Jump to content

Леонора Кристина Ульфельдт

Леонора Кристина Ульфельдт
Графиня Шлезвиг-Гольштейн
Портрет Леоноры Кристины Ульфельдт работы Геррита ван Хонтхорста (1647 г.). Музей Фредериксборга .
Рожденный 8 июля 1621 г.
Умер 16 марта 1698 г.
Супруг (а) Корфиц Ульфельдт
Проблема
Деталь
10
Отец Кристиан IV Дании
Мать Кирстен Мунк

Леонора Кристина, графиня Ульфельдт , урожденная «Графиня Леонора Кристина Кристиансдаттер» до Слесвига и Хольстена (8 июля 1621 — 16 марта 1698), была дочерью короля Дании Кристиана IV и женой управляющего королевством , предателя графа Корфица Ульфельдта. . Известна в Дании с 19-го века своей посмертно опубликованной автобиографией Джаммерс Минде , написанной тайно в течение двух десятилетий одиночного заключения в королевской темнице , ее интимная версия главных событий, свидетелем которых она стала в истории Европы , переплетенная с размышлениями о ее бедах как политического деятеля. узник , до сих пор вызывает общественный интерес и уважение ученых и практически стал легендой, пересказанной и оживленной в датской литературе и искусстве. [1]

Портрет Леоноры Кристины Ульфельдт и ее мужа Корфица работы Якоба Фолкема (ок. 1746 г.).

Рождение и семья

[ редактировать ]

Считается, что Кристиан IV стал отцом пятнадцати детей от своей второй жены Кирстен Мунк , по крайней мере трое из которых родились до того, как пара поженилась в 1615 году, и восемь из них дожили до совершеннолетия. Мунки были благородными придворными , и грозная мать Кирстен, урожденная Эллен Марсвин , получила подписанное королем обещание жениться на девушке, прежде чем отдать ее страсти короля. Брак был морганатическим , и Леонора Кристина не была принцессой , а скорее носила титул графини Шлезвиг-Гольштейн, пожалованный ее матери в 1629 году. [2] (отличен от титула, который носили герцоги Шлезвиг -Гольштейн , династические родственники датских королей, владевшие фактическими владениями в провинциях Шлезвиг и Гольштейн, некоторые из которых также осуществляли суверенитет там [3] ).

Тем не менее, она выросла со своими родителями в королевском дворце Копенгагена (через двор от башни, где она в конечном итоге была заключена в тюрьму) в хороших отношениях со своими тремя старшими сводными братьями, включая будущего короля Фридриха III , сыновей покойного. Королева Анна Екатерина Бранденбургская . Она воспитывалась под присмотром королевской гувернантки Карен Сехестед . Король обвинил жену в измене ему с другим мужчиной и развелся с ней в 1630 году, уже взяв любовницу , Вибеке Крузе , служанку своей жены. Хотя Вибеке Крузе родила королю новый выводок детей, которые стали непримиримыми соперниками детей Кирстен Мунк, Леонора Кристина, похоже, сохранила благосклонность своего отца. [4]

Брак Леоноры Кристины был частью стратегии Кристиана IV по консолидации власти его династии. С 1448 года Дом Ольденбургов был правящей династией Дании по линии отца к сыну. были наследственные монархи Хотя де-факто это , до 1660 года каждый преемник становился королем де-юре только путем выборов Ригсродом . После смерти короля этот орган обсуждал новые ограничения королевской власти, одобряя кандидата только вступление на престол в обмен на уступки прав и привилегий. Традиция поддерживала беспристрастность и достоинство короля среди знати , не позволяя членам королевской семьи вступать в брак с его подданными, оставляя принцесс для иностранных союзов. Но морганатический статус Леоноры Кристины и ее сестер делал их полезными домашними инструментами государства, поэтому Кристиан IV стремился связать лояльность могущественных или многообещающих дворян, даровав им руки этих полукоролевских дочерей, наделенных богатым приданым. Было заключено шесть таких браков. Так, в 1636 году пятнадцатилетняя Леонора Кристина вышла замуж за тридцатилетнего Корфица Ульфельдта, сына покойного Канцлер Якоб Ульфельдт , с которым она была помолвлена ​​с девяти лет. Хотя брак не смог обеспечить преданность Ульфельдта короне , молодая графиня останется верной своему мужу даже после его смерти, сопровождая или следуя за ним во всех его злоключениях и отказываясь говорить посмертно о нем плохо, даже чтобы купить себе свободу. [5]

Путешествия и приключения

[ редактировать ]
Картина Карела ван Мандера; Музей Фредериксборга

Она разделяла его известность и первые успехи как дома, так и за рубежом. Он занимал титулы Эгесков Уруп , , Хиршхольм Градлиц и Германиц. сделал его графом ( рейхсграфом В 1641 году император Священной Римской империи Фердинанд III ) . В течение большей части 1640-х годов власть и статус ее мужа росли, и во многих отношениях она была первой леди датского двора, у которого не было королевы. Ее брак с Ульфельдтом, кажется, был счастливым, по крайней мере, по сравнению с браками ее сестер.

При восшествии на престол в 1648 году ее сводного брата положение пары оказалось под угрозой из-за недовольства засильем ее мужа со стороны Фридриха III и, особенно, со стороны его королевы Софи Амалии Брауншвейг-Люнебургской , которая теперь стала неустанной напарницей Леоноры Кристины. враг. Такая ситуация могла быть вызвана как неспособностью Леоноры отказаться от своего руководящего положения при дворе, так и некоторыми формами злобы, которым она подвергала королеву.

После опалы Ульфельдта в 1651 году (по слухам, он был причастен к заговору с целью отравления королевской семьи) она последовала за ним в Амстердам и Стокгольм . Они стали беглецами, часто скитаясь, чтобы избежать поимки. Иногда она проводила недели, переодевшись мужчиной, однажды отбиваясь от ареста датских преследователей под дулом пистолета, а в другой раз от ласк увлеченной буфетчицы, причем последнее оказалось более трудным для побега. По ее настоянию она разделяла ссылку и экспедиции Ульфельдта, в то время как он несколько лет участвовал в интригах с врагами Дании, надеясь либо вернуться в Копенгаген к власти, либо унизить тех, кто там находился у власти. Несмотря на то, что за предательскую службу он был сделан графом Сёльвесборгом в Швеции, он был уличен в двойном предательстве и в 1659 году заключен в тюрьму. Его жена публично защищала его. Они по отдельности сбежали в Копенгаген, где он был немедленно арестован, и она разделила его суровое заключение в замке Хаммерсхус на острове Борнхольм (1660–1661 гг.), пока они не сбежали по отдельности в Копенгаген. выкупили себя, передав большую часть своей собственности.

Когда датчане снова разыскивали Ульфельдта по обвинению в государственной измене, Леонора Кристина отправилась в Англию, чтобы потребовать от короля Карла II возврата денег, которые ее муж одолжил ему во время его изгнания. Король выплатил свой долг, пригласив графиню (свою кузину) к своему столу, а затем арестовав ее, когда она садилась на корабль, отправлявшийся из Англии, после чего он выдал ее Дании в 1663 году.

Тюремное заключение

[ редактировать ]

Ее поместили в камеру предварительного заключения и трижды подвергали перекрестному допросу со стороны судебных чиновников, но она отказалась засвидетельствовать какие-либо преступления со стороны мужа или поставить свою подпись под отказом от земель их семьи в обмен на ее свободу. В конце концов она согласилась на конфискацию, пообещав, что Ульфельдт будет освобожден. Но ее предали, его осудили и выдали ордер на его казнь и ссылку их детей. Он снова сбежал и присоединился к своим детям за границей, хотя ей сначала не сказали об этом, и она была вынуждена смотреть, как его чучело сжигали . Она никогда больше не увидит своего мужа, и нет никаких доказательств того, что он добивался ее свободы или воссоединения с ней до своей смерти.

Леонора Кристина в Голубой башне Кристиана Зартмана , 1891 год.

В течение следующих двадцати двух лет она оставалась под стражей датского государства, заключенная без предъявления обвинений и суда в Копенгагенского замка печально известную Голубую башню ( дат . Blåtårn ). Она жила в скудных и унизительных для дочери короля условиях и долгие годы была лишена почти всех удобств. За эти годы она поневоле проявила большой стоицизм и изобретательность. Она писала, что камера у нее маленькая, грязная, вонючая, кишащая блохами, а крыс так много и они голодны, что съедают ее ночную свечу, пока она горит. Она научилась складывать страницы для письма из оберток от подаренного ей сахара и делать чернила для птичьего пера , улавливая ложкой дым свечи. [6] Постепенно она приспособилась к своему тяжелому положению, перестала жаждать мести или смерти и приобрела едкий юмор. Она изучала насекомых, которые были ее единственными спутниками, записывая свои наблюдения и предположения об их инстинктах. Когда она услышала, что ее муж умер за границей, она подивилась тому, что почувствовала только облегчение от того, что он наконец ускользнул от своих преследователей.

Те немногие человеческие взаимодействия, которые ей были разрешены, были столь же унизительными, хотя и не опасными. Страж башни имел обыкновение навещать ее по ночам, когда был пьян, и однажды она была спасена от его ухаживаний только потому, что он заснул в объятиях. Служанки были отправлены убирать ее камеру и наблюдать за ней из внешней комнаты, отправляя королеве отчеты о ее словах и развлечениях. Но женщины, работавшие в тюрьмах, были склонны к жесткости и наглости. Леонора Кристина отразила притеснения со стороны одной служанки, только пригрозив убить ее голыми руками.

Менее суровое обращение и больше удобств она получила только после смерти Фридриха III в начале 1670 года. Новый король Кристиан V послал своих министров добиться согласия своей матери на освобождение узницы. Но, если верить рассказу Леоноры Кристины, вдовствующая королева отклонила их мольбы с упреком.

Когда однажды вечером группа высокопоставленных дам посетила ее инкогнито ради развлечения, она сразу узнала в одной из них « леди Августу Глюксбургскую », которая вышла замуж в Копенгагене в июне 1651 года за своего кузена Эрнеста Гюнтера, герцога Шлезвиг-Гольштейнского. -Зондербург-Августенбург ). Она пришла к выводу, что остальными были королева ее племянника Шарлотта Амалия Гессен-Кассельская (или Гессен-Кассельская) и его сестра Анна Софи , жена курфюрста принца Йохана Георга Саксонского . Они пролили слезы жалости, когда увидели ее тяжелое положение (за исключением Августы, которая, как полагала Леонора Кристина, позже сообщила об интервью вдовствующей королеве). Мать королевы, ландграфиня Хедвиг Гессен-Кассельская , также нанесла ей тайный визит во время пребывания в Германии и заключила с королем пари об освобождении пленницы, если первенец королевы родится сыном. Но когда мать короля прибыла на крестины принца, она пригрозила немедленно покинуть двор, если Фридрих не откажется от своего обещания. Вдовствующие поссорились по этому поводу перед королем, но ворота Голубой башни оставались закрытыми.

В конце концов король переселил Леонору Кристину в более просторное помещение в башне, установил печь для защиты от холода копенгагенских зим и приказал открыть ей окно. Королева одолжила своих шелковых червей , которые Леонора Кристина в конце концов вернула в гробу, на котором была вышита шелковая просьба «освободить узы Леоноры». [7] Теперь ей разрешили ручку и бумагу, и она получила в подарок от племянника двести ригсдалеров , большая часть которых будет потрачена на иностранные книги. Именно в это время она начала серьезно писать, надеясь, что ее дети однажды смогут прочитать ее слова.

Леонора Кристина в аббатстве Марибо, автор Кристиан Зартманн, 1882 г.

Вдовствующая королева Софи Амалия умерла в феврале 1685 года. Утром 19 мая 1685 года Леоноре Кристине сообщили, что канцлер Фридрих фон Альфельдт (тот, кто неохотно сопровождал ее в Тауэр) издал королевский приказ о ее освобождении. Но она отказывалась от предложения охранника открыть ее камеру до тех пор, пока в 10 часов того же вечера не отказалась от последней частной аудиенции у королевы и не была вызвана Софи Амалией Линденов , дочерью ее давно умершей сестры Элизабет Августы Линденов , обездоленной графини. навсегда покинула Голубую башню под покровом темноты и вуали, не позволив даже мельком увидеть свое лицо собравшейся во дворе любопытной толпе (королева и ее дамы наблюдали за ней с дворцового балкона). Для них Леонора Кристина уже стала легендой — королевская авантюристка, которую сначала угощали, а затем держали в плену короли Англии, Швеции и Дании. Ей было шестьдесят три года, и она провела в Тауэре двадцать один год, девять месяцев и одиннадцать дней. Последние годы она прожила спокойно на территории Аббатство Марибо на острове Лолланд , где она проводила время, редактируя свои тюремные тетради. [8]

Литературный вклад

[ редактировать ]

Во время заключения и в течение двенадцати лет, которые она прожила после этого, она написала прославившую ее книгу « Jammers Minde» (буквально «Память о плаче»), которая, однако, была опубликована только в 1869 году. Сейчас ее классикой считают 17-го века Датская литература подробно и ярко описывает ее тюремные годы, рассказывая о ее кризисах, конфронтациях, унижениях, самодисциплине, растущей религиозной вере и спокойствии, а также описывая невзгоды, которые она пережила или преодолела.

Она также написала на французском языке отчет о своей счастливой юности « La Lettre à Otto Sperling» («Письмо Отто Сперлингу»), завершенный в 1673 году и тайно вывезенный из Тауэра. В поисках вдохновения, чтобы выдержать это испытание, она искала и переводила истории о женщинах, попавших в беду. «Хельтиндерс Прид» («Похвала героиням») была написана в 1683 году как сборник биографических очерков, описывающих различные виды мужества и выносливости, проявленные женщинами, чья борьба оставила след в истории. В процессе она стала чем-то вроде протофеминистки с точки зрения некоторых более поздних литературных и политических критиков.

Судьба Леоноры Кристины и особенно ее мемуары сделали ее национальной культурной героиней Скандинавии . Иногда ее изображали святой : и поэты, и прелаты провозглашали ее идеальной датской женщиной: верной, терпеливой, решительной и находчивой. Кристиан Зартманн (1843–1917) увековечил ее историю в серии из 18 монументальных картин, первая из которых была показана в 1871 году. Они были опубликованы в качестве иллюстраций к ее книге в издании 1890 года и выпущены отдельными репродукциями в издании 1907 года. .

Лишь в последнее время скептики обратили внимание на другие воспринимаемые аспекты личности графини: высокомерие, упрямство, слепую преданность недостойному мужу и неискреннюю сообразительность, воспринимаемую как принимающую литературную форму склонности к эгоцентризму и самоотпущению, которая почему-то никогда не бросает вызов. ее в негативном свете. Несмотря на все эти недостатки, реальные или воображаемые, сага об узнице Голубой Башни – падение могущественной женщины и ее восхождение от отчаяния к еще большей интеллектуальной и духовной мощи, рассказанная на фоне Европы времен Реформации – остается глубоко убедительным и даже вдохновляющим как для художников и набожных людей, так и для историков, патриотов и феминисток.

Дети и потомки

[ редактировать ]

У Леоноры Кристины и ее мужа Корфица Ульфельдта было десять детей: [9]

Через ее младшего сына, австрийского фельдмаршала и графа Лео Ульфельдта (1651–1716), ее потомками являются не только некоторые из самых влиятельных немецких и славянских дворянских семей Европы, но также: болгарский король Симеон II (род. 1937), Король Румынии Михаил (1921–2017), принц Лихтенштейна Ганс Адам II (1945 г.р.), император Австро-Венгрии Карл I (1887–1922), король Югославии Петр II (1923–1970), король Португалии Мануэль II (1889–1932), король Саксонии Фридрих Август III (1865–1932), Мария Кристина, принцесса Михаил Кентская (род. 1945), Кристоф, кардинал фон Шенборн (род. 1945), Максимилиан, герцог Гогенберг (1902–1962). ), Йоханнес, принц Турн и Таксис (1926–1990), принц Эймоне, герцог Апулии (род. 1967) и графы Кланвильям .

Среди ее потомков также примечательна Изабель, графиня Парижская (1911–2003), чья жизнь, за исключением тюремного заключения, во многих отношениях напоминала жизнь Леоноры Кристины: дочь морганатического союза, она жила в изгнании и оставалась стойкой верной неверному мужу. , подписал ради него ценную собственность, написал биографии исторически значимых женщин и написал мемуары ( Tout m'est Bonheur , 1978), в которых прославлял жизненные благословения перед лицом жизненных невзгод. [10]

Родословная

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Леонора Кристина Ульфельдт» . История женской литературы Северных стран . Проверено 1 декабря 2018 г.
  2. ^ Юберти, Мишель; Ален Жиро; Ф. и Б. Магделейн (1994). Династическая Германия Том VII Ольденбург (на французском языке). Франция. стр. 54–55. ISBN  2-901138-07-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Вельде, Франсуа. «Геральдика.орг» . Домашние законы Ольденбурга . Проверено 14 сентября 2006 г.
  4. ^ Марита Ахой Нильсен. «Леонора Кристина» . Датское общество языка и литературы и Королевская библиотека . Проверено 1 декабря 2018 г.
  5. ^ «Леонора Кристина» . Королевская коллекция Русенборг . Проверено 1 декабря 2018 г.
  6. ^ Стоддард, Р.Х. «Леонора Кристина в Голубой башне» . Новый ежемесячный журнал Харпера . стр. 518–521 . Проверено 16 сентября 2006 г.
  7. ^ Стоддард, Р.Х. «Леонора Кристина в Голубой башне» . Новый ежемесячный журнал Харпера . п. 523 . Проверено 16 сентября 2006 г.
  8. ^ «Руины монастыря в Марибо» . Музей Лолланд-Фальстер . Проверено 1 декабря 2018 г.
  9. ^ «потомки короля Дании Кристиана IV» . Worldroots.com. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 31 декабря 2012 г.
  10. ^ Монжуван, Филипп де (1998). Граф Парижский и его потомки (на французском языке). Шарантон: Éditions du Chaney. стр. 141–147. ISBN  2-913211-00-3 .

Другие источники

[ редактировать ]
  • Леонора Кристина: Джаммерс Минде (опубл. 1869, 1885, 1931)
  • С. Биркет Смит: Леонора Кристина История графини Ульфельдт I–II, Копенга. 1879–1881.
  • Леонора Кристина (1985) Воспоминания о страданиях (перевод с датского Эрика Эйду, Париж, Обье-Юнеско)
  • Эрик Эйду (1975) Великие времена Дании (Париж, Плон-Перри)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b9d196de80d9b2cdf72694c5ca1fb88__1720834860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/88/1b9d196de80d9b2cdf72694c5ca1fb88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leonora Christina Ulfeldt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)