Иегуда Арье Лейб Альтер
Иегуда Арье Лейб Альтер | |
---|---|
Заголовок | Геррер Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Иегуда Арье Лейб Альтер 15 апреля 1847 г. |
Умер | 11 января 1905 г. | (57 лет)
Религия | иудаизм |
Супруг | Йохевед Ривка Каминер, Рейзл Хальберстам |
Дети | Авраам Мордехай Альтер Ицхак Меир Альтер Моше Бецалель Альтер Чанох Хаим Альтер Фейдж Левин Исраэль Альтер Nechemya Alter Менахем Мендель Альтер Возраст Ноя Эстер Бидерман |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Ханох Хейнех Ха-Коэн из Александра |
Преемник | Авраам Мордехай Альтер |
Началось | 1870 |
Закончено | 11 января 1905 г. |
Основная работа | Сфас Эмес |
Династия | предоставление |
Иегуда Арье Лейб Альтер ( иврит : יהודה אריה ליב אלטר , 15 апреля 1847 - 11 января 1905), также известный по названию своей основной работы, Сфас Эмес (ашкеназское произношение) или Сефат Эмет. שפת אמת (современный иврит), был хасидским раввином , который сменил своего деда, раввина Меира Альтера , на посту Ав беисдина (главы раввинского суда) и рава Горы Кальварии , Польша Ицхака ), и сменил раввина Ханоха Хейнеха ХаКоэна Левина из Александр как Ребе геррерских хасидов .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в 1847 (5608) году и получил имя Иегуда Лейб; семье и друзьям он был известен как Лейбл. Его отец, раввин Авраам Мордехай Альтер, умер, когда Иеуде Лейбу было всего восемь лет, а его мать г-жа Эстер Альтер (урожденная Ландштайн) умерла до этого. [ 1 ] Осиротевший от обоих родителей, он был воспитан бабушкой и дедушкой, раввином Ицхаком Меиром Альтером (известным как Чиддушей Харим ) и его женой. Когда ему было около десяти лет, дедушка взял его в гости к Коцкер Ребе , что произвело на него впечатление на всю жизнь.
Он женился на Йохевед Ривке, дочери Иегуды Лейба («Йидла») Каминера. Чтобы не носить такое же имя, как у его тестя, его собственное имя было изменено на Иегуда Арье Лейб. Говорят, что он был привязан к имени Йеуда и был расстроен тем, что больше не мог использовать его в качестве своего имени.
Лидерство
[ редактировать ]Когда в 1866 году умер его дед, Ицхак Меир, многие геррские хасиды стремились возложить лидерскую мантию на восемнадцатилетнего Иегуду Арье Лейба. Он отказался от этой должности, и руководство перешло к раввину Ханоху Хейнеху Ха-Коэну Левину из Александрова-Лодзки. Однако после смерти последнего в 1870 году хасидам удалось добиться согласия Альтера стать их Ребе. [ 2 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Во время русско-японской войны многие его молодые последователи были призваны в русскую армию и отправлены на поля сражений в Маньчжурию . Альтер очень переживал за этих преданных и постоянно писал им. Его здоровье ухудшилось, и он умер в возрасте 57 лет 11 января 1905 года (5 швата 5665 года).
Когда распространилась весть о петире (кончине) Адмора, вчера утром в Гер хлынуло так много людей, что, хотя железная дорога отправила дополнительные поезда, в вагонах почти не было места, и тысячи людей все еще оставались без средств для передвижения...
В одном (трамвайном) вагоне на 44 места вмещалось более 200 человек, даже не оставив стоячих мест, а в другом вагоне некоторые люди теряли сознание из-за переполненности...
Когда пришло время наложения тфиллас Минха, все похоронные прихожане, числом 20 000 человек, стояли в поле и вместе молили Минху...
Краткие слова, сказанные равом Сочачева, произвели сильное впечатление.
- источник [ 3 ]
Преемственность
[ редактировать ]На посту Геррера Ребе Альтера сменил его сын, раввин Авраам Мордехай Альтер . Большинство хасидов Геррера последовали за Авраамом Мордехаем, но некоторые хасиды последовали за зятем Альтера - раввином Пинхасом Менахемом Юстманом из Пильца.
Длительное влияние
[ редактировать ]Альтер был одним из величайших знатоков Торы своего поколения, обучая таких студентов, как раввин Нахман Шломо Гринспен и многих других. Его творчество было потрясающим, а его работы (все под названием «Сфас Эмес ») посвящены Талмуду , этике Мидраша и мистицизму Зохара .
Его проповеди Торы, переданные его хасидам и организованные в соответствии с еженедельным парашахом и праздниками, были первыми, опубликованными посмертно под названием «Сфас Эмес» . Название было взято из заключительных слов последней написанной им пьесы ( Сфас Эмес , Ваечи 5665). Его чидушим (оригинальные мысли Торы) во многих талмудических трактатах, а также в Йоре Деа были опубликованы под тем же названием.
Ребе Говорят, что Сохачевский , раввин Аврохом Борнцтайн (известный как Авней Незер ), ведущий ученый Торы и посек , имел два книжных шкафа — один для ришоним (ранние комментаторы), а другой для Ахароним (более поздние комментаторы). Тома « Сфас Эмес» , написанные в конце 1800-х годов, можно было найти в его книжном шкафу, где хранились Ришоним. Изучать некоторые части Талмуда без « Сфас Эмес» для современного ученого немыслимо. [ 4 ]
Иешива Сфас -Эмес в Иерусалиме названа в его честь и включает его учение в учебную программу.
Его высказывания
[ редактировать ]Одна из величайших религиозных проблем заключается в том, что люди боятся иметь отношения с Богом и, следовательно, дистанцируются от Него. Подобно тому, как ангелы служат Богу без страха, несмотря на свой более низкий статус по сравнению с Богом, так и люди должны брать их пример (ходить среди них) и не бояться развивать отношения с Богом и служить Ему. Это представляет собой целостность, на которую мы, люди, способны только в том случае, если думаем о себе как о ходящих среди ангелов.
—Сфас Эмес , Паршат Бехаалотеча 5636
Библиография
[ редактировать ]- Артур Грин, Язык истины: комментарий к Торе Сефата Эмета (Еврейское издательское общество, 1998).
- Статьи доктора Йорама Джейкобсона.
- Изгнание и искупление в гур-хасидизме (евр.), Даат, 2–3 (1978–1979), стр. 175–215.
- Истина и вера в гур-хасидской мысли (евр.), в: Исследования еврейского мистицизма, философии и этической литературы, представленные Исайе Тишби, Иерусалим, 1986, стр. 593–616.
- Святость мирского в хасидской школе Гур - Исследования понимания субботы в проповедях Сефата Эмета (евр.), В: Хасидизм в Польше, Иерусалим, 1994, стр. 241–277.
- От молодости к лидерству и от каббалы к хасидизму - этапы духовного развития автора Сефата Эмета (евр.), в: Мемориальный том Ривки Шац-Уффенхаймер, II, Иерусалим, 1996, стр. 429–446.
- Первозданный хаос и творение в мысли гур-хасидизма, или: Суббота, которая предшествовала творению (польский), в Duchowosc Zydowska w Polsce, Краков, 2000, стр. 151–171.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исторические и семейные документы раввина Пинкаса Менакема Юстмана: Эстер Альтер (Ландштайн) (ок. 1816–1849)» . 9 февраля 2014 г.
- ↑ Дейя веХадибур. Архивировано 12 августа 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ ПОДРОБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Sefas Emes
- ↑ Раввин Менахем Любинский, в журнале Jewish Observer .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Проект Sefas Emes" Переводы Sefat Emet в формате PDF
- Блог Sfas Emes Каждую неделю новая проповедь переводится на понятный английский язык.
- Сфас Эмес на иврите (сканы PDF)
- Кифа Эмес – 1 Берейшейс Сефат Эмет Иврит том. 1 שפת אמת – חלק ראשוןНастоящий язык - первая часть
- Сефас Эмес – 2 Шмос Сефат Эмет Иврит об. 2 שפת אמת – חלק שניНастоящий язык - часть вторая
- Сефас Эмес – 3 Ваикра Сефат Эмет Иврит об. 3 שפת אמת – חלק שלישיНастоящий язык - часть третья
- Сефас Эмес – 4 Бамидбар Сефат Эмет Иврит об. 4 שפת אמת – חלק רביעיИстинный язык - часть четвертая
- Сефас Эмес – 5 Деварим Сефат Эмет Иврит об. 5 שפת אמת – חלק חמישיНастоящий язык - часть пятая