Jump to content

Набор данных коммодора

(Перенаправлено с Datassette )
Третья, наиболее распространенная версия набора данных 1530 C2N.

Commodore 1530 ( C2N ) Datasette , позже также Datassette ( сумма данных устройство хранения данных и кассеты ), представляет собой Commodore специальное на магнитной ленте . Используя компактные кассеты в качестве носителя информации Commodore , он обеспечивает недорогое хранилище для 8-битных компьютеров , включая PET , VIC-20 и Commodore 64 . Физически похожая модель Commodore 1531 была создана для компьютеров серий Commodore 16 и Plus/4 .

Кабель подключения к набору данных

Набор данных, вероятно, является самым сложным методом хранения данных на магнитной ленте среди всех микрокомпьютеров. [1] Типичные интерфейсы компактных кассет конца 1970-х годов используют небольшой контроллер в компьютере для преобразования цифровых данных в аналоговые аудиотона и обратно . Интерфейс подключается к кассетной деке с помощью обычных аудиокабелей, таких как разъемы RCA или телефонные разъемы 3,5 мм . Такая система совместима с Apple II. [2] :  57-58 и цветной компьютер TRS-80 , а также многие шинные системы S-100 и позволяет использовать их с любым кассетным проигрывателем с подходящими соединениями, [3] но использование аналоговых тонов — аналогично тому, как работают модемы с коммутируемым доступом — часто приводит к ошибкам чтения вместо успешной загрузки данных. [1]

Процесс загрузки набора данных

В наборе данных вместо записи на ленту двух тонов для обозначения битов шаблоны прямоугольных волн используются , включая бит четности . Программы записываются на ленту дважды для исправления ошибок ; если при чтении первой записи обнаруживается ошибка, компьютер исправляет ее данными второй. [1] Datasette имеет встроенные аналого-цифровые преобразователи и аудиофильтры для преобразования цифровых данных компьютера в аналоговый звук и наоборот. Подключение к компьютеру осуществляется через фирменный торцевой разъем (Commodore 1530) или разъем mini-DIN (1531). Отсутствие записываемых аудиосигналов на этом интерфейсе делает Datasette и клоны единственными кассетными магнитофонами, которые можно использовать с компьютерами Commodore, пока конвертеры вторичного рынка не сделали возможным использование обычных записывающих устройств.

Из-за своего цифрового формата Datasette одновременно более надежен, чем другие кассетные системы с данными, и очень медленный. [1] [4] передача данных со скоростью около 50 байт в секунду. Однако после запуска Datasette появилось специальное программное обеспечение для турболент , обеспечивающее гораздо более быструю загрузку и сохранение. [1] Такое программное обеспечение было интегрировано в большинство коммерческих предварительно записанных приложений (в основном игр), а также было доступно отдельно для загрузки и сохранения самодельных программ и данных пользователей. Эти программы получили широкое распространение только в Европе, поскольку рынок США уже давно перешёл на диски.

Наборы данных обычно могут хранить около 100 кбайт на 30-минутную сторону. [5] Использование Turbo Tape и других быстрых загрузчиков увеличило это число примерно до 1000 Кбайт .

Datasette имеет только один соединительный кабель с расстоянием 0,156 дюйма (4,0 мм). [6] печатной платы Краевой разъем на стороне компьютера. Все входные/выходные сигналы набора данных являются цифровыми, поэтому все цифро-аналоговые преобразования и наоборот выполняются внутри устройства. Питание также включено в этот кабель. Распиновка заземления , +5 В постоянного тока , двигатель, чтение, запись, распознавание ключа. [7] Сенсорный сигнал контролирует кнопки воспроизведения, перемотки назад и вперед, но не может различить их. Механическая блокировка предотвращает одновременное нажатие любых двух из них. компьютера. постоянного тока 9 В Мощность двигателя поступает от нерегулируемого источника питания [8] как работает транзистор [9]

Кодирование

[ редактировать ]
Внутри набора данных
Результирующая форма сигнала от сохранения данных

Для записи физических данных нуль измеряется переход аналогового сигнала через от положительного к отрицательному напряжению. Результирующее время между этими положительными и отрицательными пересечениями затем сравнивается с порогом, чтобы определить, является ли время с момента последнего пересечения коротким (0) или длинным (1). [10] Обратите внимание на более низкую амплитуду для более коротких периодов.

Схема в ленточном устройстве преобразует аналоговый сигнал в логическую 1 или 0, который затем передается на компьютер через разъем ленты . Внутри компьютера первый адаптер сложного интерфейса (6526) в C64 определяет, когда сигнал переходит от единицы к нулю. Это событие называется триггером и вызывает запрос на прерывание . Это событие можно обработать с помощью кода-обработчика или просто обнаружить, проверив бит 4 адреса $DC0D. Точки, вызывающие это событие, обозначены на рисунке черными кружками. [10]

Внутри ленточного устройства сигнал считывающей головки подается на операционный усилитель (1), выходной сигнал которого фильтруется по постоянному току . Операционный усилитель (2) усиливает и питает RC-фильтр. Операционный усилитель (3) снова усиливает сигнал, за которым следует еще один фильтр постоянного тока. Операционный усилитель (4) усиливает сигнал, ограничивая синусоидальный сигнал . Положительная и отрицательная шины всех операционных усилителей подключены к +5 В постоянного тока и заземлению . Таким образом, ограниченный сигнал вписывается в TTL окно электрического уровня шага триггера Шмитта , который, в свою очередь, подает сигнал на порт цифровой кассеты. [11]

В версии C64 для PAL временная гранулярность составляет 1,014 мкс (для NTSC 0,978 мкс ). Поскольку каждый бит использует 3284 такта, это означает 3284 * 1,014 мкс = 3330 мкс/бит. или скорость передачи данных 300 бит/с .

Как только биты могут быть декодированы, они подаются в сдвиговый регистр и непрерывно сравниваются со специальной битовой последовательностью. Эту битовую последовательность также можно рассматривать как байт. Совпадение битовой последовательности означает, что поток синхронизирован по байтам. Первый байт, с которым производится сравнение, называется вводным байтом . Если он совпадает, он сравнивается с синхробайтом . также [10]

Пример: Turbo Tape 64 имеет начальный байт $02 (двоичный 00000010), байт синхронизации $09 (двоичный 00001001) и следующую последовательность синхронизации $08, $07, $06, $05, $04, $03, $02, $01. [1] [10]

Кассетный блок C2N, оригинальная форма модели Datasette.
Датасет 1531

ПЭТ, ВИК-20, С64/128

[ редактировать ]

Существует как минимум четыре основные модели набора данных 1530/C2N:

  • Оригинальный модифицированный кассетный привод Sanyo M1540A, встроенный в самые ранние модели PET 1977 года. Это был стандартный магнитофон из обувной коробки с удаленным углом корпуса и модифицированной электроникой; Печатная плата Commodore была установлена ​​внутри вместо электроники Sanyo. Чтобы замаскировать бренд Sanyo, Commodore просто поместил значок Commodore поверх оригинального логотипа. [12]
  • Второй встроенный набор данных в PET 2001: еще одна стандартная потребительская модель (продаваемая на некоторых рынках как CCE CCT1020), модифицированная печатной платой Commodore. Черная крышка кассеты, пять белых клавиш, нет счетчика ленты, нет светодиода SAVE. [13]
  • Модель оригинальной формы с черным корпусом, черной крышкой кассеты, пятью черными клавишами, без счетчика ленты, без светодиода SAVE.
  • Модель оригинальной формы в белом корпусе, черная крышка кассеты, пять черных клавиш, со счетчиком ленты, без светодиода SAVE.
  • Модель новой формы с белым корпусом, серебряной крышкой кассеты, шестью черными клавишами, с белым счетчиком ленты, светодиодом SAVE на левой стороне.
  • Модель новой формы с белым корпусом, серебряной крышкой кассеты, шестью черными клавишами, счетчиком ленты и красным светодиодом SAVE справа.
  • То же, что и выше, но с черным узором и серебристым логотипом Commodore, шестью черными клавишами, счетчиком ленты и красным светодиодом SAVE на правой стороне.

Первые две внешние модели были выполнены как периферийные устройства PET и стилизованы под встроенный стример PET 2001. Последние два были разработаны и продавались для VIC-20 и C64. Все модели 1530 совместимы со всеми этими компьютерами, а также с C128 .

В дополнение к этому, некоторые модели имели небольшое отверстие над клавишами, обеспечивающее доступ к регулировочному винту положения азимутальной головки ленты . Таким образом, можно легко использовать небольшую отвертку для регулировки, не разбирая корпус Datassette.

Как ни странно, набор данных в разное время продавался как как C2N DATASETTE UNIT Model 1530 , так и как 1530 DATASSETTE UNIT Model C2N . Обратите внимание на разницу в написании (одна S против двух), использованном на оригинальной упаковке продукта. [14]

Как и в моделях Datasette, формат записи совместим между компьютерами; VIC, например, может читать ПЭТ-кассеты. [15] [16]

С16/116 и Плюс/4

[ редактировать ]

похож на модели 1530/C2N Внешний вид Commodore 1531 , созданный для компьютеров серий Commodore 16 и Plus/4 . имеется разъем Mini-DIN Вместо краевого разъема печатной платы . Его можно использовать с C64/128 через адаптер, который Commodore поставлялся в комплекте с некоторыми устройствами.

  • Модель новой формы с черным/угольным корпусом, серебряной крышкой кассеты, шестью светло-серыми клавишами, счетчиком ленты и красным светодиодом SAVE.

Популярность

[ редактировать ]
Один из немногих клонов, модель Phonemark 4403.

Datasette был более популярен за пределами Соединенных Штатов, чем внутри них. Компании US Gold , которая импортировала американские компьютерные игры в Великобританию, часто приходилось ждать, пока они будут конвертированы с диска, поскольку большинство британских владельцев Commodore 64 использовали ленту, [17] [18] в то время как американский журнал Compute!'s Gazette сообщил, что к 1983 году «90 процентов новых владельцев Commodore 64 купили дисковод вместе со своим компьютером». [19] В 1986 году Computer Gaming World сообщила, что британское программное обеспечение для кассет не удалось в Соединенных Штатах, потому что «97% систем Commodore в США имеют дисководы»; [20] напротив, MicroProse сообщила в 1987 году, что 80% из 100 000 продаж Gunship в Великобритании приходилось на кассеты. [21] В Соединенных Штатах дисководы быстро стали стандартом, несмотря на то, что 1541 стоил примерно в пять раз дороже, чем Datasette. В большинстве стран Европы Datasette был предпочтительным носителем в течение нескольких лет после его запуска, хотя дисководы для гибких дисков обычно были доступны. Недорогие и широко доступные аудиокассеты сделали Datasette хорошим выбором для массового рынка домашних компьютеров с ограниченным бюджетом.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Де Секелер, Гарри (февраль 1985 г.). «Как работает TurboTape» . Вычислите! . п. 112 . Проверено 30 октября 2013 г.
  2. ^ «Интерфейс кассеты Apple II» . Яблоневый сад . Том. 2, нет. 1. Международный Apple Core. Весна 1981 г. с. 57-58. ISSN   0277-1950 . OCLC   647837472 – через Интернет-архив .
  3. ^ Фридман, Херб (февраль 1983 г.). «Пять самых дружелюбных компьютеров». Популярная механика . п. 97.
  4. ^ Уэйт, Митчелл; Лафоре, Роберт; Вольпе, Джерри (1985). «Периферийные устройства: дисплеи, дисководы, принтеры и многое другое» . Официальная книга для персонального компьютера Commodore 128 . Ховард В. Сэмс и компания, стр. 11–32. ISBN  0-672-22456-9 .
  5. ^ «Основная информация о Commodore» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Руперт, Дейл (июль 1987 г.). «Отчет Руперта: Компьютеры под контролем» . Эй! . Нью-Йорк: Ион Интернэшнл. п. 32. ISSN   8750-4383 . Проверено 12 апреля 2018 г.
  7. ^ pinouts.ru - Распиновка кассеты C64 , 15.01.2012
  8. ^ Справочное руководство программиста Commodore 64 . Вест-Честер: Бизнес-машины Commodore. 1984. Принципиальная схема Commodore 64. ISBN  0-672-22056-3 . Проверено 12 апреля 2018 г.
  9. ^ SAMS Computerfacts CC4: Компьютер: Commodore 64 . Индианаполис: Говард В. Сэмс. 1984. с. 2.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д «Как работают ленты Commodore» . 091205 wav-prg.sourceforge.net
  11. ^ Руководство по обслуживанию набора данных, модель C2N/1530/1531, предварительное, октябрь 1984 г., PN-314002-02.
  12. ^ http://www.zimmers.net/anonftp/pub/cbm/faq/trivia/cbm-trivia-13.txt [ текстовый файл с пустым URL-адресом ]
  13. ^ Апрель, Издательство (26 октября 1973 г.). «Журнал Плакар» . Издательство «Абриль» . Проверено 27 июня 2017 г. - через Google Книги.
  14. ^ Бо Циммерман. «Наборы данных Commodore» . Галерея Коммодора . Проверено 20 апреля 2012 г.
  15. ^ Торнбург, Дэвид Д. (апрель 1981 г.). «Коммодор VIC-20: первый взгляд» . Вычислите! . п. 26.
  16. ^ Баттерфилд, Джим (апрель 1981 г.). «Советы владельцам домашних животных: как стать экспертом по VIC» . Вычислите! . № 11. с. 34.
  17. ^ Андерсон, Крис (июнь 1985 г.). «На вершине золотой жилы США» . Ззап!64 (интервью). стр. 46–48 . Проверено 26 октября 2013 г.
  18. ^ Паунтейн, Дик (январь 1985 г.). «Амстрад CPC 464» . БАЙТ . стр. 401 . Проверено 27 октября 2013 г.
  19. ^ Хафхилл, Том (декабрь 1983 г.). «Заметки редактора» . Бюллетень Compute! (редакционная статья). п. 6 . Проверено 6 февраля 2016 г.
  20. ^ Вагнер, Рой (август 1986 г.). «Ключ коммодора» . Мир компьютерных игр . п. 28 . Проверено 1 ноября 2013 г.
  21. ^ Брукс, М. Эван (ноябрь 1987 г.). «Титаны мира компьютерных игр / MicroProse» . Мир компьютерных игр . п. 16 . Проверено 2 ноября 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c2a72eb0d7fd5c2ed9a11475fc83845__1710614220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/45/1c2a72eb0d7fd5c2ed9a11475fc83845.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commodore Datasette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)