы. Он стал известен как образец органной музыки в стиле барокко и добарокко. [ 12 ]
Поскольку в 1942 году были удалены духовые ящики, трубы и резьба, это предотвратило разрушение этих звукоизлучающих частей органа во время Второй мировой войны. Когда церковь полностью сгорела, пропали футляр Шнитгера, сильфонная ограда и консоль 1774 года. Южный неф был лишь незначительно разрушен, и после его реставрации в 1950 году Любекская органная мастерская Кемпер произвела временную установку. Кемпер уже проводил реставрационные работы предыдущих десятилетий под руководством и в сотрудничестве с Хансом Хенни Яном.
Еще один шаг на пути к реставрации был сделан на старом участке на западе главного нефа, завершенном в 1961 году. Он включал в себя новый корпус для старых дивизий, новую консоль с резными головками для ручек регистров (1950 г.), расширение Клавиатура оснащена необходимыми техническими настройками и чрезвычайно жесткой механикой Kemper. Результатом этих усилий стал фонетически неровный звук и неудовлетворительное действие. Использование разного давления ветра в ручных подразделениях и педали не соответствовало исторической строительной практике. В течение 19 и 20 веков трубы укорачивались по-разному, чтобы имитировать современный звук. Многие трубы на ветрогенераторах сместились. Звук основного хора был слишком похож на звук флейт. Камыши не имели устойчивости. Кроме того, пропорции корпуса были неправильными, поскольку расширение клавиатуры приводило к появлению множества дополнительных больших трубок, которые приходилось учитывать. Несмотря на все это, качество звучания инструмента по-прежнему оставалось узнаваемым и продолжало очаровывать слушателей.
Толчок к фундаментальной реставрации органа исходил от органиста из Санкт-Якоби Рудольфа Кельбера в 1982 году. Он хотел избавиться от всех технических дефектов и проблем с качеством звука. Был достигнут консенсус о восстановлении его в старом состоянии, то есть до состояния органа Якоби, каким он был в конце 18 века, со всеми его сохранившимися компонентами. В их число входили регистры Иоганна Якоба Ленерта 1761 года (Виола ди Гамба 8 в Верке и Троммет 8 в Рюкпозитив). Никаких попыток реконструировать консоль 1774 года предпринято не было. Вместо этого имело смысл вернуться к концепции Шнитгера с короткой октавой в ручных клавиатурах. Это было сделано по образцу пульта Шнитгера, полученного от органа Любекского Дома. Восстановление первоначальных пропорций корпуса с оригинальными размерами ветровой коробки Schnitger было крайне важно. Компромиссом здесь стало добавление ноты ре-диез (или ми-бемоль) в басовую октаву педали. Его поместили на вспомогательный ящик снаружи корпуса. Привод духовых инструментов осуществлялся с помощью шести клиновых мехов, расположенных в верхней части башенного пространства, за органом. [ 13 ]
Для этого проекта был привлечен Юрген Аренд , считавшийся знатоком органов Шнитгера (и у которого в мастерской были все необходимые для этого проекта ресурсы). Материалы включали запас древесины, которая хранилась десятилетиями. Спустя триста лет после завершения строительства органа, построенного Арпом Шнитгером, отреставрированный инструмент был торжественно открыт в 1993 году. Корнелиус Х. Эдскес, ведущий голландский органолог и специалист по Шнитгеру, позаботился о том, чтобы реставрация была проведена с максимальной фундаментальной безопасностью, создав тщательную реставрацию. необходима документация. В результате было собрано более 60 000 фрагментов данных. [ 14 ]
Обсуждение настройки органа привело к решению изменить темперацию среднего тона. Это компромисс между стандартными чистыми терциями среднего тона и требованиями к игре органной литературы 17-18 веков в тональностях, содержащих несколько диезов/бемолей. Открытие среднего тона темперамента было зафиксировано по длине внутренних трубок Principal 32' в педали. [ 15 ]
Орган Шнитгера в главной церкви Св. Якоби в Гамбурге стал одной из самых влиятельных моделей органостроения за последние 100 лет.
Расположение
[ редактировать ]Сегодняшняя диспозиция восходит к реставрации 1993 года, которая фактически восстановила состояние 1762 года. [ 16 ]
|
|
|
|
|
- Муфты : IV/II, II/III
- Два тремулента
- Цимбельштерн
- барабан (барабан)
- Ш = Шерер (16/17 века)
- F = Готфрид Фриче (1636)
- S = Арп Шнитгер (1693)
- L = Иоганн Якоб Ленерт (1761)
- A = Юрген Аренд (1993)
Технические данные
[ редактировать ]- 60 остановок, около 4000 труб.
- Ветроснабжение:
- 12 ветровых ящиков (Шнитгер)
- Один главный клапан, пять запорных клапанов (Аренд)
- 6 клиновых сильфонов (Аренд)
- Давление ветра: 80 мм
- Тюнинг:
- Шаг: а 1 = 495,45 Гц при 18 градусах Цельсия
- Модифицированный средний тон (синтонная запятая -1/5)
Библиография
[ редактировать ]- Корнелиус Х. Эдскес, Харальд Фогель, перевод Джоэла Спирстры (2016): Арп Шнитгер и его работа. Бремен: Издание Фалькенберга. ISBN 978-3-95494-092-9 , стр. 66–69, 178–179.
- Корнелиус Х. Эдскес (1996): О высоте звука и температуре органа Арпа Шнитгера из Санкт-Якоби в Гамбурге. В: Ханс Давидссон (редактор): Корнелиус Х. Эдскес, почетный доктор. Гетеборг: Гетеборгский университет, отд. музыкознания. ISBN 91-85974-37-4 , стр. 19–41.
- Густав Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. Вклад в историю органостроения в прибрежных районах Северного и Балтийского морей. Кассель: Бэренрейтер. ISBN 3-7618-0261-7 , стр. 240–241.
- Ибо Ортгиес (2007): Практика настройки органа в Северной Германии в 17 и 18 веках и ее связь с современной музыкальной практикой. Гетеборг: Гётеборгский университет ( gbv.de онлайн ).
- Хеймо Райницер (редактор) (1995): Орган Арпа Шнитгера в главной церкви Св. Якоби в Гамбурге. Гамбург: Христиане. ISBN 3-7672-1187-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. стр. 52–65.
- ^ Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. стр. 54–55.
- ^ Михаил Преториус (1619): Музыкальная синтагма . Том 2: Де Органография . Перепечатка: Кассель: Bärenreiter. ISBN 3-7618-1527-1 , стр. 168–169.
- ^ Густав Фок (1939): Доля Гамбурга в органостроении в нижненемецкой культурной зоне. В журнале Ассоциации истории Гамбурга. Нет. 38, стр. 351–352 ( онлайн )
- ^ Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. стр. 45.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Арп-Шнитгер-Оргель. стр. 32.
- ^ Карин Экхардт (1987): Кристиан Прехт. Гамбургский скульптор второй половины 17 века ( Вклады в историю Гамбурга. Т. 32). Гамбург: Ассоциация истории Гамбурга . ISBN 3-923356-18-8 , стр. 88–89.
- ^ Иоганн Маттесон (1728): Музыкальный патриот . Гамбург, с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б Эдскес, Фогель (2016): Арп Шнитгер и его работа. п. 145.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Арп-Шнитгер-Оргель. стр. 190–191, ср. Факсимиле стр. 147.
- ^ Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. п. 61.
- ^ Фок (1974): Арп Шнитгер и его школа. п. 62.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Арп-Шнитгер-Оргель. стр. 130–131.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Арп-Шнитгер-Оргель. стр. 130.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Орган Арпа Шнитгера. стр. 227–228; Эдскес (1996): О высоте звука и температуре органа Арпа Шнитгера из Санкт-Якоби в Гамбурге. стр. 22–23.
- ^ Райнитцер (редактор) (1995): Арп-Шнитгер-Оргель. стр. 290–291.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с органом Арпа Шнитгера в главной церкви Святого Якоби в Гамбурге, на Викискладе?
- Церковь Святого Джеймса
- База данных органов Арпа Шнитгера
- Страница НОМИНА
- Страница Ганса-Вернера Коорда
- www.arpschnitger.nl Ссылка на спецификацию и историю органа
- Дискография органов Арпа Шнитгера