Приобретение речи
Овладение речью направлено на развитие у ребенка голосовой, акустической и устной речи. Сюда входят моторное планирование и исполнение, произношение, фонологические и артикуляционные модели (в отличие от содержания и грамматики, которыми является язык).
Разговорная речь состоит из организованного набора звуков или фонем, которые используются для передачи значения, тогда как язык представляет собой произвольную ассоциацию символов, используемых в соответствии с установленными правилами для передачи значения. [1] Хотя изучение грамматики и синтаксиса можно рассматривать как часть овладения языком , овладение речью включает в себя развитие восприятия речи и речевого производства в первые годы жизни ребенка. Существует несколько моделей, объясняющих нормы усвоения речевых звуков или фонем у детей.
Развитие восприятия речи
[ редактировать ]Сенсорное обучение акустическим речевым сигналам начинается уже во время беременности. Хеппер и Шахидулла (1992) описали прогрессирование реакции плода на различные частоты чистых тонов. Они предположили, что плоды реагируют на 500 Гц (Гц) на 19 неделе беременности, на 250 Гц и 500 Гц на 27 неделе беременности и, наконец, реагируют на 250, 500, 1000, 3000 Гц между 33 и 35 неделями беременности. [2] Ланки и Уильямс (2005) [3] предположили, что плоды могут реагировать на чистые тональные стимулы частотой 500 Гц уже в 16 недель.
Новорожденный уже способен различать многие фонетические контрасты. Эта способность может быть врожденной. Восприятие речи становится специфичным для языка примерно в 6 месяцев, для звуковых комбинаций — примерно в 9 месяцев и для специфичных для языка согласных — примерно в 11 месяцев. [4]
Младенцы обнаруживают типичные образцы словесного ударения и используют ударение для распознавания слов примерно в возрасте 8 месяцев. [4]
По мере того, как младенец становится ребенком, его способность различать звуки речи должна возрастать. Рвачев (2007) [5] описал три стадии развития, на которых ребенок распознает или различает фонологические и артикуляционные представления звуков, подобные взрослым. На первом этапе ребенок обычно не осознает фонологического контраста и может производить звуки, акустически и перцептивно схожие. На втором этапе ребенок осознает фонологические контрасты и может производить акустически различные вариации, незаметные для взрослых слушателей. Наконец, на третьем этапе дети осознают фонологические контрасты и производят разные звуки, которые с точки зрения восприятия и акустики точны к произведению взрослых.
Предполагается, что перцептивные способности ребенка продолжают развиваться в течение многих лет. Хазан и Барретт (2000) [6] предполагают, что это развитие может проникнуть в поздний период детства; У детей 6–12 лет росло мастерство различения синтезированных различий в месте, манере и звучности звуков речи, но при этом они еще не достигли взрослой точности в собственном воспроизведении.
Типологии детской вокализации
[ редактировать ]Младенцы рождаются со способностью издавать звуки, особенно посредством плача. По мере роста и развития младенцы добавляют в свой инвентарь больше звуков. Существует две основные типологии детских вокализаций. Типология 1: строгая оценка раннего вокального развития [7] состоит из 5 этапов.
- Рефлексивный (в возрасте от 0 до 2 месяцев), состоящий из плача, суетливости и вегетативных звуков.
- Контроль фонации (от 1 до 4 месяцев) согласных звуков, щелчков и малинового звука.
- Расширение (от 3 до 8 месяцев) изолированных гласных, двух и более гласных подряд и визгов.
- Основные канонические слоги (от 5 до 10 месяцев) – сочетание согласных гласных (CV), часто повторяющееся (например, ba ba ba ba).
- Продвинутые формы (от 9 до 18 месяцев) сложные комбинации различных комбинаций постоянных гласных (CVC) и жаргона.
Типология 2: Типология детских фонаций Оллера. [8] состоит в основном из двух этапов с несколькими подэтапами. Две основные фазы включают неречевые вокализации и речевые вокализации. К неречевым вокализациям относятся: а. вегетативные звуки, такие как отрыжка и b. фиксированные голосовые сигналы, такие как плач или смех. Речеподобные вокализации состоят из: а. квазигласные, б. примитивная артикуляция, c. стадия расширения и d. канонический лепет .
Нормативные данные по звуку речи
[ редактировать ]Знание того, когда следует точно произносить звук речи, помогает родителям и специалистам определить, когда у ребенка может возникнуть нарушение артикуляции. Для сравнения артикуляции звуков речи ребенка с хронологическим возрастом использовались два традиционных метода. Первый заключается в сравнении количества правильных ответов в стандартизированном тесте на артикуляцию с нормативными данными для данного возраста по тому же тесту. Это позволяет оценщикам увидеть, насколько хорошо ребенок издает звуки по сравнению со своими сверстниками того же возраста. Второй метод заключается в сравнении отдельного звука, издаваемого ребенком, с нормами развития этого индивидуального звука. Второй метод может оказаться затруднительным при учете различных нормативных данных и других факторов, влияющих на типичное речевое развитие. Многие нормы основаны на возрастных ожиданиях, согласно которым большинство детей определенного возраста точно издают звуки (75% или 90% в зависимости от исследования). Используя результаты Сандера (1972), [9] Темплин (1957), [10] и Веллман, Кейс, Менгерт и Брэдбери (1931), [11] Американская ассоциация речевого и языкового слуха предлагает следующее: Звуки, освоенные к 3 годам, включают /p, m, h, n, w, b/; к 4 годам /к, г, д, ж, г/; к 6 годам /t, ŋ, r, l/; к 7 годам /tʃ, ʃ, j, θ/. и к 8 годам /s, z, v, ð, ʒ/. [12]
Ранние, средние и поздние восьмерки
[ редактировать ]Шриберг (1993) [13] предложили модель овладения звуками речи, известную как Early, Middle и Late 8, на основе 64 детей с задержкой речи в возрасте от 3 до 6 лет. Шриберг предположил, что существует три стадии развития фонем. Используя профиль «освоения согласных», он разработал следующее:
- Рано 8 – /м, б, к, н, ж, д, п, ч/
- Middle 8 – /t, ŋ, k, g, f, v, tʃ, dʒ/
- Поздно 8 - /ʃ, θ, s, z, ð, l, r, ʒ/
См. также
[ редактировать ]- Нарушение слуховой обработки
- Вербальная диспраксия развития
- Инфантильная речь
- Происхождение речи
- Речевая и языковая патология
- Обработка речи
- Повторение речи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернтал, Дж. Э., Бэнксон, Н. У., и Флипсен, П. (2009) Артикуляционные и фонологические нарушения: нарушения речевого звука у детей. (6-е издание). Бостон, Массачусетс: Пирсон. [ нужна страница ]
- ^ Хеппер, Питер Дж; Шахидулла, Bs (август 1994 г.). «Развитие слуха плода». Обзор медицины плода и матери . 6 (3): 167–179. дои : 10.1017/S0965539500001108 .
- ^ Ласки, Роберт Э.; Уильямс, Эмбер Л. (март 2005 г.). «Развитие слуховой системы от зачатия до срока». НеоОбзоры . 6 (3): е141–е152. дои : 10.1542/neo.6-3-e141 .
- ^ Jump up to: а б Куль, Патрисия К. (2004). «Раннее овладение языком: взлом речевого кода». Обзоры природы Неврология . 5 (11): 831–43. дои : 10.1038/nrn1533 . ПМИД 15496861 . S2CID 205500033 .
- ^ Рвачев, Сьюзен (август 2007 г.). «Фонологическая обработка и чтение у детей с нарушениями речевого звука». Американский журнал патологии речи и языка . 16 (3): 260–270. дои : 10.1044/1058-0360(2007/030) . ПМИД 17666551 .
- ^ Хазан, Валери; Барретт, Сара (октябрь 2000 г.). «Развитие фонематической категоризации у детей 6–12 лет». Журнал фонетики . 28 (4): 377–396. дои : 10.1006/jpho.2000.0121 .
- ^ Натани, Сунити; Эртмер, Дэвид Дж.; Старк, Рэйчел Э. (2009). «Оценка голосового развития у младенцев и детей ясельного возраста» . Клиническая лингвистика и фонетика . 20 (5): 351–69. дои : 10.1080/02699200500211451 . ПМК 3412408 . ПМИД 16728333 .
- ^ Оллер, Дж.В.; Оллер, С.Д.; Бадон, LC (2006). Вехи: нормальное развитие речи и языка на протяжении всей жизни . Сан-Диего: Plural Publishing. [ нужна страница ]
- ^ Сандер, Эрик К. (февраль 1972 г.). «Когда изучаются звуки речи?». Журнал нарушений речи и слуха . 37 (1): 55–63. дои : 10.1044/jshd.3701.55 . ПМИД 5053945 .
- ^ Темплин, Милдред С. (1957). Определенные речевые навыки у детей, их развитие и взаимосвязь . Том. 26. Университет Миннесоты Пресс. дои : 10.5749/j.ctttv2st . ISBN 978-1-4529-3841-7 . JSTOR 10.5749/j.ctttv2st . OCLC 580637663 . [ нужна страница ]
- ^ Веллман, Бет Л; Менгерт, Ида Гордер; Брэдбери, Дороти Эдит (1931). «Звуки речи детей раннего возраста» . Исследования Университета Айовы в области защиты детей . 5 (2): 1–82. OCLC 1942802 .
- ^ «Эпоха обычного производства согласных» (PDF) . Американская ассоциация речи, языка и слуха. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2022 г.
- ^ Шриберг, Лоуренс Д. (1993). «Четыре новых речевых и просодически-голосовых показателя для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития». Журнал исследований речи, языка и слуха . 36 (1): 105–40. дои : 10.1044/jshr.3601.105 . ПМИД 8450654 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридеричи, Анжела Д.; Оберекер, Регина; Брауэр, Йенс (2011). «Нейрофизиологические предпосылки приобретения синтаксиса». Психологические исследования . 76 (2): 204–11. дои : 10.1007/s00426-011-0357-0 . ПМИД 21706312 . S2CID 12213347 .
- Гюнтер, Фрэнк Х. (1995). «Приобретение речевого звука, коартикуляция и эффекты скорости в нейросетевой модели производства речи». Психологический обзор . 102 (3): 594–621. CiteSeerX 10.1.1.67.3016 . дои : 10.1037/0033-295X.102.3.594 . ПМИД 7624456 . S2CID 10405448 .
- Перани, Д.; Саккуман, MC; Шифо, П.; Анвандер, А.; Спада, Д.; Бальдоли, К.; Полониато, А.; Ломанн, Г.; Фридеричи, AD (2011). «Нейронно-языковые сети при рождении» . Труды Национальной академии наук . 108 (38): 16056–61. Бибкод : 2011PNAS..10816056P . дои : 10.1073/pnas.1102991108 . JSTOR 41352393 . ПМК 3179044 . ПМИД 21896765 .
- Смит, Энн (2006). «Речевое моторное развитие: интеграция мышц, движений и языковых единиц». Журнал коммуникативных расстройств . 39 (5): 331–49. дои : 10.1016/j.jcomdis.2006.06.017 . ПМИД 16934286 .
- Уилсон, Эрин; Грин, Джордан; Юнусова Яна; Мур, Кристофер (2008). «Специфика задач в раннем развитии оральной моторики» . Семинары по речи и языку . 29 (4): 257–66. дои : 10.1055/s-0028-1103389 . ПМЦ 2737457 . ПМИД 19058112 .