Новый Казахстан
Новый Казахстан ( казахский : Жаңа Қазақстан , латинизированный : Jaña Qazaqstan ; русский : Новый Казахстан , латинизированный : Новый Казахстан ) — это концепция, разработанная президентом Касым-Жомартом Токаевым , которая представляет собой дальновидное национальное стремление к прогрессу, обновлению и модернизации в различных сферах. аспекты управления и общества Казахстана. Впервые это было предложено в 2022 году после январских событий как ответ на социальные вызовы и требования перемен в тот период. [ 1 ]
С помощью концепции Нового Казахстана правительство стремится способствовать более эффективному государственному управлению, укреплять институты гражданского общества и способствовать гармоничному балансу между политическими и экономическими реформами. Видение предполагает создание суверенной нации с четким курсом на модернизацию, расширение международного сотрудничества и позиционирование Казахстана как заметного игрока на мировой арене. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Термин «Новый Казахстан» был первоначально придуман тогдашним президентом Нурсултаном Назарбаевым во время Послания к нации в 2007 году под названием «Новый Казахстан в новом мире», которое впервые использовалось в качестве описательной фразы, чтобы подчеркнуть прогресс и развитие Казахстана с тех пор. обретение независимости от Советского Союза в 1991 году, а также стремление к социально-экономическому развитию, политической модернизации и международному участию. [ 3 ]
В 2019 году Касым-Жомарт Токаев был избран президентом после отставки Назарбаева. После этого Токаев пообещал активизировать реформы и развивать фундамент, заложенный Назарбаевым в ответ на растущие политические требования казахстанского общества. [ 4 ] [ 5 ] В Послании к нации в сентябре 2019 года Токаев представил концепцию « слушающего государства» , которая поощряет государственные аппараты, особенно местные органы власти, служить интересам граждан посредством постоянного диалога. [ 6 ] Этот подход подчеркивал важность взаимодействия с общественностью, понимания ее потребностей и решения ее проблем для создания отзывчивого и подотчетного правительства. [ 7 ] Однако политику Токаева критиковали за отсутствие конкретных планов реализации и за то, что она сталкивается с трудностями в эффективном решении некоторых насущных проблем страны, отмечая, что его предшественник Назарбаев все еще обладал значительным влиянием и властью за кулисами. [ 8 ] Несмотря на вступление на пост президента, критики утверждали, что способности Токаева полностью реализовать свою программу реформ и утвердить свое независимое лидерство было затруднено продолжающимся присутствием и влиянием Назарбаева, который занимал ключевые посты в правительстве, такие как председательство в Совете Безопасности и правящий Нур. Отан . Партия [ 9 ]
Сохраняющееся влияние Назарбаева и предполагаемые проблемы в полной реализации программы реформ Токаева способствовали растущему чувству разочарования и разочарования среди казахстанского населения, что, по сути, спровоцировало массовые протесты по всему Казахстану в январе 2022 года. [ 10 ] [ 11 ] Протесты, переросшие в жестокие гражданские волнения, потребовали дополнительных реформ и реального перехода к видению Нового Казахстана. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Объявление
[ редактировать ]После подавления беспорядков президент Токаев впервые намекнул на эту концепцию во время выступления перед парламентом 11 января 2022 года, где он заявил, что страна преодолеет свои трудности и вместе построит «новый Казахстан». [ 15 ] Фразу Токаева о «Новом Казахстане» далее сопровождал его госсекретарь Ерлан Карин , который охарактеризовал повестку дня как призванную «вдохновить общество, дать надежду и оптимизм», заявив: «Это не только обновление государственного аппарата, некоторые эксперты упрощенно представляют.Это, прежде всего, перезагрузка социальных ценностей. Отказ от радикализма, крайних взглядов и действий, усиление творческого мотива. постепенные и системные реформы. Гуманитарное измерение государственной политики и ставка на человеческий капитал». [ 16 ] По словам председателя Сената Мяулена Ашимбаева , во время интервью в феврале 2022 года на YouTube-канале NeKurultai, концепция «Нового Казахстана» подчеркнула необходимость открытости, адаптивности и готовности меняться. Он предполагает взаимодействие с экспертами, анализ мирового опыта и выслушивание мнения молодых специалистов, которые активно участвуют в подготовке законопроектов. [ 17 ]
16 марта 2022 года во время Послания к нации президент Токаев объявил о концепции Нового Казахстана, раскрывая перспективное видение прогресса, обновления и модернизации в различных аспектах управления страной и обществом. Концепция была представлена как ответ на насущные проблемы, стоящие перед Казахстаном, и направлена на определение нового курса к более динамичному и процветающему будущему. [ 18 ] [ 19 ]
Инициативы
[ редактировать ]Концепция Токаева «Новый Казахстан» включала в себя комплексный комплекс реформ, направленных на модернизацию и укрепление различных аспектов политической системы страны по формуле «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство». [ 20 ]
О полномочиях президента
[ редактировать ]Реформы, предложенные Токаевым, охватывали множество аспектов политической системы Казахстана. Для начала он стремился разделить партийные и государственные структуры, оставив пост председателя партии «Аманат» . Кроме того, он предложил закон, гарантирующий, что президент должен прекратить членство в партии в течение срока его полномочий, что будет способствовать справедливой политической конкуренции и равным возможностям для всех партий. Во-вторых, президент Токаев обратился к проблеме концентрации власти, предложив запретить акимам и их заместителям занимать должности в партийных отделениях. Целью такого подхода было создание в стране многополярной партийной системы. Кроме того, он стремился противостоять кумовству и коррупции, введя законодательный запрет близким членам семьи президента занимать должности политических государственных служащих и квазигосударственный сектор. Наконец, Токаев подчеркнул необходимость пересмотра президентских полномочий путем отмены права на отмену или приостановку действий региональных и местных акимов, тем самым повысив независимость и эффективность местного самоуправления. [ 21 ]
Переформатирование представительной ветви власти
[ редактировать ]Во втором направлении своей деятельности президент Токаев стремился переформатировать законодательную ветвь власти в Казахстане, чтобы повысить роль парламента и способствовать стабильности государства. Это подразумевало сокращение полномочий президента, чтобы позволить ответственным депутатам активно участвовать в государственном строительстве. Ключевые изменения включали сокращение президентской квоты в Сенате, усиление роли Мажилиса нижней палаты путем отмены квоты Ассамблеи народа Казахстана (QHA), а также расширение функций Мажилиса по парламентскому контролю над национальным бюджетом. Влияние местных собраний (мэслихатов) также будет усилено, а процесс назначения региональных мэров будет реструктурирован, что позволит проводить непрямые выборы посредством одобрения маслихата. Главной целью было создание более сбалансированной и подотчетной системы управления, отражающей разнообразные интересы нации. [ 21 ]
Совершенствование избирательной системы
[ редактировать ]Главной целью политической модернизации Казахстана, которую поставил президент Токаев, было повышение участия граждан в управлении государством посредством избирательных процессов. Для достижения этой цели он предложил комплексный набор реформ, включая переход от единого общенационального пропорционального представительства к смешанному мажоритарному представительству . Это изменение было направлено на обеспечение лучшего представительства интересов избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях. Введение императивного мандата также укрепило связь между представителями и избирателями, позволив отзывать их в случае невыполнения обещаний. Общий план заключался в создании более инклюзивной, подотчетной и гибкой политической системы, расширяющей права и возможности граждан и открывающей новые возможности лидерства на местном уровне. [ 21 ]
Расширение возможностей для развития партийной системы
[ редактировать ]Нацеленность «Нового Казахстана» на построение более прогрессивного политического ландшафта привела к значительным изменениям в процедурах регистрации партий. Порог регистрации был снижен до 5000 человек с прежних 20000, а минимально необходимое количество физических лиц в региональных отделениях снижено с 600 до 200. Кроме того, количество инициативных групп граждан, необходимых для создания партии, сократилось с 1000 до 700. . [ 21 ]
Модернизация избирательного процесса
[ редактировать ]«Новый Казахстан» стремился модернизировать избирательный процесс, опираясь на международный опыт. Влияние пандемии COVID-19 и технологических достижений побудили рассмотреть альтернативные методы голосования, такие как электронное, досрочное, дистанционное и многодневное голосование. Чтобы идти в ногу с меняющейся ситуацией, было предложено официально разрешить и регулировать агитацию в социальных сетях. Была подчеркнута роль наблюдателей, а их права и обязанности должны были быть четко определены в законодательстве. Территориальные избирательные комиссии перейдут на профессиональную основу, и предполагалось, что единая электронная база данных избирателей предотвратит дублирование голосования. Ограничения на пожертвования в избирательные фонды были предложены для предотвращения неправомерного влияния, а меры по защите от иностранного вмешательства в выборы в Казахстане должны были быть реализованы, уделяя особое внимание финансовой прозрачности для всех участников избирательного процесса. [ 21 ]
Укрепление правозащитных учреждений
[ редактировать ]Укрепление правозащитных институтов было главной целью создания справедливого и справедливого государства. Предложения включали создание Конституционного суда для предоставления гражданам прямого доступа к юридическим разъяснениям, отмену смертной казни и улучшение расследования преступлений, связанных с пытками. Также были приняты меры по борьбе с насилием в обществе. Отдельные конституционные законы о Генеральной прокуратуре и правах человека были направлены на укрепление верховенства закона. Прозрачность судебной системы подчеркивалась посредством онлайн-трансляций и разъяснений процедур. Продвигались реформы по обеспечению независимости и подотчетности СМИ. Поощрялось сотрудничество между государством и НПО, а создание Национального Курултая было направлено на содействие инклюзивному партнерству между правительством и обществом, содействию диалогу и национальному единству. [ 21 ]
Совершенствование административно-территориального устройства
[ редактировать ]В общем резюме освещаются предлагаемые улучшения административно-территориальной структуры Казахстана, чтобы привести их в соответствие с меняющимися потребностями страны. Создание новых регионов, таких как Абай и Улытау , наряду с разделением Алматинской области , было направлено на решение региональных проблем, использование экономического потенциала и чествование исторических деятелей. Ожидалось, что эти изменения улучшат управление, упростят поездки на работу и будут регулировать миграцию. Предложенные названия имели культурное значение. Правительству было поручено изучить и реализовать инициативы, а для эффективного управления были предложены меры по оптимизации госслужащих и ограничению числа депутатов. [ 21 ]
Децентрализация местного самоуправления
[ редактировать ]Для достижения успешной политической модернизации и содействия процветанию гражданского общества концепция Нового Казахстана предполагает дальнейшую децентрализацию власти и передачу реальной власти из центра в регионы. Полномочия маслихатов были четко определены для повышения их эффективности. Для расширения прав и возможностей местных органов власти был признан необходимым радикальный пересмотр региональной системы финансирования с введением прямого финансирования на основе передового международного опыта. Расширение базы собственности предоставило им значительные ресурсы для оказания реального влияния и ответственности, выйдя за рамки простой имитации самоуправления. Упрощение процедур закупок для местных органов власти устранило бюрократию и формализм, что способствовало эффективному принятию решений. [ 21 ]
О первоочередных антикризисных мерах
[ редактировать ]В ответ на беспрецедентные финансово-экономические вызовы Новый Казахстан реализовал первоочередные антикризисные меры. Основное внимание было уделено стабилизации казахстанского тенге , сдерживанию спекулятивного спроса и обеспечению продовольственной безопасности на фоне роста мировых цен на продовольствие. Призывая к быстрым и слаженным действиям, правительство стремилось устранить бюрократические препятствия и принимать оперативные решения. Планы по дебюрократизации были приведены в действие с целью оптимизации государственных процессов. Чтобы проложить путь к Новому Казахстану, было подчеркнуто сочетание политических и экономических реформ, направленных на прогресс и повышение уровня жизни граждан. [ 21 ]
Хронология
[ редактировать ]После оглашения концепции Нового Казахстана Токаев поручил 28 марта 2022 года создать рабочую группу для разработки предложений по внесению изменений и дополнений в Конституцию РК. [ 22 ] Кроме того, был представлен Национальный план, в который вошли предложенные конституционные изменения при Новом Казахстане. [ 23 ]
29 апреля 2022 года Токаев предложил провести конституционный референдум по предложенным им поправкам в конституцию. [ 24 ] Референдум поддержали 77,2% избирателей, а 18,7% выступили против и изменили 33 из 98 статей документа. [ 25 ] [ 26 ] Поправки, принятые после референдума, были официально подписаны Токаевым на публичной церемонии 5 ноября 2022 года. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Президент Казахстана Токаев изложил план конституционной реформы» . Рейтер . 16 марта 2022 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана» . Акорда.kz . 16 марта 2022 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28 февраля 2007 года» . Akorda.kz (на казахском языке). 28 февраля 2007 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Симмонс, Энн М. (13 июня 2019 г.). «Новоизбранный лидер Казахстана называет себя «реформатором» » . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Марат, Эрика (20 июня 2019 г.). «Полиция Казахстана расправляется с протестующими, поскольку политическая активность продолжает расти» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева 2 сентября 2019 года» . Акорда.kz . 2019-09-02 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Старр, С. Фредерик (17 сентября 2019 г.). «Первые взгляды на Токаевский Казахстан: состояние слушания?» . Атлантический совет . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ " "Мы видим апофеоз культа личности": как на инаугурации Токаева обожествили Елбасы" . БИЗНЕС Online (in Russian). 2019-03-20. Archived from the original on 11 May 2022 . Retrieved 2022-05-06 .
- ^ Путц, Кэтрин (29 октября 2019 г.). «Казахстан остается государством Назарбаева» . thediplomat.com . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «За волнениями в Казахстане» . www.crisisgroup.org . 14 января 2022 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Касикчи, Мехмет Волкан; Лемон, Эдвард; Линг, Тед; О'Киф, Джон; Шифринсон, Джошуа; Табышалиева, Анара (14 января 2022 г.). «Понимание беспорядков в Казахстане» . www.wilsoncenter.org . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Анчески, Лука (06 января 2022 г.). «Неделя, навсегда изменившая Казахстан» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 года . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Илюшина, Мария; Ченг, Эми (07 января 2022 г.). «Президент Казахстана отдал приказ стрелять на поражение по протестующим, отвергая призывы к переговорам» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ «Чрезвычайное положение в Казахстане» . Журнал Дипломат . 06.01.2022 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Касымова, Анеля (2022-01-11). "Вместе мы построим новый Казахстан – Касым-Жомарт Токаев" . Kazinform (in Russian) . Retrieved 2023-07-28 .
- ^ Ахметбеков, Асхат (2022-01-12). "Что означает "Новый Казахстан", объяснил Ерлан Карин" . rus.azattyq-ruhy.kz (in Russian) . Retrieved 2023-07-28 .
- ^ "Что значит "Новый Казахстан" для Сената" . Kazinform (in Russian). 2022-02-24. Archived from the original on 20 June 2022 . Retrieved 2022-05-09 .
- ^ Габбасов, Руслан (16 марта 2022 г.). «Жолдау-2022: какие изменения произойдут в политической системе Казахстана» . Казинформ (на казахском языке) . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Сейфеттин, Мехмет (14 апреля 2022 г.). «Новый Казахстан: путь к обновлению и модернизации» . Анкарский центр кризисных и политических исследований . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» . «Астана Таймс» . 25 марта 2022 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева» . Акорда.kz . 16 марта 2022 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «О рабочей группе по формулированию предложений по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» . Akorda.kz (на казахском языке). 2022-03-29. Архивировано из оригинала 3 апреля 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ "Поправки о полномочиях президента будут внесены в Конституцию - Канат Мусин" . Казинформ (на казахском языке). 18 марта 2022 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ «Президент обозначил приоритеты Ассамблеи народа Казахстана» . Акорда.kz . 29 апреля 2022 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 года . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ "Казахстанцы одобряют поправки в Конституцию на всенародном референдуме" . Новая Европа . 06.06.2022. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Хасенханова, Галия (07.06.2022). «Объявлены окончательные результаты референдума в Казахстане» . Казах ТВ . Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Проверено 9 июня 2022 г.
- ^ «Президент публично подписал ряд законов» . Акорда.kz . 05.11.2022 . Проверено 28 июля 2023 г.