Тяо-куай
Система тяо-куай ( китайский : 条块 ; пиньинь : tiáo-kuài ; букв. «ветвь и комок»), также известная как tiaotiáo-kuaikuai ( китайский : 条条块块 ; пиньинь : tiáotiáo-kuàikuài ), чтобы подчеркнуть множественность. , описывает квазифедеральную структуру управления в Народной Республике Китай . Термин tiáo относится к вертикальным линиям власти в различных секторах, идущим вниз от министерств центрального правительства . Куай относится к горизонтальному уровню власти территориального правительства на провинциальном или местном уровне. По мнению политолога Кеннета Либерталя , [ 1 ] «Первый координирует свои действия в соответствии с функцией ([например] окружающей среды); второй координирует свои действия в соответствии с потребностями местности, которой он управляет». Таким образом, местное бюро по охране окружающей среды может нести ответственность за отчетность как перед Государственным управлением по охране окружающей среды центрального правительства, так и перед мэром города, в котором оно расположено.
Конституционно организациям как функциональной, так и территориальной системы управления присвоена система рангов. Центральные министерства имеют тот же ранг, что и правительства провинций. Либерталь пишет: «Одним из ключевых правил китайской системы является то, что подразделения одного и того же ранга не могут отдавать друг другу обязательные приказы. С оперативной точки зрения это означает, что ни одно министерство не может издавать обязательные приказы для провинции». Это означает, что провинция может оспаривать, отменять или игнорировать решения, принятые министерством. Это двумерное соглашение иногда создает нежелательные конфликты , и были призывы к интеграции тяо-куай ( китайский : 条块结合 ; пиньинь : tiáo-kuài jiéhé ), хотя это вряд ли произойдет из-за сопротивления со стороны провинций.
Под властью маоистов
[ редактировать ]В 1949 году в результате китайской революции была создана Китайская Народная Республика , конституционно- социалистическое государство . В то время как Китай экспериментировал с политикой централизации и децентрализации в течение нескольких лет, Антиправое движение в 1957 году укрепило принцип идеологического единства всех местных органов власти. [ 2 ] Во время Культурной революции , и особенно в период «единых доходов и унифицированных расходов» ( 统收统支 ) 1971-1975 годов, бюрократы по всему Китаю проводили аналогичную сельскохозяйственную и промышленную политику, смоделированную в Пекине . [ 2 ]
В эпоху реформ
[ редактировать ]После смерти Мао Цзэдуна и начала китайской экономической реформы Китай принял политику «эмансипации разума (от идеологии)» ( 思想解放 ), поскольку правительство искало практические решения экономических проблем, отражающих местные условия. Провинции получили значительные экономические и политические полномочия , например, разрешать инвестиционные проекты и повышать собственные налоги. Мандат Госплана изменился с установления ежегодных целевых показателей на планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Центральное правительство также создало специальные экономические зоны в прибрежных провинциях, которыми управляли и расширяли соответствующие субнациональные правительства, даже установив отношения городов-побратимов на международном уровне. [ 2 ]
Децентрализация создала проблему для центрального правительства, поскольку у центрального правительства не было независимых средств реализации своих полномочий для предотвращения местного протекционизма или обеспечения соблюдения стандартов . Поэтому в 1990-е годы правительство КНР начало создавать центральные организации, параллельные провинциям. Большинство этих организаций занимаются экономическим регулированием . Передача политической власти провинциальным Народным конгрессам также иногда вызывала вертикальные конфликты, например, когда Пекин назначил Гэ Хуншэна губернатором провинции Чжэцзян , который был отклонен парламентом провинции Чжэцзян в 1993 году. кадровые назначения. [ 2 ]
С другой стороны, быстрый рост числа городов на уровне префектур в результате урбанизации ограничил мощь провинций. Народно - Контроль Центральной военной комиссии над освободительной армией (НОАК) также исключает возможность сговора местных сепаратистов с военными против центрального правительства. [ 2 ]
Сравнение с другими странами
[ редактировать ]Аналогичную ситуацию можно увидеть в федеральных системах, таких как Штаты , где федеральное правительство и правительство штатов действуют параллельно, но ни одно из них не имеет полномочий командовать Соединенные другим в отношении резервных полномочий или федеральных полномочий, прямо делегированных национальному правительству, хотя Властные отношения схожи, но фактические полномочия могут быть совершенно разными. Например, параллельные институты регулирования полиции и финансовых ценных бумаг существуют в США, но не в КНР.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Система управления Китая и ее влияние на реализацию экологической политики» Кеннета Либерталя
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чунг, Джэ Хо (2001). «Переоценка отношений между центром и местными властями в Китае Дэна». В Чжао, Цзяньминь; Диксон, Брюс (ред.). Переделка китайского государства: стратегии, общество и безопасность . Рутледж. С. 48–50 , 53, 55, 57, 59–60, 62.