Jump to content

Быстрый загрузчик

Скриншот эмулятора программы, загружаемой с диска с помощью быстрого загрузчика.

Быстрый загрузчик это программа для домашнего компьютера , такого как Commodore 64 или ZX Spectrum , которая ускоряет скорость загрузки файлов с дискеты или компакт-кассеты .

Быстрые загрузчики появились из-за несоответствия между реальной скоростью, с которой дисководы могли передавать данные, и скоростью, обеспечиваемой стандартными процедурами операционной системы . Наиболее ярко это несоответствие проявилось на VIC-20 и Commodore 64 . В то время как более ранняя серия Commodore PET использовала промышленного стандарта IEEE-488 параллельную шину она была заменена Commodore специальной последовательной шиной , на VIC-20 . Последовательная шина должна была быть почти такой же быстрой, как и ее предшественник, благодаря использованию VIA 6522 в качестве аппаратного сдвигового регистра как на накопителе, так и на компьютере. Однако в 6522 были обнаружены аппаратные ошибки, которые препятствовали стабильной работе этой функции. В результате процедуры KERNAL ROM были поспешно переписаны для передачи по одному биту за раз, используя медленный протокол программного квитирования . [1]

Хотя C64 заменил 6522 VIA двумя чипами 6526 CIA , которые не пострадали от этой ошибки, сопутствующий 1541 дисковод все еще имел 6522 VIA. Commodore решил не перепроектировать аппаратное обеспечение 1541, в том числе для того, чтобы сохранить обратную совместимость с периферийными устройствами VIC-20; однако это произошло за счет скорости. Из-за протокола передачи диски Commodore 1540 и 1541 вскоре приобрели репутацию чрезвычайно медленных. Только с появлением компьютера Commodore 128 и дисковода Commodore 1571 первоначальный план был приведен в действие и был использован аппаратный сдвиговый регистр, что уменьшило потребность в специальных быстрых загрузчиках.

Вскоре после выпуска C64 некоторые проницательные программисты поняли, что серийные процедуры KERNAL Commodore были излишне медленными . Поскольку ЦП в C64 работал примерно с той же скоростью, что и в дисководе 1541, было достаточно синхронизироваться только в начале каждого байта , а не в каждом отдельном бите . Более того, этот метод передачи позволял отправлять два бита одновременно, один по стандартному протоколу. DATA линия и один над CLK линию (которая обычно использовалась для установления связи). На C64 это требовало очень тщательного тайминга, чтобы избежать помех от прерываний и VIC-II графического чипа , который мог «украсть» циклы ЦП. По этой причине некоторые быстрые загрузчики отключили прерывания и погасили экран. Быстрый загрузчик обычно «вклинивается» в LOAD вектор в $0330, таким образом перехватывая любые вызовы KERNAL LOAD рутина. Далее быстрый загрузчик перенесет необходимый код в оперативную память накопителя и отдаст команду на его выполнение, после чего получит файл, отправленный измененным кодом передачи. В зависимости от характера используемых процедур скорость загрузки может быть увеличена в пять раз.

Этот метод использовался для некоторых из множества созданных систем быстрой загрузки (таких как JiffyDOS). Другие были просто более эффективны при вводе-выводе и обработке файлов, предлагая улучшения от незначительных до хороших. В других продуктах добавлено параллельное оборудование.

Различные компании-разработчики программного обеспечения выпустили быстрые загрузчики для C64, обычно в картриджей виде . В США , вероятно, самым популярным картриджем был Epyx FastLoad . Большинство картриджей с быстрой загрузкой также включают в себя другие функции, повышающие удобство использования. Встроенная реализация DOS Wedge от Commodore была включена в большинство картриджей с быстрой загрузкой. Мониторы машинного языка , дисковые редакторы и различные удобные команды для Commodore BASIC также были обычными дополнениями. Некоторые картриджи с быстрой загрузкой были очень сложными и имели кнопку сброса , возможность «заморозки» и простой встроенный графический интерфейс . Final Cartridge III был, пожалуй, самым успешным в этом жанре. Несколько коммерческих быстрых загрузчиков, в первую очередь от CMD JiffyDOS , не работали на картриджах, а вместо этого заменили KERNAL ROM в C64 и DOS ROM в 1541. Хотя их было сложнее установить, они предлагали значительно улучшенную совместимость, будучи почти невидимыми. к программному обеспечению, работающему на машине. Картридж с загрузчиком RAM Action Replay MK6 загружает программу из 202 блоков примерно за 9 секунд. Его загрузчик Warp работает в 25 раз быстрее, но программы можно загружать только с помощью загрузчика, сохраненного на диске, только при отсутствии картриджа. В то время как быстрый загрузчик ARMK6 был совместим с большинством программного обеспечения, The Final Cartridge III, как известно, часто давал сбои. [ нужна ссылка ] поэтому программы приходилось загружать в обычном режиме C64, деактивируя картридж, делая его более или менее бесполезным.

Многие коммерческие программы для C64, особенно игры, содержали свои собственные процедуры быстрой загрузки на носителях распространения. Пользователь загружал с диска небольшую «заглушку» программы со стандартными медленными процедурами, которые затем устанавливали более быстрые процедуры передачи как в компьютер, так и в дисковод, прежде чем приступить к загрузке остальной части программы на высокой скорости. Таким образом, пользователь получал выгоду от быстрого загрузчика без необходимости покупать специальный продукт для быстрой загрузки или знать о нем.

Несколько популярных журналов Commodore опубликовали программное обеспечение для быстрой загрузки. В апреле 1985 года Compute! опубликовал TurboDisk , быстрый загрузчик, включавший версии C64 и VIC-20. Эта программа оказалась популярной и была переиздана в июльском выпуске Compute!'s Gazette за 1985 год . [2] [3] [4] [5]

Он был напечатан еще раз в августе 1986 года, без версии VIC-20, но с несколькими сопутствующими утилитами для перемещения программы в памяти и создания программного обеспечения с автоматической загрузкой, использующего преимущества TurboDisk скорости . Версия Commodore 128 также была включена для тех пользователей C128, у которых все еще был 1541 дисковод. [6] [7] [8] [9] [10] [11]

Газета COMPUTE! также опубликовала несколько других утилит, ускоряющих обмен данными между C64 и 1541, включая Turbo Copy (4-минутное копирование всего диска), [12] [13] TurboSave (утилита, ускоряющая скорость сохранения на диск) [14] и Быстро! (еще один быстрый загрузчик). [15] [16]

Журнал RUN опубликовал Sizzle! в декабре 1987 года появился интегрированный пакет, включавший перемещаемый быстрый загрузчик с возможностью генерации автозагрузки.

В ноябре 1983 года BYTE опубликовала Loader, программу быстрой загрузки на машинном языке для Apple DOS 3.3. [17] Вычислите! опубликовал TurboDisk для DOS 3.3 в октябре 1986 года. [18]

Мода на быстрый загрузчик продолжилась и в эпоху Интернета. Krill's Loader (2009) и Spindle (2013) являются двумя примерами «загрузчиков IRQ» от C64 до 1541, быстрых загрузчиков, которые позволяют программам (в основном играм) сохранять свои собственные IRQ во время загрузки. В современных загрузчиках низкая скорость декодирования GCR оказалась узким местом, и все современные загрузчики имеют собственные оптимизированные процедуры для этого. [19]

Invade-a-Load Титульный экран

Встроенные процедуры хранения и чтения данных на компакт-кассеты и обратно были созданы для безопасного хранения, а не для скорости. Лучшее качество ленты в 1980-х годах позволило более эффективно хранить данные, сократив время загрузки и длину ленты.

Такие программы существовали для нескольких компьютеров, например, Ohio Scientific Challenger . [20] PET Rabbit была одной из таких программ для PET. [21] в то время как TurboTape был для Commodore Datassette . [22] [23] [24] Turbo 2000 была аналогичной системой для Atari. [25]

Speedlock — это система защиты программного обеспечения, используемая на ZX Spectrum и Amstrad CPC , написанная Дэвидом Обри-Джонсом и Дэвидом Лукером в 1983 году. Оба программиста были разочарованы медленным временем загрузки системы загрузки ленты компьютера и поняли, что это будет можно будет написать лучше. Прототип простоял без использования около года, но, наконец, был приобретен компанией Ocean Software для игры Decathlon Дейли Томпсона , выпущенной в конце 1984 года. [26] Впоследствии он использовался US Gold и для нескольких игр Ultimate Play the Game . , среди прочего, [27] Speedlock также был портирован на Amstrad CPC в 1985 году. Система использовала несколько расширенных функций архитектуры Spectrum, таких как регистр обновления памяти и инструкции ветвления четности процессора Z80 , что затрудняло создание незаконных копий без защиты. [28] В ранних версиях при загрузке программы использовался набор звуковых «щелчков». Более поздние версии этого не включали, а вместо этого имели счетчик, показывающий время, оставшееся до завершения загрузки программы, аналогично версиям Technician Ted и Fairlight . [26] [27] [29] [30]

Некоторые компании создали программное обеспечение для обхода схем защиты, включая Speedlock, с целью резервного копирования или переноса на ZX Microdrive , ZX Spectrum +3 или другие проприетарные дисковые системы. [27]

Invade-a-Load представлял собой быстрый загрузчик для кассетных игр, который не только ускорял загрузку блоков с ленты, но и содержал мини-игру (в данном случае клон Space Invaders ), в которую можно было играть во время ожидания. чтобы основная игра завершила загрузку. Эта первоначальная мини-игра загружалась менее чем за минуту, обеспечивая развлечение во время ожидания загрузки самой игры, что могло занять еще пять-десять минут. По крайней мере один раз рецензент выразил предпочтение Invade-a-Load самой основной игре. [31] В основном он появлялся в играх, продаваемых в Соединенном Королевстве , поскольку к моменту его написания рынок Commodore в США в основном перешел на гибкие диски . Загрузчик был написан Ричардом Аплином для Mastertronic собственного использования . Авторские права на сам загрузчик датированы 1987 годом, но первые игры, в которых он использовался, появились в 1988 году. В последующие годы Mastertronic использовала загрузчик в десятках игр. Загрузчик также запомнился саундтреком, изначально созданным Робом Хаббардом для игры Mastertronic One Man and His Droid .

В Великобритании, где цена на дисковод 1541 была не по средствам многим представителям целевой аудитории владельцев C64, существовал огромный спрос на быстрые загрузчики для игр C64. Одной из первых, кто использовал такой загрузчик, была компания Llamasoft , где классическая игра Джеффа Минтера «Месть верблюдов-мутантов» имела версию с быстрой загрузкой на одной стороне кассеты и версию с обычной загрузкой на другой. Вскоре к нам присоединились и другие производители программного обеспечения. Оушен использовал «pavloda», а настоящий прорыв произошел с программным обеспечением Novaload, которое позволяло загружать экраны и воспроизводить музыку. Десятиборье Дейли Томпсона было очень ярким примером этого. Релизы US Gold стали печально известны тем, что они воспроизводили национальный гимн США и отображали версию карты персонажей « Звезд и полос» во время загрузки игр. Среди других заметных релизов — /Imagine порт игры Konami Ocean Hyper Sports от , в котором при загрузке игры были анимированные спрайты бегунов, а также два впечатляющих саундтрека Мартина Голуэя , включая версию Вангелиса. « Огненные колесницы ».

Оптические диски

[ редактировать ]

В 1995 году Йоичи Хаяси из Namco Ltd. изобрел вариант техники Invade-a-Load для использования с платформами на базе оптических дисков , такими как PlayStation , и подал заявку на патент. Патент США 5718632 был выдан в феврале 1998 года и передан Namco, несмотря на предшествующий уровень техники Invade-a-Load . Техника использовалась для Ridge Racer .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брэйн, Джим (10 января 1996 г.). «Последовательные порты Vic-20/C-64 — alt.folklore.computers | Группы Google» . Проверено 26 сентября 2012 г.
  2. ^ Льюис, Дон (июль 1985 г.). «ТурбоДиск» . Бюллетень COMPUTE ! п. 34 . Проверено 16 января 2013 г.
  3. ^ Льюис, Дон (июль 1985 г.). «ТурбоДиск» . Бюллетень COMPUTE ! п. 36 . Проверено 16 января 2013 г.
  4. ^ Льюис, Дон (июль 1985 г.). «ТурбоДиск» . Бюллетень COMPUTE ! п. 37 . Проверено 16 января 2013 г.
  5. ^ «Уничтожитель насекомых» . Вестник Compute . Январь 1986 г. с. 120.
  6. ^ Льюис, Дон (август 1986 г.). «ТурбоДиск 64» . Бюллетень COMPUTE ! п. 64 . Проверено 16 января 2013 г.
  7. ^ Льюис, Дон (август 1986 г.). «ТурбоДиск 64» . Бюллетень COMPUTE ! п. 65 . Проверено 16 января 2013 г.
  8. ^ Льюис, Дон (август 1986 г.). «ТурбоДиск 128» . Бюллетень COMPUTE ! п. 68 . Проверено 16 января 2013 г.
  9. ^ Льюис, Дон (август 1986 г.). «ТурбоДиск 128» . Бюллетень COMPUTE ! п. 69 . Проверено 16 января 2013 г.
  10. ^ Баваро, Дино (август 1986 г.). «ТурбоДиск Релокатор» . Бюллетень COMPUTE ! п. 66 . Проверено 16 января 2013 г.
  11. ^ Розенберг, Берт (август 1986 г.). «Турбобутмейкер» . Бюллетень COMPUTE ! п. 67 . Проверено 16 января 2013 г.
  12. ^ Кутроне, AM (апрель 1986 г.). «Турбокопия» . Бюллетень COMPUTE ! п. 81 . Проверено 16 января 2013 г.
  13. ^ Кутроне, AM (апрель 1986 г.). «Турбокопия» . Бюллетень COMPUTE ! п. 82 . Проверено 16 января 2013 г.
  14. ^ Воосен, Уильям (апрель 1987 г.). «ТурбоСейв 64» . Бюллетень COMPUTE ! п. 71 . Проверено 16 января 2013 г.
  15. ^ Заки, Адиб (декабрь 1988 г.). "Быстрый!" . Бюллетень COMPUTE ! п. 82 . Проверено 16 января 2013 г.
  16. ^ Заки, Адиб (декабрь 1988 г.). "Быстрый!" . Бюллетень COMPUTE ! п. 85 . Проверено 16 января 2013 г.
  17. ^ Уильямс, Джон (ноябрь 1983 г.). «Быстрая загрузка с помощью Apple DOS 3.3» . БАЙТ . стр. 502–504 . Проверено 19 марта 2016 г.
  18. ^ Эллерброк, Р. (октябрь 1986 г.). «ТурбоДиск Для DOS 3.3» . Считать! . п. 83 . Проверено 9 ноября 2013 г.
  19. ^ Окессон, Линус (31 марта 2013 г.). «Декодирование GCR на лету» . Архивировано из оригинала 21 марта 2017 г. Проверено 21 марта 2017 г.
  20. ^ Карлсон, Эдвард Х. (март – апрель 1980 г.). «Программы быстрого чтения/записи лент для вашего OSI» . Вычислите! . стр. 115–117 . Проверено 25 октября 2013 г.
  21. ^ Страсма, Джеймс (март – апрель 1980 г.). «ПЭТ Кролик» . Вычислите! . п. 94 . Проверено 25 октября 2013 г.
  22. ^ Де Секелер, Гарри (январь 1985 г.). «Утилита TurboTape / High-Speed ​​Tape для Commodore 64 и VIC-20» . Вычислите! . п. 124 . Проверено 30 октября 2013 г.
  23. ^ Де Секелер, Гарри (февраль 1985 г.). «Как работает TurboTape» . Вычислите! . п. 112 . Проверено 30 октября 2013 г.
  24. ^ «Капуте!» . Вычислите! . Март 1985 г. с. 146 . Проверено 30 октября 2013 г.
  25. ^ «Турбо 2000» . АтариМакс .
  26. ^ Перейти обратно: а б Эдди, Ричард (1987). «Тот самый Давид» (44). Крушение . Проверено 9 января 2013 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  27. ^ Перейти обратно: а б с Lerm Tape Utility D (руководство по эксплуатации) (PDF) . Лерм. 1990 . Проверено 9 января 2013 г.
  28. ^ Норт, Джон (1990). «Как взломать: Speedlock» (61 страница = 66–67). Ваш Синклер . Проверено 28 июля 2023 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ Мартин ван дер Хайде, Мартин Копанске и Томаз Кац (1997–1999). «Декодирование ленты: Схемы кодирования» . Мир Спектра. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 г. Проверено 9 января 2013 г.
  30. ^ «Обзор CRASH за 1985 год» . Проверено 29 января 2007 г.
  31. ^ «3-D пинбол» . Ззап!64 . Великобритания: Newsfield Publications Ltd. Март 1991 года . Проверено 17 июня 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 390b7f7293835a9a0a57c82f6362cfd7__1710792000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/d7/390b7f7293835a9a0a57c82f6362cfd7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fast loader - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)