Кираса Ксура Эссефа
Кираса Ксура Эссефа | |
---|---|
Кираса нагрудник | |
Материал | Бронза |
Обнаруженный | 20 февраля 1909 г. Ксур Эссеф |
Текущее местоположение | Национальный музей Бардо |
Культура | Итальянский |
Кираса Ксур Эссеф — древняя трехдисковая кираса, найденная в пунической гробнице в 1909 году недалеко от Ксура Эссефа , Тунис .
Этот доспех, обычно датируемый III веком до нашей эры, имеет италиотское происхождение и происходит из Южной Италии . Его открытие в Тунисе побудило исследователей связать его с экспедициями Второй Пунической войны , возглавляемыми в Италии карфагенским полководцем Ганнибалом между 211 и 203 годами до нашей эры . Эта гипотеза, хотя и заманчива, в настоящее время широко подвергается сомнению после углубленного изучения на рубеже 20-го и 21-го веков различных предметов, найденных в гробнице.
Кираса в настоящее время хранится в Национальном музее Бардо в Тунисе , как и археологический материал, найденный в той же гробнице. Спустя столетие после своего открытия он по-прежнему остается одним из символических памятников древнего департамента.
История
[ редактировать ]
Местоположение и датировка кирасы
[ редактировать ]Кирасу обнаружили тунисские рабочие [1] в пунической гробнице на юге деревни Ксур-Эссеф , а именно в местности Хаммада-Эль-Меката, в 12 км (7,5 миль) к юго-западу от Махдии. [2] [3] в тунисском Сахеле . [4] Доспехи были найдены в нише на одной стороне погребальной камеры. [5]
Датировка его остается относительно неопределенной: археологи датируют его концом II века до нашей эры, другие — II и I веками до нашей эры. [6] [7] [8] или около 300 г. до н.э. [2]
История раскопок
[ редактировать ]В контексте французского протектората Тунис , особенно с конца 19-го века до начала 20-го века, пунические некрополи были широко раскопаны. На археологическом объекте Карфагена раскопки в основном проводились Белыми отцами , такими как Альфред Луи Делатр . Открытие гробниц часто становилось объектом обыденных церемоний, привлекавших французское колониальное население.
Кираса, изготовленная в Кампании или Апулии . [9] был найден 20 февраля 1909 года при раскопках пунической гробницы с колодцем. [2] во время земляных работ. Археолог и директор службы древностей в Тунисе Альфред Мерлин , о котором сообщили в начале следующего месяца, изучал гробницу в компании Луи Пуанссо, инспектора древностей. [10]
Однако материал гробницы был поврежден во время археологических раскопок: две амфоры были разбиты, а затем тщательно восстановлены с использованием фрагментов, собранных сразу на месте. [11] Доски саркофага, поврежденные при раскопках из-за небрежного ухода, также реставрируются в лаборатории музея Бардо. [5]
Археологический контекст
[ редактировать ]Тип шахтной гробницы, в которой найдена мебель, широко распространен в тунисском Сахеле . [12] В гробнице есть ходовая шахта и две погребальные камеры; шахта размером 2,30 м × 1,30 м (7 футов 7 дюймов × 4 фута 3 дюйма) на момент открытия заполнена камнями из близлежащих карьеров Режиче . [1] Одна из двух погребальных камер высотой около 4 м. 2 (43 кв. фута), во время раскопок пустовало. Другой, более крупный, имеет размеры 2 м × 2,40 м (6 футов 7 дюймов × 7 футов 10 дюймов) и высоту 1,60 м (5 футов 3 дюйма). [13]
В той же гробнице находится сундук-саркофаг из кипарисового дерева, покрытый красным, высотой 0,84 м (2 фута 9 дюймов), длиной 1,80 м (5 футов 11 дюймов) и шириной 0,68 м (2 фута 3 дюйма). Этот саркофаг, найденный в гробнице, принадлежит к модели, широко распространенной на географической территории, простирающейся от Визакия до Гигфи . [4] Раскопки начала ХХ века упоминают только одно тело, лежащее на спине, кости которого были обнаружены «довольно плохо сохранившиеся и по большей части превратившиеся в крошки». [14] покрыты красновато-коричневым пигментом, отождествляемым с киноварью. По мнению Мерлина, перед погребением умерший мог подвергнуться ритуальному истощению. [15] В ходе нового анализа, проведенного в Тунисе в конце 20-го века, были идентифицированы два скелета , один из которых принадлежал мужчине ростом 1,70 м (5 футов 7 дюймов) и старше сорока лет. Череп имеет следы красной охры. [4]
Помимо саркофага и доспехов, четыре амфоры, [16] во время тех же раскопок были обнаружены чаша, деревянное блюдо (все еще содержащее охру) и черная глазурованная лампа. [7] элементы бронзового Также найдены пояса, а также медные металлические пластины в саркофаге, о которых Мерлин не сообщил. Хабиб Бен Юнес идентифицирует эти фрагменты как элементы гроба. [17] Кираса найдена в момент находки рядом с лампой. [18] Затем археологический материал был передан на хранение в музей Бардо. [10] где кираса «самое красивое украшение в комнате». [19] Некоторые забытые элементы были найдены в запасниках музея в 1990-х годах. [20] Бен Юнес указывает, что многие свидетельства, присутствующие в пунических некрополях, раскопанных в начале 20 века, исчезли, хотя они могли бы дать много информации об этой цивилизации. [21]
Описание
[ редактировать ]Кираса (инв. 01-02-03-01) [8] относят к «кардиофилаксу» или сердечному типу. [19] «Самая важная часть находки», [18] он сделан из позолоченной бронзы [2] и имеет высоту 30 см (12 дюймов). [22] [9] или 28 см × 30 см (11 × 12 дюймов) [8] для пекторали. [18] Размеры лицевой стороны 42,5 × 44 см (16,7 × 17,3 дюйма). [23] а обратная сторона имеет размеры 42 × 66 см (17 × 26 дюймов)42. [24]
Имеет нагрудник и спинку или нагрудник: [9] на гранях этой части есть три выпуклых круга [25] включая изображение Минервы [22] в шлеме. [9] [25] Видны пряди волос богини. Глаза у нее большие, а губы толстые. На ней ожерелье из желудей, напоминающее верхнюю часть нагрудника, украшенную аналогичным ожерельем из желудей и букрания . Ее шлем украшен ринсо и тремя гербами . [25] Мотив пальметты также присутствует на каждой стороне головы божества. [26]
цветочный мотив, обозначенный как лилия Между кругами расположен . На нагруднике был центральный мотив, который сейчас исчез и, по словам Мерлина, вероятно, был сделан из серебра. Узор на спине представляет собой восьмиконечную розетку . [27] Ленты для крепления нагрудника заклепками. [28] украшены глобусами и пальметтами. Нагрудник также украшен геометрическим и цветочным орнаментом, дополняющим его орнамент. [8] [29]
Интерпретация
[ редактировать ]Проблема с хронологией
[ редактировать ]В раскопанной в начале ХХ века гробнице существует проблема хронологического порядка. Действительно, найденный археологический материал предшествует Первой Пунической войне. [30] и, следовательно, предшествует гипотезе, сформулированной археологом, датирующей доспехи Второй Пунической войной. Таким образом, изучение археологической среды доспехов делает их хронологию гипотетической, согласно Яну Ле Бохеку . [7] [31]
По классификации середины 1990-х годов одна из амфор датируется первой половиной IV века до нашей эры или даже концом V века до нашей эры. [7] К тому же периоду можно отнести вторую амфору, представляющую собой местную копию итальянской керамики. [32] Третий относится к типу, изготовленному примерно во второй половине IV века до нашей эры. Чердачную лампу также можно датировать четвертым веком до нашей эры. Наконец, чаша принадлежит к типу, широко распространенному вплоть до II века до нашей эры. По словам Бена Юнеса, предпочтительной датой погребения, вероятно, является IV век до нашей эры. [30]
Неизвестный владелец, но общий контекст гарантирован
[ редактировать ]Кираса "экзотического происхождения", если принять во внимание место находки, [12] это не карфагенское произведение, а итальянское произведение из Южной Италии или Кампании, датированное, по мнению Мерлина, II веком до нашей эры. Некоторые из сохранившихся ваз из этого итальянского региона представляют собой фигуры в таких доспехах: известны также статуэтка с таким же доспехом и бронзовые диски (элементы, помещенные на кожаные одежды, по форме напоминающие доспехи). [26]
Эти защитные элементы для солдат были для того времени особенно дорогими и редкими. В 1909 году Мерлин упоминает о наличии подобных доспехов из Апулии в музеях Карлсруэ , Британском музее и Национальном археологическом музее в Неаполе . Последний, обнаруженный в Руво ди Апулия , «почти идентичен» камню Ксура Эссефа, «различия [...] незначительны», даже если последний находится в худшей сохранности, поскольку он сильно окислен. [33] По мнению исследователя, изображение Минервы можно сравнить с изображениями того же божества, известного в Кампании между 317 и 211 годами. [34] Ремень также принадлежит к типу, встречающемуся в Южной Италии. [35]
Наличие такого нагрудника в Тунисе очень быстро побудило историков связать его со Второй Пунической войной . этой гипотезе, воин должен армии Ганнибала Согласно был вернуть его из Италии в конце войны. [22] [9] Однако Мерлин сохраняет осторожность и упоминает импортный продукт «как и многие другие менее ценные кампанские продукты» или рискует идентифицировать обитателя гробницы как наемника, похороненного вместе с продуктами из его страны. То, что он является «современником Второй Пунической войны», связано с первоначальной датировкой II и I веков до н.э. [12] Осторожность, к которой призывают различные гипотезы, сформулированные экскаватором, не всегда уместна в более поздних работах.
По словам Бена Юнеса, работа могла принадлежать ливифиникийцу из карфагенской армии или быть просто трофеем. [4] Это также может быть свидетельством «участия народа ливифиникийцев в военных действиях метрополии Карфагена задолго до начала первой Пунической войны». [30] В любом случае доспехи кажутся «вероятным и косвенным свидетелем» армий или наемников Карфагенских войн. [7] «вероятно, приобретен в Кампании» во время пребывания в Италии пунической армии, между 211 и 203 годами до нашей эры, [5] что делает его исключительным объектом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мерлин 1909 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д Липинский 1992 , стр. 251.
- ^ Мерлин 1909 , с. 125-126.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бен Юнес 2001 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с Фантар, Уаналлах и Даулатли 2015 , с. 41.
- ^ Москати 1997 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бен Юнес 2001 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллектив 2019 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Slim & Fauqué 2001 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Мерлин 1909 , с. 125.
- ^ Мерлин 1909 , с. 128-129.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерлин 1909 , с. 137.
- ^ Мерлин 1909 , с. 127.
- ^ Мерлин 1909 , с. 130.
- ^ Мерлин 1909 , с. 130-131.
- ^ Мерлин 1909 , с. 127-128.
- ^ Бен Юнес 1997 , с. 35-38.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерлин 1909 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Ле Боек 1995 , с. 248.
- ^ Бен Юнес 1997 , с. 35.
- ^ Бен Юнес 1997 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Слим и др. 2003 , с. 69.
- ^ Коллектив 1995 , с. 147.
- ^ Коллектив 1995 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерлин 1909 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Мерлин 1909 , с. 134.
- ^ Мерлин 1909 , с. 133.
- ^ Мерлин 1909 , с. 133-134.
- ^ Руссо и др. 2019 , с. 206-207.
- ^ Перейти обратно: а б с Бен Юнес 2001 , с. 69.
- ^ И Bohec 1995 , с. 249.
- ^ Бен Юнес 2001 , с. 68-69.
- ^ Мерлин 1909 , с. 134-136.
- ^ Мерлин 1909 , с. 136.
- ^ Мерлин 1909 , с. 136-137.
Библиография и дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общая библиография
[ редактировать ]- Бен Абед, Айша (1992). Музей Бардо (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN 997370083X .
- Бешауш, Азедин (2001). «Легенда о Карфагене». Галлимарские открытия . Археология (на французском языке). Париж: Editions Gallimard. ISBN 2070532127 .
- Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир (на французском языке). Париж: Les Belles Lettres. ISBN 2251410333 .
- Эннабли, Абдельмаджид; Фрадье, Жорж; Перес, Жак (1995). Основан Карфаген (на французском языке). Тунис/Париж: Серес/Хершер. ISBN 9973190556 .
- Фантар, Мхамед Хассин (1998). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Тунис: Алиф. ISBN 9973220196 .
- Фантар, Мхамед Хассин (2007). Карфаген, пунический город (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN 978-9973220196 .
- Фантар, Мхамед Хассин ; Уаналлах, Самир; Даулатли, Абдельазиз (2015). Бардо. Великая история Туниса: музеи, места и памятники (на французском языке). Тунис: Алиф. ISBN 978-9-938-95811-9 .
- Лансель, Серж (1992). Карфаген (на французском языке). Париж: Файард. ISBN 2213028389 .
- Ле Боек, Янн (1995). «Военная история Пунических войн». Военное искусство (на французском языке). Монако: Éditions du Rocher. ISBN 978-2-268-02147-8 .
- Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 2503500331 .
- Москати, Сабатино (1997). Финикийцы (на французском языке). Париж: Фондовый. ISBN 978-2-234-04819-5 .
- Пикард, Колетт (1951). Карфаген (на французском языке). Париж: Les Belles Lettres.
- Руссо, Альфонсина; Гварнери, Франческа; Зена, Паолла; Самора Лопес, Хосе Анхель (2019). Карфаген. Бессмертный миф . Верона: Электа. ISBN 978-8-891-82523-0 .
- Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина (на французском языке). Париж: Менгес. ISBN 285620421X .
- Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Общая история Туниса (на французском языке). Полет. Я «Античность». Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN 2706816953 .
- Якуб, Мохамед (1993). Музей Бардо: древние отделы (на французском языке). Тунис: Агентство национального наследия.
- Коллектив (1995). Карфаген. История, ее след и ее отголосок (на французском языке). Париж: Французская ассоциация художественных действий. ISBN 9973220269 .
- Коллектив (2019). Карфаген (на английском и итальянском языках). Верона: Электа. ISBN 978-8-891-82524-7 .
Работа над кирасой
[ редактировать ]- Бен Юнес, Хабиб (2001). «Доспехи Ксура Эссафа в тунисском Сахеле: проблема хронологии». Паллас (на французском языке) (56): 67–70.
- Бен Юнес, Хабиб (1997). «Обнаружение двух новых элементов в обстановке нагрудной гробницы Ксура Эссафа в тунисском Сахеле» (PDF) . Реппал (на французском языке) (10): 35–39. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2020 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- Мерлин, Альфред (1909). «Находка итальянского доспеха возле Ксур-Эс-Сафа (Тунис)» . Памятники и воспоминания Фонда Эжена Пио (на французском языке). 17 (2): 125–138. дои : 10.3406/piot.1909.1336 . Проверено 24 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кампанский нагрудник из позолоченной бронзы , на сайте bardomuseum.tn.