Jump to content

Приобретение речи

Овладение речью направлено на развитие у ребенка голосовой, акустической и устной речи. Сюда входят моторное планирование и исполнение, произношение, фонологические и артикуляционные модели (в отличие от содержания и грамматики, которыми является язык).

Разговорная речь состоит из организованного набора звуков или фонем, которые используются для передачи значения, тогда как язык представляет собой произвольную ассоциацию символов, используемых в соответствии с установленными правилами для передачи значения. [1] Хотя изучение грамматики и синтаксиса можно рассматривать как часть овладения языком , овладение речью включает в себя развитие восприятия речи и речевого производства в первые годы жизни ребенка. Существует несколько моделей, объясняющих нормы усвоения речевых звуков или фонем у детей.

Развитие восприятия речи

[ редактировать ]

Сенсорное обучение акустическим речевым сигналам начинается уже во время беременности. Хеппер и Шахидулла (1992) описали прогрессирование реакции плода на различные частоты чистых тонов. Они предположили, что плоды реагируют на 500 Гц (Гц) на 19 неделе беременности, на 250 Гц и 500 Гц на 27 неделе беременности и, наконец, реагируют на 250, 500, 1000, 3000 Гц между 33 и 35 неделями беременности. [2] Ланки и Уильямс (2005) [3] предположили, что плоды могут реагировать на чистые тональные стимулы частотой 500 Гц уже в 16 недель.

Новорожденный уже способен различать многие фонетические контрасты. Эта способность может быть врожденной. Восприятие речи становится специфичным для языка примерно в 6 месяцев, для звуковых комбинаций — примерно в 9 месяцев и для специфичных для языка согласных — примерно в 11 месяцев. [4]

Младенцы обнаруживают типичные образцы словесного ударения и используют ударение для распознавания слов примерно в возрасте 8 месяцев. [4]

По мере того, как младенец становится ребенком, его способность различать звуки речи должна возрастать. Рвачев (2007) [5] описал три стадии развития, на которых ребенок распознает или различает фонологические и артикуляционные представления звуков, подобные взрослым. На первом этапе ребенок обычно не осознает фонологического контраста и может производить звуки, акустически и перцептивно схожие. На втором этапе ребенок осознает фонологические контрасты и может производить акустически различные вариации, незаметные для взрослых слушателей. Наконец, на третьем этапе дети осознают фонологические контрасты и производят разные звуки, которые с точки зрения восприятия и акустики точны к произведению взрослых.

Предполагается, что перцептивные способности ребенка продолжают развиваться в течение многих лет. Хазан и Барретт (2000) [6] предполагают, что это развитие может проникнуть в поздний период детства; У детей 6–12 лет росло мастерство различения синтезированных различий в месте, манере и звучности звуков речи, но при этом они еще не достигли взрослой точности в собственном воспроизведении.

Типологии детской вокализации

[ редактировать ]

Младенцы рождаются со способностью издавать звуки, особенно посредством плача. По мере роста и развития младенцы добавляют в свой инвентарь больше звуков. Существует две основные типологии детских вокализаций. Типология 1: строгая оценка раннего вокального развития [7] состоит из 5 этапов.

  1. Рефлексивный (в возрасте от 0 до 2 месяцев), состоящий из плача, суетливости и вегетативных звуков.
  2. Контроль фонации (от 1 до 4 месяцев) согласных звуков, щелчков и малинового звука.
  3. Расширение (от 3 до 8 месяцев) изолированных гласных, двух и более гласных подряд и визгов.
  4. Основные канонические слоги (от 5 до 10 месяцев) – сочетание согласных гласных (CV), часто повторяющееся (например, ba ba ba ba).
  5. Продвинутые формы (от 9 до 18 месяцев) сложные комбинации различных комбинаций постоянных гласных (CVC) и жаргона.

Типология 2: Типология детских фонаций Оллера. [8] состоит в основном из двух этапов с несколькими подэтапами. Две основные фазы включают неречевые вокализации и речевые вокализации. К неречевым вокализациям относятся: а. вегетативные звуки, такие как отрыжка и b. фиксированные голосовые сигналы, такие как плач или смех. Речеподобные вокализации состоят из: а. квазигласные, б. примитивная артикуляция, c. стадия расширения и d. канонический лепет .

Нормативные данные по звуку речи

[ редактировать ]

Знание того, когда следует точно произносить звук речи, помогает родителям и специалистам определить, когда у ребенка может возникнуть нарушение артикуляции. Для сравнения артикуляции звуков речи ребенка с хронологическим возрастом использовались два традиционных метода. Первый заключается в сравнении количества правильных ответов в стандартизированном тесте на артикуляцию с нормативными данными для данного возраста по тому же тесту. Это позволяет оценщикам увидеть, насколько хорошо ребенок издает звуки по сравнению со своими сверстниками того же возраста. Второй метод заключается в сравнении отдельного звука, издаваемого ребенком, с нормами развития этого индивидуального звука. Второй метод может оказаться затруднительным при учете различных нормативных данных и других факторов, влияющих на типичное речевое развитие. Многие нормы основаны на возрастных ожиданиях, согласно которым большинство детей определенного возраста точно издают звуки (75% или 90% в зависимости от исследования). Используя результаты Сандера (1972), [9] Темплин (1957), [10] и Веллман, Кейс, Менгерт и Брэдбери (1931), [11] Американская ассоциация речевого и языкового слуха предлагает следующее: Звуки, освоенные к 3 годам, включают /p, m, h, n, w, b/; к 4 годам /к, г, д, ж, г/; к 6 годам /t, ŋ, r, l/; к 7 годам /tʃ, ʃ, j, θ/. и к 8 годам /s, z, v, ð, ʒ/. [12]

Ранние, средние и поздние восьмерки

[ редактировать ]

Шриберг (1993) [13] предложили модель овладения звуками речи, известную как Early, Middle и Late 8, на основе 64 детей с задержкой речи в возрасте от 3 до 6 лет. Шриберг предположил, что существует три стадии развития фонем. Используя профиль «освоения согласных», он разработал следующее:

  • Рано 8 – /м, б, к, н, ж, д, п, ч/
  • Middle 8 – /t, ŋ, k, g, f, v, tʃ, dʒ/
  • Поздно 8 - /ʃ, θ, s, z, ð, l, r, ʒ/

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бернтал, Дж. Э., Бэнксон, Н. У., и Флипсен, П. (2009) Артикуляционные и фонологические нарушения: нарушения речевого звука у детей. (6-е издание). Бостон, Массачусетс: Пирсон. [ нужна страница ]
  2. ^ Хеппер, Питер Дж; Шахидулла, Bs (август 1994 г.). «Развитие слуха плода». Обзор медицины плода и матери . 6 (3): 167–179. дои : 10.1017/S0965539500001108 .
  3. ^ Ласки, Роберт Э.; Уильямс, Эмбер Л. (март 2005 г.). «Развитие слуховой системы от зачатия до срока». НеоОбзоры . 6 (3): е141–е152. дои : 10.1542/neo.6-3-e141 .
  4. ^ Jump up to: а б Куль, Патрисия К. (2004). «Раннее овладение языком: взлом речевого кода». Обзоры природы Неврология . 5 (11): 831–43. дои : 10.1038/nrn1533 . ПМИД   15496861 . S2CID   205500033 .
  5. ^ Рвачев, Сьюзен (август 2007 г.). «Фонологическая обработка и чтение у детей с нарушениями речевого звука». Американский журнал патологии речи и языка . 16 (3): 260–270. дои : 10.1044/1058-0360(2007/030) . ПМИД   17666551 .
  6. ^ Хазан, Валери; Барретт, Сара (октябрь 2000 г.). «Развитие фонематической категоризации у детей 6–12 лет». Журнал фонетики . 28 (4): 377–396. дои : 10.1006/jpho.2000.0121 .
  7. ^ Натани, Сунити; Эртмер, Дэвид Дж.; Старк, Рэйчел Э. (2009). «Оценка голосового развития у младенцев и детей ясельного возраста» . Клиническая лингвистика и фонетика . 20 (5): 351–69. дои : 10.1080/02699200500211451 . ПМК   3412408 . ПМИД   16728333 .
  8. ^ Оллер, Дж.В.; Оллер, С.Д.; Бадон, LC (2006). Вехи: нормальное развитие речи и языка на протяжении всей жизни . Сан-Диего: Plural Publishing. [ нужна страница ]
  9. ^ Сандер, Эрик К. (февраль 1972 г.). «Когда изучаются звуки речи?». Журнал нарушений речи и слуха . 37 (1): 55–63. дои : 10.1044/jshd.3701.55 . ПМИД   5053945 .
  10. ^ Темплин, Милдред С. (1957). Определенные речевые навыки у детей, их развитие и взаимосвязь . Том. 26. Университет Миннесоты Пресс. дои : 10.5749/j.ctttv2st . ISBN  978-1-4529-3841-7 . JSTOR   10.5749/j.ctttv2st . OCLC   580637663 . [ нужна страница ]
  11. ^ Веллман, Бет Л; Менгерт, Ида Гордер; Брэдбери, Дороти Эдит (1931). «Звуки речи детей раннего возраста» . Исследования Университета Айовы в области защиты детей . 5 (2): 1–82. OCLC   1942802 .
  12. ^ «Эпоха обычного производства согласных» (PDF) . Американская ассоциация речи, языка и слуха. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2022 г.
  13. ^ Шриберг, Лоуренс Д. (1993). «Четыре новых речевых и просодически-голосовых показателя для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития». Журнал исследований речи, языка и слуха . 36 (1): 105–40. дои : 10.1044/jshr.3601.105 . ПМИД   8450654 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 179afa16a8e8c479b868ec408ca28bf4__1689236820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/f4/179afa16a8e8c479b868ec408ca28bf4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speech acquisition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)