ГОВОРЯЩИЙ
В социолингвистике ) , ГОВОРЕНИЕ или модель ГОВОРЕНИЯ — это модель социолингвистического исследования (представленная в виде мнемоники разработанная Деллом Хаймсом . Хаймс разработал эту модель как часть новой методологии, известной как этнография речи . Эта модель является инструментом, помогающим идентифицировать и маркировать компоненты интеракционной лингвистики, что было основано на его взгляде на то, что для того, чтобы правильно говорить на языке, необходимо не только изучить его словарный запас и грамматику, но также контекст, в котором используются слова. используются. По сути, изучение компонентов модели ГОВОРЕНИЕ имеет важное значение для лингвистической компетентности .
Чтобы облегчить применение своего представления, Хаймс построил мнемонику ГОВОРЯ (для обстановки и сцены, участников, концов, последовательности действий, тональности, инструментов, норм и жанра ), в соответствии с которой он сгруппировал шестнадцать компонентов в восемь подразделений. [1]
Модель состоит из шестнадцати компонентов, которые можно применять ко многим видам дискурса: форма сообщения; содержание сообщения; параметр; сцена; говорящий/отправитель; адресант; слушатель/получатель/аудитория; адресат; цели (результаты); цели (цели); ключ; каналы; формы речи; нормы взаимодействия; нормы интерпретации; и жанры. [2] Модель SPEAKING используется лингвистическими антропологами для анализа речевых событий (одного или нескольких речевых актов с участием одного или нескольких участников) в рамках этнографии . Этот подход можно использовать для понимания отношений и динамики власти внутри данного речевого сообщества , а также для понимания культурных ценностей.
Подразделения
[ редактировать ]Обстановка и сцена
[ редактировать ]«Обстановка относится к времени и месту речевого акта и вообще к физическим обстоятельствам». [3] Гостиная в доме бабушки и дедушки может стать местом семейной истории. Сцена — это «психологическая обстановка» или «культурное определение» сцены, включая такие характеристики, как степень формальности, чувство игры или серьезности. [4] Семейную историю можно рассказать на встрече, посвященной юбилею бабушки и дедушки. Временами в семье было весело и весело; в других случаях серьезные и памятные.
Обстановка и сцена также относятся к неявным правилам и ожиданиям, связанным с речевым событием. Настройка речевого события определяет, кто должен говорить, а кто нет, какой тип речи подходит ( см. также переключение кода ), и когда допустимо прерывание. Например, речевые события в классе имеют определенные неявные правила для говорящих учителей и слушающих учеников, определенные слова не рассматриваются в классе как уместные, а перебивание часто влечет за собой последствия. И наоборот, на общественных собраниях и на работе действуют другие неявные правила и ожидания. [5]
Обстановка выступления также относится к местонахождению участников и любым физическим барьерам, которые могут присутствовать. Например, смотрят ли участники друг на друга, какой язык тела они демонстрируют и разделены ли они столом, стульями или пространством в комнате. Документирование физической обстановки особенно полезно для завершения этнографии данного сообщества.
Участники
[ редактировать ]В число участников входят оратор и аудитория. Лингвистические антропологи будут проводить различия внутри этих категорий. В аудиторию могут входить как те, кому адресован речевой акт, так и те, кому не адресовано, но кто подслушивает. [6] Например, при воссоединении семьи тетя может рассказать историю молодым родственницам женского пола, но мужчины, хотя и не адресованные, также могут услышать рассказ.
Рассматривая участников речевого мероприятия, следует учитывать неявные и явные правила о том, кто может и должен быть вовлечен; какие ожидания установлены для участников; кто говорит и к кому обращаются. определенные идеологии В отношении участников речевых событий действуют . Например, культурные нормы о том, как дети должны разговаривать со взрослыми, как женщины должны разговаривать с мужчинами или как сотрудники должны разговаривать со своим начальником. Каждый участник речевого события оперирует определенными правилами и ожиданиями, важными для языковой компетентности. [ нужны разъяснения ]
Заканчивается
[ редактировать ]Целями речевого мероприятия являются его цели, задачи и результаты. [7] Тетя может рассказать историю о бабушке, чтобы развлечь публику, научить молодых женщин и почтить память бабушки. Кроме того, концы речевого мероприятия могут различаться для участников. Гарриет Джозеф Оттенхаймер приводит пример туриста, ищущего дорогу, и жителя Нью-Йорка, дающего расплывчатые ответы: «Ваша цель может состоять в том, чтобы получить информацию и добраться до пункта назначения, но их цель — показаться знающими». [5] Различия в окончаниях речевых событий могут возникать часто, особенно в классах и на рабочих местах. Сходства и различия концов речевых событий важны для успешного общения и принятия личности в культуру или речевое сообщество. [ нужны разъяснения ]
Последовательность действий
[ редактировать ]Под последовательностью действий понимается последовательность речевых актов, составляющих речевое событие. Порядок речевых действий оказывает большое влияние на речевое событие. Начальные речевые действия задают тон беседе. Начав лекцию со слов «Дамы и господа …», вы задаете другой тон, чем со слов «Здравствуйте! Как дела сегодня?»
Последовательность действий события также ориентирует участников на социальные сигналы. Важные аспекты последовательности действий включают очередность и прерывание. Например, рассказ тети может начаться как ответ на тост за бабушку; Сюжет и развитие истории будут иметь последовательность, структурированную тетей. Возможно, во время рассказа произошел совместный перерыв. Наконец, группа может аплодировать рассказу и перейти к другой теме или занятию.
Ключ
[ редактировать ]«Ключ» относится к подсказкам, которые определяют «тон, манеру или дух» речевого акта. Тетя может игриво подражать голосу и жестам бабушки или обращаться к группе серьезным голосом, подчеркивая искренность и уважение похвалы, которую выражает история. Как правило, в разных ситуациях используются разные ключи. Например, разные тона используются на вечеринках по случаю дня рождения и похоронах. Интонация в предложениях может придавать дополнительный смысл; более светлые тона говорят о юморе и дружбе, а монотонные речевые действия говорят о серьезности или отсутствии эмоций. Точно так же ключи могут быть формальными или неформальными, и на них может влиять выбор слов. Неформальные ключи включают использование сокращений ( can't , в отличие от can't ), использование сленга или ненормативной лексики, сокращенное или свободное произношение ( собираюсь ), пропущенные инфинитивы («детей нужно купать» или «детей нужно купать»). ) и предложные окончания («Зачем ты это сделал?»). [5] В целом ключ речевого акта добавляет в общение человеческий элемент и предоставляет ценную информацию для формирования социальных норм и ожиданий от речевого события. Правильное применение соответствующего ключа в речевом событии имеет жизненно важное значение для лингвистической компетентности.
Инструменты
[ редактировать ]Инструментальные средства – это каналы, используемые для завершения речевого акта. К ним относятся способ общения (письмо, устная речь, жесты или сигналы), язык , диалект (взаимопонятная подгруппа языка) и регистр (разновидность языка, используемая в определенных условиях). [8] Хаймс описал эти инструменты в целом как формы и стили речи. [9] Например, инструментальность устного слова отличается от написанного слова; язык, на котором говорят, уникален для речевого акта, как и диалект. [ нужны разъяснения ] Аналогично, используемый регистр влияет на речевое событие. Например, тетя может говорить непринужденным регистром со многими особенностями диалекта, но если ее племянница продолжит разговор в более формальном регистре со стандартными грамматическими формами, разговор может показаться неловким.
Нормы
[ редактировать ]Нормы – это социальные правила, регулирующие речевое событие, действия и реакции участников. В шутливом рассказе тети нормы могут допускать множество перерывов и сотрудничества аудитории; и, возможно, эти перерывы могут быть ограничены участием женщин старшего возраста. Серьезный, формальный рассказ тети мог бы привлечь к ней внимание и не прерывать ее как норму.
Нормы будут различаться для каждого речевого сообщества . Примеры вопросов, касающихся установленных норм, включают:
- Когда можно говорить?
- Кто должен слушать?
- Когда тишина предпочтительна?
- Насколько громко слишком громко?
- Какую скорость следует использовать при разговоре?
- Какие темы приемлемы?
Жанр
[ редактировать ]Жанр – вид речевого акта или события; для примера, использованного здесь, это такая история. Тётя может рассказать персонажу анекдот о бабушке для развлечения или пример в качестве морального наставления. В разных дисциплинах разрабатываются термины для видов речевых актов, а речевые сообщества иногда имеют свои термины для типов. [10] Другие примеры речевых жанров включают сплетни, шутки и разговоры. [8]
Богатые баллы
[ редактировать ]Богатые точки — это случаи, когда в речевом событии между двумя говорящими возникает разрыв в результате различий в воспринимаемых неявных правилах и ожиданиях. Эти случаи представляют собой конфликт в модели ГОВОРЯ между двумя людьми. Это различие и переговоры о возобновлении разговора называются MAR (Ошибка, Осведомленность, Исправление).
Ошибка
[ редактировать ]Ошибки в разговоре возникают, когда участники разговора действуют в соответствии с разными неявными правилами и ожиданиями от модели ГОВОРЯ. Ошибки часто возникают из-за разногласий по поводу включения участников, несовпадения целей, неожиданной последовательности действий, ключей или инструментов. Обычно ошибки и конфликты возникают тогда, когда в разговоре происходит отклонение от нормы. [8] В некоторых жанрах, например в сплетнях, быстрая смена сторон и перебивание не только приемлемы, но и ожидаемы. Если один из участников неактивен в этом типе речи, он может показаться амбициозным в разговоре — это будет примером ошибки.
Осведомленность
[ редактировать ]Осведомленность возникает, когда один или несколько участников осознают разницу в ожиданиях от разговора. В некоторых случаях это может означать, что один говорящий понимает, что другой говорит быстрее или медленнее, используя последовательность действий, которая в значительной степени зависит от быстрой смены очереди или допустимых перебивания, говорит в более формальном или неформальном регистре и т. д. сплетни, было бы важно распознать, если кто-то не соответствует речевому образцу.
Ремонт
[ редактировать ]Исправление разговора происходит, когда один или несколько участников речевого события изменяют один или несколько компонентов ГОВОРЕНИЯ с целью исправить ошибку. Например, это может означать, что говорящий увеличивает скорость своей речи или участвует в быстрой смене речи и перебивании. Когда восстановление не происходит, речевое событие может показаться неловким. Однако, когда человек научится исправлять речевые события, человек сможет легче общаться с участниками речевого события и устанавливать взаимопонимание. Разговаривайте, соблюдая грамматические правила для правильного понимания. [ нужны разъяснения ]
Приложения
[ редактировать ]Стандартный (лингвистический)
[ редактировать ]Модель SPEAKING применялась для понимания различных сообществ и ситуаций. Речевые события играют ключевую роль в фундаменте культуры и являются предметом тщательного анализа. Многие люди применяли модель ГОВОРЕНИЯ, чтобы понимать разговоры в уникальных группах населения и условиях. [11] лучше понять взаимодействие культуры и языка, [12] и проанализировать статус, власть и неравенство. [13]
Нестандартный
[ редактировать ]С появлением разнообразного программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия (ERP) и другого программного обеспечения (например, Microsoft Dynamics 365 Business Central (D365BC) ), модель SPEAKING использовалась для создания основы для анализа компьютерных программ, которая помогает компаниям и люди выбирают лучший вариант, который соответствует их потребностям. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что категории просто перечислены в порядке, требуемом мнемоникой, а не по важности.
- ^ Хаймс, Д. (1974). Основы социолингвистики: этнографический подход. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, с. 53–62.
- ^ Хаймс (1974), стр.55.
- ^ Хаймс (1974), стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с Оттенхаймер, Харриет (2009). Антропология языка: введение в лингвистическую антропологию . Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage. стр. 129–145. ISBN 9781428848849 .
- ^ Хаймс (1974), стр. 54 и 56.
- ^ Хаймс (1974), стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Оттенхаймер, Харриет (2009). Антропология речи: введение в лингвистическую антропологию . Бельмонт, Калифорния: Уодсвот. п. 122. ИСБН 9781111828752 .
- ^ Хаймс (1974), стр. 58–60.
- ^ Предвидя, что его могут обвинить в создании (английского языка) «этноцентрической» мнемоники - и, таким образом, косвенно (английского языка) «этноцентрической» теории - Хаймс комментирует, что он мог, например, создать французский язык. Мнемоника ПАРЛАНТа : а именно, участники , действия , смысл ( результат ), локаль , агенты (инструментальности), нормы , тон (ключ), типы (жанры) (1974, с.62).
- ^ Моерман, Майкл (1988). Говорящая культура: этнография и разговорный анализ . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812212464 . JSTOR j.ctt3fhhh2 .
- ^ Кондон, Джон (1985). Хорошие соседи: общение с мексиканцами . Ярмут, Мэн: Межкультурная пресса.
- ^ Ирвин, Джудит (1974). Стратегии статусной манипуляции в приветствии волоф . Кембридж.
- ^ Education, Corp (11 декабря 2019 г.). «Программная модель (Образование)» . Образовательная корпорация . Проверено 26 мая 2020 г.