Дедушка танцует
Grossvatertanz (Танец дедушки ) — немецкая танцевальная мелодия 17 века. Обычно это считается традиционной народной мелодией.
Это трехчастная мелодия:
- 8 тактов внутри 3
8 раз, Анданте - 4 такта разной темы в 2
4 раза, Аллегро (повторно) - 4 такта следующей темы, в 2
4 раза, Аллегро (повторно).

Первая часть пелась на слова:
И когда дедушка забрал бабушку,
Дед был женихом
Новый текст первой части мелодии написал Кламер Эберхард Карл Шмидт в 1794 году. [ 1 ] и Август Фридрих Эрнст Лангбейн в 1812 году, [ 2 ] оба «длинные и скучные произведения витиеватой поэзии» ( Франц Магнус Бёме , 1886). [ 3 ] Карл Готлиб Геринг (1766–1853) в 1823 году сочинил новую мелодию на стихи Лангбейна: [ 4 ] настоящим автором которого его ошибочно назвали. [ 5 ]
На протяжении многих лет в него регулярно играли и танцевали в конце свадебных торжеств, и оно стало известно как Кехраус («финал», букв. « Выход»). [ 6 ] Это настолько ассоциировалось с браком, что, когда Луи Шпор написал Праздничный марш к свадьбе принцессы Марии Гессенской с герцогом Саксен-Майнингенским в 1825 году, ему пришлось процитировать Grossvater Tanz в нем .
Роберт Шуман цитировал Grossvatertanz в ряде работ, среди них:
- заключительная часть «Папийонов» , соч. 2 (1831)
- заключительный раздел (« Марш Давидсбюндлера против филистимлян ») Карнавала , соч. 9 (1834–35), где он называет тему Thème du XVIIème siècle (Тема 17 века).
Петр Ильич Чайковский также цитирует мелодию в первом действии своего балета «Щелкунчик» (1892). Он появляется в конце рождественской вечеринки. Чайковский был большим поклонником музыки Шумана, но неясно, было ли это своего рода данью уважения Шуману или просто подходящей мелодией для использования в музыке, изображающей завершение счастливого семейного события. [ 7 ]
Совсем недавно немецкий композитор Йорг Видманн использовал Grossvatertanz в своем Третьем струнном квартете «Jagdquartett» (2003), чтобы вызвать охоту. [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм Вернер Иоганн Шмидт, Фридрих Лауч (ред., 1826): Жизнь Кламера Эберхарда Карла Шмидта и избранные произведения. Том I. Котта, Штутгарт и Тюбинген, с. 389 ( онлайн ).
- ^ Август Фридрих Эрнст Лангбейн (редактор, 1820 г.): немецкий Лидеркранц . Берлин, с. 152 ф. ( онлайн , стр. 152, в Google Книгах ).
- ^ Франц Магнус Бёме (1886): История танца в Германии. Breitkopf & Härtel, Лейпциг. Том I: Исполнительская часть. п. 184 ф. ( онлайн в Интернет-архиве ); Том II: Музыкальные приложения. п. 214 ф. ( онлайн в Интернет-архиве ); цитата: «длинные и скучные художественные стихи».
- ^ Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен , Карл Герман Праль (1900): Наши народные песни. 4-е издание. Энгельманн, Лейпциг, с. 12 ( онлайн в Интернет-архиве ).
- ^ Купер, Джон Майкл (2013). «Кехраус» . Исторический словарь романтической музыки . Пугало Пресс. п. 307. ИСБН 978-0-8108-7484-8 . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Дженсен, Эрик Фредерик (2001). Шуман . Издательство Оксфордского университета. п. 93 . ISBN 978-0-19-534606-0 .
- ^ «Декка, Примечания к записи Чайковского» (PDF) .
- ^ «Охотничий квартет» . Шотт Музыка . 3 марта 2020 г. Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Армстронг, Ашер Ян (5 апреля 2016 г.). «Охотничий квартет Йорга Видмана» . Время . 70 (276): 22–33. дои : 10.1017/S0040298215000959 . S2CID 147149237 . Проверено 6 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрика Блома Изд. , Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд. 1954 год [ нужна полная цитата ]
- Макс Фридлендер (1918): Дедушка песня и дедушка танец. В: Фестиваль Германа Кречмара к его семидесятилетию. Петерс, Лейпциг, стр. 29–36 ( онлайн в Интернет-архиве ).
- Праут, Эбенезер (1900). . В Гроуве, Джордж (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Том. 1.22. Лондон: Макмиллан и компания . п. 634.