Ранджит Маккуни
Ранджит Маккуни | |
---|---|
Образование | ИИТ Харагпур |
Альма-матер | Калифорнийский университет, Лос-Анджелес |
Ранджит Маккуни — международный мультимедийный художник и дизайнер. [ 1 ] почетный директор аналитического центра дизайна, Исследовательской лаборатории Священного мира, [ 2 ] а также музыкант, [ 3 ] ситарист , [ 4 ] автор песен, [ 5 ] и автор. [ 6 ]
Его мультимедийные музейные работы представляют собой пересечение традиционного и современного искусства, дизайна и технологий, так что результаты помогают как традиционным, так и современным культурам. Они призваны показать, что мудрость традиционных сообществ может положительно свести на нет гомогенизирующее влияние современных технологий; и что интеллект, креативность и чувство свободы, обеспечиваемые современным дизайном и технологиями, могут взаимно помочь традиционным художникам. [ 7 ]
Его основными работами являются несколько музейных проектов: Мультимедийный музей Вечного Ганди , [ 8 ] Музей Планеты Здоровья , [ 9 ] Богиня и храмы музыки , [ 10 ] и «Пересечение: жизнь, смерть и трансформация в Банарасе» . [ 11 ]
Образование и исследования
[ редактировать ]Маккуни получил степень бакалавра арх. из ИИТ Харагпура и магистра теории и методов дизайна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Он был научным консультантом в лабораториях HP в Пало-Альто , в лабораториях HP в Бангалоре и членом клуба исследователей Института дизайна Ивреа , Ивреа, Италия. [ 12 ] Он является членом группы наставников Мемориального музея Неру в Нью-Дели, созданной премьер-министром Индии. [ 13 ]
Работы выполнены в Исследовательском центре Xerox в Пало-Альто.
[ редактировать ]В 1985 году Маккуни присоединился к Лаборатории системных концепций PARC , став частью группы, которая разработала объектно-ориентированный язык программирования Smalltalk -80 и первый в мире графический пользовательский интерфейс . [ 14 ] На этой основе Маккуни начал исследования в области автоматизированного проектирования (САПР), интерфейсов распознавания жестов и мультимедийных приложений для разработки проекта активного обучения в PARC. [ 15 ] [ 16 ] Они были продемонстрированы в виде музейных выставок в США, Индии, Европе и Таиланде (см. «Библиографию – Выставки» ниже), меняя представления людей о традиционных культурах и представляя азиатский подход к взаимодействию с компьютерными технологиями. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
В 1989 году «Электронный альбом для рисования тибетской живописи танка» был выставлен в Музее азиатского искусства в Сан-Франциско . [ 22 ] Этот проект представляет собой одно из первых в мире мультимедийных приложений любого рода. [ 23 ] [ 24 ] и новаторский пример компьютерного инструмента культурного обучения.
В 1994–1997 годах он работал с учёными Национального центра искусств имени Индиры Ганди в Нью-Дели над разработкой мультимедийного опыта «Гита-Говинда» . [ 25 ] новаторская демонстрация физически-виртуального мультимедийного документа, основанного на любовной поэме поэта Джаядевы XII века « Гита Говинда» . Этот проект принес в Индию следы мультимедийных компьютерных технологий. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Работы, выполненные в Исследовательской лаборатории Священного мира
[ редактировать ]С 1998 по 2002 год Маккуни задумал и руководил проектом «Пересечение: жизнь, смерть и трансформация в Банарасе». [ 11 ] [ 16 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] который разработал панораму устройств и технологий доступа к цифровой информации, персонализированных культурными традициями Банараса. Проект объединил западные системы знаний о доступе к информации и индийские представления о «связи» и взаимодействии, основанные на индийском городе знаний Банарас. Этот проект представлял собой новаторскую демонстрацию физических вычислений, а также компьютерного оборудования и взаимодействия с учетом культурных особенностей. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
С 2003 по 2005 год Маккуни визуализировал и руководил Мультимедийным музеем Вечного Ганди в Нью-Дели. [ 39 ] один из первых в мире цифровых мультимедийных музеев. Расположенный на месте, где Махатма Ганди принял мученическую смерть, музей сохраняет исторические события жизни Ганди в цифровой форме, а также представляет спектр видений в области информационных технологий, вдохновленных Гандианской мыслью. Проект возрождает ценности, благодаря которым Индия получила свободу; он также переопределяет эти ценности, чтобы оживить современные продукты и дизайн. Благодаря коллекции из более чем 50 оригинально созданных произведений технологий и искусства проект интерпретировал идеи Ганди в разработке новых технологий и продемонстрировал, как деревенская эстетика и творчество могут формировать современный дизайн. [ 39 ] [ 40 ]
В 2010 году Маккуни построил Музей «Планета здоровья» . [ 9 ] [ 41 ] [ 42 ] интерактивный музей, который позволяет людям получить доступ к традиционной зеленой философии, концепции и опыту здоровья с точки зрения Аюрведы и йоги . Начав с концепции здоровья и индийских взглядов на тело, проект проиллюстрировал новые концепции и инструменты для здорового общества и планеты. Проект представляет это видение в широком спектре дисциплин, используя множество форм изобразительного и исполнительского искусства, древних наук и современного интерактивного дизайна для передачи видения. Музей Планеты Здоровья также был изучен на предмет использования интерактивного искусства в качестве образовательного средства. [ 43 ]
Выставка Маккуни 2012 года «Богиня и храмы музыки». [ 44 ] [ 45 ] Проект представляет видение красоты и духовности женского начала и надеется пробудить в людях уважение к Женщине, основанное на мировых традициях Богини. Используя формы музыкальных инструментов и музыку как инструмент для раскрытия языка священной женственности, проект трансформирует восприятие современного человека, иллюстрируя возможности позитивного, сострадательного и устойчивого образа жизни.
В проекте представлены как традиционные, так и новые инструменты на основе индийских инструментов на основе вины , ситара, бирманской арфы, тайского ксилофона, корейского каягума, яванского и балийского гамелана. Новые инструменты со встроенными вычислениями демонстрируют тактильные вычисления, то есть взаимодействие с компьютерами посредством жестов и кинестетических действий. Кроме того, благодаря адаптивным вычислениям люди своим положением, жестами и движениями управляют музыкальными событиями в окружающей среде.
В 2013 году Маккуни представил выставку «Музыкальные пейзажи и богини музыки» в Национальном музее Нью-Дели. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Эта выставка исследует науку, искусство и духовность музыки, а также ее отражение в образах Богини в азиатских культурах. Расширенная версия под названием «Музыка и богиня» была представлена в 2014 году в Национальной галерее современного искусства в Мумбаи. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Дизайн для сострадательного Интернета
[ редактировать ]В 2018 году профессор Альфредо Рончи пригласил Маккуни принять участие в конференции WSIS в Женеве, в группе по кибербезопасности. В своей презентации под названием «Предательство ИТ-революции» он был одним из первых, кто показал, как преимущества доступа к информации в Интернете были сведены на нет ИТ-кошмаром, который оказал глубокое воздействие на общество на уровнях подключения. , здоровье, психологическое благополучие и, следовательно, глубокие вопросы, касающиеся конфиденциальности, основных свобод и «Правды», ждут ответов. Презентация также показала, что развивающиеся страны чувствуют себя обделенными ИТ-революцией, поскольку они обменяли инвестиции в экологические ресурсы и традиционный социальный капитал (с точки зрения гармоничных сообществ и экосистем) на обещания «умной» революции, которая так и не осуществилась.
Эта тема была предметом многих его усилий по написанию песен в рамках джаз-рок-группы Mahamaya Experience. [ 56 ]
В двух продолжениях конференции WSIS 2018 года конференция 2022 года исследовала тему цифровой ловушки. [ 57 ] а конференция ВВУИО 2023 года задала вопрос: являются ли цифровые технологии устойчивыми или экологически чистыми? [ 58 ]
Здоровье, благополучие и изобильная Мать-Земля
[ редактировать ]В продолжение презентации WSIS 2018 Маккуни выступил за свободу от цифровых ловушек на форуме WSIS 2022. [ 59 ] На форуме он выступал за разработку гуманизированной технологии на уровне пользовательских интерфейсов и дизайна устройств, веб-архитектуры и медиа-дизайна с целью обеспечения здоровья и благополучия пользователей технологий. Учитывая влияние, которое глобализация экономики и информационных технологий оказали на окружающую среду в развивающихся странах, он представил видение, которое позволит человечеству укорениться в приверженности экологическому сознанию, потенциально оставив будущим поколениям «обильную Мать-Землю», особенно когда Сегодня мир находится на пороге необратимой деградации окружающей среды. [ 59 ]
Награды
[ редактировать ]- Соучредитель премии Махавира Махатмы 2005 г., Индия, за распространение мира. [ 60 ]
- Стипендия Азиатского культурного совета, Нью-Йорк, 2003 г. [ 61 ]
- Премия Ars Electronica за интерактивное искусство, Линц, 2002 г. [ 62 ]
- Премия журнала ID Magazine, Нью-Йорк, 1998 г.
- Премия журнала ID Magazine, Нью-Йорк, 2002 г.
- Премия журнала ID Magazine, Нью-Йорк, 2005 г. [ 63 ]
- Номинация на Национальную премию дизайна, США, 2012.
- Награда, Италия, 2012 г. [ 64 ]
- Награда Италии за дизайн в области культурного наследия и индустрии культуры за 2013–2014, 2014 годы. [ 65 ]
Библиография – книги
[ редактировать ]- Банарас: Переправа. Жизнь, смерть и трансформация в Банарасе , 2003, в соавторстве с доктором Мадху Кханной . [ 66 ]
- Мультимедийный музей Вечного Ганди, дизайн музея , 2007 г. [ 67 ]
- Музыка и Богиня , 2014. [ 68 ]
- Мир как женщина , 2024. [ 69 ]
Библиография – музеи
[ редактировать ]- Музей здоровья планеты , Исследовательская лаборатория Священного мира, Нью-Дели, 2010 г. [ 70 ]
- Мультимедийный музей Вечного Ганди , Исследовательская лаборатория Священного мира, Ганди Смрити и Даршан Самити, Нью-Дели, 2005 г. [ 71 ]
Библиография – выставки
[ редактировать ]
|
|
-
Дети обнимают скульптуру «спокойного лотоса», чтобы услышать музыкальные отрывки, создающие спокойствие, 2014 г.
-
Ранджит Маккуни, ситарист
Ситарная музыка
[ редактировать ]Маккуни изучал игру на ситаре под руководством устада Али Акбар Хана и несет в себе драгоценности композиции прошлых эпох. [ 81 ]
Проект Mahamaya Jazz Rock (2015-настоящее время)
[ редактировать ]The Mahamaya Experience, сокращенно Махамая, представляет собой набор экспериментальных музыкальных произведений, созданных Ранджитом в период с 2015 года по настоящее время. Инструментальные произведения охватывают множество разнообразных музыкальных жанров, включая классическую азиатскую музыку, гаммы Индии и Юго-Восточной Азии, а также восточноазиатские гаммы, исполняемые преимущественно с помощью струнных инструментов, включая ситар, гитары и ритмы мировой музыки. Песни охватывают жанры оперы, фанка, рока, поп-рока и классической азиатской музыки. [ 82 ] [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Веб-сайт азиатско-ориентированного дизайна Ранджита Маккуни» . ranjitmakkuni.world.
- ^ «Исследование священного мира» . священный мир.информация.
- ^ «Страница сообщества Ранджита Маккуни Блисса » страница сообщества.
- ^ «Веб-сайт Ранджита Маккуни, чувствительного ситариста» . страница сообщества. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ «Wayback Machine не заархивировала этот URL» . Проверено 16 августа 2023 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Сайт интернет-магазина в Индии: покупайте в Интернете мобильные телефоны, книги, часы, обувь и многое другое — Amazon.in» .
- ^ «Священный мир, исследовательская миссия и о нас» . священный мир.информация. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ «Вечный Ганди МММ» . Eternalgandhi.org . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б «Священный мир» . Sacredworld.info. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Священный мир» . Sacredworld.info. Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б «Священный мир» . Sacredworld.info. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Институт 2001–2005: Клуб исследователей» . Interactionivrea.org . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Мемориальный музей Неру» . nehrumemorial.com.
- ^ Стефик, Марк (9 мая 1997 г.). Интернет-мечты: архетипы, мифы и метафоры . МТИ Пресс. п. 95 . ISBN 9780262692021 .
тханка.
- ^ «Электронный альбом эскизов тибетской живописи тханка» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2010 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Маккуни, Ранджит; Кханна, Мадху (1 января 2006 г.). пересечения Банарас: Проект Фонд Священного Мира. ISBN 9788188934140 .
- ^ «Священная технология» . Деловая неделя. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 26 февраля 2007 г.
- ^ «Домус 887 — Журнал — Domus» . Domusweb.it. 25 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 г. Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ «Интервью с Ранджитом Маккуни – Персонажи – Тенденции – ДОМА» . Коррьере делла Сера . Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ «Ecole du Louvre Paris 03: Культурные учреждения и цифровые технологии» (PDF) . Archimuse.com . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001402/140274e.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Ранджит Маккуни: Электронный альбом для рисования тибетской живописи тханка: Визуальный компьютер» (PDF) . Vislab.cs.vt.edu. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2010 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Маккуни Ранджит (1989). «Ранджит Маккуни: Электронный альбом для рисования тибетской живописи тханка: Визуальный компьютер». Визуальный компьютер . 5 (4): 227–242. дои : 10.1007/BF02153752 . S2CID 2467983 .
- ^ «Ранджит Маккуни: Схематический интерфейс к базе данных изображений Танка: в Тосиясу Л. Кунии (ред.): Системы визуальных баз данных. Материалы рабочей конференции IFIP TC2 / WG 2.6 по системам визуальных баз данных. Токио, Япония, 3–7 Апрель 1989 г., Северная Голландия 1989 г.» . Архивировано из оригинала 27 мая 2014 года . Проверено 26 мая 2014 г. ISBN 978-0-444-87334-7
- ^ «Гита Говинда – Мультимедийный проект» . Ignca.nic.in . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Хагебёллинг, Хайде (2004). Интерактивная драматургия: новые подходы в мультимедийном контенте и дизайне – Хайде Хагебёллинг – Google หนังสือ . Спрингер. ISBN 9783540442066 . Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ «Азиатский век: 11 декабря 1997 г.» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Бизнес-стандартные выходные: средство массовой информации и послание: 3 января 1998 г.» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Австрия. «ARS Electronica | Prix Ars Electronica» . Aec.at. Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ «Проект пересечения ИДЕИ №5» . Retiary.org. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Пересекая культурные стены» . Индус . 23 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2006 г. Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Симеон, Лука. «Дизайн взаимодействия как инструмент антропологического исследования: проект пересечения Ранджита Маккуни» . Магма . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Культурная антропология – Рим» . Antropologiaculturale.wordpress.com. 29 октября 2008 года . Проверено 6 октября 2012 .
- ^ «Фонд Священного Мира» . Sacredworld.com . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Ранджит Маккуни» (PDF) . Sacredworld.info . Получено 26 октября.
- ^ «Picture Perfect — Хорошие времена NDTV» . Goodtimes.ndtv.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Священная технология» . Блумберг БизнесУик . 26 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2007 г. Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Технологии встречаются с традициями» . Индостан Таймс . 16 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 30 января 2011 г. Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Маккуни, Ранджит (2007). Вечный Ганди: Дизайн Мультимедийного музея . Вечный Ганди. ISBN 9788175256422 .
- ^ «Ежегодный обзор дизайна 2006 г.: Сертификат качества» (PDF) . Sacredworld.com . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Министр здравоохранения Азад открывает «Музей здоровья планеты» в Нью-Дели | Индия – Oneindia News» . Социальный пост . Новости.oneindia.in. 12 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 г. Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Синкретические технологии. Обучающий потенциал межкультурного, нетекстового интерактивного искусства: на примере Музея здоровья планеты Ранджита Маккуни в Дели» (PDF) . Dspace.mah.se . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Симеоне, Лука (январь 2011 г.). «Синкретические технологии. Обучающий потенциал межкультурного, нетекстового интерактивного искусства: на примере Музея здоровья планеты Ранджита Маккуни в Дели» . 110-е ежегодное собрание Американской антропологической ассоциации . Американская антропологическая ассоциация . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Picture Perfect — Хорошие времена NDTV» . Goodtimes.ndtv.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Дизайн приходите» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Изучение музыкальных пейзажей» . Индус . 29 ноября 2013 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ «Богиня и ее музыка» . Пионер . 5 декабря 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Раги создают интерактивные произведения искусства» . Декан Вестник . 5 декабря 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Мосты стран Восточной Азии» . Индийский экспресс . 7 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ «Объединенные музыкой» . Новый Индийский экспресс . 4 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ «Богиня и ее музыка» , The Pioneer , 5 декабря 2013 г. , дата обращения 5 декабря 2013 г.
- ^ «Ранджит Маккуни, основатель Sacred World, представил выставку «Музыка и Богиня» » . Felworld.com . 31 октября 2014 года . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ «Саундчек на тему азиатской божественности» . Середина дня . 29 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Фокус искусства – музыка и богиня – Ранджит Маккуни (священный мир)» . Возвращение Блудного сына . 16 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Хеппенинг, новые интерфейсы, выставка: музыкальные пейзажи и богиня Маккуни Ранджита» . www.designof.net/ . 31 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 г. . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Опыт Махамайи» . MahamayaExperience.world . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Свобода от ловушки!» . ranjitmakkuni.world.
- ^ «Являются ли цифровые технологии устойчивыми или экологичными» . ranjitmakkuni.world.
- ^ Jump up to: а б «Свобода от ловушки | Ранджит Маккуни» .
- ^ «Награды Махавира Махатмы 2005 — Инициатива Единства — Фонд Таймс» . Таймс оф Индия . 20 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Азиатский культурный совет» . asianculturalcouncil.org . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «АРС Электроника АРХИВ» . 90.146.8.18. Архивировано из оригинала 19 мая 2018 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^
- ^ «Премия и конкурс A' Design – Пресс-релиз: Маккуни Ранджит получает знаменитую награду A' Design Award» . Adesignaward.com. 4 мая 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ «Музыкальные пейзажи и происходящее с богиней; новые интерфейсы; выставка Маккуни Ранджита» . Adesignaward.com. 15 апреля 2014 г.
- ^ «Мир писателей - Интервью / Ранджит Маккуни» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Маккуни, Ранджит (2007). Вечный Ганди: Дизайн Мультимедийного музея. ISBN 9788175256422 .
- ^ Маккуни, Ранджит (2014). Музыка и Богиня Середина дня, Мумбаи (2014). «Звуки Азии» . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Маккуни, Ранджит (2024). Мир как женщина {{цитировать сеть | URL = https://www.amazon.in/World-as-Woman-Music-Goddess/dp/819322390X | title = Мир как женщина | автор1 = Ранджит Маккуни | год = 2024 | дата доступа = 10 января 2024 г.
- ^ «Сохранение и распространение культурного наследия здравоохранения Индии» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Без названия» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Середина дня, Мумбаи (2014). «Звуки Азии» . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Музей Триеннале, Милан (2012). «Новый пейзаж Индии» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ Домус (2013). «Новый пейзаж Индии» .
- ^ «Вывески салона» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «История экспериментов в мультимедиа – Мумбаи – ДНК» . Ежедневные новости и анализ . 18 февраля 2006 г. Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Тайны Шивы» (PDF) . Sacredworld.info . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «CyberArts 02: Выставка Prix Ars Electronica | OK Offenes Kulturhaus O–» . Ок-центрум.ат. 22 сентября 2002 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Текущие выставки Предстоящие выставки Прошедшие выставки (11 июня 2002 г.). «Банарас: Светящийся город | Нью-Йорк» . Азиатское общество . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Витал К. Надкарни (3 января 2002 г.). «Выставка представляет цифровой аватар Ганги » Таймс оф Индия Архивировано из оригинала 3 января . Получено 26 октября.
- ^ «Индийский Хабитат Центр – Календарь событий» . Indiahabitat.org. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ «ОПЫТ МАХАМАЙИ: Чистого блаженства и музыкального трансцендентности» . 31 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://www.ranjitmakkuni.world/
- https://www.ranjitmakkuni.world/music-and-goddess-ngma-opening
- https://www.ranjitmakkuni.world/planet-health-museum
- https://www.ranjitmakkuni.world/eternal-gandhi-exhibition-ngma
- https://www.ranjitmakkuni.world/the-crossing-project
- https://www.ranjitmakkuni.world/tech-firsts-legacy-of-ranjit-makkuni
- https://www.ranjitmakkuni.world/betrayal-of-the-it-revolution
- https://www.ranjitmakkuni.world/freedomfromdigitalentrapment
- https://www.mahamayaexperience.world